Проверочная работа по русскому языку в формате МЦКО (апрель, 2017) 5 класс
тест по русскому языку (5 класс) по теме

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

В предложенной разработке представлены задания, аналогичные демоверсии МЦКО (апрель, 2017). Проверка знаний и умений учащихся по орфографии и пунктуации; выполнять фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разборы, а также  проверка знаний по орфоэпии, частям речи, пунктуации при прямой речи, однородных членах и сложных предложениях, работа с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 1.

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

Скоро лес зар..стет(2) сочными травами а пока из тр..вы гл..дят бел..нькие гла..ки земл..ники. Изредка поп..дают..ся  ар..матные спелые ягоды (1). Чудес..ный зап..х разн..сится по лесу.(4) Над душ..стыми(3) цветами в..ются пч..лы к  ж..лтым лилиям подл..тают шмели.

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

КАУЧУК        АТЕЛЬЕ        ЗВОНИШЬ        ЩАВЕЛЬ

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Ранним утром приятно побродить по лесу.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. Приезжий спросил у пожилого москвича как ему пройти на Красную площадь
  2. Москвич ответил что не расслышал вопрос
  3. Как пройти на Красную площадь
  4. Пройдите до Никитского переулка и сверните направо посоветовал прохожий

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Рвёт и стонет Днепр широкий.
  2. Голубушка как хороша!
  3. Возьмите яблоки с собой в дорогу.
  4. Она подошла к окну и увидела радугу.

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Выглянуло солнце и осветило землю.
  2. Деревья от ветра гнутся и скрипят.
  3. Наступила осень и раскрасила деревья разными красками.
  4. Еще в полях белеет снег а воды уж весной шумят.

Ответ: _________________________________________________

Текст 2.

1.Люди рано открыли полезные свойства огня: его способность освещать и согревать, готовить растительную и животную пищу. 2. «Дикий» огонь, который вспыхивал во время пожаров или извержений вулканов, был страшен и опасен для человека, но, принося огонь в пещеру, человек «приручил» его. 3. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства.

4. Долгие тысячелетия люди пользовались «домашним огнем», поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его при помощи трения. 5. Вероятно, это событие произошло случайно, после того как предки научились сверлить дерево. 6. Во время этой операции произошло нагревание древесины, а затем ее воспламенение. 7. Обратив на это внимание, люди стали широко использовать трение для добывания огня.

  1. Определите и запишите основную мысль текста.

         

  1. Выпиши полезные свойства огня:

 освещать, согревать, вспыхивать, извергаться, излучать, сжигать.

  1. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, как предки научились добывать огонь? Запишите ответ.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7. Запишите ответ. _______________________________________________

  1. В предложениях 1-3   найдите слово со значением «тот, кто совершает путь вместе». Выпишите слово. ________________________________

  1.  В предложениях 5-7 найдите антоним к слову «остывание» и выпишите его. _______________________________________________

Ответы

1

Скоро лес зарАстет(2) сочными травами, а пока из трАвы глЯдят белЕнькие глаЗки землЯники. Изредка попАдаются  арОматные спелые ягоды (1). Чудесный запАх разнОсится по лесу.(4) Над душИстыми(3) цветами вЬются пчЁлы, к  жЁлтым лилиям подлЕтают шмели.

ЯГОДЫ (3 слога: Я-ГО-ДЫ)

Я [й’] – согл, сонор., непарн. мягк.;

    [а]- гл., ударн.;

Г  [г] – согл, парн. зв., парн. тв.;

О  [а] – гл., безуд.,

Д  [д] – согл., парн. зв., парн. тв.;

Ы [ы] – гл., безуд.

5б., 6зв.

Душистыми (какими?) – прил., мн.ч., Т.п., определение

Чудесный запах разносится по лесу.

(Предл., повест., невоск., простое, двусост., распростр., полн., неосл.)

2

каучУк, ательЕ, звонИшь, щавЕль

3

местоимение, союз

4

4. «Пройдите до Никитского переулка и сверните направо», - посоветовал прохожий

«П», - а.

