Открытый урок "Письма бывают разные..."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Письма бывают разные»
Цель урока: | Сформировать умение писать письма |
Задачи : | образовательные: развивать творческое мышление при написании писем разных видов вырабатывать умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую культуру в процессе общения; развивающие: развивать коммуникативные навыки, умение создавать творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в совместную деятельность; воспитательные: уважительное отношение к родному языку |
Цель деятельности учителя | Совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать различные типы речи |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные ( объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «письмо», виды писем (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи; уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращение в письме. Метапредеметные ( компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; умение находить грамматические и орфографические ошибки, , исправлять их; редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуация, использование элементов дифференцированного обучения; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстративный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока |
Основные понятия | Текст, идея текста |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Целеполагание | Анализ текста письма | Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Ванька» ( со слов «Милый дедушка Константин Макарыч») «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» Беседа по вопросам: - О чем этот текст? - Как бы вы сформулировали его тему? | Слушают , отвечают на вопрос | Индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания | |
Актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Анализ содержания текстов учебника. беседа |
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся Чтение и обсуждение обучающихся образцов писем, представленных в упр. 222, 223, 224 -Перечислите обязательные компоненты письма. (обращение к адресату, подпись автора письма, дата) Этот вывод учитель записывает на доске, а ученики- в тетрадях
Алгоритм написания письма. 1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…). 2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 5. Подпись. Дата | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи | Устные ответы |
Физкультминутка | Буратино потянулся, Раз- нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки | ||
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоения новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Анализ образной системы текста. |
( деловое письмо) Уважаемый Олег Сергеевич! От всей души поздравляем Вас с юбилеем, желаем счастья, здоровья. С уважение, Алена Васильевна.(Поздравительное письмо) 12.09.2013г. Я к вам пишу- чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы ,к моей несчастной доле… Хоть каплю жалости храня Вы не оставите меня.( Личное письмо) 7. Беседа о стилях речи, которые использованы при написании письма. | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания | Устные ответы |
Творческая практическая деятельность | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | - Главный редактор хотел бы проверить вашу профессиональную пригодность и приготовил задания. 1.Читаем текст №1(низкий уровень) Здравствуйте, многоуважаемый Михаил Илларионович Кутузов! Для Вас я была бы девочкой из будущего, из 2014 года. В первых строках св_его пис_ма х_чу ск_зать, что я благодарна Вам за то, что Вы (не)дали (Н,н)аполеону и его армии завоевать нашу страну. За умелое руководство русской армии в 1812 Вы получили награду – Орден Святого Георгия 1-й степени, став первым полным к_валером российского воен_ого ордена. Хотелось, чтобы в наше время были такие же великие люди, как Вы: смелые, благородные и мужествен_ые! До (свидания), уважаемый Михаил Илларионович! Левина Лиза, 5а класс 1. О чем это письмо? 3. Каким стилем написано это письмо? 5. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Задание№2. Здравствуйте, многоуважаемый Михаил Илларионович Кутузов! Для Вас я была бы девочкой из будущего, из 2014 года. В первых строках сваего писъма хачу скозать, что я благодарна Вам за то, что Вы недали наполеону и его армии завоевать нашу страну. За умелое руководство русской армии в 1812 Вы получили награду – Орден Святого Георгия 1-й степени, став первым полным ковалером российского военого ордена. Хотелось, чтобы в наше время были такие же великие люди, как Вы: смелые, благородные и мужественые! Досвидания, уважаемый Михаил Илларионович! (средний уровень) Левина Лиза, 5а класс
3. Каким стилем написано это письмо? Необходимо написать письмо бабушке, пользуясь алгоритмом написания сочинения (высокий уровень). Чтение и обсуждение содержания писем, проверка текстов сочинений. | Работают над письмом. Формулируют собственные мысли. Читают свои работы и слушают сочинения одноклассников, отвечают на вопросы | Групповая, диффренцированные задания по карточкам | Регулятивные: действуют по плану и оценивают работу. Коммуникативные: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебных задач | Письменная работа |
Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравился ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку вашей работе. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."
обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...
конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему Луна бывает разной"
Почему Луна бывает разной?...
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»
Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...
Методическая разработка урока риторики по теме «Побеседуем? Беседы бывают разными»
Предмет: риторика.Класс: 6а «Школа – 2100».Тема: «Побеседуем? Беседы бывают разными»....
Задачи бывают разные (программа кружка для учащихся, интересующихся химией)
Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов.На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих...