Урок русского языка в 6 классе: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Калимуллина Галия Зинуровна

Технологическая карта по русскому языку на тему: "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных" (6 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_6_klass.docx87.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Дата проведения урока: 27. 01. 2017 г.

Класс: 6

ОУ: ГБОУ СОШ № 62

Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.

УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.

Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга

Цели для ученика

Обучающие:

  • изучение правила правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных;
  • формирование практического умения по написанию одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных;
  • совершенствование орфографических навыков.
  • формирование практических умений и навыков  по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

  • развитие критического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие:

  • воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям.

Цели для учителя

Образовательные:

  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой темой;
  • формировать навык написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных.
  •  Развивающие:
  • создать условия для развития познавательной активности и критического мышления детей;
  • способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;
  • создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Форма урока

урок-практикум с элементами технологии  развития критического мышления

Опорные понятия, термины

суффиксы прилагательных, образованных от существительных;

одна и две буквы Н.

Новые понятия

-

Формы контроля:

диктант с заменой.

Домашнее задание
   1. § 64 (теоретические положения в учебнике; умение восстановить изученный материал по опорным схемам и без них).

На выбор:

  1. упр. № 370 (списать, вставить пропущенные буквы, распределить в два столбика, обозначить условия выбора изученной орфограммы);

 или:

  2. составить словарный диктант по изученному материалу (15 словосочетаний).

   

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный

этап

1 минута

Включает в деловой ритм.

Проверяют готовность к уроку, записывают число.

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Самопроверка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Включение учащихся в деловой ритм.

II. Мотивация учебной деятельности

 

2 минуты

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(Приложение 1)

Зарядка позитивного мышления.

(Ученики слушают или повторяют вслед за учителем)

(Приложение 2)

Отвечают на вопрос учителя, начинают формулировать тему урока.

Поворачиваются лицом к соседу, жмут соседу руку: «Желаю большого успеха всегда и во всем!»

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Игровой приём.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.  Постановка целей и задач

8 минут

Организует повторение ранее изученного материала.  (Приложение 3)

Создаёт проблемную ситуацию.

Работают в парах, распределяя слова по группам и объясняя правописание слов с изученными ранее орфограммами.

Презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

Формулируют тему и задачи урока.

Групповая и индивидуальная форма.

Практический метод.

Составление кластера или схемы.

Личностные:

самопроверка, оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Повторение об уже известных суффиксальных способах образования прилагательных.

.

IV. Первичное усвоение новых знаний
4 минуты

Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила. (Приложение 4)

Самостоятельно знакомятся с правилом.

Работают в парах, составляя кластер или графическую схему изученного правила, презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы.

Исследовательский метод.
Составление графической схемы правила.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила.

V. Первичная проверка понимания

2 минуты

Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила. (Приложение 5)

Объясняют правописание подчёркнутых слов из предыдущего упражнения.

Фронтальная форма.

Словесно-исследовательский метод.

Решение орфографической задачи.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила.

VI. Лингво-физкультминутка

2 минуты

Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 6)

Выполняют задания, объясняют свои ошибки.

Фронтальная форма.

Здоровьесберегающая технология.

Игровой приём.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся.

VII.  Первичное закрепление

Формирование алгоритма различения одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

6 минут

Организует работу по первичному  применению новых знаний.

Комментирует совместно с учащимися коллективное письмо. Проверяет усвояемость средств художественной изобразительности.

(Приложение 7)

Записывают предложения и сравнивают их, делают вывод о постановке одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Находят и зачитывают изобразительные средства в предложениях.

Фронтальная форма.

Практический, исследовательский методы.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания,  анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка условий написания одной и двух букв Н.

2) Самостоятельная  практическая работа с последующей самопроверкой

 

10 минут

 Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует. (Приложение 8)

Выполняют разноуровневые  задания, производят самопроверку.

Индивидуальная форма.

Практический метод.

Решение орфографических задач, творческая работа.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка умения правильно писать одну и две Н в суффиксах прилагательных..

3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой

5 минут

Диктует слова для проверочной работы. (Приложение 9)

Выполняют задание учителя, производят взаимопроверку.

Фронтальная форма.

Практический метод.

Диктант с заменой.

Личностные:

 оценивание.

