Аналитическая справка для аттестации на 1 квалификационную категорию учителя русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
Материал распределён по критериям. Справка содержит таблицы по итогам года. Общие сведения о педагоге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_dlya_rono.docx | 120.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие сведения
ФИО: Самсонова Лидия Викторовна
Дата рождения: 18. 01. 1966 г
Образование: средне-специальное
Окончила Спасское педагогическое училище
Квалификация по диплому: учитель начальных классов, старший пионерский вожатый
Специальность: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы
Стаж педагогической работы- 23 года
Стаж работы в данном учреждении – 23 года.
Категория, разряд: отсутствует
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы, ИЗО.
Учебная нагрузка на 2015 - 2016 учебный год 24 часа: 5 часов русского языка и
3 часа литературы в 5 классе, 5 часов русского языка и 2 часа литературы в 6
классе, 4 часа русского языка и 2 часа литературы в 7 классе и по 1 часу ИЗО в
5, 6 и 7 классах. Работает над проблемой "Формирование орфографических
умений и навыков школьников 5-9 классов"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
САСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИДОРОЖНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
(МКОУ «ПРИДОРОЖНАЯ СШ») ИМЕНИ А.С.НОВИКОВА-ПРИБОЯ
ул. Центральная, д.8, п. Придорожный, Сасовский район, Рязанская область, 391461
тел. (49133) 9-64-35, E-mail: terekhinanatalya@yandex.ru
ОГРН 1026201402743, ИНН/КПП 6218003850/621801001
К 1
Аналитическая справка
«Учебные достижения обучающихся при освоении
образовательных программ в соответствии с требованиями»
- Успеваемость обучающихся по итогам учебного года за 5 лет.
Самсонова Л. В. любит и хорошо знает свой предмет, владеет методикой преподавания. Работает творчески, увлеченно, умело реализует такие стороны учебного процесса, как единство обучения и воспитания, не останавливается на достигнутом, применяет в своей деятельности самые эффективные формы и методы обучения и воспитания.
Самсонова Лидия Викторовна является учителем, умеющим привить устойчивый интерес к своему достаточно сложному предмету ребятам основной школы. Уроки русского языка, литературы, ИЗО в школе для многих обучающихся относятся к «любимым». На уроках Лидии Викторовны идет не только процесс обучения, развития, воспитания, идет процесс становления личности ребенка, формирования мировоззрения человека, готового к жизни в современных жестких условиях действительности, и, как результат позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся.
У Лидии Викторовны нет неуспевающих учеников, имея 100% абсолютную успеваемость во всех классах, она постоянно в своей урочной деятельности применяет такие формы и методы преподавания, которые способствуют увеличению показателей качественной успеваемости.
% успеваемости по русскому языку
класс | 2011 – 2012 | 2012 – 2013 | 2013 – 2014 | 2014 – 2015 | 2015 – 2016 |
5 | - | - | 100 | 100 | 100 |
6 | 100 | - | - | 100 | 100 |
7 | 100 | 100 | - | - | 100 |
8 | 100 | 100 | 100 | - | - |
9 | - | 100 | 100 | 100 | - |
% успеваемости по литературе
класс | 2011 – 2012 | 2012 – 2013 | 2013 – 2014 | 2014 – 2015 | 2015 – 2015 |
5 | - | - | 100 | 100 | 100 |
6 | 100 | - | - | 100 | 100 |
7 | 100 | 100 | - | - | 100 |
8 | 100 | 100 | 100 | - | - |
9 | - | 100 | 100 | 100 | - |
% успеваемости по изобразительному искусству
Класс | 2011 – 2012 | 2012 – 2013 | 2013 – 2014 | 2014 – 2015 | 2015 – 2016 |
5 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
6 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
7 | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Позитивная динамика успеваемости и качества знаний
2011 – 2012 | 2012 – 2013 | 2013 – 2014 | 2014 – 2015 | 2015 – 2016 | ||||||||||
% успеваемости | % качества знаний | --- | --- | --- | --- | --- | --- | --- | --- | |||||
Русский язык | ||||||||||||||
5 | - | - | - | - | 100 | 100 | 100 | 63 | 100 | 87 | ||||
6 | 100 | 100 | - | - | - | - | 100 | 100 | 100 | 73 | ||||
7 | 100 | 37, 5 | 100 | 100 | - | - | - | - | 100 | 100 | ||||
8 | 100 | 12,5 | 100 | 62,5 | 100 | 100 | - | - | - | - | ||||
9 | - | - | 100 | 33,3 | 100 | 62,5 | 100 | 100 | - | - | ||||
Итого: | 100 | 50 | 100 | 65 | 100 | 88 | 100 | 88 | 100 | 87 | ||||
Литература | ||||||||||||||
5 | - | - | - | - | 100 | 100 | 100 | 64 | 100 | 85 | ||||
6 | 100 | 100 | - | - | - | - | 100 | 100 | 100 | 82 | ||||
7 | 100 | 62,5 | 100 | 100 | - | - | - | - | 100 | 100 | ||||
8 | 100 | 33,3 | 100 | 62,5 | 100 | 100 | - | - | - | - | ||||
9 | - | - | 100 | 66,7 | 100 | 62,5 | 100 | 100 | - | - | ||||
Итого: | 100 | 65 | 100 | 76 | 100 | 88 | 100 | 88 | 100 | 89 |
1.1.2.Динамика качества подготовки обучающихся по результатам внутреннего мониторинга.
