Туристический проект "Пройдись по Пензенскому краю"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Горячева Светлана Владимировна

Цель:

v Разработать экскурсионный маршрут по сёлам Ключи и Большая Чернавка с целью возрождения  родного села,  привлечения потока туристов и сохранения исторической памяти и наследия края.

 

 

 Задачи:

v Использование материала наследия и традиций в работе с подростками, вовлечение их в активную деятельность.

v Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

v Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

v Нанесение на карту сёл Ключи и Большая Чернавка туристического маршрута.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_turisticheskaya_tropa.doc702 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба в с.Ключи

 Номинация:

 Исследовательская работа (Проект)

«Туристическая тропа»

  На областной конкурс

«Памяти земляков наших»

Тематика «Человек и малая Родина»

                                                                                 Выполнили: Денисова Наталья Вячеславовна, Макеев Фёдор Николаевич

                        учащиеся 8 класса

                                   Руководитель:

 учитель русского языка

и литературы

Горячева Светлана Владимировна

Тел:89270976438

Э/П: svetlana.gorjacheva@rambler.ru

С. Ключи 2016 г.

Содержание

Аннотация проекта…………………………………………………………….. 3

Актуальность……………………………………………………….……………3

Информация о привлекательности района…………………………………......4

Программа организационной и исследовательской деятельности........... ……5

Карта с указанием достопримечательностей…………………………………..8

Маршрутный лист……………………………………………………………….9

Текстовая и фотоинформация по маршруту……………………………….....10

 Баннер «Ключи»………………………………………………………………..10

Церковно – приходская школа (музей)……………………………………….12

 Церковь………………………………………………………………………….14

Cосновый бор, Большая Чернавка………………………………………………16,17

 Дом Ф.В. Гладкова………………………………………………………………19

Барский дом………………………………………………………………………21

 Река Чернавка, церковь и моленная изба………………………………………23,24

 Кладбище, Красный Мар………………………………………………………..26,27

 Моховое болото,Олёнин куст, карьер…………………………………………28,29

Предполагаемые мероприятия………………………………………………….32

Проезд до образовательного учреждения………………………………………36

Условия проведения……………………………………………………………...36

Показ с описанием экскурсионных мероприятий, финансовое обеспечение услуг………………………………………………………………………………37

 Заключение .................................................................................................. …..38

Аннотация проекта

1. Наименование проекта:  «Моя малая Родина»

2. Направление:  туристско-краеведческое

3. Список участников проекта: Денисова Наталья, Макеев  Фёдор,

  учащиеся 8 класса

4. Руководитель: Горячева С.В., учитель русского языка и литературы

5. Срок реализации проекта:  май 2016 – сентябрь 2016

Актуальность

«Где родился, там и сгодился» – это одна из тридцати тысяч пословиц, собранных В.И. Далем. Он особенно отличал эту пословицу, считая ее мудрой и важной в истории жизни любого человека.  Мы думаем, что каждого человека радует край, в котором он живёт. Только невежда не любит свою малую родину!

 Сейчас молодёжь бежит из села в поисках работы. Что делать? Чем заниматься, чтобы не допустить гибели села?  Для сотен жителей сельской местности это актуальный вопрос. Становится очень больно от того, что человек живёт в России, а почитает  совсем другие страны. Такие Российские символы, как герб и флаг, для многих стали не символами государственности, а чем-то обыденным. Как остановить этот произвол? Школа является не просто образовательным учреждением. Она неотделима от воспитания молодого поколения. Каждый прожитый год так или иначе воспитывает и укрепляет в каждом из нас человеческое начало.

Культурное наследие Пензенского края, изучаемое в школе, формирует гражданское самосознание школьника и, прежде всего, определяет его патриотический настрой. Отрицательная динамика духовно-нравственных устоев в жизненной среде детей связана, в первую очередь, с дефицитом культуры, с забвением проверенных веками педагогических ценностей: добра, истины, любви. Эти ценности в любые времена передавались как самое заветное потомкам, прежде всего  в образах словесного, музыкального и иного творчества народа.

Кроме того, одним из направлений духовно – нравственного воспитания и развития малого бизнеса в сельской местности является сельский туризм. В настоящее время туризм является неотъемлемой сферой жизни современного общества. В условиях динамично развивающегося рынка возникает жесткая конкуренция между объектами туристской инфраструктуры. Чтобы оставаться на рынке и продвигать свою деятельность, необходимо постоянно совершенствоваться, улучшать качество предлагаемых услуг, искать новые подходы и инновационные решения в работе. Вновь открывшийся историко–культурный центр имени Лидии Руслановой является  мощным источником привлечения как внутренних, так и внешних туристских потоков. Объектом исследования туристического проекта «Моя малая Родина» выступают исторические  и памятные места сёл Ключи и Большая Чернавка.

Как сделать так, чтобы подрастающее поколение воспринимало жизнь во всем разнообразии культурных ценностей, при этом ощущая себя обладателем исторической культуры своего народа, родного края?

Сегодня жизнь подсказывает необходимость возврата воспитания к общечеловеческим ценностям, к духовному наследию, интересам личности и возрождению идеалов народной культуры.

Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект послужит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, возродить свою малую Родину, село Ключи;  сыграет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепит дружбу между народами, повысит рост результативности выступлений учащихся на смотрах, конкурсах, олимпиадах.

Информация о привлекательности района.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край и населяющие его люди,  окружающий мир, природа - все, что проходит через сознание, является составной частью нашей жизни.

Родным краем мы называем и населенный пункт,  и область, и всю страну в целом.

На сегодняшний день о развитии туризма в Малосердобинском районе, и в селе Ключи  в частности, говорится очень много. Разрабатываются планы, обсуждаются идеи. Сельский туризм – это экология, неподдельная чистота природы и людей, тишина, чистота воздуха и натуральность продуктов, размеренный быт, отсутствие спешки, домашняя атмосфера, возможность почувствовать свои корни, истоки, очищение души и тела, ощущение близости с природой. Список можно продолжать долго.

Сегодня, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего детства человек осознаёт себя, как частицу своей семьи, своей нации, своей Родины. Ключёвскийисторико – культурный центр имени Л.А. Руслановой вносит достойную лепту в воспитание  у детей любви к своему краю и помогает воспитывать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины. Подросток, который знает историю своего села,  быт своих предков, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении памятников, ни в отношении людей.

Туристская привлекательность могла бы усилиться с учетом того, что здесь можно было бы проводить обрядовые мероприятия, мастер-классы по различным аспектам традиционных хозяйственно-бытовых занятий.

Программа организационной и исследовательской деятельности

«Чем лучше мы будем знать прошлое,

тем легче поймем великое значение

 творимого нами настоящего»

М. Горький

        Незнание истории родного края является, на наш взгляд, одной из самых актуальных проблем, изучение истории – самой важной задачей. Мы все неплохо знаем историю нашей страны, но, как выясняется, не очень хорошо знаем историю своей малой родины. В процессе работы выяснилось, что если люди и знают о существовании на нашей территории памятников природы, то об их истории имеют самые смутные представления. Не зная истории родного края, трудно понять историю всей нашей необъятной Родины.

        Без знания прошлого не может быть настоящего, без  настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своего села не только потому, что это интересно, а потому, что знание края поможет изменить его облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, сберечь то, что было сделано за многие годы.

Впервые письменное упоминание о нашем  селе было в 1741 году, с тех пор прошло более 270 лет, но многие сформировавшиеся традиции живут до сих пор.

  Мы решили создать туристический проект «Моя малая Родина»  для того, чтобы люди, приезжающие в наше село, могли познакомиться с его достопримечательностями, узнать историю села. Хотим показать, на наш взгляд, самые примечательные, важные места нашей местности. Что самое важное, туристический проект поможет возрождению  родного села, сохранению исторической памяти и наследия.

Наш маршрут будет проходить по территории сёл Ключи и Большая Чернавка, начиная от баннера при въезде в село и заканчивая  местом, где сливаются две речки, Чернавка  и Няньга.

Это туристический маршрут по уникальным местам Пензенской глубинки, овеянным легендами и прославленными знаменитыми людьми:  писателем Ф.В. Гладковым и великой русской певицей Л.А. Руслановой.
Три села: Ключи- центральная усадьба,   Большая Чернавка- родина Ф.В.Гладкова, деревня Александровка- родина Л.А.Руслановой-находятся друг от друга на расстоянии 3-4 километров  и 2,5 километров от трассы Пенза- Саратов. То есть объект не большой, но имеющий большое историческое значение.
И очень досадно, что если не обратить на эти села внимания, они скоро совсем исчезнут и не найдем на карте места, где родилась великая Русланова и Гладков.
Пензенский край, да и вся Россия гордятся  именами этих людей, поэтому очень хочется показать великолепные места, которые могли бы посетить люди, познакомить их с родиной великих земляков и рассказать легенды края, записанные Ф.В. Гладковым в книге «Повесть о детстве» и услышанные от старожилов.

Мы изучили Интернет-источники и нашли в них краткие статьи о селах Ключи и Большая Чернавка. И считаем, что этого очень мало.  Отсюда и возникла идея нашего проекта, то есть создание туристического маршрута «Моя малая Родина».

Туристический маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников,

а также других мест, например, мест остановок на привал.

Мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы и жителей села. Цель анкетирования - выяснить, что респонденты знают о  природных и исторических достопримечательностях нашего края.

Вопросы анкеты:

  1. Знаете ли вы, что такое туристический маршрут?
  2. Как вы относитесь к тому, чтобы по территории нашего села пролегал туристический маршрут?
  3. Какие природные и исторические достопримечательности сел Ключи и  Большая Чернавка вы знаете?
  4. Какие природные и исторические объекты описывает Ф.Гладков в произведении «Повесть о детстве»?

Результаты анкетирования:

Вопрос 1.  

Знают – 68%

Знают отдалённо -24 %

Не знают -  8 %,  (8% и 24% - учащиеся начальных классов)

Вопрос 2

« Не знают» -  2%, Положительно – 98%.

Вопрос 3.

Никаких -3%

Музей -100%

Разрушенная церковь – 78%

Красный Мар -10%

Олёнин куст – 0%

Моховое болото -1%

Вопрос 4.

Красный Мар -10%

Разрушенная церковь – 78%

Не знаю – 12%

           Обобщив результаты анкетирования,  мы сделали вывод, что не все учащиеся нашей школы и жители села знают  исторические и природные достопримечательности нашего края. Но всем  интересна тема  туризма, и они хотят узнать ещё больше. Мы считаем, что наш туристический проект  в этом им поможет.

Этапы работы

  • Разработка плана действий по реализации проекта.
  • Установление связей с объектами образования, культуры района и за его пределами.
  • Изучение краеведческой литературы. Сбор материалов.
  • Ведение исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов.
  • Создание презентаций.
  • Проведение конкурса «Лучший знаток истории родного края»
  • Создание летописи проекта.

Методы и приемы исследования:

  • Эмпирический (социологический опрос, анкетирование).
  • Теоретический (исторический, сравнительно-описательный, статистический).
  • Аналитический (сбор, обработка и анализ информации)

Цель:

  • Разработать экскурсионный маршрут по сёлам Ключи и Большая Чернавка с целью возрождения  родного села,  привлечения потока туристов и сохранения исторической памяти и наследия края.

Задачи:

  • Использование материала наследия и традиций в работе с подростками, вовлечение их в активную деятельность.
  • Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.
  • Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
  • Нанесение на карту сёл Ключи и Большая Чернавка туристического маршрута.

Карта с указанием достопримечательностей

                

Маршрутный лист

 

 Баннер на въезде в село Ключи  -  Заказник «Сосновый         бор»  -35 минут

Туристический маршрут начнётся от баннера, который находится на въезде в село Ключи  с автодороги  Саратов – Нижний Новгород.Затем путь следования будет пролегать в заказник «Сосновый бор», где туристы смогут совершить пешую экскурсию по заказнику, познакомиться с редкими и исчезающими растениями и кустарниками: купальница европейская, сон-трава, ландыш, ирисы, с уникальными  экземплярами можжевельника, возраст которых более 50 лет. На территории заказника имеются скамейки, где можно отдохнуть.

Историко–культурный центр имени Л.А. Руслановой (Церковно – приходская школа) - Поклонный крест, разрушенная церковь в селе Ключи    30-40 минут  

На данном этапе планируется проведение экскурсии по историко – культурному центру, в котором собраны материалы о наших знаменитых земляках - Лидии Андреевне Руслановой, Фёдоре Васильевиче Гладкове и Вере Михайловне Ермолаевой.Здесь туристы смогут  познакомиться с историей села Ключи, с жизнью и бытом крестьян 19 века. Музей выполняет интерактивную функцию, так как его сотрудники смогут угостить посетителей кашей, приготовленной здесь же, в русской печке, показать, как работает ткацкий станок, пряха. Кроме того, туристы могут принять участие вмастер- классах по изготовлению кукол – оберегов.

У Поклонного креста туристы  увидят восстанавливающийся храм, узнают историю святыни.

 БОЛЬШАЯ ЧЕРНАВКА (Михайловское, Малая Няньга, Собакино) - Старообрядческое кладбище в селе Большая Чернавка -20 -25 минут.

На  меже у дороги, где раньше стоял полосатый столб с полусгнившей доской наверху, на которой едва можно было разобрать шершавые буквы:
      «СЕЛО ЧЕРНАВКА      Дворов-67   Д у ш – 252»туристам  расскажут об истории села Большая Чернавка,родине писателя Федора Васильевича Гладкова, в чьих произведениях нашли отражение многие события в селе  конца XIX – начала ХХ века, о кладбище жителей села Большая Чернавка, которое является отражением исторического церковного раскола.

 Дом и родник Ф.В. Гладкова -  Церковь и моленная изба -35 -40 минут.

На данном этапе туристы смогут увидеть место, где находился дом Ф.В. Гладкова, церковь, моленная изба. Здесь планируется остановка на обустроенном роднике, из которого   брала воду  семья писателя-земляка. На роднике есть столик, скамейки, где можно отдохнуть и перекусить.

  Место,  где находился барский дом -  КАРЬЕР -20 минут.

Место, где находился барский дом удивительное, во-первых, это самое высокое место в округе, во-вторых,  если встать на это место, то видно три села. С высокого берега открывается низина за рекой, и видны  села: Ключи, Выселки (Александровка) , Петровский хутор, и даже Варыпаевка.

 Красный Мар иОлёнин куст,Моховое болото  - 20 -25 минут

Здесь планируется пешая экскурсия по кургану, знакомство с залежами красной глины, с легендами о Красном Маре. Экскурсия по берёзовой роще, до места, где, по легенде, проходил Е. Пугачёв.

Слияние рек:Чернавки и Няньги-20 минут

Пешая экскурсия, знакомство с целебными свойствами синей глины.

Текстовая и фотоинформация по маршруту

  Баннер  «Ключи»

В книге М.С Полубоярова  «Драгунские горы» о селе Ключи мы нашли такую информацию:

Русское село, центр Ключевского сельсовета. Расположено в  трёх километрах  от автодороги Саратов – Пенза – Нижний Новгород, на правом берегу Няньги.  В разные года называлось Борисоглебское, Троицкое, Няньга.   Земельная дача пензенцев Семена и Саввы Ермолаевых упоминается на этом месте с 1742 года. 11(22 марта) 1758 года помещик Степан Саввич Ермолаев, поселивший крестьян реке Няньге в 33-х верстах от Петровска на даче своего отца, судился с пахотными солдатами Петровского уезда. Это первое документальное упоминание о селе Ключи. По преданию, название села связано с тем, что Емельян Пугачев на пути из Пензы в Петровск потерял здесь ключи и вернулся, желая их отыскать. В июле 1858 года происходил бунт, подавленный солдатами: крестьяне отказались повиноваться помещику, ожидая со дня на день свободы, заявив, что хотят сами «управляться, назначат сами от себя начальство». В это время в селе имелись почтовая станция, овчарня, две мельницы. После отмены крепостного права крестьяне получили землю в собственность, на 1 ревизскую душу приходилось 1,9 десятины. Из-за малоземелья крестьяне искали заработки на стороне.

 Родина Константина Михайловича Ермолаева (1884–1919), политического деятеля России, члена РСДРП с 1903 г., члена ЦК партии меньшевиков, члена первого послеоктябрьского ВЦИКа. В конце XIX – начале XX веков в Ключах было имение Михаила Сергеевича Ермолаева и его брата Константина Сергеевича, видных земских деятелей левых взглядов. Родина Веры Михайловны Ермолаевой (1893-1937), дочери М.С. Ермолаева (названной в честь Веры Фигнер), известной русской художницы-графика, соратницы К. Малевича.

В начале 1919 года в селе открылась публичная библиотека, насчитывавшая 4000 книг из коллекции М.С. Ермолаева и членов его семьи.

В 1990 году построена школа на 192 ученика. Село Ключи - родина председателя Пензенского областного суда (с 1998), заслуженного юриста России (1995) В.А. Терехина.

 В «Повести о детстве» великий русский писатель Ф.В. Гладков о нашем селе пишет следующее:

 «Село Ключи было в двух верстах от нашей деревни и стояло на столбовой дороге от Саратова в Пензу Оно было хорошо видно от наших гумен, избы длинным порядком тянулись вдоль дороги, в густой зелени садов. На левом конце стояла высокая каменная колокольня, а около нее барский двор с толпой надворных построек; на другом конце большая старая изба - почтовая станция с обширным заезжим двором и конюшнями для почтовых лошадей.
      В этом Ключёвском барском доме и жил тот барин Ермолаев, которого я видел зимою вместе с Измайловым на кулачном бою….»

Историко–культурный центр имени Л.А. Руслановой (Церковно – приходская школа)

За пределами районного центра раньше других заработала Ключевская школа, дата рождения которой   считается 1871 год. Она была детищем помещика М.С. Ермолаева, чей образ с теплотой воссоздал Ф. Гладков в «Повести о детстве». Здание было построено в 1857 году помещиком Сергеем Петровичем Ермолаевым под церковно-приходскую  школу. Благодаря его деятельности в Ключах было больше всех (по сравнению с другими сёлами Малосердобинского района) грамотных людей.  В Ключевскую школу заглядывали сын барина Константин (в 1917 г. один из лидеров меньшевиков), знаменитая революционерка Вера Фигнер, бывавшая в Ключах в 1878-79 годах у своей подруги, барыни Ермолаевой-Унковской (меценатки сельского училища). В Ключах учил детей и взрослый писатель, революционер Степан Аникин.

