конспект урока
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Файзуллина Зиля Рафиковна

по учебнику Т.А.Ладыженской и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15_ur_-_publ_stil.doc51.5 КБ
Office presentation icon 15_ur_-_publ_stil.ppt232 КБ

Предварительный просмотр:

15 урок, РЯ – 7 кл. Тема урока: «Публицистический стиль»

Цели:

Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь находить в тексте признаки публицистического стиля, строить стилистический анализ текста.

Знать правила выразительного чтения, уметь выразительно читать анализируемый текст, развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Понимать необходимость владения публицистическим стилем, осознавать его значимость. Вызвать интерес к проблеме «Умение дружить».

Планируемые результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответ¬ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории раз¬вития через включение в новые виды деятель-ности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле¬ния, процессы, связи и отношения, выявляе¬мые в ходе исследования и конструирования текста публицистического стиля

Л: Формирование устойчивой мо-тивации к ис-следованию и конструиро¬ванию текста

Технологическая карта урока

Стадия вызова

Стадия осмысления

Рефлексия

Работа над эпиграфом

Формулирование темы и целей урока

Лингвистическая разминка

Приём «Корзина идей»

Приём «Верные и неверные предположения»

Составление кластера

Дифференцированная групповая работа

Самостоятельная работа

Приём «А если бы …»

Составление синквейна

Ход урока

Урок №1

Актуализация знаний. Работа над эпиграфами к уроку.

Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов двух талантливых людей: Владимира Алексеевича Солоухина, известного писателя, и Дмитрия Сергеевича Лихачёва, учёного-публициста. (Слайд №1.)

- О чём заставляют задуматься слова В. Солоухина?

- На что нацеливают нас слова Д. С. Лихачёва?

-Надеюсь, наш урок поможет вам глубоко осознать представленные высказывания.

2. Формулирование темы урока.

- Я попрошу вас сформулировать тему урока.  Постараюсь помочь вам в этом, предлагая подсказки. Можете записывать свои версии в тетрадь.

Стиль речи, тексты которого мы встречаем в газетах и журналах.

Цель высказывания данного стиля – воздействие на читателей или слушателей.

Этим стилем речи должны отлично владеть журналисты.

- Какова же тема нашего урока?  (Предположения детей.)

-Запишем тему так: «Особенности публицистического стиля речи». (Слайд №2.)

- Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цели урока. (Версии детей.)

Демонстрация и чтение целей учителем.  (Слайд №3.)

3. Лингвистическая разминка.

- Нам предстоит очень сложная работа, поэтому я предлагаю к ней немного подготовиться. (Слайд №4.) Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения (по цепочке). (Затем - повторное чтение учителя.)

- Объясните значение представленных слов. (Слайд №5.)

- Проверим себя. (Слайд №6.)

- Подберите однокоренные слова к слову публицистический. Составьте словосочетания с названными словами. (Слайд №7.)

Проверим свои предположения. (Слайд№8.)

Приём «Корзина идей».

- Я предлагаю заполнить нашу «Корзину идей» (иллюстрация «Корзины» или рисунок – на доске). Что же, по вашему мнению, входит в понятие «публицистический стиль»? (Учитель записывает предположения детей на доске.)

5.Изучение нового материала. Работа над статьёй учебника (стр. 80 -85). Прием «Верные и неверные предположения».

- Обратимся к статье учебника и проверим наши гипотезы. Для этого используем приём «Верные и неверные предположения». (Слайд № 9.) (Учитель читает предположения, затем ученики приступают к самостоятельному чтению статьи, проверяя на достоверность представленные утверждения, далее опровергают или подтверждают их словами текста статьи.)

- Корректируем нашу «Корзину идей», убираем (стираем) лишнее, добавляем (дописываем) отсутствующую информацию. Полученную схему (кластер) переносим в тетрадь. Предполагается красочное оформление кластера.

Урок №2

Отработка материала на практике.  Просмотр ролика «Выступление митрополита Кирилла на Рождественской ёлке» или выразительное чтение его речи, стилистический анализ текста речи митрополита. Дифференцированная групповая работа.

- Обратимся к просмотру видеоролика. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны. Сейчас вы увидите выступление митрополита Кирилла, ныне российского патриарха. В преддверии Рождества услышите поздравительную речь, обращённую к детям. (Перед просмотром видеоролика рекомендуется прослушать заранее подготовленное учеником сообщение о патриархе Кирилле.) (Просмотр видеоролика или выразительное чтение текста речи.)

После просмотра видеоролика учитель предлагает детям текстовый вариант речи митрополита, таблицу «Особенности публицистического стиля речи» (раздаточный материал – на каждого ученика). (см. Приложение к конспекту.) Затем учитель предлагает ребятам разделиться на три группы и определяет задание для каждой группы. Задания для групп - различной степени сложности, это необходимо учитывать при формировании групп.

1 группа определяет сферу применения речи, отвечая на вопросы:

К какому жанру относится выступление?

Где происходит выступление?

К кому обращается оратор?

2 группа определяет тему и цель выступления, отвечая на вопросы:

Чему посвящено выступление митрополита Кирилла? ( О чем оно?)

К чему призывает оратор?

3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:

Определите стилевые черты текста.

Назовите языковые средства.

В помощь детям представляется таблица «Особенности публицистического стиля речи».

- Перед началом групповой работы я предлагаю вам прочитать текст выразительно, предварительно вспомнив «Правила выразительного чтения».

- О чем мы должны помнить, чтобы выразительно прочитать текст?

Самостоятельная работа. Стилистический анализ текста. Упражнение ____(Слайд №10.)

- Теперь мы собираем полученную информацию в единое целое и составляем стилистический анализ текста.  

 

Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»,составление  синквейна.

- Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?

- Составьте синквейн на тему «Дружба».