Регулятивные:

контроль, оценка.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками.

Самопроверка усвоения темы, коррекция.

VIII. Домашнее задание

1 минута

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная форма.

Словесный метод.

Слово учителя.

Регулятивные: саморегуляция, планирование.

Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

4 минуты

Организует рефлексию.

(Приложение 10)

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Индивидуальная форма.

Творческий метод.

Приём «Акрослово».

Личностные:
смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самооценка результатов учебной деятельности.

Приложение 1

Зарядка позитивного мышления.

Задание

  • Слушайте, думайте, чувствуйте.

- Ребята, великий французский педагог Ж.Ж. Руссо обратился к вам с такими словами: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» 

Приложение 2

Зарядка позитивного мышления.

Задание

  • Слушайте, думайте, чувствуйте и повторяйте за мною.

  1. Сегодня я сделаю что-нибудь полезное. 
  2. Я не буду лентяем в умственном отношении. 
  3. Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

Приложение 3

Работа в группах

Задание

  • Запишите слова группами, раскрывая скобки и объясняя их правописание. Слова, правописание которых вы не можете объяснить, подчеркните, не записывая их.

Совестливый, талантливый, доверчивый, пищевой, кольцевой, ежовый, образцовый,  глиняный, стеклянный, куриный, истинный, клюквенный, ветреный, станционный.

– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)

– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальным.)

– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.).

Приложение 4

Алгоритм

Задание

  • Составьте схему, которая поможет нам с вами изучить правило

Н

НН

От существительных

-ИН-        журавлИНый

           -АН-        кожАНый

           -ЯН-        землЯНой

Запомни!  оловЯННый

                    стеклЯННый

                    деревЯННый

От существительных

       -ЕНН-         обедЕННый

-ОНН-         авиациОННый

        Запомни!   ветрЕНый

Запомни!  Н входит в корень

павлиНий, зелёНый,, сиНий,

СвиНой, багряНый, юНый,

румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий.

От существительных

с основой на Н +Н-

лимоННый

барабаННый

-Н- и –НН- в кратких прилагательных: длинная дорога – дорога длинна; ветреная девочка – девочка ветрена

Приложение 5

Работа по опорным схемам

Задание

  • Расскажите по опорным схемам у доски теоретический материал. Придумайте по одному прилагательному на каждый суффикс.

ан         ян       ин       онн      енн       н + н

 н          н         н          нн        нн          нн

Приложение 6

Лингво-физкультминутка

Задание

  • Выполните следующее условие: «Если в суффиксе прилагательного одна Н, поднимаем простой карандаш горизонтально, если НН – вертикально».

Буквенный, утиный, безветренный, песчаный, оловянный, ценный, кожаный, юный, экскурсионный.  

Приложение 7.

Комментированное письмо

Задание

  • Укажите опознавательные признаки орфограммы; назвать художественно-изобразительные средства, используемые автором для изображения картин природы.

1. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.

2. Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.

3. Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях.

(По К. Паустовскому).

Приложение 8.

5.1 Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

Самопроверка, выставление отметки.

Задание

  • Вставьте на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Оси…ая талия, соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

5.2. Работа по рядам

Задание на доске: 

  • Образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы.

 1ряд: сон, мужество, глубина;

 2ряд: шерсть, закон, листва;

 3 ряд: солома, туман, олово

Приложение 9.

Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах)

Задание

  • От данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить.

1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.

Серебро, дерево, торф, песок, ветер, рожь, лёд, лен.

2-я группа: сущ. + -нн- = прил.

Сова, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.

3-я группа: сущ. + -енн- = прил.

Искусство, авиация, обед, торжество, солома, письмо.

4-я группа: сущ. + -н- = прил.

Лимон, машина, вагон, сон, конь, луна, дно.

Приложение 10.

Ответы на вопросы

Задание

  • Ответьте на вопросы.
  1. Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?
  2. – С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?
  3. – В чем сложность правописания этих суффиксов?
  4. – Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.
  5. – Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...

Урок русского языка в 6-м классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

На этом уроке учащиеся знакомятся с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-), отрабатывают  навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, попо...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"  - урок с применением ИКТ технологий....

сценарий урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Задачи урока: 1.     Образовательные:·        познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;·...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...