5

Голубушка, как хороша! (обращение)

6

  1. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (сложное предложение)

7

Сверление (трение)дерева повлияло на умение добывать огонь.

8

Освещать, согревать, излучать

9

Вероятно, предки научились сверлить дерево

10

рассуждение

11

Спутник/спутником

12

нагревание



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 2.

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

Трудно прол..жить путь по тайге(3). На упавших дерев..ях выр..сли(2) травы мох. К..лючие ветки ц..рапают руки и лицо тяж..лый рюкза.. ц..пляется за суч..я.(1) Вот целая пор..сль папоротников. Под их зеленью мы распол..гаемся на отдых.(4)

 

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

КВАРТАЛ       ШАРФЫ        СТОЛЯР        ОБЛЕГЧИТЬ      

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Маленькие сосенки и берёзки растут на моховом болоте.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. По словам сынишки собака Клеопарда злее волка
  2. Я ему крикнул чтобы он не бежал от Клеопарды
  3. Ух, страшно
  4. А убегать ещё страшней ответил я сыну

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Как у берёзки в чистом поле красив и прост её наряд.
  2. Жизнь моя ничуть не стала тише.
  3. Жизнь моя по-прежнему теки!
  4. Чувствуете вы теперь боль?

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и серьёзного.
  2. В голосе Якова была неподдельная глубокая страсть и молодость.
  3. Собака доверчиво поглядывала на него и слегка помахивала хвостом.
  4. Тяжёлый удар прокатился с востока и вернулся обратно.

Ответ: _________________________________________________

Текст 2.

  1. Бывают коты вороватые, а бывают неисправимо вороватыми. 2. Одесский кот Мордан относился как раз к таким – неисправимо вороватым. 3. Стоило хозяйке отвернуться, как Мордан был тут как тут. 4. Он даже умудрялся вытаскивать мясо из кастрюли с супом.

5. Ловкость и наглость кота довели обитателей квартиры до малодушного решения: избавиться от надоедливого животного. 6. Его вывезли на окраину города и оставили там. 7. Месяц жители квартиры пребывали в спокойствии и думали, что так будет всегда. 8. Однако через месяц на пороге показался Мордан, злой, похудевший, но не изменивший своим преступным наклонностям.

  1.   Определите и запишите основную мысль текста.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7. Запишите ответ._______________________________________________

  1. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Мордан - неисправимо вороватый кот. Запишите ответ.__________________________________________________

  1. В предложении 5   найдите слово со значением «отсутствие твердости в решении проблемы». Выпишите слово.__________________________

  1. В предложениях 7-8 найдите антоним к слову «послушный» и выпишите его.________________________________________________

Ответы

1

Трудно пролОжить путь по тайге(3). На упавших деревЬях вырОсли(2) травы мох. КОлючие ветки цАрапают руки и лицо тяжЁлый рюкзаК цЕпляется за сучЬя.(1) Вот целая порОсль папоротников. Под их зеленью мы располАгаемся на отдых.(4)

сучья (2 слога: сучь-я)

С [с] – согл, парн. гл, парн. тв.;

У [у]- гл., ударн.;

Ч [ч’] – согл, непарн. гл., непарн. мягк.;

Ь [ - ]

Я [й’] – согл., непарн. зв., непарн. мягк.;

    [а] – гл., безуд.

____________________

5б., 5зв.

I по( чему?) по тайге – сущ.

II Н.ф. – тайга

Пост., - нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.

Непост., - ед.ч., П.п.

III (где?) по тайге (обстоятельство)

Под их зеленью мы располагаемся на отдых. (4)

(Предл., повест., невоск., простое, двусост., распростр., полн., неосл.)

2

квартАл, шАрфы, столЯр, облегчИть

3

местоимение, наречие

4

4. «А убегать еще страшнее», - ответил я сыну.

«П», - а.

5

Жизнь моя, по-прежнему теки! (обращение)

6

1.В поведении скворца много суетливого и забавного,  деловитого и серьёзного. (однородные члены)

7

Мордан – неисправимо вороватый кот.