Проверка синквейнов.

Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание.

Подготовить стилистический анализ текста упр. 86. Понятия из этого текста мы проработали в лингвистической разминке. Или проанализируйте текст в жанре ораторской речи из журнала, газеты, интернета.

Приложение к конспекту урока

Приложение №1.

Особенности публицистического стиля

Жанры

Задачи речи

Сфера применения

Общие стилевые черты

Языковые средства, характерные для стиля

Газетная и журнальная статья

Репортаж

Ораторская речь

Выступление

Рекламный текст

Воздействие на читателей и слушателей, побуждение к чему-либо

В устной речи – выступления.

В письменной речи – в газетах и журналах.

Актуальность

Эмоциональность

Доступность

Чётко выраженная авторская оценка (отношение к проблеме)

Использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, обращений к собеседнику, повторов.

Совмещение книжных и разговорных слов.

Использование антонимов, фразеологизмов и описательных оборотов.

Приложение №2

Стилистический анализ текста

Жанр анализируемого текста -  ………………………………………. . Автор рассуждает о …………………………………………… . Он призывает нас ……………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………… .

Речь митрополита Кирилла ………………………………………………… .  В ней четко выражена ………………………………………………… . В своём выступлении оратор использует обращение ( ………………………………), восклицательные предложения (………………………………………………….. …………………), побудительные предложения (……………………………... …………………………………………………………….), риторические вопросы ( …………………………………………………………………...). Митрополит в своей речи совмещает книжные слова (………………………… …………………) с разговорной лексикой (…………………………………….. ………………), использует описательные обороты (………………………………………………………………………………….) и  фразеологизмы (…………………………………………………………………) .

Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………………………………… стилю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: - Здорово! И я сказал: - Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. -Ого, - сказал Мишка - Где достал? Дашь мне его домой? - Нет, домой не дам. Подарок.

Слайд 2

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал : «З дорово! » И я сказал : «З дорово! » Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. « Ого! - сказал Мишка. - Г де достал? Дашь мне его домой? » « Нет, домой не дам. Подарок » .

Слайд 3

Как называется разговор двух или нескольких лиц? Что такое реплика? Как правильно записывается диалог?

Слайд 4

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: - Здорово! И я сказал: - Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. - Ого! - сказал Мишка. - Где достал? Дашь мне его домой? - Нет, домой не дам. Подарок.

Слайд 5

- Что это, Мишка? – сказал я шёпотом. - Это светлячок, - сказал Мишка, - Что, хорош? Он живой, не думай. - Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? - Конечно! – сказал Мишка.- Ура!

Слайд 6

- Что это, Мишка? – сказал я шёпотом. - Это светлячок, - сказал Мишка, - Что, хорош? Он живой, не думай. - Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? - Конечно! – сказал Мишка.- Ура!

Слайд 7

Слова для справок: спр о сил, о тветил, прог о в о рил, поинт е р е совался, уд и вился, п о думал, прош е птал, закр и чал, о брадовался.

Слайд 8

Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В. А. Солоухин Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Д. С. Лихачев

Слайд 9

Особенности публицистического стиля речи

Слайд 10

Цели урока: Познакомиться с особенностями публицистического стиля речи, научиться находить признаки данного стиля, строить стилистический анализ текста. Закрепить навыки выразительного чтения, умение строить монологическое высказывание. Постараться ответить на вопрос: «Как стать настоящим другом?»

Слайд 11

Лингвистическая разминка Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения. Запишите. Нацеленная, неистово, бакенщик, чабан, прадеды, пращуры, диковинный, быстры, высоки, Рождество Христово, Святейший Патриарх, миссия, Христианство, светский мир.

Слайд 12

Лингвистическая разминка Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения. Нац е ленная, не и стово, б а кенщик, чаб а н, пр а деды, пр а щуры, дик о винный, б ы стры, выс о ки, Рождеств о Христ о во, Свят е йший Патри а рх, м и ссия, Христи а нство, св е тский мир.

Слайд 13

Объясните значение слов: Не и стово, чаб а н, пр а щуры, дик о винный, м и ссия, Христи а нство, св е тский мир.

Слайд 14

Проверь себя Не и стово - сильно, чаб а н - овечий пастух, пр а щуры - предки, дик о винный - удивительный, м и ссия - поручение, Христи а нство – религия, основанная на вере в Иисуса Христа, св е тский мир – противоположный церковному.

Слайд 15

Подберите однокоренные слова к слову публицистический , составьте с ними словосочетания.

Слайд 16

Проверь себя Публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика. Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика.

Слайд 17

Жанры Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля Газетная и журнальная статья Репортаж Ораторская речь Выступление Рекламный текст Воздействие на читателей и слушателей, побуждение к чему-либо В устной речи – выступления. В письменной речи – в газетах и журналах. Актуальность Эмоциональность Доступность Чётко выраженная авторская оценка (отношение к проблеме) Использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, обращений к собеседнику, повторов. Совмещение книжных и разговорных слов. Использование антонимов, фразеологизмов и описательных оборотов.

Слайд 18

Верно ли? Публицистический стиль используется в сказках, рассказах и былинах. Основная цель публицистического стиля – передача научной информации. В публицистическом стиле используются фразеологизмы и описательные обороты.

Слайд 19

Стилистический анализ текста Жанр анализируемого текста - ………. . Автор рассуждает о … . Он призывает нас ……. . Речь митрополита Кирилла … . В ней чётко выражена ……. . В своём выступлении оратор использует обращение ( … ), восклицательные предложения ( …), побудительные предложения ( … ), риторические вопросы ( … ). … в своей речи совмещает книжные слова ( … ) с разговорной лексикой ( … ), использует описательные обороты ( … ) и фразеологизмы ( … ). Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………….. стилю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...