Обучающиеся Самсоновой Л. В. показывают высокие достижения по данным административных контрольных проверок.
Результаты внутреннего мониторинга за три года
Класс | Кол-во уч-ся в классе | Оценки | % успев. | % кач.зн | Ср.балл | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | ||||||
Русскому языку | |||||||||
2013 – 2014 | 5 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 |
8 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 | |
9 | 8 | - | 5 | 3 | - | 100 | 62.5 | 3.6 | |
2014 – 2015 | 5 | 5 | - | 3 | 2 | - | 100 | 60 | 3,6 |
6 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 | |
9 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 | |
2015 – 2016 | 5 | 4 | - | 3 | 1 | - | 100 | 75 | 3.8 |
6 | 5 | - | 3 | 2 | - | 100 | 60 | 3.6 | |
7 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 | |
Литература | |||||||||
2013 – 2014 | 5 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 |
8 | 2 | - | 2 | - | 100 | 100 | 4 | ||
9 | 8 | - | 5 | 3 | - | 100 | 62.5 | 3,6 | |
2014 – 2015 | 5 | 5 | - | 2 | 2 | - | 100 | 50 | 3,5 |
6 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 | |
9 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 | |
2015 – 2016 | 5 | 4 | 3 | 1 | - | 100 | 75 | 3,8 | |
6 | 5 | 3 | 2 | - | 100 | 60 | 3,6 | ||
7 | 2 | - | 2 | - | - | 100 | 100 | 4 |
- Качество подготовки обучающихся одного класса по результатам независимой экспертизы сдачи ГИА.
Обучающиеся Самсоновой Л. В., имеют высокие (выше среднего по району) результаты ГИА
2012 – 2013 | 2013 – 2014 | 2014 – 2015 | |||
100% | 100% | 100% | |||
«5» | 17% | «5» | 0% | «5» | 50% |
«4» | 17% | «4» | 25% | «4» | 50% |
«3» | 66% | «3» | 75% | «3» | 0% |
«2» | 0% | «2» | 0% | «2» | 0% |
Год обучения | Класс | Кол-во уч-ся | Успева-емость за год | Качест- во успева-емости за год | Средний балл по предме-ту | Успевае-мость (экза-мен) | Качест-во успе-ваемос-ти (экза-мен) | Сред- ний балл (экза-мен) |
2012 – 2013 | 9 | 6 | 100% | 33.3% | 3,3 | 100% | 33.3% | 3.5 |
2013 – 2014 | 9 | 8 | 100% | 62.5% | 3.3 | 100% | 57% | 3.3 |
2014 – 2015 | 9 | 2 | 100% | 100% | 4 | 100% | 100% | 4.5 |
Качество подготовки обучающихся по результатам сдачи ГИА.
2012 – 2013 учебный год | 2013 – 2014 учебный год | 2014 – 2015 учебный год | |||
Средний балл | 3,5 | Средний балл | 3,3 | Средний балл | 4,5 |
% успеваемости | 100 | % успеваемости | 100 | % успеваемости | 100 |
% качества знаний | 33,3 | % качества знаний | 57 | % качества знаний | 100 |
- Система диагностики мотивации изучения.
Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Самсонова Л. В.. проводит диагностику мотивации учащихся к изучению предмета.
Диагностика осуществлялась с применением следующих методов:
- Тест-опросник
- Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
- Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
- Анкетирование родителей учащихся
- Фронтальные проверки преподавания предмета.
Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:
- Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
- Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
- Позитивная динамика уровня качества обучения.
- Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
- Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней
Таблица 1
Показатели и индикаторы | Предмет | ||||
Учебный год | Школьный уровень | Муниципальный уровень | Всероссийский уровень | Международный уровень | |
2012 – 2013 | 17 | 12 | 3 | - | Русский язык |
2013 – 2014 | 13 | 10 | 1 | - | Русский язык |
2014 – 2015 | 12 | 8 | 4 | - | Русский язык |
2015 – 2016 | 12 | 6 | 1 | 2 | Русский язык |
В таблице 1 представлены количественные показатели позитивной динамики количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах, исследовательской деятельности.
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)
Таблица 2
Показатели и индикаторы | |||
Учебный год | Количество | Качество | |
2012 – 2013 | 2 | Муниципальный уровень, | |
2013 – 2014 | 3 | Муниципальный уровень, | |
2014 – 2015 | 3 | Муниципальный уровень | |
2015 – 2016 | 5 | Муниципальный уровень |
На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.
Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета
Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 3 приведены результаты опроса родителей в 2012-2015 гг.
Степень удовлетворенности уровнем преподавания родителями учащихся
Таблица 3
Вопросы | Количество положительных ответов | |||
2012-2013 | 2013 -2014 | 2014 -2015 | 2015 - 2016 | |
Общее количество опрощенных родителей | 19 | 12 | 9 | 11 |
Удовлетворены ли вы уровнем преподавания предмета в классе вашего ребенка? | 83% | 86% | 95% | 95% |
Ваш ребенок с интересом изучает предмета? | 83% | 87% | 93% | 86% |
Как вы думаете, предмет является важным в образовании вашего ребенка? | 100% | 100% | 100% | 100% |
Важно ли изучение предмета для будущего вашего ребенка? | 30% | 42% | 56% | 83% |
По мнению родителей, как видно из таблицы 3, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению предмета со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (100% ответов) также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.
Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету» за 5 лет обучения предмета в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.
Стабильная динамика количественных показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету» за 5 лет обучения предмета в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.
Таблица 6
2010 – 2011 г.г. (5класс) | 2011 – 2012 г.г. (6 класс) | 2012 – 2013 г.г. (7 класс) | 2013 – 2014 г.г. (8 класс) | 2014 – 2015 г.г. (9 класс) |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет педагогу объективно оценить степень интереса учеников к изучению предмета.
К 2
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
в урочной и внеурочной учебной деятельности»
2.1. Система работы по применению проектных технологий
Самсонова Лидия Викторовна использует в образовательном процессе проектные технологии и методики. Метод проектов является хорошим средством активизации познавательной деятельности учащихся, уникальной возможностью вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определённой проблемы. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков проектная деятельность способствует развитию личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и личной ответственности за полученный результат. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В работе над проектами учитель выделяет следующие этапы:
- Подготовительный: определение темы и выбор группы.
- Планирование работы: анализ проблемы, отбор содержания, определение формы работы, распределение ролей.
- Выполнение проекта: поиск информации и её обсуждение, выбор способа реализации проекта.
- Презентация проекта: объяснение результатов, публичное выступление.
- Подведение итогов проектной работы (рефлексия): даётся оценка своих результатов, осмысление учащимися собственной деятельности.
Форма работы над проектом может быть различной – составление коллажей, рисунки, поделки, викторины, театрализованные представления, разработка игр.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисунки, самостоятельно делать записи. Вот примеры проектов, которые выполнили учащиеся на уроках русского языка, литературы и ИЗО.
Проект «Что обозначает моё имя» в 6 классе охватил всех учащихся. Ребята собирали самую различную информацию, используя познавательную литературу. Проект «Промысел Гжель» в 5 классе также охватил всех учащихся. Учащиеся приготовила яркую презентацию проекта. Проект «Крестьянские дети в произведениях И. С. Тургенева» вызвал особый интерес у учащихся. Участники проектной группы разработали викторину. Во время проведения рефлексии учащиеся отметили, что они хорошо поработали, работа была плодотворной, и они остались довольны результатом.
На уроках русского языка в 8 классе проекты чаще всего бывают информационно-исследовательскими. Так урок по теме: «Односоставные предложения» был проведён с использованием метода проектов. Одновременно на уроке работали 2 группы учащихся, каждая над своей темой. Результатом работы стала презентация информационных плакатов. Работая над проектами, проектные группы использовали не только ресурс учебника, но и дополнительную литературу, имеющуюся в кабинете и в Интернете. После презентации учащиеся выполнили кроссворд по данным темам. Использование метода проектов на уроках русского языка, литературы и ИЗО дало обучающимся возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение. В результате участия в проектной разработке повышается интерес ребёнка к учебному предмету, изучение предмета становится не формальным, а осмысленным, заинтересованным. Учебные проекты в большинстве своём имеют направленность на результат, который можно увидеть и применить на практике. Учащиеся отмечают, что в процессе работы над учебными проектами они приобретают такие компетенции как: умение работать самостоятельно, отбирать нужную информацию, анализировать её, делать выводы, представлять результаты своей деятельности. Выстраивать коммуникативные связи с разными людьми.