8

повествование

9

Мордан даже умудрялся вытаскивать мясо из кастрюли с супом.

10

малодушное 

11

преступный



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 3.

  1. Перепишите текст 1, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

  Солнце поднимает..ся и вся окрес..ность осв..щается радос..ным светом. Пора отправлят..ся в путь. К вечеру мы должны добрат..ся до станци... .Доро..ка в..ется узкой(1) лентой(3). По её сторонам р..стут молоденькие(2) бере..ки. Ещё издали вид..м огромный дуб который широко ра..кинул свои могучие ветви. Подход..м к нему и распол..гаемся в его тени на отдых. Стр..кочут кузнечики слыш..тся пение птиц. Ветер тихо колыш..т листьями дуба и нав..вает сон.(4) Сладко спит..ся под ш..пот листвы.

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

ДОГОВОРЫ       ДРЕМОТА        ДОСУГ       ЕДИНСТВО      

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Снег в феврале обретает краски.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. Каких авторов книг о животных вы читали
  2. Денис ответил что читал рассказы о животных Л.Н. Толстого
  3. Марина сказала мне интересно читать рассказы о животных Михаила Пришвина
  4. По словам ребят им нравятся книги о животных В. Бианки                    Г. Скребицкого

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. И тут кто-то постучал в дверь.
  2. - Это ты Иа?
  3. Кролик накинул теплый жакет и вышел за дверь.
  4. - Снег все идёт и идёт…- уныло сообщил Иа.

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Это был трёхмачтовый кораблик с килем каютами бортовыми шлюпками.
  2. По всему было видно что кораблик находился в долгом и трудном плавании.
  3. Выкрашенный белым корпус покрылся илистой плёнкой.
  4. Мачты были сломаны обломки запутались в снастях уцелела только бизань-мачта с мокрыми парусам.

Ответ: _________________________________________________

Текст 2.

1.В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. 2. Неделю не ходит, две… 3. Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой. 4. Дверь открыла Лёвина мама. 5. Лицо у неё было очень грустное. 6. Оказалось, что мальчик больше не будет учиться с ребятами: ему сделали неудачно операцию, он ослеп и сам ходить не может…

7 Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

«А мы его по очереди в школу водить будем и домой провожать». 8. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. 9. Только теперь ребята поняли, какое несчастье произошло с их другом...

10. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. 11. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! 12. Как все радовались его пятеркам, даже больше, чем своим!

13. Не  счесть людей, прозревших для добра.

( По рассказу «Прозрение» Б. Ганаго)

.

  1.   Определите и запишите основную мысль текста.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5. Запишите ответ. _______________________________________________

  1. Почему ребята радовались пятёркам Лёвы больше, чем своим? Запиши ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________

  1. В предложениях 8 - 13 найдите слово со значением «начавших понимать».

Выпишите слово. __________________________

  1. В предложениях 4-7 найдите антоним к слову «прозрел» и выпишите его. ________________________________________________

1

Солнце поднимается, и вся окресТность освЕщается радосТным светом. Пора отправлятЬся в путь. К вечеру мы должны добратЬся до станциИ .ДороЖка вЬется узкой(1) лентой(3). По её сторонам рАстут молоденькие(2) береЗки. Ещё издали видИм огромный дуб, который широко раСкинул свои могучие ветви. ПодходИм к нему и располАгаемся в его тени на отдых. СтрЕкочут кузнечики, слышИтся пение птиц. Ветер тихо колышЕт листьями дуба и навЕвает сон.(4) Сладко спится под шЁпот листвы.

2

ДОГОВОРЫ       ДРЕМОТА        ДОСУГ       ЕДИНСТВО      

3

местоимение, наречие, прилагательное, союз

4

  1. Марина сказала: «Мне интересно читать рассказы о животных Михаила Пришвина».

А: «П».

5

2. Это ты, Иа? (обращение)

6

2. По всему было видно, что кораблик находился в  долгом и трудном плавании.

(сложное предложение)

7

Не счесть людей, прозревших для добра.

8

повествование

9

Ребята поняли, каким трудом и старанием Лёва получает пятёрки.

