конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Файзуллина Зиля Рафиковна

по учебнику Т.А.Ладыженской и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Имена существительные, имеющие форму только множественного числа».

Учителя русского языка и литературы МОБУ с.Ишемгул Файзуллиной З.Р.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

1.Обучающая: познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

2. Развивающая:  развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3.Воспитывающая:  повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Планируемые результаты:

 Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

 Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

 Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.

Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Необходимое оборудование:  Компьютер с колонками. Мультимедийное оборудование. Учебник.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

Ход занятия:

Слайд 1

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин.).

- Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие снежинки  (сели девочки), затем снежинки побольше  (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле, они улыбнулись друг другу и сказали «Доброе утро!»

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности(слайд 2)

Ребята, чтобы быть здоровым и сильным, надо заниматься спортом в любое время года. Скажите, пожалуйста, какие вы используете предметы для занятия спортом зимой? (коньки, лыжи…)Сейчас я прочитаю загадки ,  а вы должны отгадать, о каком предмете  идёт речь? А я посмотрю, как вы бережёте своё здоровье (дети отвечают)1 ученик работает у доски

1) Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы (санки) (1 ученик у доски)

2) Льдом покрылась гладь реки.

Встали дети на... (коньки)

3) Бегут по дорожке

 Доски да ножки (лыжи)

-Прочитайте, какие слова вы записали? ( санки, коньки, лыжи)
-  К какой части речи оносятся данные слова?
- Что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные?
- Теперь поставьте  эти слова  в форму ед.ч.. Какие возникли трудности? Какой особенностью обладают эти существительные?( употребляются только во мн.ч) Какие в основном окончания имеют сущ.мн.ч.?(и,ы,а) Выделите их.

3.Постановка учебной задачи

– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь? (в русском языке есть группа слов, которые имеют форму только множественного числа)

- Сформулируйте тему урока, запишите в тетради.(слайд 3) (Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»)
- Сформулируйте проблему в виде вопроса и запишите ее в тетради. Поставьте цель к уроку (Какие существительные имеют форму только мн.ч.? Что обозначают существительные, имеющие форму только мн.ч. Цель: научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа).
- Подумайте, где в своей жизни вы наиболее часто используете  существительные, которые имеют форму только множественного числа . Приведите пример
ы(учащиеся называют примеры существительных)

Групповая работа 
Материалы: три  листа  с изображениями рюкзака, прикрепленные к доске (по количеству групп), фломастеры и листочки с клеевым краем.
Проведение: класс делится на три  группы.
Задание группам:  Соберите в рюкзак имена существительные, которые имеют форму только множественного числа (упражнение  № 395), дополните своими примерами, сделайте вывод о лексическом значении данных слов. По ходу урока будете свои таблицы дополнять примерами
1 группа. Названия орудий труда, инструментов.
2 группа. Названия игр.
3 группа.  Названия веществ.

1.Названия составных и парных предметов (брюки, очки, весы)

2.Названия материалов или их отходов, вещества ( духи, опилки, сливки ,щи)

3.Названия промежутков времени (сутки, будни, каникулы)

4. Названия игр (жмурки, прятки)

5. Названия действий и состояний природы (выборы, сумерки ,заморозки)

6.Некоторые географические названия (Сочи, Горки,Карпаты)

Запомните, что у существительных, имеющих форму только множественного числа, не определяется род и тип склонения!

Эти памятки я оставляю вам для закрепления материала,  можете вклеить её в тетрадочку.

Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Гимнастика для глаз (слайд презентации)

5.Первичное закрепление ( Работа в парах)

- Вам нужно заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется.  Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.

1столбик - существительные, имеющие форму только множественного числа

2 столбик - существительные, имеющие форму и единственного, и множественного числа.

Существительные, имеющие форму только мн. ч.

Существительные, имеющие форму

и ед. ч. и мн. ч.

Роща, жмурки, рука, сливки, урок, лимон, ножницы, очки, дрожжи, инструмент ,озеро, заморозки.

 (проверка по эталону, остальные пары оценивают друг друга,  меняясь листочками)

*Физминутка (под слайды презентации с музыкальным сопровождением и стихотворением о здоровье и здоровом образе жизни)

 - Ребята, мы с вами много работали и  устали. Давайте сейчас немного отдохнём.

6. Самостоятельная работа

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

1. Упр. 398 – развивается умение подбирать слова тематической группы «игры», имеющие форму только множественного числа, конструировать предложения с этими словами.

Лексическая работа со словами: горелки, салочки.

Учитель может привести историческую справку.

2. Распределительный слуховой диктант.

– Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика:

                имеют ед.ч.                        не имеют ед.ч.

Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила.

*Домашнее задание Упр. 399.