  В 1887 году Земское собрание ходатайствовало перед губернскими и центральными властями назвать школу в Ключах именами Надежды Сергеевны и Николая Сергеевича Ермолаевых за активность, проявленную при создании и деятельности школы. Однако решения не последовало, так как братья Михаил Сергеевич  и Николай Сергеевич Ермолаевы за свои либеральные взгляды, излагавшиеся открыто, находились под негласным полицейским надзором.

  Школа здесь просуществовала до 1981 года. Затем в здании несколько лет располагалась сельская библиотека. После чего здание было приспособлено под склад.  Последние десять лет здание было заброшенным.

Осенью 2015 года в селе Ключи Малосердобинского района открылся музей, посвящённый сразу трём известным землякам — певице Лидии Руслановой, писателю Фёдору Гладкову и художнице Вере Ермолаевой. Строительство музея началось два года назад по инициативе главы администрации Малосердобинского района  Александра Васильевича Макушкина и главы Ключёвской сельской администрации Горынина Николая Петровича. Огромную поддержку на протяжении всего времени строительства музея оказывало правительство Пензенской области и лично Василий Кузьмич Бочкарёв, который на тот момент являлся губернатором Пензенской области. Благодаря бесперебойному финансированию из местного и областного бюджета работы удалось завершить как раз к знаковой дате — 27 октября 2015 года исполнилось 115 лет со дня рождения великой русской певицы, Лидии Руслановой. Здесь  представлены её личные вещи и атрибутика того времени.Музей – хранилище всего самого ценного, что создано человечеством за его долголетнюю историю.

  Познакомиться с  творчеством великих земляков: Ф.В. Гладкова, Л.А. Руслановой, В.М. Ермолаевой- вы сможете, пройдя по залам нашего музея.  Жители района, учащиеся школ были заинтересованы в создании музея, они приносили ценные предметы старины и быта. Каждый предмет хранит в себе историю.

Сегодня старшим научным сотрудником Ключёвского историко- культурного центра является Степанова Елена Владимировна. Человек с активной жизненной позицией, который каждое начатое дело доводит до конца. Историко – культурный центр имеет свой сайт. (http://ruslanova.museum-penza.ru), где все желающие могут узнать интересующую их информацию о музее.

 Церковь

Школа находилась в центре села, около церкви, которая в настоящее время разрушена. От былого величия остались только кирпичные глыбы. Мы побеседовали со старейшей жительницей села Ключи, Амплеевой Елизаветой Михайловной. Она рассказала о том, что церковь строили очень тщательно, раствор для кирпичной кладки замешивали на куриных яйцах. Поэтому, в советское время, когда было принято решение о сносе церкви, до конца эту святыню так и не удалось разрушить.

 28 января 1776 года была освящена церковь во имя святых Бориса и Глеба.  В 1827 году эта церковь заменена на каменную Троицкую Сергеем Петровичем Ермолаевым; в храме - престолы во имя Троицы и Архангела Михаила. В 1911 году в ее ограде отмечены надмогильные кресты: три из белого мрамора и один деревянный, две древние чугунные плиты с надписью и каменная без надписи.

26 августа 1936 года президиум Саратовского крайисполкома утвердил ходатайство Даниловского райисполкома о ликвидации уже закрытой Петровским райисполкомом и частично разобранной церкви в селе  Ключи и постановил передать ее всю под разборку на стройматериалы.

28 июля 2015 года в селе Ключи  состоялось массовое мероприятие, посвященное ежегодному празднованию памятной даты — Дня Крещения Руси.

В этот день представителями православной христианской церкви села Малая Сердоба, села Трескино, Пензенской епархии был открыт и освящен Поклонный крест, изготовленный специально к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, установленный на месте будущей часовни.

Игумен Кронид (Петров), благочинный Колышлейского благочинного округа,  поприветствовал жителей района и благословил их на богоугодное дело,  строительство часовни в честь архистратига Михаила.

Елизавета МихайловнаАмплеева рассказала, что в восьмидесятые годы произошёл такой случай:    по соседству с тем местом, где была церковь, располагался жилой дом. Однажды вечером к дому подъехала грузовая машина, грунт под колёсами машины провалился. Оказалось, что обвалилась могила священнослужителя. Жители села  увидели, что стены могилы были выложены кирпичом. Кроме того, в могиле находились остатки одежды священника: сапоги, ряса, церковная утварь

В этом году(2016) жители села Ключи приняли твердое решение построить на месте старого разрушенного храма новый. Активно ведутся подготовительные работы. Там, где раньше возвышался холм из обломков и огромных глыб, оставшихся от стен прежнего храма, сейчас ровная площадка. Лишь один обломок решили сохранить для истории.

Во время проведения землеустроительных работ были обнаружены останки ранее захороненных здесь людей, чьи могилы  потревожили, сказать сложно. Но, мы считаем, что  не совершили большого греха, ведь стараемся для благого дела. А все косточки, которые оказались на поверхности, мы перезахороним.

16 мая останки, извлеченные из земли, были уложены в гроб. Священнослужитель Сергий Месяц отслужил панихиду. Пришли на службу и жители села. Они почтили память безымянных усопших и помянули своих близких.

Затем гроб с  останками шести-семи человек был опущен в приготовленную могилу. Каждый бросил по три горстки земли и усопшие не менее века назад были вновь преданы земле.

Затем актив села собрался, чтобы решить организационные вопросы по строительству храма и созданию прихода.

Пока еще не решено, какое имя будет носить храм. В нашем районе уже есть три церкви Архангела Михаила. Во время престольного праздника в них должна вестись служба. Пока священнослужитель только один в районе, это невозможно. Поэтому нужно спросить совета у Владыки, какое имя лучше дать храму. Может,  будет лучше оставить название старого храма Троицкий – пояснил ситуацию отец Сергий.

  Сосновый бор

На окраине села Ключи находится очень красивый, всегда зеленый сосновый лес. Большинство сосен в возрасте до 60 лет. Верхушки еще заострены, деревья не такие огромные и массивные. На опушках и окраине леса произрастает зеленая поросль молодых сосен. Среди молодых деревьев встречаются особи до 35 метров высотой.

Кроме сосен произрастают березы, осины, черемуха, рябина, дикие яблони. Можно встретить кустарники: бересклет, терн, боярышник.