10

прозревших

11

ослеп



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 6.

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

Несколько лет назад(1) в центре столиц..  выр..сло красивое ..дание. На его фасаде по..вились интерес..ные ч..сы(4). Каждый час на ц..ферблате(3) открываются ч..рные створки а за ними возникают герои народных сказок.          Входиш..(2)  в театр в ожидани.. встречи с уд..вительным миром. В музе.. театра ты познакомиш..ся с куклами разных стран. В зимнем саду увид..ш.. дерево с чудес..ными птицами. Ра..даётся звонок и зрители собираются в зале. Бе..шумно закрываются двери и спектакль начинается.

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

ИНСТРУМЕНТ        ПРОЦЕНТ         ИНЖЕНЕРЫ       БИБЛИОТЕКА

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. Сестра напомнила чтобы я взял термос
  2. В дороге он обязательно пригодится настаивала сестра
  3. Возьми с собой пару бутербродов
  4. По мнению сестры здоровое питание придаёт силы

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. А где мой товарищ? – промолвил Олег.
  2. Скажите где конь мой ретивый?
  3. Волхвы не боятся могучих владык...
  4. Кудесник ты лживый безумный старик!

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Все видели и знают ежей.
  2. На своих колючках они таскают в берлоги мягкий мох и сухие листья.
  3. Они уничтожают вредных насекомых воюют с крысами и мышами.
  4. Ежи скоро привыкают к людям и делаются ручными.

Ответ: _________________________________________________

Текст 2.

1. Если в России при встрече обмениваются пожеланием здравствовать, то  в большинстве европейских стран и в Америке спрашивают: «Как дела?».  2. Еврей пожелает: «Мир вам!», а перс: «Будь весел!». 3.Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются рукопожатием. 4. Пожимающие друг другу правые руки показывают, что у них нет оружия и намерения чисты. 5. Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди целуются при встрече и прощании, касаясь друг друга щеками и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев. 6.Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются, мерзнущие лапландцы трутся друг о друга носами, дружелюбные японцы кланяются. 7. В Индии в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно  прижимают их к груди. 8. Представители ряда африканских племён плюют на встречного, что является знаком отнюдь не пренебрежения, а очень даже уважительного отношения. 9. Существует и особый праздник, посвящённый приветствиям, который отмечается 21 ноября. 10. Достаточно поздороваться в этот день с десятью незнакомыми людьми – и ты его отметил.

  1. Определите и запишите основную мысль текста.

___________________________________________________________

  1. Какой тип речи представлен в тексте?

 Запишите ответ ____________________________________________

  1. По мнению автора текста, как отметить праздник, посвященный приветствиям? _____________________________________________

__________________________________________________________

  1. В предложениях 7-9 найдите слово со значением «высокомерное, лишённое всякого уважения отношение».

 Запишите ответ.____________________________________________

  1. В предложениях 3−6 найдите антоним к слову «спокойный» и выпишите его._____________________________________________

Ответы

1

Несколько лет назад(1) в центре столицЫ  вырОсло красивое Здание. На его фасаде поЯвились интересные чАсы(4). Каждый час на цИферблате(3) открываются чЁрные створки, а за ними возникают герои народных сказок.          ВходишЬ(2)  в театр в ожиданиИ встречи с удИвительным миром. В музеЕ театра ты познакомишЬся с куклами разных стран. В зимнем саду увидИшЬ дерево с чудесными птицами. РаЗдаётся звонок, и зрители собираются в зале. БеСшумно закрываются двери, и спектакль начинается.

2

инструмЕнт    процЕнт    инжерЕры    библиотЕка

3

Наречие , местоимение, союз

4

2. «В дороге он обязательно пригодится», - настаивала сестра.    «П», - а.

5

  1. Кудесник,  ты лживый, безумный старик! (обращение, однородные члены)

6

3.         Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.(однородные члены)

7

Проявление приветствий в культуре разных народов.

8

повествование

9

Достаточно поздороваться в этот день с десятью незнакомыми людьми.

