Программа элективного курса "Проверь себя"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_prover_sebya.docx | 60.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ |
«Проверь себя» |
Элективный курс по русскому языку для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ |
Автор: Бондаренко Анастасия Владимировна, учитель русского языка и литературы |
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании МС приказом директора МОУ СОШ№5
29 августа 2014 г. Гришко Н.А.
№72 от 29 августа 2014 г.
«Подготовка учащихся 9-х классов
к государственной итоговой аттестации»
- Основа содержания обучения данному курсу.
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену. Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом. Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
- Цели и задачи курса.
Цель курса:
• подготовка учащихся к ОГЭ;
• обобщение и углубление знаний по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика».
Задачи курса:
• развивать умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
• совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
• развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
• совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
• формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
• развивать у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
• создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
- Общая характеристика учебного курса.
Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.)
Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.
Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:
1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка 9 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».
3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи. 4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно- углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.
4. Требования к уровню подготовки учащихся:
• Знать трудные случаи правописания
• Понимать их роль в общекультурном развитии человека
• Объяснять языковое явление
• Уметь применять знания при тестировании
• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
• Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
• определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
• работать над расширением словарного запаса;
• опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
• четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• выполнять различные типы тестовых заданий;
• самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
• хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
• правильно отмечать в бланке вариант ответа;
• вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
5.Эффективность программы.
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
6. Предполагаемый результат
Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме. Тематический
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма проведения | Содержание работы и деятельность учащихся |
1 | Вводный урок Диагностический тест | Практическое занятие | Знакомство с программой курса. Написание диагностического теста. |
2 | Повторение. Фонетика. Орфография | Практическое занятие | Составление диагностической карты учащихся. Особенности произношения гласных и согласных в потоке речи – составление таблицы. |
3 | Морфемика и словообразование | Практикум | Повторение основных способов словообразования. Образование степеней сравнения; написание теста по теме. |
4 | Морфология | Семинарское занятие | Повторение самостоятельных и служебных частей речи; составление таблицы. |
5 | Морфологические признаки самостоятельных частей речи | Практикум | Определение морфологических признаков самостоятельных частей речи. Отличие прилагательных-причастий, причастий-деепричастий. |
6 | Морфологические признаки служебных частей речи | Практикум | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Написание теста по теме. |
7 | Лексика | Практикум | Повторение сведений об омонимах, антонимах, синонимах; фразеологизмы; устаревшие слова и неологизмы; профессионализмы. |
8 | Орфография Правописание гласных в корне | Практикум | Составление алгоритмов: 1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением; 2) безударные гласные, не проверяемые ударением (чередующиеся). |
9 | Безударные гласные в суффиксах разных частей речи | Практикум | Повторение правописания безударных гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Составление таблицы. |
10 | Безударные гласные в окончаниях существительных прилагательных, причастий, местоимений | Практикум | Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений и числительных. |
11 | Безударные гласные в окончаниях глаголов | Практикум | Составление алгоритма правописания безударных гласных в окончаниях глаголов. Тест. |
12 | Правописание гласных после шипящих и Ц | Практикум | Составление таблицы «О – Ё после шипящих и Ц» «И, у, а после шипящих». |
13 | Правописание Не и Ни | Комбинированное занятие | Составление таблицы «не и ни с различными частями речи»; тест по теме. |
14 | Правописание согласных. Удвоенные согласные. | Практикум | Глухие и звонкие согласные; непроизносимые согласные. Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест. |
15 | Правописание ъ и ь | Практикум | Составление таблицы «Буква ь после шипящих на конце слова»; Разделительные Ъ и ь». |
16 | Слитное, раздельное и дефисное написание слов | Практикум | Правописание сложных слов, наречий, служебных частей речи. Тест. |
17 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы | Лекция | Повторение способов связи слов в словосочетании, виды предложений по цели высказывания, интонации, наличии грамматической основы. |
18 | Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений. Знаки препинания при обособлении приложений. | Практикум | Составление таблицы по теме. Повторение сведений о приложении, расстановка знаков препинания при приложении. |
19 | Знаки препинания при обособлении обстоятельств | Практикум | Составление схемы «Обособление обстоятельств». Тест. |
20 | Знаки препинания при однородных членах предложения | Комбинированное занятие | Обобщить знания об однородных членах предложения и расстановке знаков препинания при них. |
21 | Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении | Практикум | Составление алгоритма. |
22 | Знаки препинания при конструкциях с как | Практикум | Составление алгоритма. |
23 | Нормы речи | Практикум | Повторение форм сравнительных прилагательных; образование форм мн. ч. существительных, местоимений, глагола. |
24 | Изобразительно-выразительные средства языка | Лекция | Повторение основных изобразительно-выразительных средств языка. |
25 | Изобразительно-выразительные средства языка | Практикум | Определение в тексте изобразительно-выразительных средств. Тест. |
26 | Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста | Лекция | Совершенствование умения учащихся определять тему, идею текста. |
27 | Составление плана по тексту | Практикум | Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей. |
28-29 | Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема; ключевые слова. | Практикум | Знакомство с приёмами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем. Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова, соединяющие части текста. |
30 - 31 | Типы речи. Стиль текста. | Комбинированное занятие | Повторение сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи. |
32-34 | Итоговый тест с последующим анализом. |
Литература:
I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
1). Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3). Примерные программы основного общего образования. Москва, Дрофа, 1999г.
II. Литература для учащихся:
1). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;
2). Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. – М.:Просвещение, 2002-2004;
3). Тростенцова Л.А., Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;
4). Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика 5-9 классы. – М. Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004;
5). Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант. – М.: Дрофа, 2003;
6). Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004г.)
7). Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.
8). Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.
9). ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.
10). Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.
III. Литература для учителя:
1). Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2008.
2). Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, «Лицей», 2006.
3). Колокольцев Е.Н. Зельманова Л.Н. Развитие речи. 8-9 классы. М., Дрофа. 2004.
4). Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь (5-8 классы). Творческий центр. М., 2004.
5). Оконевская О.М. Павловская Г.В. Диктанты и упражнения.Эксмо. М., 2008.
6). Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород. 1994.
7). Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2007. под ред. Сениной Н.Л. «Легион» 2006
8). Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М., 2006.
9). Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005.
10). Текучева И.В. Тесты по русскому языку (5-9 классы). Экзамен. М., 2007.
11). Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. М., С-П., 2008.
12). Хорт О.А. Русский язык. Изложение с творческим заданием. 9 класс. Волгоград. 2007.
13). Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.
14). Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008. С. 70.
15). А.Ш. Шахмаметова. Тесты на повторение в 10 классе. «Русский язык» (приложение к «1 сентября»). № 7 – 2009. – с. 13-16.
16). Л.С. Степанова. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 3-11.
17). И.Н. Добротина. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 11-18.
18). И.Н. Добротина. Упражнения по трансформации и моделированию текста. «Русский язык в школе». № 4 – 2007. – с. 24-27.
Материалы для занятий .
Диагностический тест
Выполните задания 1-31. Сверьте свой вариант с ответами, данными в конце книги. Сделайте работу над ошибками, обратившись к учебнику. Занесите свои ошибки в лист учёта ошибок.
1. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в корне
- пол..вчее, б..ярин, г..рдился, вп..следствии
- к..залось, пос..дить, согл..сился, д..вать
- ол..денелый, отв..чал, т..пло, хоч..шь
- присоед..нились, пр..ехал, об..жаю, выдв..нуть
2. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена чередующаяся гласная в корне
- выб..рает, раст..рать, ум..рать, сн..мать
- предл..жение, пром..кательная (бумага), покл..ниться, л..хматый
- р..стительный, прил..гательное, з..ря, ..ккуратный
- отр..зает, выд..ру, отб..рёшь, отр..сль
3. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в приставке
- пр..хорошенький, пр..градить, пр..следовать, пр..мировать
- пр..своить, пр..школьный, пр..глушить, пр..оритет
- пр..славиться, ..тбежать, в..зглавить, с..стариться
- р..ссыпать, н..дрезать, пр..матерь, р..згильдяй
4. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в суффиксе
- замш..вый, душ..нька, им..чко, товарищ..м
- влюбч..вый, податл..вый, садовн..к, одуванч..к
- руч..нка, сач..к, ключ..м, налев..
