Чередование в корнях гласных и согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока: - дать понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов;
- сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_v_kornyah_glasnyh_i_soglasnyh_zvukov.rar | 588.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Чередование в корнях гласных и согласных звуков.
Составила: Гончаренко Елена Валериевна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. , Т.А. Ладыженская, Т.М. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулебаба, Н.В. Ладыженская.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - дать понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов;
- сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
Приветствует учащихся. Организует рабочую обстановку. | Самоопределение, смыслообразование Целеполагание Планирование учебного сотрудничества | |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
1.Проверка домашнего задания. 2.Игра «Словесный мяч». 3.Организация мини-исследования - Прочитайте текст. – Найдите однокоренные слова. - Выделите корни. - Что заметили? - Посоветуйтесь с соседом по парте и распределите пары и тройки однокоренных слов в графы таблицы. - Объясните логику заполнения. - Какие были трудности? - Что происходит с гласными и согласными в однокоренных словах? - Как называется это явление? - Давайте вместе озаглавим каждую графу таблицы. Лексический(метафоры) и речеведческий(повторы) анализ??? 4. Целеполагание. Определение темы и целей урока. - Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? Динамическая пауза | Защита проектов в группах. Подбирают проверочные слова. Находят однокоренные слова. Выделяют признак Анализируют Составляют таблицу Рефлексия, вывод. Формулируют тему урока .Чередование согласных и гласных звуков в корнях слов. Формулируют цель (понять, какие чередования гласных и согласных происходят в словах) Научиться видеть чередования гласных и согласных в словах. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. | ||
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу
- Что такое позиционное чередование звуков? --Влияет ли позиционное чередование звуков на написание слов? - При каких условиях происходит чередование гласных с нулём звука? - Какие гласные называются беглыми? - упр. 422 По образцу напишите пары к первым пяти словам. Какие звуки здесь чередуются? Послушайте историческую справку. (Из Ладыженской) - Оцените свою работу? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Динамическая пауза | Прочитывают теорию в учебнике, отвечают на вопросы.
Индивидуальная работа с проговариванием Анализ своей деятельности | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
Составьте предложения с такими парами слов: 1 ряд долг – должен; отпирать – запереть 2 ряд мука – мучное; вытирать – вытру 3 ряд ухо – уши; загар – загореть Чередования каких звуков вы встретили? Вам интересно, почему так происходит? Послушайте историческую справку. (Из Ладыженской) | Выполняют задание в парах Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи Оценивают свою работу | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Оценивание усваемого содержания Контроль, коррекция, оценка |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Предлагаю сформулировать выводы сегодняшнего занятия и заполнить таблицу «Я знаю. Я умею» - Какие звуки могут чередоваться в корне? - Для чего нужно изучать явление чередования? - Как вы думаете, каких планет из галактики «Лингвистика» касается полученная сегодня информация? - Заполните таблицу. - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Домашнее задание. 1. Параграфы № 78, 79 упражнение 427 2. Лингвистическая сказка на тему…(на выбор) «На закуску» Чтение с остановками ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА... — Я расскажу тебе историю про беглые Е и О,— сказала Лена.— Было это давным-давно, когда в алфавите еще существовали очень смешные буквы, но об этом ты еще узнаешь в государстве Графика, которое мы посетим как-нибудь в другой раз. • Что изучается в государстве Графика? • Название каких букв, которые ушли из нашего алфавита, вы знаете? — так вот, среди этих букв были Ъ (ер) и Ь (ерь),— и она быстро нарисовала их на песке.— Они обозначали короткие гласные звуки. Но люди решили изменить некоторые правила написания слов. И одним Ъ и Ь пришлось уйти навсегда в старинные книги, а некоторым разрешили измениться в О и е. Вот тогда-то новые О и е испугались нагрузки, они не хотели работать, а просто желали стоять в слове. Поэтому и сбегали при склонении, когда на них не очень-то обращали Внимание, а смотрели, в основном, на окончание. Слова, заметив пропажу, сразу же объявили розыск, но найти беглые О и е удавалось очень редко — только в именительном падеже этих слов. — А что это за слова? — Да, к примеру: пень, день, сон, лоб. • Попробуйте сами просклонять одно из этих слов. У вас исчезла Буква? Не осталось ли каких – либо вопросов, которые вы хотели бы задать? | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
«На закуску»
Чтение с остановками
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА...
— Я расскажу тебе историю про беглые Е и О,— сказала Лена.—
Было это давным-давно, когда в алфавите еще существовали очень смешные буквы, но об этом ты еще узнаешь в государстве Графика, которое мы посетим как-нибудь в другой раз.
• Что изучается в государстве Графика?
• Название каких букв, которые ушли из нашего алфавита, вы знаете?
— так вот, среди этих букв были Ъ (ер) и Ь (ерь),— и она быстро нарисовала их на песке.— Они обозначали короткие гласные звуки. Но люди решили изменить некоторые правила написания слов. И одним Ъ и Ь пришлось уйти навсегда в старинные книги, а некоторым разрешили измениться в О и е. Вот тогда-то новые О и е испугались нагрузки, они не хотели работать, а просто желали стоять в слове. Поэтому и сбегали при склонении, когда на них не очень-то обращали Внимание, а смотрели, в основном, на окончание. Слова, заметив пропажу, сразу же объявили розыск, но найти беглые О и е удавалось очень редко — только в именительном падеже этих слов.
— А что это за слова?
— Да, к примеру: пень, день, сон, лоб.
• Попробуйте сами просклонять одно из этих слов. У вас исчезла
Буква?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Данный конспект помогает провести занятие в пятом классе по позиционным чередованиям гласных и согласных звуков....
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...
Презентация к уроку "Позиционные чередования гласных и согласных звуков"
Цель:- познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков; - правописание корней, на которых отразилось чередование....