Проект по русскому языку "Этимологический сюрприз"
проект по русскому языку (6 класс) по теме
На данный момент одной из активных форм работы в учебном процессе является проектная деятельность, которая формирует у детей ценные умения: видеть проблему, искать пути ее решения, ставить перед собой цель, формулировать выходящие из нее задачи, выдвигать гипотезу, планировать этапы работы, работать в соответствии с намеченным планом деятельности, работать с различными источниками информации, извлекать из них необходимую для решения именно данного проблемного вопроса и другие. Публикуемый проект является реализованным, с материалами данной исследовательской работы моя ученица 6 класса выступала на муниципальной конференции НОУ "Эврика" и заняла призовое место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-issledovatelskiy_proekt_po_russkomu_yazyku_6_klass.docx | 58.18 КБ |
proekt_etimologicheskiy_syurpriz_6_klass.pptx | 111.76 КБ |
buklet_storona_1.docx | 1.26 МБ |
buklet_storona_2.docx | 202.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-7 КЛАССОВ УВАРОВЩИНСКОЙ СОШ «НАЧАЛО» _________________________________________________
Секция 1. Предметы гуманитарного цикла
Подсекция. Филология
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ « СЮРПРИЗ»
Информационно-исследовательский проект
Автор:
Кузнецова Елизавета,
обучающаяся 6 М класса
Научный руководитель:
Кузнецова Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение:
МБОУ Уваровщинская сош,
Кирсановский район
с. Б. Уваровщина, 2015
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Исследование истории происхождения группы слов …..................………..4
Раздел 2. Экспериментальное обоснование результатов исследования..….………..7
2.1 Анализ результатов опроса «Нужны ли знания этимологии слов?» среди
обучающихся 6 класса …………………………………………….……………………….7
2.2 Диагностика процента выполнения лингвистических заданий повышенной
сложности……………………………………………………………………………………7
2.3 Аналитическая деятельность по составлению буклета «Еда-яд?»…………...............7
Заключение …………………………………………………………………………………7
Рекомендации …..…………………………………………………………………………..8
Список литературы ……………………………………………………. ………………...9
Приложения ……………………………………………………………..............................10
Введение
Мы не часто задумываемся о том, как слова, которые мы используем, возникли, и как их значения могли измениться со временем. Между тем слова — это вполне себе живые существа. Новые слова появляются буквально каждый день. Иные не задерживаются в языке, а иные остаются. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука - этимология. Иногда, открывая этимологический словарь, сталкиваешься с «сюрпризами». Порой знание закономерностей таких «сюрпризов» позволяет решать сложные, но интересные лингвистические задачи.
Мы ставим перед собой цель: пополнение знаний о происхождении слов русского языка
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
а) изучить историю происхождения группы слов;
б) познакомить одноклассников с результатами исследования,
в) провести опрос «Нужны ли знания этимологии?»;
г) выполнить задания олимпиады;
д) диагностирование процента выполнения заданий до и после исследования.
Методы исследования: работа с этимологическими словарями, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, диагностика.
Гипотеза - изучение этимологии слов русского языка позволяет выполнять лингвистические задачи повышенной сложности
Научная новизна работы заключается в том, что результаты исследования этимологии слова позволяют иногда решить не только проблемы правописания, морфемного разбора слова, определения его лексического значения, но и решать сложные лингвистические задачи на установление исторически родственных «связей» между словами.
Теоретическая значимость работы. В ходе исследования выяснили, что лексическое значение слова, морфемный состав, правописание, история возникновения слова взаимосвязаны, и порой решение проблемного вопроса какого-либо аспекта слова возможно через изучение других аспектов.
Практическая значимость работы. Материалы исследования целесообразно использовать при выполнении заданий по языкознанию в рамках программы, а также при решении лингвистических заданий повышенной сложности, например, в ходе выполнения упражнений предметной олимпиады.
Работа изложена на 14 страницах, в которой размещены 4 приложения (1таблица с результатами анкетирования; 2 диаграммы результатов выполнения заданий олимпиады; буклет).