- американ..ц, учит..ль, человеч..ство, зайц..м
5. Укажите ряд, в котором пропущена безударная гласная в окончании
- в алле.., в зимн..м (пальто), стел..т, на синеющ..м (небе)
- смотр..т, на знамен.., хорош..м (поступком), ключ..ка
- котишк.., книжищ.., ручищ.., слев..
- домишк.., светл..й (улыбкой), борщ..м, засветл..
6. В каком ряду во всех словах следует писать а?
- издавн.., досух.., снов.., занов..
- бабищ.., заводил.., книжищ.., солнышк..
- плутишк.., сынишк.., зайчишк.., горюшк..
- искос.., сызнов.., изредк.., досыт..
7. В каком ряду во всех словах следует писать о?
- плющ..м, лиц..м, больш..го, пятниц..й
- зажив.., занов.., наглух.., справ..
- в..рота, мудр..сть, горд..сть, зверушк..
- проповед..вать, проб..вать, завид..вать, рис..вать
8. В каком ряду во всех словах следует писать е?
- бре..тся, мож..т, хоч..тся, тороп..тся
- ноч..вать, бич..вать, посп..вать, откруч..вать
- вид..ть, обид..ть, завис..ть, настро..ть
- замш..вый, щавел..вый, плеч..вой, фасол..вый
9. В каком ряду во всех словах следует писать и?
- мол..тся, стар..тся, верт..тся, знач..тся
- юрод..вый, дяд..н, талантл..вый, перь..вой
- кресл..це, солдат..к, красав..ца, сит..чко
- брат..к, гостин..ца, упрям..ца, им..чко
10. В каком ряду во всех словах нужно писать ь?
- реч.., печ.., смотриш.., плащ..
- ноч.., (девочка) смеет..ся, знаеш.., хорош..
- доч.., (можете) смеят..ся, намаж.., вскач..
- брош.., береч.., отреж.., замуж..
11. В каком ряду во всех словах нужно писать ъ?
- об..явление, под..ячий, раз..езд, под..ём
- раз..яснить, от..явленный, раз..едать, л..ётся
- с..ёмка, об..ём, под..езд, разоб..ётся
- об..ять, раз..ярённый, ад..ютант, двух..ярусный
12. В каком ряду во всех словах нужно писать нн?
- бесприда..ица, гости..ица, подли..ик, воспита..ик
- да..ый, решё..ый, броше..ый, ветре..ый
- со..ый, нагруже..ый, свяще..ый, нечая..ый
- ограниче..ый, ране..ый (в бою), замуче..ый, кожа..ый
13. В каком ряду все слова пишутся слитно?
- кино?фильм, электро?провод, стерео?система, за?полночь
- в?близи, с?начала, сорви?голова, в?заперти
- древне?русский, дально?бойный, машино?строительный, в?глубь (океана)
- вагоно?ремонтный, железно?дорожный, велико?державный, ангельски?кроткий
14. В каком ряду все слова пишутся раздельно?
- на?миг, на?цыпочках, с?глазу?на?глаз, в?открытую
- по?двое, на?радостях, в?насмешку, с?права
- верить в?правду, под?мышку, (отложить) на?утро, в?перемежку
- в?течение (дня), в?продолжение (вечера), в?заключение (концерта), в?последствии
15. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
- по?дружески, кто?то, едва?едва, в?виду (случившегося),
- кое?где, по?новому, мало?помалу, вице?адмирал
- пол?апельсина, пол?лимона, русско?немецкий, дально?зоркий
- премьер?министр, горе?руководитель, историко?филологический, по?средине
16. В каком ряду все слова с не пишутся слитно?
