особенности использования образовательных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Педагогическая технология функционирует в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регуляторов деятельности и в качестве реального процесса обучения и воспитания.
Технологический подход позволяет:
- С большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- Анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- Комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- Обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- Выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_obrazov_tehnologiy_na_urokah_rus._yaz.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Курапова Ольга Ивановна
Педагогическая технология функционирует в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регуляторов деятельности и в качестве реального процесса обучения и воспитания.
Технологический подход позволяет:
- С большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- Анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- Комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- Обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- Выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие технологии:
- Технология модульного обучения.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методу и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Цель модульного обучения: содействие самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
- Технология развития критического мышления учащихся.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интенсивного включения учащихся в образовательный процесс.
Существуют следующие приёмы развития критического мышления:
- «Кластеры».
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Ведущим приёмом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто, интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Гроздья – графический в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, располагаются в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большое количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
- «Дерево предсказаний»
Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с этим приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и « вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предложений, аргументы в пользу того или иного мнения.
- «Чтение с остановками»
Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединённых общей темой, обладающей свойствами связности и цельности. Это приём используется, чтобы заинтересовать ребёнка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
- «Перекрёстная дискуссия»
Перекрёстная дискуссия создаёт условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев.
Перекрёстная дискуссия интересна тем, что помогает овладеть приёмами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к своим и чужим суждениям.
- Технология элементов ТРИЗ на уроках.
Основная цель использования ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) на уроках – дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества – доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.
Приём активизации деятельности школьников направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.
Для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках литературы, используются интересные факты отдельного писателя (поэта), которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
Приём «Лови ошибку!». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.
Цель этого приёма – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.
- Технология проектного обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Классификация школьных проектов :
- Исследовательские – предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее известным решением. Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных для научного исследования:
- Выявление и постановка проблемы исследования;
- Формулирование гипотезы;
- Планирование и разработка исследовательских действий;
- Сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
- Анализ, сопоставление полученных данных, формулирование выводов и их проверка;
- Подготовка выступления;
- Презентация проекта;
- Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
- Внесение корректив в работу и оформление отчёта.
- Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора. Для подобных проектов характерно очень чёткое определение частей общей работы, этапов деятельности.
- Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте.
Огромную роль в любой технологии играет оценочный механизм. В школе учащийся не может избежать оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Технология проектного обучения позволяет уйти от традиционной пятибалльной системы оценок и заменить рейтингом знаний и умений. Рейтинг может быть разработан совместно учителем и учениками.
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка
Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....
Презентация к статье "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает публичному выступлению при освещении данной темы...
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...
Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....
Опыт использования инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
Технология ТРИЗСущность теории решения исследовательских задач (ТРИЗ)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образова...