Урок русского языка в 6 классе: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта по русскому языку на тему: "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных" (6 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_6_klass.docx | 87.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Дата проведения урока: 27. 01. 2017 г.
Класс: 6
ОУ: ГБОУ СОШ № 62
Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.
УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели для ученика Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
| Цели для учителя Образовательные:
Воспитательные:
|
Тип урока урок усвоения новых знаний | Форма урока урок-практикум с элементами технологии развития критического мышления |
Опорные понятия, термины суффиксы прилагательных, образованных от существительных; одна и две буквы Н. | Новые понятия - |
Формы контроля: диктант с заменой. | Домашнее задание На выбор: 1. упр. № 370 (списать, вставить пропущенные буквы, распределить в два столбика, обозначить условия выбора изученной орфограммы); или: 2. составить словарный диктант по изученному материалу (15 словосочетаний).
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Организационный этап 1 минута | Включает в деловой ритм. | Проверяют готовность к уроку, записывают число. | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Самопроверка. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, саморегуляция. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. | Включение учащихся в деловой ритм. |
II. Мотивация учебной деятельности
2 минуты | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. (Приложение 1) Зарядка позитивного мышления. (Ученики слушают или повторяют вслед за учителем) (Приложение 2) | Отвечают на вопрос учителя, начинают формулировать тему урока. Поворачиваются лицом к соседу, жмут соседу руку: «Желаю большого успеха всегда и во всем!» | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Игровой приём. | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся. |
III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач 8 минут | Организует повторение ранее изученного материала. (Приложение 3) Создаёт проблемную ситуацию. | Работают в парах, распределяя слова по группам и объясняя правописание слов с изученными ранее орфограммами. Презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку. Формулируют тему и задачи урока. | Групповая и индивидуальная форма. Практический метод. Составление кластера или схемы. | Личностные: самопроверка, оценивание. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Повторение об уже известных суффиксальных способах образования прилагательных. . |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила. (Приложение 4) | Самостоятельно знакомятся с правилом. Работают в парах, составляя кластер или графическую схему изученного правила, презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку. | Фронтальная, групповая и индивидуальная формы. Исследовательский метод. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила. |
V. Первичная проверка понимания 2 минуты | Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила. (Приложение 5) | Объясняют правописание подчёркнутых слов из предыдущего упражнения. | Фронтальная форма. Словесно-исследовательский метод. Решение орфографической задачи. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила. |
VI. Лингво-физкультминутка 2 минуты | Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 6) | Выполняют задания, объясняют свои ошибки. | Фронтальная форма. Здоровьесберегающая технология. Игровой приём. | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся. |
VII. Первичное закрепление Формирование алгоритма различения одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. 6 минут | Организует работу по первичному применению новых знаний. Комментирует совместно с учащимися коллективное письмо. Проверяет усвояемость средств художественной изобразительности. (Приложение 7) | Записывают предложения и сравнивают их, делают вывод о постановке одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Находят и зачитывают изобразительные средства в предложениях. | Фронтальная форма. Практический, исследовательский методы. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка условий написания одной и двух букв Н. |
2) Самостоятельная практическая работа с последующей самопроверкой
10 минут | Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует. (Приложение 8) | Выполняют разноуровневые задания, производят самопроверку. | Индивидуальная форма. Практический метод. Решение орфографических задач, творческая работа. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка умения правильно писать одну и две Н в суффиксах прилагательных.. |
3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой 5 минут | Диктует слова для проверочной работы. (Приложение 9) | Выполняют задание учителя, производят взаимопроверку. | Фронтальная форма. Практический метод. Диктант с заменой. | Личностные: оценивание. Регулятивные: контроль, оценка. Познавательные: целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. | Самопроверка усвоения темы, коррекция. |
VIII. Домашнее задание 1 минута | Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. | Фронтальная форма. Словесный метод. Слово учителя. | Регулятивные: саморегуляция, планирование. | Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап 4 минуты | Организует рефлексию. (Приложение 10) | Осуществляют самооценку собственной учебной | Индивидуальная форма. Творческий метод. Приём «Акрослово». | Личностные: Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самооценка результатов учебной деятельности. |
Приложение 1
Зарядка позитивного мышления.
Задание
- Слушайте, думайте, чувствуйте.
- Ребята, великий французский педагог Ж.Ж. Руссо обратился к вам с такими словами: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Приложение 2
Зарядка позитивного мышления.
Задание
- Слушайте, думайте, чувствуйте и повторяйте за мною.
- Сегодня я сделаю что-нибудь полезное.
- Я не буду лентяем в умственном отношении.
- Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
Приложение 3
Работа в группах
Задание
- Запишите слова группами, раскрывая скобки и объясняя их правописание. Слова, правописание которых вы не можете объяснить, подчеркните, не записывая их.
Совестливый, талантливый, доверчивый, пищевой, кольцевой, ежовый, образцовый, глиняный, стеклянный, куриный, истинный, клюквенный, ветреный, станционный.
– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)
– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальным.)
– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.).
Приложение 4
Алгоритм
Задание
- Составьте схему, которая поможет нам с вами изучить правило
Н | НН |
От существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый | От существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый |
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый,, сиНий, СвиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий. | От существительных с основой на Н +Н- лимоННый барабаННый |
-Н- и –НН- в кратких прилагательных: длинная дорога – дорога длинна; ветреная девочка – девочка ветрена |
Приложение 5
Работа по опорным схемам
Задание
- Расскажите по опорным схемам у доски теоретический материал. Придумайте по одному прилагательному на каждый суффикс.
ан ян ин онн енн н + н
н н н нн нн нн
Приложение 6
Лингво-физкультминутка
Задание
- Выполните следующее условие: «Если в суффиксе прилагательного одна Н, поднимаем простой карандаш горизонтально, если НН – вертикально».
Буквенный, утиный, безветренный, песчаный, оловянный, ценный, кожаный, юный, экскурсионный.
Приложение 7.
Комментированное письмо
Задание
- Укажите опознавательные признаки орфограммы; назвать художественно-изобразительные средства, используемые автором для изображения картин природы.
1. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.
2. Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.
3. Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях.
(По К. Паустовскому).
Приложение 8.
5.1 Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.
Самопроверка, выставление отметки.
Задание
- Вставьте на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Оси…ая талия, соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
5.2. Работа по рядам
Задание на доске:
- Образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы.
1ряд: сон, мужество, глубина;
2ряд: шерсть, закон, листва;
3 ряд: солома, туман, олово
Приложение 9.
Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах)
Задание
- От данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить.
1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.
Серебро, дерево, торф, песок, ветер, рожь, лёд, лен.
2-я группа: сущ. + -нн- = прил.
Сова, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.
3-я группа: сущ. + -енн- = прил.
Искусство, авиация, обед, торжество, солома, письмо.
4-я группа: сущ. + -н- = прил.
Лимон, машина, вагон, сон, конь, луна, дно.
Приложение 10.
Ответы на вопросы
Задание
- Ответьте на вопросы.
- Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?
- – С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?
- – В чем сложность правописания этих суффиксов?
- – Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.
- – Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"
Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...
Урок русского языка в 6-м классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
На этом уроке учащиеся знакомятся с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-), отрабатывают навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, попо...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" - урок с применением ИКТ технологий....
сценарий урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Задачи урока: 1. Образовательные:· познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;·...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...