- Не?смотря на сильную грозу, самолёт прилетел по расписанию. Этот человек мой не?друг. Не?нужно никого не?навидеть. Я ни разу не?был в Англии.
- Не?взирая на обещание, он не?приехал. Не?зачем было обещать. Я получил не?большое письмо. Пришли не?сколько человек.
- Нам не?о?чем разговаривать. Не?знакомец остановился в общежитии. Твоё поведение не?допустимо. В гостиную вошёл не?кто в белом.
- Мне не?кому писать письма. Приходи не?медленно. Письмо написано на не?существующий адрес. Он был не?сгибаемый боец.
17. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания?
- Многое в этой работе выражено отрывисто и, быть может, недостаточно ясно.
- Конечно, можно было бы обстоятельно описать эту окраину и тем самым увести читателя в сторону от основной нити рассказа.
- Но, пожалуй, стоит только упомянуть, что до сих пор в предместьях Парижа сохранились старые крепостные валы.
- В то время, когда происходило действие этого рассказа, валы были ещё покрыты зарослями жимолости и боярышника, и в них гнездились птицы.
18. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
- Командир остался вдовцом и потому вынужден был всюду возить девочку с собой.
- Но на этот раз он решил расстаться с дочерью и отправить её к сестре в Руан.
- Ярче влажных лепестков были её губы и от ночных слёз блестели ресницы. (К. Паустовский.)
- Шамет привык к ночной работе и даже полюбил эти часы суток.
19. В каком предложении не нужно ставить тире?
- Необыкновенно увлекательное занятие – составлять географические карты.
- Твои слова – как глоток чистого воздуха.
- Слово короля – закон.
- Греция – гористая страна с очень изрезанным берегом и массой бухт и островков.
20. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Писатель уехал из Голландии, надеясь заработать на кусок хлеба на стороне.
- Художник подарил человеку способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами.
- Я согрелся в шинели и задремал, прислонившись, к стене.
- Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. (К. Паустовский.)
21. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Я с облегчением оторвался от телескопа, и киевские улицы с их неяркими огнями, грохотом извозчичьих пролёток и пыльным запахом отцветающих каштанов показались мне уютными и надежными.
- Прошло много времени, и пустыня опять напомнила о себе.
- Я открыл дверь и при воровском блеске молнии увидел Полину.
- Гром расколол небо, и, казалось, одним ударом вогнал домишко в землю по самую крышу. (К. Паустовский.)
22. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) восхищение 2) чувство 3) платье 4) юный
23. В каком слове букв меньше, чем звуков?
1) армия 2) честный 3) тень 4) семья
24. В каком предложении есть фразеологический оборот?
- Я случайно попал на этот концерт.
- Мама погрозила мне пальцем.
- Ты попал пальцем в небо.
- Небо потемнело.
25. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, окончание?
1) предусмотрительный 2) поддержка
3) пересматривая 4) ненавидящий
26. Укажите, каким способом образовано слово разряд.
- приставочным
- приставочно-суффиксальным
- суффиксальным
- бессуффиксным
27. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении Я знаю, что означает твой приход.
1) местоимение 2) союз 3) частица 4) предлог
28. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Замысел, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (К. Паустовский.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
29. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». (К. Паустовский.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
30. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению
В кинокартине «Поэт и царь» Пушкин сидит, мечтательно подняв глаза к небу, потом судорожно хватается за перо, начинает писать, останавливается, вновь возводит глаза, грызёт гусиное перо и опять торопливо пишет. (По К. Паустовскому.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
31. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Вскоре снег превращается в широкую снежную реку, несущуюся вниз, и через несколько минут в долину срывается лавина, сотрясая грохотом ущелье и наполняя воздух искристой пылью. (По К. Паустовскому.)