РАЗДЕЛ 1. Вопрос «Почему мы так говорим?» в равной степени интересует как взрослых, так и детей. Почему лось сохатый, а не просто рогатый, ведь не соху же он носит на голове, а рога (но зато как удобно проверить слово «сохатый» через слово «сошка»)…Или почему, устав, мы непременно должны прислониться к стене, а не прижирафиться? (Абсурдно звучит, но все равно хочется добраться до истины!) На все эти вопросы можно найти ответ в этимологическом словаре, но не всякий, задающийся этими вопросами, посчитает обязательным заниматься такой кропотливой работой, как поиск интересующего слова в потоке информации. А вот проблемные ситуации иногда заставляют самостоятельно прийти к выводу, что это необходимо. Так при решении олимпиадных заданий часто сталкиваемся с необходимостью обосновать историческое родство отдельных слов. Такого рода вопросы встречаются почти каждый год, и чтобы быть готовым к их решению, следует систематически пополнять свои знания этимологии через работу со словарями. Данная поисковая деятельность способствует расширению кругозора и развитию умения самостоятельно, без помощи словарей (в случае невозможности пользования) делать предположения об истории возникновения того или иного слова, эволюции его лексического значения.
Разберем одно из заданий олимпиады по русскому языку:
Какие слова являются исторически родственными:
1 вариант - постель-стол; еда-яд; шпаргалка - лохматье;
2 вариант - врач-врать-ворон; соха-сохатый-посох; верста-сверстник-верстак.
Обратимся к этимологическим словарям в сети Интернет.
Постель-стол:
Постель - общеславянское слово, образованное от «стлать». В буквальном смысле – "то, что постлано". ( Крылов Г.А. Этимологический словарь. – М.: Полиграфуслуги, 2005.)
Стол- общеславянское слово, образовано от «стлать». Исходное значение — «подстилка», затем — «стул», позже — «стол». (Школьный этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского)
Вывод: слова «постель» и «стол» – исторически родственные.
Еда-яд:
Еда - общеславянское слово, обозначает «есть», производное - «съедобный». (Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. –М.: ЮНВЕС, 2003.)
Яд - общеславянское слово того же корня, что и «еда», «есть» (кушать). Значение «яд, отрава» является вторичным и развилось из буквального — «то, что едят, принимают в качестве пищи». ( Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.)
Вывод: слова «еда» и «яд» – исторически родственные.
Шпаргалка-лохмотья:
Шпаргалка- заимствованное слово из польского языка, обозначает «исписанная бумажка», восходит к греческому слову со значением «пеленка; старье, лохмотья». (Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.)
Вывод: слова «шпаргалка» и «лохмотья» – исторически родственные. Т.е. шпаргалка изначально обозначала что-то не очень хорошее. Думаю, что и не стоит ею пользоваться!
Врач-врать-ворон:
Врач - старославянское слово, образованное от «врать, ворча́ть». Первоначальное значение "заклинатель, колдун». ( Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973.)
Врать – старославянское слово, образованное от «говорить». ( Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973.)
Ворон - общеславянское слово, образованное от «ворковать». ( Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973.)
Вывод: слова «врач» и «врать» – исторически родственные ( Это, конечно, сюрприз! Но нужно помнить, что первоначальные значения слов не соответствуют современным толкованиям!) А слова «врач» и «ворон» родственными не являются, хотя и имеют почти похожие корни с полногласием-неполногласием «-оро-»/ «-ра-»
Соха-сохатый-посох:
Соха - общеславянское слово, основа та же, что в «посох, сук», исходное значение — «развилка у дерева, вилы, рога» (сохатый — «с рогами (олень, лось)»), затем — сельскохозяйственное орудие в виде пашущих «вил». (Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.)
Посох - образовано посредством приставки по- от утраченной основы, той же, что и в названии сельскохозяйственного орудия «соха». Вначале называло палку с загнутым концом.
(Крылов Г.А. Этимологический словарь. – М.: Полиграфуслуги, 2005.)
Вывод: слова «соха», «сохатый» и «посох» – исторически родственные.
Верста-сверстник-верстак:
Верста - украинское слово, обозначает "возраст; пара; ровесник; мера длины". Связано с «верте́ть»; первонач. обозначало "оборот плуга", еще "одинаковый возраст". ( Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973.)
Сверстник - исконно русское, значит «одинаковый по возрасту», имеет тот же корень, что и существительное «верста». (Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. –М.: ЮНВЕС, 2003.)
Верстак - заимствованное из немецкого языка, обозначает «мастерская». ( Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973.)
Вывод: слова «верста» и «сверстник» – исторически родственные, а «верста» и «верстак» таковыми не являются, хотя созвучны и похожи по написанию.
Итак, мы закончили исследование группы слов, которые нам встретились в задании олимпиады, но работу в этом ключе следует продолжить.
РАЗДЕЛ 2.
2.1. С материалами данного исследования познакомили обучающихся 6 класса. Провели среди них опрос «Нужны ли знания этимологии слов?" Данные опроса показали, что большинство обучающихся считают такие знания необходимыми, т.к. иногда именно они помогут решить лингвистическую задачу (разобрать по составу, составить словообразовательную цепочку, объяснить лексическое значение, правописание, родство с другими словами).
2.2. Затем повторно дали выполнить задание олимпиады по этимологии. После проверки обнаружили, что большинство обучающихся справились с ним, хотя до ознакомления с материалами исследования оно вызывало трудности у всего класса.
2.3 А в буклете «Еда - яд?» (рис.П.3.1 и рис.П.3.2) мы опубликовали информацию о «неожиданном» историческом родстве некоторых слов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы подтвердили истинность своей гипотезы. Действительно, изучение этимологии слов русского языка позволяет выполнять лингвистические задачи повышенной сложности
РЕКОМЕНДАЦИИ
Работу по изучению этимологии слов русского языка следует проводить систематически, т.к. это способствует расширению кругозора, обогащению речи, развитию орфографической зоркости, внимания к словам нашего русского языка, великого, могучего, на котором говорили великие люди нашей страны: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Некрасов, Гоголь…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Крылов Г.А. Этимологический словарь. – М.: Полиграфуслуги, 2005.
- Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.
- Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. –М.: ЮНВЕС, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Опрос «Нужны ли знания этимологии слов?»
ФИО обучающихся | Да | Нет |
1. Балдина К. | + | |
2. Беленов М. | - | |
3. Бирюкова Г. | + | |
4. Бурцева К. | + | |
5. Буковская Е. | + | |
6. Жукалин В. | + | |
7. Корчагина С. | + | |
8. Луньков Ф. | + | |
9. Рзгоян М. | + | |
10. Рязанов И. | + | |
11. Филаткин Н. | - | |
12. Шарапов Д. | + | |
13. Шарапов И. | + |
Приложение 2.
Диагностика
- Результаты олимпиады до исследования
- Результаты олимпиады после исследования
Приложение 3.
Буклет «Еда – яд?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У слов, как и у людей, есть своя история, судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную или быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики занимается интереснейшая наука - этимология. Иногда, открывая этимологический словарь, сталкиваешься с «сюрпризами», о которых, считаю, полезно знать. Актуальность
Пополнение знаний о происхождении слов русского языка Задачи : Изучить историю происхождения группы слов; Познакомить одноклассников с результатами исследования; Провести опрос; Выполнить задания олимпиады ; Провести диагностирование. Цель исследования:
Методы исследования – работа с этимологическими словарями, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, диагностирование. План работы : Сбор слов, которые вызвали затруднения при выполнении олимпиадных заданий Работа с источниками информации Обсуждение результатов поиска (анализ полученной информации) Опрос Выполнение заданий олимпиады Диагностирование Презентация Предмет исследования – группа слов русского языка
Изучение этимологии слов русского языка позволяет выполнять лингвистические задачи повышенной сложности Гипотеза:
Задание олимпиады по русскому языку: Какие слова являются исторически родственными: 1 вариант - постель-стол; еда-яд; шпаргалка-лохмоть я ; 2 вариант - врач-врать-ворон;соха-сохатый-посох ; верста-сверстник-верстак. Сбор слов, которые вызвали затруднения при выполнении олимпиадных заданий
Постель-стол: Постель - общеславянское слово, образованное от «стлать». В буквальном смысле – " то , что постлано ". (Этимологический словарь Г.А.Крылова) Стол - общеславянское слово, образовано от «стлать». Исходное значение — «подстилка», затем — «стул», позже — «стол». (Школьный этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского ) Вывод: слова «постель» и «стол» – исторически родственные. Работа с источниками информации
Еда - общеславянское слово, обозначает «есть», производное - «съедобный». (Этимологический словарь русского языка издательства «ЮНВЕС») Яд - общеславянское слово того же корня, что и « еда» , « есть» (кушать). Значение «яд, отрава» является вторичным и развилось из буквального — «то, что едят, принимают в качестве пищи».( Школьный этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского ) Вывод : слова «еда» и «яд» – исторически родственные (В некоторых случаях это родство и не удивляет уже!) Еда-яд:
Шпаргалка - заимствованное слово из польского языка, обозначает «исписанная бумажка», восходит к греческому слову со значением «пеленка; старье, лохмотья». (Школьный этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского ) Вывод : слова «шпаргалка» и « лохмотья» – исторически родственные. (Т.е. шпаргалка изначально обозначала что-то не очень хорошее. Думаю, что и не стоит ею пользоваться!) Шпаргалка-лохмотья:
Врач - старославянское слово, образованное от «врать, ворча́ть ». Первоначальное значение "заклинатель, колдун».( Этимологический словарь русского языка М . Р . Фасмера) Врать – старославянское слово, образованное от «говорить».( Этимологический словарь русского языка М . Р . Фасмера) Ворон - общеславянское слово, образованное от «ворковать».( Этимологический словарь русского языка М . Р . Фасмера) Вывод : слова «врач» и «врать» – исторически родственные ( Это,конечно,сюрприз ! Но нужно помнить, что первоначальные значения слов не соответствуют современным толкованиям!) А слова «врач» и «ворон» родственными не являются, хотя и имеют почти похожие корни с полногласием-неполногласием «- оро -»/ «- ра -» Врач-врать-ворон :
Соха - общеславянское слово, основа та же, что в « посох , сук» , исходное значение — «развилка у дерева, вилы, рога» ( сохатый — «с рогами (олень, лось)»), затем — сельскохозяйственное орудие в виде пашущих «вил». (Школьный этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского ) Посох - образовано с помощью приставки по- от утраченной основы, той же, что и в названии сельскохозяйственного орудия «соха». Вначале называло палку с загнутым концом (Этимологический словарь Г.А. Крылова). Вывод : слова «соха», «сохатый» и «посох» – исторически родственные. Соха-сохатый-посох:
Верста - украинское слово, обозначает " возраст ; пара ; ровесник ; мера длины " . Связано с « верте́ть »; первонач. обозначало "оборот плуга", еще "одинаковый возраст".( Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера) Сверстник - исконно русское, значит «одинаковый по возрасту», имеет тот же корень, что и существительное «верста». (Этимологический словарь русского языка издательства «ЮНВЕС») Верстак - заимствованное из немецкого языка, обозначает «мастерская». ( Этимологический словарь русского языка М. Р. Фасмера) Вывод : слова «верста» и «сверстник» – исторически родственные, а «верста» и «верстак» таковыми не являются, хотя созвучны и похожи по написанию. Верста-сверстник-верстак :
Нужны ли знания этимологии слов? Опрос ФИО обучающихся Да Нет 1. Балдина К. + 2. Беленов М. - 3. Бирюкова Г. + 4. Бурцева К. + 5. Буковская Е. + 6. Жукалин В. + 7. Корчагина С. + 8. Луньков Ф. + 9. Рзгоян М. + 10. Рязанов И. + 11. Филаткин Н. - 12. Шарапов Д. + 13. Шарапов И. +
Результаты олимпиады до исследования Результаты олимпиады после исследования Диагностика
Заключение Я доказала истинность своей гипотезы. Действительно, знание истории происхождения слов расширяет наш кругозор, позволяет решать более сложные лингвистические задачи.
Крылов Г.А. Этимологический словарь. – М.: Полиграфуслуги , 2005. Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004. Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. –М.: ЮНВЕС, 2003. Список литературы
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по русскому языку по теме "Не с прилагательными"
Данный урок-проект был проведен в 6 классе согласно рабочей программе (3 четверть)Основная цель урока: Познакомить учащихся с написанием частицы НЕ с именем прилагательным, совершенствовать учеб...
проект " В Русской горнице" основан на русских народных играх
Проект основан на русских народных играх, праздниках и обрядах. Проект долгосрочный, познавательно-развивающий.Цель: сохранение традиций русского народа и знакомство с русской культурой....
Проект по русскому и родному языку. Проект.
Вся наша жизнь состоит из различных жизненных проектов. Мы планируем (еще в школе) успешно реализовать их. В своей работе хочу представить свой труд по изучению смысла поговорок наро...
Проект по русскому языку "Заимствования в русском языке"
Проект по русскому языку "Заимствования в русском языке", выполнили обучающиеся 5 класса...
Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»
При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...
Исследовательский проект по русскому языку «ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА »
ОГЛАВЛЕНИЕ . Введение Основная часть Заключение Список литературы...