2.2.1. Участие обучающихся в олимпиадах
Рост мотивации к предметам, использование дифференцированных, индивидуальных, творческих заданий, дополнительного и занимательного материала, создание на уроках ситуации успеха для каждого ученика приводит к увеличению количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Мероприятие | Учебный год | Уровень | Результат |
1. | Тимакин Александр | 9 | Олимпиада по русскому языку | 2012-2013 | Муниципальный | Участник |
2. | Колесникова Кристина | 8 | Олимпиада по русскому языку | 202 -2013 | Муниципальный | 2 место |
4. | Колесникова Кристина | 9 | Олимпиада по русскому языку | 2013-2014 | Муниципальный | Участник |
5. | Самсонова Мария | 9 | Олимпиада по русскому языку | 2014-2015 | Муниципальный | Участник |
2.2.2 Участие обучающихся в очных конкурсах
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Мероприятие | Учебный год | Уровень | Результат |
1. | Колесникова Кристина | 8 | Конкурс «Возьми героя в пример Героя» | 2012-2013 | Муниципальный | 2 место |
2. | Фалалеева Варвара | 5 | Конкурс сочинений. | 2015-2016 | Муниципальный этап областного конкурса | 3 место |
3. | Шарафутдинова Кристина | 7 | Конкурс сочинений. | 2015-2016 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений. | Участник |
4. | Самсонова Мария | 5 | «Природа глазами души» | 2010-2011 | Областной | 1 место |
5. | Самсонова Мария | 6 | «Природа глазами души» | 2011-2012 | Областной | 1 место |
6. | Тетерин Николай | 3 | «Природа глазами души» | 2011-2012 | Областной | 3 место |
7. | Самсонова Мария | 7 | «Природа глазами души» | 2012-2013 | Областной | 1 место |
8. | Глухова Дарья | 8 | «Природа глазами души» | 2012-2013 | Областной | 3 место |
9. | Кузнецова Мария | 6 | «Природа глазами души» | 2012-2013 | Областной | Участник |
10. | Самсонова Мария | 8 | «Природа глазами души» | 2013-2014 | Областной | Участник |
11. | Кузнецова Мария | 7 | «Природа глазами души» | 2013-2014 | Областной | 3 место |
12. | Назаров Илья | 4 | «Природа глазами души» | 2013-2014 | Областной | Участник |
13. 8 | Самсонова Мария | 9 | «Природа глазами души» | 2014-2015 | Областной | 3 место |
14. | Кузнецова Мария | 8 | «Природа глазами души» | 2014-2015 | Областной | Участник |
В заочных конкурсах
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Мероприятие | Учебный год | Уровень | Результат | |
1. | Шарафутдинова Кристина | 7 |
| 2015-2016 |
| 2 место | |
2. | Шпак Екатерина | 7 |
| 2015-2016 |
| 3 место | |
3. | Фалалеева Варвара | 5 | Конкурс «Язык наш – древо жизни на земле» | 2015-2016 | Муниципальный этап областного конкурса | 3 место | |
4. | Фалалеева Варвара | 5 | Конкурс сочинений. | 2015-2016 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений | Участник | |
5. | Шарафутдинова Кристина | 7 | Конкурс сочинений. | 2015-2016 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений. | Участник | |
6. | Самсонова Мария | 9 | Конкурс «Милой маме посвящаю» | 2014-2015 | Муниципальный | 1 место | |
7. | Фалалеева Варвара | 5 | Конкурс «Милой маме посвящаю» | 2015-2016 | Муниципальный | 3 место | |
8. | Кузнецова Мария | 9 | Конкурс «Милой маме посвящаю» | 2015-2016 | Муниципальный | 1 место | |
9. | Глухова Дарья | 8 | Конкурс «Мы за здоровый образ жизни» | 2013-2014 | Муниципальный | 1 место | |
10. | Шарафутдинова Кристина | 6 | Олимпиада «Олимпус» осенняя сессия по русскому языку | 2014-2015 | Всероссийский | Диплом | |
11. | Шпак Екатерина | 6 | Олимпиада «Олимпус» осенняя сессия по по русскому языку | 2014-2015 | Всероссийский | Диплом | |
12. | Фалалеева Ваарвара | 5 | Олимпиада «Олимпус» осенняя сессия по по русскому языку | 2015-2016 | Всероссийский | Диплом | |
13. | Фалалеева Варвара | 5 | «Зимняя фантазия» | 2015-2016 | Муниципальный | Участник | |
14. | Самсонова Мария | 9 | «Зимняя фантазия» | 2014-2015 | Муниципальный | Участник | |
15 | Фалалеева Варвара | 5 | Конкурс «Мы за здоровый образ жизни» | 2015-2016 | Муниципальный | 3 место |
2.3. Организация внеурочной деятельности
Деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации деятельности обучающихся вне уроков. Дополнительное образование школьников не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Такая совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
В 2014 -2015 учебном году Самсоновой Лидия Викторовна вела кружок «В мире русского языка» в 5 -6 классах.
Члены кружка активно участвовали в школьном этапе муниципального конкурса по литературе по произведениям А. С. Пушкина, призером школьного этапа стала Фалалеева Варвара, победителем – Самсонова Мария. Организовывались недели русского языка и литературы, посвященные знаменательным датам известных поэтов и писателей: И. С. Никитина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, С.А.Есенина, А. А. Блока, А. А. Фета, Б. Л. Пастернака, М. А. Шолохова, И. А. Бунина; 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На предметных неделях проводились общешкольные мероприятия, связанные с русскими традициями и обычаями: «В гостях у сказки». В последние годы учащиеся успешно справлялись с заданиями ГИА.
Курс, рассчитанный на 34 часов, включает теоретические и практические занятия по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Программа кружка «В мире русского языка» ориентирована на формирование у учащихся определённой системой знаний о русском языке, главных этапов его развития, отличительных особенностях. Она разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, дополняет и углубляет программу: «Русского языка».
Актуальность данной программы в том, что в век научно – технического прогресса каждому члену нашего общества необходимы знания русского языка
Цель программы кружка «В мире русского языка»:
* пробудить интерес к речевым явлениям,
*поддержать свойственную школьникам пытливость ума.
Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.
Задачами кружка нужно считать
формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;
повышение речевой компетентности детей;
развитие интереса к читательской деятельности;
развитие интереса к научной деятельности;
подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.
Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции.
Совершенствование навыков лингвистического анализа.
Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Формирование социальной активности и коммуникабельности.
Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Учебно-тематический план кружка
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма занятий |
1 | 1. Организационное занятие «Понемногу о многом» | 1 | Беседа с элементами занимательности |
2-3 | 2.Великий и могучий | 2 | Занятие - игра |
4 | 3.Звук и буква | 1 | Коллективная деятельность |
5-6 | 4.Великие тайны письма. | 2 | Беседа с элементами игры |
7-8 | 5.Откуда взялись названия букв? | 2 | Занятие – семинар с элементами занимательности |
9 | 6.Жизнь слов | 1 | Беседа с элементами занимательности |
10-12 | 7.Почему мы так называемся? | 3 | Занятие – исследование. Индивидуальные выступления. |
13-14 | 8.Слова - родственники | 2 | Беседа с элементами занимательности |
15-16 | 9.Словари – наши добрые спутники | 2 | Практическое занятие |
17-18 | 10.«Тезки наоборот» О словах разных, одинаковых, но разных | 2 | Театрализованное занятие с элементами игры |
19 | 11.Прочь с дороги! | 1 | Театрализованное представление |
20-21 | 12.Фразеологические обороты | 2 | Беседа с элементами занимательности, практическая работа. |
22-23 | 13.Расскажи о фразеологизме. | 2 | Семинар (индивидуальные сообщения) |
24-25 | 14.«Голос возвысил и бросил крылатое слово» | 2 | Исследовательская деятельность |
26-27 | 15.Биография слов | 2 | Занимательная викторина. |
28-29 | 16.Язык имеет свои краски. | 2 | Беседа с элементами исследовательской деятельности |
30-31 | 17.Вечер грамматических игр. | 2 | Занимательные игры – соревнования. |
32-33 | 18.Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников» | 2 | Экскурсия. Беседа. |
34 | 18.Выпуск стенной газеты «Тайны языка» | 1 | Практическое занятие. |
Содержание программы
Тема 1. Организационное занятие «Понемногу о многом»
Содержание материала: Язык – «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».
Форма занятий: Беседа с элементами занимательности.
Тема 2. Великий и могучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).
Тема 3. Звук и буква. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.
Тема 4. Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».
Тема 5. Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы – народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н.Ф. Александровича «Занимательная грамматика».
Тема 6. Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.
Помощь происхождения написанию («терра» - земля).
Тема 7. Почему мы так называемся?
Язык – явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»
Тема 8. Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).
Тема 9. Словари – наши добрые спутники.
Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).
Тема 10. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных.
Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова – близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.
Тема 11. «Прочь с дороги!» Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.
Тема 12. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.
Тема 13. Расскажи о фразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.
Игра «Замени нас».
Тема 14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.
Тема 15. Биография слов. Викторина по фразеологии:
Откуда пришли выражения?
Пять фразеологизмов из сказок.
Названия литературных произведений, ставших крылатыми.
Подобрать синонимы к фразеологизмам.
Привести фразеологизмы наших дней.
Написать короткий рассказ про фразеологизм.
Вопросы занимательной грамматики.
Шарады.
Тема 16. Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Стихотворения.. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». Примеры звукописи. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.
Тема 17. Вечер грамматических игр:
Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран), ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература)
Расшифруйте и запишите слова-ответы в веселых примера:
К первому слогу ПО+электрический заряд=целенаправленное движение чего-либо в определенную сторону (ПО+ТОК= ПОТОК).
РЫ+ железный сосуд большого объема = любитель рыбной ловли.
НО + напиток из свежих фруктов= предмет одежды.
Орфоэпическая минутка (проговаривание скороговорок в различном темпе).
Назовите как можно больше слов-названий всех имеющихся разновидностей обуви.
Напишите сочинение – сказку «Почему гласные Ы,Ю,Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?»
Тема 18. Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.
Тема 19. Выпуск стенной газеты «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т.д.
Список литературы
Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011, - 348 с.
«Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2005.
Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 1995.
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.: Просвещение, 1966, - 205 с.
В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного языка.- Нижне-Волжское книжное издательство, 1969, - 304 с.
К 3
«Создание учителем условий для формирования гражданской позиции и приобретения позитивного социального опыта»
3.1. Система работы по формированию благоприятного психологического климата
Учителем разработана система работы по формированию благоприятного психологического климата.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Результаты анкетирования
«Психологический климат в коллективе» (глазами учащихся) за 5 лет
Вопрос | Количество удовлетворительных ответов | Количество неудовлетворительных ответов |
Я иду в школу с радостью | 55 (81%) | 13 (19%) |
В школе у меня хорошее настроение | 50 (74%) | 18 (26%) |
В нашем классе хороший классный руководитель | 68 (100%) | - |
К нашим учителям можно обратиться за советом | 62 (91%) | 6 (9%) |
У меня есть любимый учитель | 68 (100%) | - |
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение | 67 (99%) | 1 (1%) |
Я считаю. Что в школе созданы все условия для развития моих способностей | 58 (85%) | 10 (15%) |
У меня есть любимые предметы | 68 (100%) | - |
Я считаю, что школа по- настоящему готовит меня ко взрослой жизни | 57 (84%) | 11 (16%) |
Итого: | 90% | 10% |
Итог: 90 % учащихся считают, что психологический климат в коллективе удовлетворительный, а 10 % детей психологический климат не удовлетворяет. Большинство учащихся идут в школу с хорошим настроением, им нравятся классные руководители и учителя- предметники. Эти дети могут свободно высказывать свое мнение и считают, что в школе созданы все условия для развития их способностей. 84 % опрошенных учащихся считают, что школа по настоящему готовит их к взрослой жизни. Таким образом, по итогам анкетирования психологический климат в коллективе с позиции учащихся оценивается как благоприятный.
Результаты анкетирования
«Психологический климат в коллективе» (глазами родителей)
Вопрос | Удовлетворительный ответ | Вопрос | Неудовлетворительный ответ |
Ребенок чувствует себя в окружении друзей, дружит с отдельными ребятами | 98% | Ребенок чувствует себя одиноко | 2% |
Ребенок дорожит классом, не задумывается о роли класса в своей жизни | 98% | Хочет перейти в другой класс, школу | 2% |
В классе заботятся о моем ребенке; класс помогает не только ученикам, но и окружающим | 94% | Не чувствую заботы о своем ребенке | 6% |
Довольны воспитательной работой в классе | 100% | Не удовлетворяет воспитательная работа | |
Положительное отношение к КТД | 100% | КТД классу не нужны | 3 |
Дружеские отношения в классе | 94% | Дружба не возможна | 6% |
Возможно проявление своих способностей | 95% | Нет возможности проявлять способности | 5% |
Итог: 96 % опрошенных родителей считают психологический климат в школе удовлетворительный. 4% опрошенных родителей считают психологический климат в школе неудовлетворительный. Таким образом, 98 % опрошенных родителей считают, что их ребенок чувствует себя в окружении друзей или дружит с отдельными ребятами; считают ,что ребенок дорожит классом. 99% опрошенных родителей довольны воспитательной работой в классе и положительно относятся к Коллективным Творческим Делам. 94 % родителей считают, что в классе заботятся об их ребенке, что класс помогает не только ученикам, но и окружающим людям. 91% родителей согласны с тем, что в школе созданы условия для проявления способностей и возможностей их детей.
Итак, в целом по итогам анкетирования «Психологический климат в коллективе глазами родителей» получены положительные результаты, наблюдается благоприятный психологический климат в школьном коллективе».
«Психологический климат в коллективе» (глазами родителей) за 5 лет
Вопрос | Удовлетворительный ответ | Вопрос | Неудовлетворительный ответ |
Ребенок чувствует себя в окружении друзей, дружит с отдельными ребятами | 66 (97%) | Ребенок чувствует себя одиноко | 2 (3%) |
Ребенок дорожит классом, не задумывается о роли класса в своей жизни | 64 (94%) | Хочет перейти в другой класс, школу | 4 (6%) |
В классе заботятся о моем ребенке; класс помогает не только ученикам, но и окружающим | 58 (85%) | Не чувствую заботы о своем ребенке | 10 (15%) |
Довольны воспитательной работой в классе | 65 (96%) | Не удовлетворяет воспитательная работа | 3 (4%) |
Положительное отношение к КТД | 66 (97%) | КТД классу не нужны | 2 (3%) |
Дружеские отношения в классе | 59 (87%) | Дружба не возможна | 9 (13%) |
Возможно проявление своих способностей | 62 (91%) | Нет возможности проявлять способности | 6 (9%) |
Итого: |
Итог: 96 % опрошенных родителей считают психологический климат в школе удовлетворительный. 4% опрошенных родителей считают психологический климат в школе неудовлетворительный. Таким образом, 98 % опрошенных родителей считают, что их ребенок чувствует себя в окружении друзей или дружит с отдельными ребятами; считают, что ребенок дорожит классом. 99% опрошенных родителей довольны воспитательной работой в классе и положительно относятся к коллективным творческим делам. 94 % родителей считают, что в классе заботятся об их ребенке, что класс помогает не только ученикам, но и окружающим людям. 91% родителей согласны с тем, что в школе созданы условия для проявления способностей и возможностей их детей.