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
Таблица ответов
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 |
№ задания | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ответ | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 |
Изобразительно-выразительные средства языка | |||
Перечень тропов | Значение термина | Пример | |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | Глаза громадные, как прожекторы. (В. Маяковский.) | |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. | |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) | |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.) | |
Метафора, развёрнутая метафора | Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) |
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. | Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А. Пушкин.) |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. | Царь зверей (вместо лев) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. | Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.) |
ФИГУРЫ РЕЧИ
Фигура | Значение термина | Пример | |
Анафора (или единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. (А. Пушкин.) | |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое... (А. Володин.) | |
Градация | (Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. | Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин.) | |
Инверсия | Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин.) | |
Лексический повтор | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. | Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! (А. Володин.) | |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души. | |
Риторический вопрос, восклица-ние, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) | |
Синтаксический параллелизм | Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.) | |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов.) | |
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. | Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский.) | |
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. | Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А. Блок.) |
Способы сокращения текста
Содержательные приёмы компрессии текста:
1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
Обучение учащихся этому важному умению следует начать с небольшой справки о том, что такое главная и второстепенная информация.
Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса.
Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.
После этого небольшого пояснения о видах информации учитель должен научить детей находить в тексте самое главное, в частности познакомить их с «сильными позициями» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора.
Такими «сильными позициями», например, в учебно-научном тексте являются:
- заголовок,
- зачин (введение),
- концовка (заключение).
На уровне абзаца (ССЦ) наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. На уровне предложения более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.
Важная информация обычно содержится в главной части сложноподчинённого предложения.
Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).
Упражнение.
Прочитайте предложения и подчеркните в нём главную информацию.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Выполнение задания.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Выполнение задания.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Окончательный вариант.
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Обращаем внимание на то, что, кроме содержательного приёма сокращения текста, мы использовали и языковой (местоимение он, частица не).
2. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Упражнение.
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.
а) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
б) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
в) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
г) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Стоит обратить внимание учащихся на 4-е предложение с несколькими придаточными и предложить сохранить только одно.
Варианты выполнения задания.
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
Цель конкретна и достижима. мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)
Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (23 слова)
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель конкретна, точна, достижима. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. (28 слов)
Языковые приёмы компрессии текста
Замены:
- однородных членов обобщающим наименованием;
- словосочетания словом;
- фрагмента предложения синонимичным предложением;
- предложения или его части указательным местоимением;
- предложения или его части определительным или указательным местоимением;
- сложноподчинённого предложения простым.
Исключения:
- повторов;
- фрагмента предложения;
- одного или нескольких синонимов.
Слияния:
- нескольких предложений в одно.
Упражнение на трансформацию словосочетаний.
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположение - ...
Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; приём градации - ...; форма круга - ...; чувство сострадания - ...
Упражнения на трансформацию предложений.
1. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели. (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды).
2. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
Кроме названных, существуют следующие способы сокращения текста:
- Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Объектом исключения может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить её запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении: «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» – избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание «в любом стиле», а именно «в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном». Уберем их. Смысл предложения не изменится. Оно только выиграет за счет своего сжатия. Уместным будет также исключение последнего слова «стиле», так как в результате сокращения предложения возник повтор близлежащих словоформ «стиле».
- Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
- Сочетание исключения и обобщения. Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей текста.
Сочетание исключения и обобщения.
Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Какие задания и упражнения способствуют выработке навыков свёртывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?
Перечислим наиболее известные:
◦ выделите опорные слова в предложении.
◦ трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
◦ составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
◦ изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
◦ прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
◦ подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
◦ выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего
текста.
◦ проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;
в) через некоторое время «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;
г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""
Курс предлагается учащимся 7 кл. Программа явилась поиском новых путей эстетического воспитания средствами музыки, искусным владением слова....
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, ...
Программа элективного курса "Найди себя"
Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда чело...
Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...
Программа элективного курса «Познай себя»
Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе концепцией модернизации российского образования предлагаю программу элективного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...