10

пренебрежение

11

эмоциональный



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 7.

  1. Перепишите текст 1, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

 Дуб   уд..вительное р..стение(2). Он р..стет сотни лет. Молния ударит в него опалит огнем и все равно весной ра..пустятся на его ч..рных ветках зеленые  листоч..ки.

            В дубовой роще ноч..ю кормятся ж..лудями кабаны а в дупле ж..вет сыч.. и зиму..т летучая мыш..(1).

            Иногда смотришь за рекой д..леко от леса р..стут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяж..лые ж..луди(3). Это сойка осен..ю подобрала их припрятала и забыла а они прор..сли.

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

ЦЫГАН        СТОЛЯР        ПОРТФЕЛЬ       ВРУЧИТ

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. Многие думают что путешествия расширяют кругозор
  2. По мнению ученых любое знание полезно для человека
  3. Больше читай книг требует мама
  4. Книги наши друзья

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Как взмолится золотая рыбка!
  2. Ей с поклоном старик отвечает.
  3. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.
  4. Чего тебе надобно старче!

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю лучи.
  2. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.
  3. Туман окутал долину и подножье горы.
  4. Под самыми облаками летят птицы шлют привет родным местам.

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.
  2. Герда ужасно испугалась и начала плакать и кричать.
  3. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на берег.
  4. Я подарю тебе свои красные башмачки.

Текст 2.

1.Такой это был несчастный, нехороший день! 2. С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.3. Вечером мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка, и никакого сладу с ней нет.

4. – Ты не больна ли? – спросила мама и положила Маше на лоб свою руку.

5. Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. 6. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

7. – Фу, - сказала она.- Какие у тебя руки нехорошие, жёсткие, царапаются. 8. Мама посмотрела на свои руки. 9. Маше показалось, - грустно.

10. – Руки обыкновенные, - сказала мама.- Рабочие руки. 11. Уж ничего не поделаешь. 12. Встала и ушла. 13. Маше так стало жалко маму. 14. Хотела бежать за ней, чтобы попросить прощения.                 (По Б. Емельянову)

8. Отметь пословицу, передающую главную мысль текста.

1) Не в свои сани не садись.

2) Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

3) Умей ошибиться, умей и исправиться.

___________________________________________________________

  1. Какой тип речи представлен в тексте?

 Запишите ответ ____________________________________________

  1. По мнению автора текста, какие руки у мамы? _______________________________________________________

__________________________________________________________

  1. В предложениях 5-9 найдите слово со значением «сбросила».

 Запишите ответ.____________________________________________

  1. В предложениях 7-10 найдите антоним к слову «мягкий» и выпишите его._____________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 5.

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

К концу з.мы в еловых(2) ш.шках созр..вают семена(4). Ч..шуйки у них поднимают..ся и семена высыпаются на сне.. . Высоко ш.шки на ёлках(1)  р..стут  трудно (до) них добрат..ся.  Клесты лапами и клювами(3) за ветки ц..пляются. Да не очень ловко получ..ется ш.шки ш..лушить!

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

ФАРФОР        СТРАДА        СВЕКЛА        КРАСИВЕЕ

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Золотые тучки мелко расстилались по небу.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. Клиентка туристического агентства спросила о предпочтениях интерактивных программ для школьников  
  2. Сотрудник  рекомендовал несколько программ
  3. В программе «Наша Чукоккола» вы вспомните сказки К.И. Чуковского  сказал он
  4.  По словам  сотрудника  в этой же программе вы познакомитесь с семьей  детского писателя

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Птице ветка дороже золотой клетки.
  2. Согласному стаду и волк не страшен.
  3. Ты сер а я приятель сед.
  4. На столе я увидел книги тетради.

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Постепенно глаза привыкли к полумраку и я увидел огромный зал.
  2. Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с птицы.
  3. Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила позёмкой по дорогам.
  4. Ночью сильнее пахнут мята и полынь.

Ответ: _________________________________________________

Текст 2.