Итак, в целом по итогам анкетирования «Психологический климат в коллективе глазами родителей» получены положительные результаты, наблюдается благоприятный психологический климат в школьном коллективе».
3.2. Воспитательная система учителя.
Анализ воспитательной работы за 2015 — 2016 учебный год
классного руководителя 5 класса Самсоновой Лидии Викторовны
В начале прошлого учебного года были поставлены следующие цели и задачи учебно-воспитательной работы
Цели:
1. Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за
него ответственность; отстаивать свои интересы, интересы своей
семьи, коллектива, своего народа, государства.
2. Воспитание нравственного человека, способного к проявлению
нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
3. Развитие интеллектуальной сферы учащихся.
4. Пропаганда здорового образа жизни, защиты, сохранения и
укрепления здоровья учеников.
5. Сплочение коллектива.
Задачи:
- Вести работу по воспитанию уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.
- Вести работу по формированию доброжелательных отношений между одноклассниками.
- Создать условия для формирования культуры интеллектуального развития и совершенствования.
- Вести работу по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Создать условия для формирования единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя
Невыполненных мероприятий в анализируемом году не встретилось. Все запланированные на 2015 - 2016 учебный год мероприятия были проведены. В этом году наш классный коллектив достаточно активно участвовал в жизни школы. Ребята с удовольствием проводили общешкольные мероприятия, Сами являлись активными участниками всех мероприятий. Участвовали в различных конкурсах, соревнованиях не только школьного, но и муниципального уровня.
4. Наиболее удачными мероприятиями в прошедшем году стали:
- Конкурс «Милой маме посвящаю» 3 место – Фалалеева Варвара
- Муниципальный этап областного конкурса «Язык наш – древо жизни на земле»
3 место – Фалалеева Варвара
- Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений. Участник – Фалалеева Варвара.
- Олимпиада «Олимпус» осенняя сессия по русскому языку. Участник – Фалалеева Варвара.
- Конкурс «Зимняя фантазия». Участник – Фалалеева Варвара.
- Общешкольный праздник «День матери» - все учащиеся класса ответственно подошли к подготовке и достойно выступили;
- Осенний бал;
- Новогодний праздник;
- Праздник, посвящённый 8 Марта;
- Праздник, посвящённый 71-ой годовщине Великой Победы.
3.2.2. Участие учащихся в социально-значимой деятельности
Самсонова Лидия Викторовна является председателем первичной профсоюзной организации в школе, ведёт кружок «Бисеринка» от ЦДТ и совмещает работу организатора в местном ДК.
3.3. Просветительская работа с родителями
Работа с родителями.
- За прошедший год проведено 5 родительских собраний и 5 заседаний родительского комитета. Посещено 6 семей. Родительские собрания не все родители посещают регулярно. Явка составляет 80 %.
- На собраниях обсуждали такие вопросы, как проблемы обучения в средних классах, переход на новые ФГОС, о режиме дня учащихся 5 класса, об учении с увлечением, о переходном возрасте, о развитии чувства ответственности в детях, о горячем питании, о внешнем виде, о профилактике табакокурения и алкоголизма, сквернословия, о ведении портфолио, решали организационные вопросы.
- Родители посещали все классные и общешкольные мероприятия. Родители в основном принимали участие в жизни класса, оказывали помощь в подготовке к различным мероприятиям, большинство откликались на любую просьбу и сами выступали с различными идеями, предложениями. Все это способствовало формированию единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя.
План работы
№ | Тема | Дата проведения | Форма работы | |
1 | Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций. | октябрь | Родительское собрание | |
2 | Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности школьника. | декабрь | Родительское собрание | |
3 | О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов. | март | Родительское собрание | |
4 | Организация летнего отдыха детей. | Май | Родительское собрание | |
5 | Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему. | сентябрь | Индивидуальная беседа | |
6 | О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов. | ноябрь | Индивидуальная беседа | |
7 | Капризы ребенка и как с ними бороться. | январь | Индивидуальная беседа | |
8 | Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание | февраль | Родительский всеобуч | |
9 | Вечера вопросов и ответов | апрель | Родительский всеобуч | |
10 | Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках | В течение года |
Ожидаемые результаты реализации плана
- достижение способности к объективной самооценке, приобретение самостоятельности, достижение уверенности в себе;
- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов детей, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков ребёнка, приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, приобретение навыков культурного поведения;
- приобретение навыков выбора принятия решений, мобилизации и самоорганизации, обретение оптимизма и отношений реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград, укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам ребёнка, коррекция неадекватного образа жизни.
