Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе«Самый, сильный » для 8,9 классов.
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Самый, сильный » для 8,9 классов.
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
повторить основные теоретические материалы по русскому языку и литературе;
развивать познавательный интерес учащихся к предмету; расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
карточки с заданиями,
ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель :
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру по русскому языку и литературе . Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам.
Вот правила игры:
"Самый, сильный” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри.
Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "самым сильным учеником”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Вопросы:
Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
С кем на дуэли сражался Пушкин? (Дантес)
"Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, сливовый, балованный, творог, газопровод, торты, обеспечение, танцовщица.
Лососевый, каталог, туфля, звонит, красивее, пиала, грушевый, документ, нефтепровод, пломбировать.
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше
- синонимов:
идти (шагать, ползти, топать);
трусливый (боязливый,несмелый, пугливый);
говорить (сказать, повторить, молвить, добавить,воскликнуть, заявить);
красивый (симпатичный, обаятельный,привлекательный);
жилище (дом, хата, общежитие);
смеяться (хохотать,ржать, улыбаться).
- антонимы к словам:
друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый,книга, доброе утро(спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость,чумазый, шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами на карточках два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
П. Ершов
Калашников
Остап
Капитанская
купец
Астафьев
Виктор Петрович
дети
дочка
Красный нос
"Левша”
нищий
Пеппи
А. Линдгрен
подземелья
"Конёк-горбунок”
мороз
Длинный чулок
"Малыш и Карлсон”
Аввакум
принц
Н.Лесков
В. Распутин
"Уроки французского”
легенда
Тарас Бульба
протопоп
Данко
Наталья Николаевна
«Кладовая солнца»
А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь
Васюткино
Пришвин
Наталья
«Снежная Королева»
Гринев
озеро
Тарас Бульба
Пушкин
Гончарова
Боярская дочь
Чацкий
Капитанская дочка
Оксана
полячка
Под голубыми небесами…
Николай Михайлович
«Бежин луг»
А судьи кто?
Крылов
черевички
Цыганок
Тургенев
Карамзин
Горький
Андерсен
Сдать листочки в жюри.
- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Самым сильным”.
4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 1,например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ.
Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в"Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.
II тур.
- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например,к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
- Теперь я снова читаю слова, вы по очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).
2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.
"Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
"Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем? .. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах. ("Мцыри” М.Ю.Лермонтов)
"И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький).
"Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. ”.("После бала” Л.Н.Толстой)
Подсказка: «Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет.»
"Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
"Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”.("Неизвестный цветок” А. Платонов)
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.
3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передавая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумывая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.
4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, а вы должны продолжить или закончить его.
1.Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
2.Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
3.Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)
("Мцыри” М.Ю. Лермонтов)
4.Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин)
5.Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
("Я помню чудное мгновенье ” А.С. Пушкин)
Финал.
1 задание. "Пословицы и поговорки”. Домашнее задание. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж;волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час;дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы,и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
- Без чего дома не построишь? (без угла)
- За чем чай пьют? (за столом)
- За чем во рту язык? (за зубами)
- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
- По чему в лес ходят? (по земле)
- По чему утка плавает? (по воде)
На этом наша игра заканчивается. Награждение победителя и участников игры.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Уразаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе:
«Самый сильный» для учащихся 8,9 классов.
Провела :
учитель русского языка
и литературы
Шакирова Э.М.
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для суворовцев 1 курса( для учащихся 5 класса) "Знатоки русского языка"
Данное мероприятие проводилось в 5 классе в рамках Недели русского языка и литературы. В соревнованиях участвует 4 команды....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе . Игра "Эрудит-шоу" 5-7 классы
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку для 5-7 классов.Материалы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Игру можно провести в рамках недели русского языка и лите...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе . Игра "Эрудит-шоу" 5-7 классы
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку для 5-7 классов.Материалы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Игру можно провести в рамках недели русского языка и лите...
Публикация "Методическая разработка "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда? для 8 класса"
Публикация "Методическая разработка "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда? для 8 класса" 21.12.2021 на https://videouroki.net/razrabotki/mie...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ИГРА «ЭРУДИТ» для 5-6 классов
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ИГРА «ЭРУДИТ» для 5-6 классов...