Заповедная территория уникальна еще тем, что в ней сохранились редкие и исчезающие виды травянистых растений: купальница европейская, сон-трава, ландыш, ирисы.

Здесь растут уникальные экземпляры можжевельника, возрастом более 50 лет. На заповедной территории находится пруд, который уходит вглубь леса и питает влагой деревья, находящиеся около него.

Ключевский бор имеет статус памятника природы Пензенской области.

БОЛЬШАЯ ЧЕРНАВКА (Михайловское, Малая Няньга, Собакино), русская деревня Ключевского сельсовета, в 2 километрах к северо-востоку от него, в 6 километрах  от автодороги Саратов – Нижний Новгород. Возникла между 1762 и 1783 годами. По преданию, первым поселенцем стал крестьянин князя Трубецкого Спиридон Васильевич Спирин. После Трубецкого селом владела графиня Толстая. Она привезла в деревню крестьян из села Верхозим. Перед отменой крепостного права селом владела княгиня А.Н. Горчакова. В селе была церковь во имя Михаила Архангела, построенная в 1802 году. В 1877 – центр Михайловско-Чернавской волости Петровского уезда, 195 дворов, церковь православная. По переписи 1897 года – 135 дворов, из них 15 семей находилось в отходе, 120 старообрядцев.

«На этой меже у дороги стоял полосатый столб с полусгнившей доской наверху, на которой едва можно было разобрать шершавые буквы:
      СЕЛО ЧЕРНАВКА
Дворов-67

Д у ш – 252».Такую информацию о селе мы нашли в «Повести о детстве».

 Родина писателя Федора Васильевича Гладкова, в чьих произведениях нашли отражение многие события в селе в конце XIX – начале ХХ века. Среди уроженцев села – саратовский мещанин Павел Андреевич  Ивагин; в 1899 году он купил у госпожи Стааль 200 десятин лучшей земли за 20000 рублей и подарил чернавским крестьянам с условием, что она будет разделена поровну на мужчин и женщин. Дар Ивагина оказался для крестьян совершенно неожиданным. Они, писал корреспондент «Саратовского листка», никак не могли поверить, что человек, «рожденный в их селе и ушедший от них 60 лет тому назад мальчиком, вспомнил о них и сделал такой подарок обществу». Это не единственное благодеяние Ивагина для чернавцев. В 1898 году он пожертвовал 500 рублей погорельцам, а в августе 1899 года подарил 75 рублей «самым бедным сиротам». Еще одним благотворителем был Федор Гладков. После пожара, уничтожившего в селе библиотеку, он купил и прислал землякам 3000 томов книг.

«Деревню и околицу я очень любил. И сейчас при воспоминании все заливается солнечным сиянием; за полями зеленеют перелески… По обе стороны речки со снежно- белым леском, на берегах крупно поднимаются взгорья, а в обрывистых берегах, в камнях, звенят студеные роднички.С бугра вся деревня видна от края и до края. Село у нас небольшое. Пожалуй, это не одно, а два села: одно - по эту сторону речки Чернавки, а другое - по ту. И там и здесь по одной улице: избы стоят в один ряд, а через дорогу - амбары, скотьи загоны и "выходы" в земле. За избами "усадьба" в заросли черемухи и яблонь, а в конце усадебных полос гумна с половешками и копнами, очень похожими на огромные корчаги. Через речку от одного порядка до другого - с полверсты. Оба берега высокие. Наш берег обрывистый, буерачный. От яра расстилается белой снежной равниной площадь с деревянной церковью. Тот берег от реки сначала низкий, поемный, а потом сразу круто взлетает ввысь длинной стеною, изгибаясь посередине деревни по течению реки. Тот берег выше нашего, и избы смотрят на наш порядок и на луку, как с горы. Реки сейчас не видно, - там снежное волнистое сияние, река глубоко под снегом»,– так Ф. В. Гладков описывает Чернавку в «Повести о детстве».

 Дом и родник Ф.В. Гладкова

Дом Гладковых в Большой Чернавке был пятистенным, под соломенной крышей, рублен из половинок сосновых бревен, но не по правилам: комли по углам связаны на одной стороне, вершины – на другой, поэтому казался кособоким. Гладков сфотографировал свое жилище и членов семьи в 1913 году. Не исключено, что Федор Васильевич был не только первым писателем в районе, но и первым фотографом. По крайней мере, снимков старше 1913 года пока не обнаружено. В 1936 или 1937 годах дом разобрали и продали, по слухам, в Даниловку. В 2012 году был обустроен родник, находящейся под горой от дома Гладковых.

« С горы, за речкой, от нашего порядка медленно спускалась разноцветная толпа с хоругвями и  пела "Христос воскресе".
      Это шел крестный ход к колодцу.  Толпа остановилась перед срубом колодца и рассыпалась по крутым спускам оврага. Вдоль длинной колоды, куда сливалась вода из колодца для скота, и ближе к берегу было топкое место……. Орали грачи в ветлах над колодцем, весело звонили колокола.

Бабушка Наталья, жила в старенькой избушке на той стороне, под горой,  как раз против нашего двора, кособокой, вросшей в гору. За нашим задним двором обрывался крутой яр, который подмывался речкой. Каждую весну он обваливался и подползал все ближе и ближе к пряслу»,  - так описывает Ф. Гладков в «Повести о детстве» место, где он родился и вырос.

Мы, учащиеся восьмого класса, не раз бывали на том месте. К большому сожалению, там нами ничего обнаружено не было. Жительница села Чернавка, Горынина Валентина Васильевна, помнит из рассказов своих предков о том, что келья бабушки Гладкова развалилась от старости,  оставшуюся от неё глину унесли весенние воды.

  Место,  где находился барский дом

Место, где находился барский дом удивительное, во-первых, это самое высокое место в округе, во-вторых,  если встать на это место, то видно три села. «С высокого берега открывалась низина за рекой…отсюда были видны  села: Ключи, Выселки, Петровский хутор, и даже Вырыпаевка - при впадении реки Чернавки в Няньгу» -так описывает место Ф.В.Гладков.
Стоя на этом месте, жалеешь, что у тебя нет крыльев, такой простор открывается сверху, хочется летать.

