конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
по учебнику Т.А.Ладыженской и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
имена существительные только мн.числа | 54 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Имена существительные, имеющие форму только множественного числа».
Учителя русского языка и литературы МОБУ с.Ишемгул Файзуллиной З.Р.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
1.Обучающая: познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
2. Развивающая: развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.
3.Воспитывающая: повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Необходимое оборудование: Компьютер с колонками. Мультимедийное оборудование. Учебник.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
Ход занятия:
Слайд 1
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин.).
- Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле, они улыбнулись друг другу и сказали «Доброе утро!»
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности(слайд 2)
Ребята, чтобы быть здоровым и сильным, надо заниматься спортом в любое время года. Скажите, пожалуйста, какие вы используете предметы для занятия спортом зимой? (коньки, лыжи…)Сейчас я прочитаю загадки , а вы должны отгадать, о каком предмете идёт речь? А я посмотрю, как вы бережёте своё здоровье (дети отвечают)1 ученик работает у доски
1) Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы (санки) (1 ученик у доски)
2) Льдом покрылась гладь реки.
Встали дети на... (коньки)
3) Бегут по дорожке
Доски да ножки (лыжи)
-Прочитайте, какие слова вы записали? ( санки, коньки, лыжи)
- К какой части речи оносятся данные слова?
- Что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные?
- Теперь поставьте эти слова в форму ед.ч.. Какие возникли трудности? Какой особенностью обладают эти существительные?( употребляются только во мн.ч) Какие в основном окончания имеют сущ.мн.ч.?(и,ы,а) Выделите их.
3.Постановка учебной задачи
– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь? (в русском языке есть группа слов, которые имеют форму только множественного числа)
- Сформулируйте тему урока, запишите в тетради.(слайд 3) (Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»)
- Сформулируйте проблему в виде вопроса и запишите ее в тетради. Поставьте цель к уроку (Какие существительные имеют форму только мн.ч.? Что обозначают существительные, имеющие форму только мн.ч. Цель: научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа).
- Подумайте, где в своей жизни вы наиболее часто используете существительные, которые имеют форму только множественного числа . Приведите примеры(учащиеся называют примеры существительных)
Групповая работа
Материалы: три листа с изображениями рюкзака, прикрепленные к доске (по количеству групп), фломастеры и листочки с клеевым краем.
Проведение: класс делится на три группы.
Задание группам: Соберите в рюкзак имена существительные, которые имеют форму только множественного числа (упражнение № 395), дополните своими примерами, сделайте вывод о лексическом значении данных слов. По ходу урока будете свои таблицы дополнять примерами
1 группа. Названия орудий труда, инструментов.
2 группа. Названия игр.
3 группа. Названия веществ.
1.Названия составных и парных предметов (брюки, очки, весы)
2.Названия материалов или их отходов, вещества ( духи, опилки, сливки ,щи)
3.Названия промежутков времени (сутки, будни, каникулы)
4. Названия игр (жмурки, прятки)
5. Названия действий и состояний природы (выборы, сумерки ,заморозки)
6.Некоторые географические названия (Сочи, Горки,Карпаты)
Запомните, что у существительных, имеющих форму только множественного числа, не определяется род и тип склонения!
Эти памятки я оставляю вам для закрепления материала, можете вклеить её в тетрадочку.
Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | Географические названия |
Гимнастика для глаз (слайд презентации)
5.Первичное закрепление ( Работа в парах)
- Вам нужно заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется. Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.
1столбик - существительные, имеющие форму только множественного числа
2 столбик - существительные, имеющие форму и единственного, и множественного числа.
Существительные, имеющие форму только мн. ч. | Существительные, имеющие форму и ед. ч. и мн. ч. |
Роща, жмурки, рука, сливки, урок, лимон, ножницы, очки, дрожжи, инструмент ,озеро, заморозки.
(проверка по эталону, остальные пары оценивают друг друга, меняясь листочками)
*Физминутка (под слайды презентации с музыкальным сопровождением и стихотворением о здоровье и здоровом образе жизни)
- Ребята, мы с вами много работали и устали. Давайте сейчас немного отдохнём.
6. Самостоятельная работа
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.
2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
1. Упр. 398 – развивается умение подбирать слова тематической группы «игры», имеющие форму только множественного числа, конструировать предложения с этими словами.
Лексическая работа со словами: горелки, салочки.
Учитель может привести историческую справку.
2. Распределительный слуховой диктант.
– Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика:
имеют ед.ч. не имеют ед.ч.
Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила.
*Домашнее задание Упр. 399.
7.Рефлексия деятельности (итог)
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию (схема, рисунок), сопоставлять информацию, представленную в разных формах.
– Что нового узнали на уроке? Изобразите это графически.
– К каким словам, имеющим форму только множественного числа, можно сделать рисунки? Почему? (Обозначают предметы.)
– Оцените свою работу на уроке
- Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком (слайд ). Вы подарили мне тепло и радость. Мне тоже хотелось бы вам оставить частичку своего тепла (дарю солнышко). Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!
Вариант другой физминутки - «Снежки» (дети выполняют движения в соответствии со словами учителя)
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх , на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте «круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата | |||
Предмет, класс | Русский язык, 5 класс | ||
Учитель | Файзуллина Зиля Рафиковна | ||
Тема урока, № урока в теме | 1. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Образовательные технологии | словесные (беседа), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, частично-поисковый | ||
Актуальность использования технологий | Обеспечение активной познавательной деятельности учащихся, вовлечение их в поиск решения проблемных вопросов, выработка навыков анализа, умения абстрагировать и делать выводы. | ||
Цель урока | Метапредметные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального). - опознавать имена существительные, имеющие формы только мн.ч., определять их принадлежность к тематическим группам, разграничивать омонимичные формы мн.ч. - находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употреблять их в речи. - развивать интерес к языку, чувство языка на основе работы с тематическими группами слов. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
| развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал | повышение мотивации и интереса к изучению русского языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества, интереса к спорту, желания беречь и сохранять здоровье, вести зож | |
Основные термины и понятия | Число | ||
Межпредметные связи | Физкультура, рисование |
ХОД УРОКА | |||||
ЭТАП | Этап урока | Методы, приемы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Постановка целей урока | Вводная беседа Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Создаёт условия для формулировки цели и постановки учебных задач | Слушает, размышляет, определяет цели урока | |
| Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. | ||||
| Загадывание загадок, запись отгадок, определение частей речи и выявление темы, проблемы урока | Создаёт ситуацию успеха | Задаётся вопросом: «Как решить проблему?» | ||
| Поисково-репродуктивная работа | Постановка проблемного вопроса | Мотивирует на исследовательскую деятельность по решению проблемы | Обсуждает, доказывает актуальность планируемой работы и выбирает пути решения | |
| Групповая работа | Мотивирует самостоятельную работу по усвоению новых знаний | Самостоятельно «собрать» в рюкзак нужные слова, распределив по группам. Консультанты ведут записи в таблице-примеры | ||
| Работа в парах, распределительная работа | нужно заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах | Направляет работу в парах, оценивает | Выписывают слова: 1столбик - существительные, имеющие форму только множественного числа 2 столбик - существительные, имеющие форму и единственного, и множественного числа | |
| Выполняют упражнения под музыку, отвечая на вопросы диалога | ||||
| Поисково-диалогический (предполагает искусство ведения проблемного диалога) Работа с учебником Гимнастика для глаз (рисуют круг («снежок»)-слайд презентации) | Комментированное чтение текста; работа с дополнительной литературой | Побуждает к поиску отбору дополнительного материала; Учитель может привести историческую справку к непонятным словам, проводит беседу об играх, зимних и летних, о их пользе. | Подбирают слова тематической группы «игра». В ходе самостоятельной работы реализует следующие задачи: Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | |
|
| беседа на закрепление понимания содержания текста | Опросы для анализа и самоанализа деятельности учащихся, поощрение | Соотносят цели и результаты своей деятельности. Вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности работы. | |
| Упр. 399.-создать учебно-научный текст на тему «Что я знаю о числе имен существительных» |
1 этап - Вводно-мотивационный. На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель изучения учебной темы, её место и роль в общем образовании, её практическое и теоретическое значение. Учитель знакомит с понятиями, которые будут изучены в теме; указывает, какие знания и умения ранее пройденного материала понадобятся при изучении данной темы. Учитель сообщает организационную структуру изучения темы, сколько уроков отведено на изучение темы, сроки ее завершения, перечисляет основные элементы темы.
2 этап – Операционно-познавательный. На этом этапе учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками (действиями), входящими в содержание данной темы.
3 этап – Рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит обобщение изученного материала и подведение итогов работы учащихся по данной теме. Главная цель этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности, самоанализа, способности к обобщению, формированию адекватной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....