1.Валя была трусиха. 2. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. 3.Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. 4. Ребята строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. 5. Валю  в войну играть не принимали – она ведь трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

        6. Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

- Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

7.Ребята бросились врассыпную. 8. Валя вбежала в сад и захлопнула калитку, а маленький Андрюша остался на куче песка. 9. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ. 10.Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости. 11.Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. 12. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

- Пошёл вон!

13.  Услышав знакомый голос сторожа, подзывавшего пса, Лохмач остановился и дал себя увести. 14. На улице стало тихо. 15. Ребята медленно выползали из своих убежищ. 16.Зато Валя плакала навзрыд.

17. – Тебя Лохмач укусил? – спросили ребята.

18.- Нет, - отвечала она, - он не укусил… Просто я очень испугалась…

(По Н. Артюховой)

  1. Какая пословица определяет главную мысль текста?
  1. Сам погибай, а товарища выручай.
  2. Один за всех, а все за одного.
  3. Храбрый  не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

  1. Какой факт, по мнению ребят, свидетельствует о том, что Валя – трусиха. Запишите ответ.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5. Запишите ответ. _______________________________________________

  1. В предложениях 7 -10   найдите слово со значением «страшный». Выпишите слово. ________________________________

  1.  В предложениях 6-9 найдите синоним к словосочетанию «в разные стороны» и выпишите его. _______________________________________________

Ответы

1

К концу зИмы в еловых(2) шИшках созрЕвают семена(4). ЧЕшуйки у них поднимаются и семена высыпаются на снеГ . Высоко шИшки на ёлках(1)  рАстут,  трудно до них добратЬся.  Клесты лапами и клювами(3) за ветки цЕпляются. Да не очень ловко получАется шИшки шЕлушить!

2

фарфОр   страдА   свЁкла  красИвее

3

местоимение, союз

4

  1. «В программе «Наша Чукоккола» вы вспомните сказки К.И. Чуковского», -  сказал он. «П», - а.

5

  1. На столе я увидел книги, тетради.(однородные члены)

6

1)Постепенно глаза привыкли к полумраку, и я увидел огромный зал. (сложное предложение)

7

3)Храбрый  не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

8

Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц.

9

повествование

10

грозный

11

врассыпную



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 4.

  1. Перепишите текст 1, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

 Мы на Памире(3). Над р..зоватыми обл..ками во..вышаются скалистые хре..ты(1). В д..линах распол..жились сёла где р..стут сады люди се..т ячмень пш..ницу. По берегам рек встречают..ся развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы зар..сли2 густой р..стительностью.(4) В глубоких трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках камней ютят..ся змеи. Вот одна из них сверкнула на со..нце и и..чезла среди камней.

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

СИЛОС       ЗАСУХА       ЦЕМЕНТ       РУКОВОДИТЬ      

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Весеннее наступление уже началось.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. Назовите героев одной из книг
  2. По словам Дениски он не помнит героев книг
  3. Юра громко произнес чтобы  ему не мешали вспоминать героев прочитанной книги
  4. Света спросила как называется книга про Валека и Марусю

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Стоят серебряные ели у стен московского Кремля.
  2. Я люблю подмосковные рощи и мосты над твоею рекой…
  3. Стоял велик и чуден московский древний град.
  4. Нет тебе на свете равных стародавняя Москва!

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога осталась позади.
  2. Рассвет разлился над Москвой-рекою его встречает утра бодрый гам.
  3. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса.
  4. Волга самая большая река России.

Ответ: _________________________________________________

Текст 2.

  1. На противоположной от Арктики стороне земного шара находится Южный полюс Земли. 2. Название этой области придумали древние греки: Арктика + Ант (приставка «анти» - напротив) = Антарктика.

3. В центре Антарктики расположен чудесный материк – Антарктида. 4.Многие века назад люди верили в существование богатого и загадочного Южного материка, но Антарктида всё ещё оставалась мифической землей.

5. Джеймс Кук – известный английский мореплаватель XVIII века–дважды отправлялся на поиски легендарного материка. 6. «Земли, что могут находится на юге, никогда не будут исследованы», - писал Кук. 7. Люди мечтали о богатой земле, но увидели лишь пустыню, покрытую льдом.