В «Повети о детстве Ф. Гладков рассказывает:

«И я вижу этот барский двор далеко на горе, с мезонином и крыльями по бокам. Он недостижимо далек и пластается там, на высоком горизонте, черной махиной надворных построек. Хотя я и бывал там с матерью у тети Маши, но мне страшно думать о нем, потому что там били кнутом деда, а сейчас там огромные свирепые псы… Барский дом стоял недалеко отсюда - на самом краю крутого спуска к реке. Дом был очень старый, деревянный, обшитый досками, почерневшими от многолетия. Это был обычный помещичий дом, с колоннами,  с обширным фруктовым садом по склону, с широким двором позади. Дальше, за двором, шли разные дворовые постройки - конюшни, амбары, скотные помещения, а еще дальше - большое гумно, загроможденное копнами, ометами соломы, тут же сушилки, риги, кошары и плоские, длинные сараи для сельскохозяйственных машин.
      Теперь, зимою, среди сияющей снежной белизны, наше село внизу тянулось длинной пестрой полосой, пересекая излучину реки и стягивая ее, как тетива. На луке стояла деревянная церковь с высоким шпилем на колокольне…..      Там, по обе стороны Ключей, тянулась большая дорога из Саратова в Пензу, а из Пензы - в Москву, и вдоль этой дороги стояли косматые старые березы и тонким частоколом - телеграфные столбы. Едва заметно ползли по дороге длинные обозы, и было хорошо видно, как лошади махали головами и как шагали мужики в тулупах около возов.  Все это мелькнуло предо мною почти мгновенно, когда я бежал по узенькой тропочке в снегу у края обрыва. Она глубокой канавкой вела прямо к дому, а потом огибала фасад….Мы долго стояли втроем у прясла и беспокойно смотрели на далекий барский дом с мезонином, который одиноко и величаво красовался на высоком взлете крутого обрыва…..»

Теперь на месте барского дома остались лишь ямы от построек да заросли вишни, сливы, старых яблонь.

 Река Чернавка

В селе Большая Чернавка есть замечательная речка Чернавка. Там водится рыба и есть синяя глина. Свое название речка получила за то, что её берега покрыты кустами и деревьями и вода в ней кажется черной.  Когда приходишь на речку, то сразу на душе становится спокойно и хорошо. Вспоминаются лишь лучшие моменты своей жизни. Залежи целебной синей глины мы используем в лечебных целях.Чернавка  - красивое село. Здесь есть место, где сливаются две реки: река Няньга и река Чернавка. Место это необычное. Раньше, по рассказам старожилов, туда ходили, чтобы попросить дождя. Ходили старые и маленькие. Читали молитвы, и в этот же вечер шел дождь. И на том месте стояла икона..

 Церковь и моленная изба

В Саратовском госархиве сохранилось дело по прошению крестьян Большой Чернавки об обращении их православного храма в единоверческий. Суть прошения чернавцев заключается в следующем. В 1802 году они построили деревянную церковь с колокольней и оградой, а в 1830-м в селе выявлены раскольники: помещик привез из северных уездов большую партию крестьян-старообрядцев Поморского согласия, их влияние стало преобладающим, и большинство крестьян перешло в старую веру. Из-за недосмотрения церковь обветшала, в 1873 году ее закрыли. К 1890 году оказалось, что в Чернавке уже «все православные заражены духом раскола». Крестились они двуперстием, свечи заводского изготовления игнорировали, обходясь самодельными. Теперь чернавцы подали прошение архиепископу о возобновлении работы старой церкви, но уже на правах единоверческой. Единоверием называлась политика по вовлечению старообрядцев в сферу влияния официальной Церкви. Они получали право вести богослужение по старым, дониконовским церковным книгам, креститься двумя перстами, но при этом принимали обязательство духовно окормляться у священника.

 « Церковь у нас многие годы стояла пустая: наши "мирские" хотели попа "благословенного", то есть молящегося двуперстием, по старообрядческому правилу, и ведущего службу по старопечатным книгам. Этих "мирских" в нашем селе было меньше половины, и "благословенным" попам, должно быть, было невыгодно служить здесь. За эти годы одна за другой "мирские" семьи перекрещивались в "поморское единобрачное согласие". Они, так же как и "поморцы", презирали щепотннков и считали их папистами. К лапотникам и чапанникам, ключевским и варыпаевским мужикам, акающим и якающим, относились у нас брезгливо, как к мордвам и татарам. Потому и веру их отвергали, как еретическую. Широкая лука перед церковью радостно зеленела молодой травой, а по ней рассыпаны золотыеодуванчики. Площадь ровная, бархатная от молодой травы и мерцает вдали серебряными волнами марева. Налево от церкви, перед дранкой, лука спускается в лывинку, и дранка кажется высоко на взлобочке. А еще левее непрерывным рядом идут амбары, каменные кладовые. Направо лука обрывается крутым глинистым яром прямо в речку, и далеко на той стороне дымятся ветлы внизу, а за ними крутое зеленое взгбрье. Наверху, перед амбарами, расцветают хороводы», - писал Ф.В Гладков.На том месте, где раньше была  церковь, выросла и стоит по сей день  одинокая липа. Эта липа, по рассказам старожилов, росла за оградой церкви, но церкви давно  нет, людей нет, и только липа напоминает нам  о былых временах.

 Моленная изба

 Позади  двора,  где жили Гладковы, недалеко от яра, стояла моленная - пятистенная изба под тесовой крышей с восьмиконечным крестом на коньке, с высоким крылечком, с резными столбиками. Сосновые венцы и тес на крыше и крылечке были сизые от многолетних дождей. Изба эта всегда стояла с закрытыми железными ставнями. Когда-то они были выкрашены зеленой краской, но она порыжела от ржавчины.
      Каждую субботу ставни открывались, и из трубы, увенчанной жестяным резным теремком, клубился дым. Девки выходили и входили с ведрами, с тряпками, выливали грязную воду в буерак. Весь день в воскресенье изба глядела на луку и на ту сторону бледно-зелеными окнами.
   В дни великого поста каждую субботу вечером и в воскресенье в моленной было длинное "стояние" после каждодневных домашних "канунов". "Мирская" церковь уже много лет молчала: не было своего попа,  время от времени приезжал ключевский поп, толстый, с жирным лицом, с наглыми глазами и реденькой бороденкой. Этого попа не жаловали сами "мирские", как щепотника, пьяницу, табачника и вымогателя. Зато гул большого Ключевского колокола доплывал и до нашего села. При первых же стонах этого колокола люди шли к моленной и с той и с этой стороны:
      первыми благочестиво шагали старики и старухи с подогами, с клюшками в руках - по одному, по два, по нескольку человек. За ними шагали мужики помоложе, бабы кучками - отдельно, а парни и девки сбивались вместе и гурьбой шли истово, молчаливо.