7.Рефлексия деятельности (итог)

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию (схема, рисунок), сопоставлять информацию, представленную в разных формах.

– Что нового узнали на уроке? Изобразите это графически.

– К каким словам, имеющим форму только множественного числа, можно сделать рисунки? Почему? (Обозначают предметы.)

– Оцените свою работу на уроке

- Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком (слайд ). Вы подарили мне тепло и радость. Мне тоже хотелось бы вам  оставить частичку своего тепла (дарю солнышко). Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Вариант другой физминутки  - «Снежки» (дети выполняют движения в соответствии со словами учителя)

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх , на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте «круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата

Предмет, класс

  Русский язык, 5 класс

Учитель

  Файзуллина Зиля Рафиковна

Тема урока, № урока в теме

1. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Тип урока

   Урок открытия новых знаний

Образовательные технологии

   словесные (беседа), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, частично-поисковый

Актуальность использования технологий

   Обеспечение активной познавательной деятельности учащихся, вовлечение их в поиск решения проблемных вопросов,  выработка навыков анализа, умения абстрагировать и делать выводы.

Цель урока

Метапредметные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

- опознавать имена существительные, имеющие формы только мн.ч., определять их принадлежность к тематическим группам, разграничивать омонимичные формы мн.ч.

-  находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употреблять их в речи.

-  развивать интерес к языку, чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

 

  развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал

повышение мотивации и интереса к изучению русского языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества, интереса к спорту, желания беречь и сохранять здоровье, вести зож

Основные термины и понятия

  Число  

Межпредметные связи

  Физкультура, рисование


ХОД УРОКА

ЭТАП

Этап урока

Методы, приемы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный

  Постановка  целей урока

   Вводная беседа Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Создаёт  условия  для  формулировки  цели и постановки учебных задач

Слушает, размышляет,  определяет  цели  урока

  1. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания

Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи. Подготовка учащихся к активному осознанному усвоению учебного материала

Загадывание загадок, запись отгадок, определение частей речи и выявление темы, проблемы урока

  Создаёт  ситуацию  успеха

  Задаётся вопросом: «Как решить проблему?»

  1. Постановка познавательной задачи. Определение темы урока

Поисково-репродуктивная работа

Постановка  проблемного  вопроса

  Мотивирует  на  исследовательскую  деятельность  по  решению  проблемы

  Обсуждает, доказывает  актуальность       планируемой  работы и выбирает  пути  решения

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Групповая работа

Мотивирует самостоятельную работу по усвоению новых знаний

Самостоятельно «собрать» в рюкзак нужные слова, распределив по группам. Консультанты ведут записи в таблице-примеры

  1. Первичная проверка  понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала

 Работа в парах, распределительная работа

  нужно заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах

  Направляет работу в парах, оценивает

 Выписывают слова: 1столбик - существительные, имеющие форму только множественного числа 2 столбик - существительные, имеющие форму и единственного, и множественного числа

  1. Физминутка (под слайды презентации с музыкальным сопровождением и стихотворением о здоровье и здоровом образе жизни)

Выполняют упражнения под музыку, отвечая на вопросы диалога

  1. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Поисково-диалогический (предполагает искусство ведения проблемного диалога)

Работа с учебником

Гимнастика для глаз (рисуют  круг («снежок»)-слайд презентации)

Комментированное чтение  текста; работа с дополнительной литературой

  Побуждает к поиску отбору дополнительного материала; Учитель может привести историческую справку к непонятным словам, проводит беседу об играх, зимних и летних, о их пользе.

Подбирают слова тематической группы «игра». В ходе самостоятельной работы реализует следующие задачи: Познавательные УУД  1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

  1. Рефлексия

   

беседа на закрепление понимания содержания текста

Опросы для анализа и самоанализа деятельности учащихся, поощрение

Соотносят цели и результаты своей деятельности. Вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности работы.

  1. Домашнее задание

Упр. 399.-создать учебно-научный текст на тему «Что я знаю о числе имен существительных»

1 этап - Вводно-мотивационный. На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель изучения учебной темы, её место и роль в общем образовании, её практическое и теоретическое значение. Учитель знакомит с понятиями, которые будут изучены в теме; указывает, какие знания и умения ранее пройденного материала понадобятся при изучении данной темы. Учитель сообщает организационную структуру изучения темы, сколько уроков отведено на изучение темы, сроки ее завершения, перечисляет основные элементы темы.

2 этап – Операционно-познавательный. На этом этапе учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками (действиями), входящими в содержание данной темы.

3 этап – Рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит обобщение изученного материала и подведение итогов работы учащихся по данной теме. Главная цель этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности, самоанализа, способности к обобщению, формированию адекватной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...