8. Однако поиски на этом не закончились. 9. В 1820 году русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев первыми увидели берега шестого континента. 10.  Южный полюс покорился в 1911 году норвежскому исследователю Руальду Амудсену, который в течение двух месяцев, пройдя на лыжах  вглубь Антарктиды более 1200 км, добрался до цели.

11. Так призрачная  и неизвестная земля обрела реальность.

.

  1.   Определите и запишите основную мысль текста.

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10. Запишите ответ. _______________________________________________

  1. Почему  Д. Кук после второго путешествия в южные моря  пришёл к такому выводу? Запишите ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________

  1. В предложениях 8 - 10 найдите слово со значением «подчинился власти».

Выпишите слово. __________________________

  1. В предложениях 1-4 найдите антоним к слову «современные» и выпишите его. ________________________________________________

Ответы

1

Мы на Памире(3). Над рОзоватыми облАками воЗвышаются скалистые хреБты(1). В дОлинах располОжились сёла, где рАстут сады, люди сеЮт ячмень пшЕницу. По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы зарОсли2 густой рАстительностью.(4) В глубоких трещинах вЬют гнёзда чЁрные галки, в щЁлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на соЛнце и иСчезла среди камней.

2

СИЛОС       ЗАСУХА       ЦЕМЕНТ       РУКОВОДИТЬ      

3

местоимение, предлог, союз

4

  1. Света спросила: «Как называется книга про Валека и Марусю»?

А: «П?»

5

  1. Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

 (обращение)

6

Рассвет разлился над Москвой-рекою, его встречает утра бодрый гам. (сложное предложение)

7

 История открытия Антарктиды.

8

повествование

9

Люди мечтали о богатой земле, но увидели лишь пустыню, покрытую льдом.

10

покорился

11

древние



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

(МЦКО-2017, апрель)

Вариант 8.

  1. Перепишите текст 1, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1.

  В зрелом возр..сте много раз наблюдал я восход со..нца. Я встречал его в лесу когда перед ра..светом проходит над макушками ветер когда чётко(1) обозначают..ся на фоне неба ч..рные в..ршины дерев..ев. На траве леж..т роса. Множеством блёсток сверка..т ра..тянутая в лесу паутина. Сквозь лесную чащ..бу(3) стараеш..ся прол..жить тропинку к реке.
      Вид..л я восход солнца над родными полями над густыми зар..слями кустов возле реч..ки. Под пение бе..численных
(2) птиц и ш..пот камышей поднимается солнце.(4) Прохладная роса на лугах сияет алмазной ро..сыпью. Распол..гаеш..ся на берегу и ждеш.. рождения нового дня.

(По И. Соколову-Микитову)

  1. – фонетический разбор;
  2.  - морфемный разбор;
  3. – морфологический разбор;
  4. – синтаксический разбор.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

ВОРОТА          ЗВОНИТ          ТОРТЫ        СТОЛЯР      

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

В прозрачном зеркале воды отражается серп месяца.

Ответ: ___________________________________________

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
  1. По словам орнитолога Вадима Авданина  ранняя весна действительно влияет на некоторые виды птиц
  2. Первые крики грачей костромчане услышали в начале марта
  3. Анастасия Кукушкина рассказала что сначала прилетают грачи-разведчики
  4. В московский регион возвращаются скворцы  сообщили ребята

Ответ: _____________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. А ты хвостище что делал?
  2. Я тебе бежать мешал!
  3. Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.
  4. Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. Птицы тревожно и шумно совещаются перед дальней дорогой.
  2. В прозрачной воде отражались высокие облака и стройные сосны.
  3. Громко и протяжно пел ранним утром деревянный рожок пастуха.
  4. Поздним вечером надрывно завыл в трубах ветер загудел среди деревьев.

Ответ: _________________________________________________

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.  (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
  1. После короткого дождя луг снова зазеленел под лучами ласкового солнца.
  2. В лесу слышится разговор иволги раздаются затейливые трели соловья.
  3. Деревья и кустарники раскачиваются от порывов ветра.
  4. Огромная туча вдруг цепляется за еловый лес и нависает над ним.

Ответ :_______________________________________________

Текст 2.

  1. Мы любили свой двор. 2. В нём никогда не было скучно. 3. Были у нас игры собственного изобретения. 4. Например, игра в красавицу.

5. Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. 6. Она разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей. 7. Нинка была на редкость некрасивой, но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной.

8. Когда она выходила на середину круга, мы начинали «любоваться» - каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.

9. – У неё лебединая шея, - заученно говорил один.

10.-У неё коралловые губы и жемчужные зубы, - подхватывал другой…11. Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей, а нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет.

12. Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький, который сказал Нинке: «Разве ты красивая?» 13. Эти слова ранили сердце Нинки, и она уже не играла в красавицу. 14. Нинкина мать сказала:

- Посмотри на меня. 15. Я, по-твоему, красивая?

16. Нинка удивлённо посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?

17. – Я некрасивая, - жестко сказала Нинкина мать. 18. – Счастье приходит не только к красивым. 19. Нинка прижалась к матери и заплакала. 20. Потом Нинка спокойным голосом сказала:

- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. 21. Ты стой и слушай, что я буду говорить.

22. Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры:

23. – Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море, коралловые губы… 24. Тёплой струйкой текли слова, заглушающие горе. 25. И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу.                               (По Ю. Яковлеву)

  1. Определите и запишите основную мысль текста.

  1. Почему ребята не замечали некрасивость Нинки?

  1. Определите, какой тип речи представлен в предложении 23.__________________________________________________________

  1.  В предложениях 12-16   найдите слово со значением «обидели»

Ответ: _____________________________________________________

  1. В предложениях 10-12  найдите  антоним к слову «увядала»

1

В зрелом возрАсте много раз наблюдал я восход соЛнца. Я встречал его в лесу, когда перед раСсветом проходит над макушками ветер, когда чётко(1) обозначаются на фоне неба чЁрные вЕршины деревЬев. На траве лежИт роса. Множеством блёсток сверкаЕт раСтянутая в лесу паутина. Сквозь лесную чащОбу(3) стараешЬся пролОжить тропинку к реке.
      ВидЕ
л я восход солнца над родными полями, над густыми зарОслями кустов возле речки. Под пение беСчисленных(2) птиц и шЁпот камышей поднимается солнце.(4) Прохладная роса на лугах сияет алмазной роСсыпью. РасполАгаешЬся на берегу и ждешЬ рождения нового дня.

2

ВОРОТА          ЗВОНИТ          ТОРТЫ        СТОЛЯР      

3

местоимение, наречие, союз

4

4)        «В московский регион возвращаются скворцы», - сообщили ребята. «П»,-а.

5

1)        А ты, хвостище, что делал? (обращение)

6

4)        Поздним вечером надрывно завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев. (однородные члены)

7

2)        В лесу слышится разговор иволги, раздаются затейливые трели соловья.(сложное предложение)

8

Счастье приходит не только к красивым.

9

описание

10

красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной.

11

ранили

12

расцветала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система контрольных работ по русскому языку в формате ЕГЭ для 7 класса

В данном пособии представлены  контрольные тесты (в формате ЕГЭ)  по русскому языку по основным темам курса 7 класса. Также даны ответы на предложенные задания....

Анализ диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ - 2015, 9 класс

Бланки анализа диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ 2015 (9 класс) помогут учителю и заместителю директора школы  организовать мониторинг качества подготовки обучающихся к госуда...

Контрольная работа по русскому языку в формате МЦКО (5 класс).

В представленной контрольной работе даны задания по темам: Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Работа состоит из 4-х частей и включает 16 заданий, в том ...

Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ (итоговая) 11 класс

Работа содержит задания в формате ЕГЭ для проведения итогового контроля по русскому языку за курс 11 класса...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в формате МЦКО 7класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в формате МЦКО 7класс...

Проверочная работа по русскому языку в формате ЕГЭ

Проверочная работа для 10 класс первое полугодие...