Кладбище

Кладбище жителей села Большая Чернавка является отражением исторического церковного раскола. Исстари жили в селе староверы (или как их называли кулугуры) и принявшие новую веру. Вот и кладбище разделено, с одной стороны староверы, с другой могилы людей новой веры. Бог один, вера одна, а смотрите, как далеко похоронены друг от друга.  Ф.В.Гладков в своём произведении рассказывает об отношениях в селе между людьми, разделенными религиозными представлениями.

 Красный мар и Олёнин куст

  На сайте управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области Красный Мар является ботаническим памятником природы, который находится на окраине села СинодскоеШемышейского района и Большой Чернавки Малосердобинского района Пензенской области.

 Это местообитание редких для области видов растений: солонечник узколистный, лук желтеющий и других. Имеются степные кустарники – спирея городчатая, ракитник русский, миндаль низкий и другие.

Памятник представлен двумя участками. Первый – степной представляет собой холм – останец на правом берегу реки Чернавки, на котором стоит триангуляционный знак. Ширина степного участка около 300 метров, длина 450 метров.

Второй участок находится на расстоянии 1 км к северо-востоку от первого и представляет собой заболоченную западину округлой формы, площадью около 10 гектар. Ближайший населенный пункт находится к западу от охраняемых объектов. Краткая характеристика почвенного покрова: серые лесные среднесуглинистые почвы, дерновые луговые глеевые и глееватые тяжелосуглинистые. Почвообразующие породы - делювиальные суглинки и слоистые аллювиальные отложения суглинка и супесей. Растительность травяной и кустарниковой степи, и осоковые болота

 В «Повести о детстве» мы нашли такое описание. «Красный Map - высокий курган, похожий на каравай, стоял одиноко на горизонте за барским двором.»  Ещё в произведении есть интересная легенда о Красном Маре, рассказанная бабушкой Ф.В. Гладкова:

«Расскажи о Красном Маре, - попросил я бабушку. - Почему он - один и высокий? Почему - красный? Бабушка словно ждала от меня этого вопроса…: она с задумчивой улыбочкой вгляделась из-под ладони в эту высокую гору с темно-красными пятнами на склонах, такую одинокую и угрюмую среди ржаного поля. Он еще от Пугача стоит. А может, и до Пугача был - кто его знает. Только от Пугача слава о нем осталась. Бывало, когда я еще в девках была, песню пели:

 Во степях-то было во саратовских, 
За Волгой-матушкой, на горной стороне 
За лесами, за долами, стоит Map высок. 
А на Маре-то на Красном казаки стоят 
Казаки-то удалые. Пугачевы молодцы... 

За эту песню на барском дворе насмерть кнутьями забивали. Ну и пели крадучись, в платки да в шапки. А потом и забывать стали. 
- А зачем кнутьями-то забивали? - с испугом перебил я ее: - Это за песню-то? . Пугач-то ведь с казаками на бар шел, мужиков на волю отпускал и землю барскую им отдавал. Тогда мужики все за Пугачом пошли. Во-он, за Березовым, лес-то тянется - там и есть Оленин куст. На нем барыню Олёну повесили. А когда Пугача да казаков полонили, из нашего села половину мужиков казнили, а бабам косы обрезали да кнутами секли. Еще мне моя матушка сказывала, как двух девок, которые замуж за казаков вышли, замучили: оголили их, связали да в муравьиные кучи и кинули... Сторожей поставили, чтобы девки не разметались. Ну, девок-то муравьи до смерти и заели. Распухли, почернели девки - узнать нельзя... Только сказывали, что казаки-то нахлынули сюда - этот Map и насыпали. Со всех сел мужиков согнали и кругом всю землю на три сажени вынули и гору с колокольню навалили. И сказывали старики, что на этом Мару каменная крепость стояла, а в самом Мару атаман Удалов жил с казаками, судил да рядил и с солдатами царскими воевал. С год солдаты боем бились и никак победить не могли. Крепость-то всю разорили. Разорить-то разорили, а никого в ней не нашли: все казаки под землю скрылись. Барин приказал весь Map раскопать, голодом их изморить. Копают, копают - глядят, а земля-то опять как не копана…..

Никого не нашли. Только в келье у образа Спаса свечка теплится. А подземелье махонькое, как выход наш, и ладаном пахнет. Стоит на коленях старичок дряхленький и на голос кафизму читает. 
Схватили его и допрашивают: "Где твои разбойники? Кто ты такой?" А старичок-то ласково да безбоязненно слабеньким голоском да с улыбочкой и ответствует: "Не знаю я, братие, никаких разбойников, а сам я тут вырыл келейку и славлю господа. Затворник я, людие". Выволокли его и терзать стали, а он, светлый, улыбается…

Красный Map, который маячил далеко в лиловой дымке знойного дня, чудился мне сказочным обиталищем каких-то необыкновенных видений. Может быть, в этом кургане, пропитанном кровью, еще до сих пор живет душа грозного атамана и любвеобильного пророка-келейника. И будет вечно стоять этот кроваво-красный курган и напоминать людям о правде и о вольной воле...»

Памятью о Пугачевщине долгое время оставалась каменная церковь в Ключах, освященная 28 января 1776 года в память святых Бориса и Глеба. А.С. Пушкин в «Истории Пугачева» упоминает нескольких Ермолаевых, убитых повстанцами. Возможно, среди них есть Ключевские помещики. Имена святых Бориса и Глеба востребованы как аналог мученической смерти: подобно ростовским князьям, они бежали и прятались от убийц, но были обнаружены и их не пощадили. Повешен приказчик подпоручика Николая Зыбина, служащий имения. Около Чернавки повешена барыня Олёна.  

Красные истощенные глины кургана, возможно, хранят под собой мощный пласт песчаника, в котором могут быть пустоты и водные реки. Этой осенью мы всем классам  побывали на великом кургане.Секрет «Почему Красный Мар красный?»- нам раскрыли кроты, поверх черного грунта лежала яркая красная глина

Моховое болото

Моховое болото вблизи кургана представляет собой «тарелку», возникшую при посадке платформы песчанника, что наводит на мысль о пустотах. Еще есть легенда о «Моховом болоте». Не пройти там ни человеку, ни животным. Лишь цапли и лягушки там живут. Эту легенду рассказала нам жительница села Чернавка Морозова Мария Фёдоровна: молодую красивую  девушку утопили в этом болоте. Любила она приходить вечером на болото и сидеть долго молча. Вот пришел очередной вечер, она ушла, как всегда, посидеть и не пришла больше. Нашли ее потом в болоте мертвой. А на этом месте, где она утонула, выросла высокая стройная береза. Такая же красивая, как эта девушка. Когда мы  услышали эту легенду, нам стало очень страшно и грустно.

  КАРЬЕР

Село Большая Чернавка очень богато полезными ископаемыми. Там есть много чистого песка, синяя и красная глина, породы камня, из которого когда –то добывали щебень. Когда мы этой осенью посетили карьер, то увидели плиту и удивились. Она была выкопана из-под земли, от неё уже откололи часть. А может быть здесь были горы? Это место интересно, ведь не везде увидишь пласты земли, на глубине 25-30 метров, да ещё как на срезе.

Проезд до филиала МБОУ многопрофильный лицей села Малая Сердоба в селе Ключи

Село Ключи находится на расстоянии 2500метров от федеральной автодороги Саратов  - Нижний Новгород.

Город Пенза является областным центром,  который находится от  села Ключи на расстоянии 85 километров.

Город Саратов  находится на расстоянии 150 километров от села Ключи.

Автодорога до сел Ключи и Большой Чернавки имеет асфальтовое покрытие. Внутрипоселковая дорога также имеет асфальтовое покрытие. Маршрут по природным объектам села Большая Чернавка будет пролегать по грунтовой дороге.

Вид туристического маршрута: комбинированный.

Наша экскурсия будет комбинированная, часть пути можно проехать на автотранспорте, или пройти пешком, так как  все объекты находятся недалеко друг от друга (зависит от времени года или целевой категории туристов).  В  2017 году по туристическому маршруту планируется организовывать конные экскурсии.

Условия проведения экскурсии: не требует специальной экипировки, снаряжения. Туристы должны быть одеты по погоде. Одежда должна допускать активные действия. Обязателен головной убор. Обувь должна быть без каблуков, на нескользкой подошве. Группа должна иметь с собой аптечку, часы. Все участники маршрута  могут иметь при себе  продукты питания и воду, так как по мере продвижения планируется остановка на роднике Фёдора Гладкова в селе Большая Чернавка, где  имеется столик, скамейки.  Кроме того в селе Ключи находится кафе «Русланочка», где туристы по окончании экскурсии могут заказать полноценный обед.

Протяженность маршрута:4,5 - 5 километров.

Продолжительность маршрута: экскурсия однодневная (4-6 часов). В 2017 году в селе Ключи планируется строительство гостиничных домиков для туристов.Кроме того, в селе Старое Славкино, которое находится на расстоянии  семи километров, имеется гостиница и кафе.

Показ с описанием экскурсионных мероприятий.

По мере прохождения туристического маршрута планируются  следующие мероприятия:

  • тематическая экскурсии по историко – культурному центру имени Л. Руслановой
  • деревенские посиделки с приготовлением каши в русской печке
  • мастер- класс   на ткацком станке
  • мастер- класс по изготовлению кукол – оберегов
  • знакомство с целебными свойствами синей глины

Финансовое обеспечение всех услуг:

  • Проезд на автобусе из города Пензы до села Ключи – 200 рублей
  • Экскурсия по историко – культурному центру имени Л. Руслановой  - 50 рублей
  • Сувенирная продукция:
  • Тарелки – 200 рублей
  • Магниты – 60 рублей
  • Куклы –обереги – 50 рублей
  • Комплексный обед  в кафе «Русланочка»  - 200 рублей
  • Экскурсия по всему туристическому маршруту – 75 рублей

Заключение

В процессе изучения достопримечательностей  сёл Ключи и Чернавка  мы определили интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое этих сёл. Восстановили легендыо природных объектов. Нам удалось найти записки краеведа М.С. Полубоярова, архивные фотографии. А самое главное разработать маршрут, по которому можно проводить экскурсии по нашей малой Родине, что является мощным импульсом по возрождению села.

Что бы мы  хотели ещё сделать?

  1. Продолжить работу с архивами, поддерживать связь  с внуком Ф.В. Гладкова А.Б. Гладковым.
  2. Выявить оставшиеся исторические, культурные и природные памятники сел.
  3. Заняться разработкой экскурсионного маршрута по Малосердобинскому району.
  4. Исследовать памятники истории и культуры Малосердобинского района.

Туристический проект «Моя малая Родина» имеет большую практическую значимость для  жителей Малосердобинского района и его гостей. Мы надеемся, что работа будет востребована, и когда– нибудь состоится первая  экскурсия по нашему  туристическому маршруту.  

Источники

Электронные ресурсы        

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм
  2. http://priroda-pnz.ru/

Литература

  1. Полубояров М.С.  Драгунские горы
  2. Гладков Ф.В. Повесть о детстве, государственноеиздаткльство художественной литературы., Москва, 1949г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы Пензенского края

Знакомство с местными промыслами нашего края, история их появления и современное развитие...

Презентация "Древние народы Пензенского края"

Использование презентации на уроках географии, истории, краеведения.  ...

Презентация "Деревянная архитектура Пензенского края"

Использование презентации на уроках краеведения, ИЗО.  snimok_ekrana_2011-11-03_v_8.58.09.png...

Интегрированный урок математики и истории Пензенского края в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Материал представляет собой интегрированный урок математики и истории Пензенского края, составленный на краеведческом материале Пензенской области...

Групповой проект: "Имена" по предмету «Культура пензенского края в культуре России».

Цель:  расширить и углубить знания учащихся о родном крае, привить  осознанные патриотические чувства.Задачи: - сбор материала о земляках и знакомство с жизнью и творчеством;- развитие ...

Рабочая программа и КТП по истории Пензенского края ФГОС 8 кл.

Рабочая программа по истории Пензенского (родного) края ФГОС 8 класс, Содержит и КТП...

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае"...