- формирование банка, технологии и программ для коррекции детско-родительских отношений ребёнка школьного возраста.
К 4
«Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся»
4.1.Выявление и сопровождение обучающихся различной категории (работа с одарёнными детьми
На протяжении нескольких лет Самсонова Л. В. в своей педагогической деятельности использует на уроках и во внеурочной деятельности технологии и методики личностно-ориентированного обучения. В частности, при проведении уроков учителем создаются условия для проявления познавательной активности учеников, при этом указанная цель достигается:
-использованием разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
-созданием атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-стимулированием учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-оценкой деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
-поощрением стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
-созданием педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы, созданием обстановки для естественного самовыражения ученика.
Самсонова Л. В. проводит дополнительную дифференцированную работу с различными категориями обучающихся: низкомотивированными (слабоуспевающие, часто болеющие) и одаренными обучающимися. Эффективностью данной работы является хорошее качество образования и участие учащихся в олимпиадах и конкурсах. При проведении уроков учителем создаются условия для проявления познавательной активности учеников, при этом указанная цель достигается использованием разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся.
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы по применению технологий и методик личностно- ориентированного обучения на 2015–2016 учебный год
№ | Вид работы | Время | День недели |
1 | Подготовка к олимпиадам, конференциям (работа с одаренными детьми) | с 150.0 до16.00 | понедельник |
2 | Индивидуально-групповые консультации и дополнительные занятия | с15.00 до 16.00 | четверг |
Аналитическая справка диагностики по использованию технологий
и методик личностно-ориентированного обучения
Цель проведения диагностики: результативность применения технологий и методик личностно-ориентированного обучения.
Дата проведения исследования: март 2014 учебного года.
Итоги исследования:
Исходя из главных целей и задач, поставленных временем, условиями современного образования и школы, необходимо искать свои пути формирования информационно-коммуникативной компетентности при изучении английского языка, указанной в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ. Наиболее точно решению этой задачи могут помочь технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции. Под технологией понимается совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой- либо деятельности. Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения.
Наименование технологий | Использование на уровне отдельных элементов | Системное использование (в течение нескольких лет) |
1. Технология критического мышления | при проведении рефлексии учебного занятия. | Отдельные уроки по русскому языку и литературе |
2.Технология учебной деловой игры | Отдельные уроки по русскому языку | |
3.Технология исследовательского обучения | При изучении нового материала | Системная работа с одаренными детьми над исследовательскими проектами Участие школьников в школьных, муниципальных, областных конкурсах |
4. Проектная технология | Отдельные уроки по русскому языку | Реализация метода проектов на уроках русского языка |
Учителем была спланирована система индивидуальной подготовки. Во время учебных занятий, во внеурочное и каникулярное время проводилась целенаправленная работа по ликвидации пробелов знаний.
- Работа с учащимися, пропустившими занятия по болезни и др. строится как в учебное время (опорные карточки, индивидуальная работа, тесты), так и во внеурочное ( использование сети Интернет).
- Работа с одаренными детьми.
- Использование субъективного опыта ребенка, способствующего пониманию и усвоению новых знаний;
- Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении, использование наиболее значимых для него способов выполнения учебного материала;
- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества;
- Формирование мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Реализация этих принципов позволяет учащимся преодолевать пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала. В ходе реализации личностно ориентированного обучения учащиеся Лидии Викторовны характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность и самостоятельно ставить цели деятельности.
4.2. Реализация учителем индивидуальных программ работы с обучающимися различных категорий.
Для того чтобы составить индивидуальную программу для учащихся 5 класса учителем была составлена характеристика класса.
- Психолого-физиологическая и интеллектуальная характеристика.
В классе 5 учащихся:
* мальчиков - 2 человека
* девочек -3 человека
Состав класса.
Мальчики Девочки
Жаворонкин Алексей Семенкова Кристина
Назаров Илья Синицына Ксения
Фалалеева Варвара
- Возрастной состав
2004 года рождения - 4 чел.
2005 года рождения -1 чел.
- 2016 – 2017 учебный год.
В 5 – 6 классах, в данный момент, обучаются 6 человек, 2 девочки и 4 мальчика.
Из учащиеся 5 – 6 классов имеют уровень успеваемости выше среднего, два человека, средний уровень успеваемости 3 человека.
В классе отношения дружеские.
Можно говорить о сплоченности коллектива. В классе изолированных и отверженных детей нет. В целом ребята доброжелательны друг к другу. В то же время в повседневном общении бывают небольшие конфликтные ситуации.
В классах нет случаев грубого нарушения дисциплины на уроках.
В большинстве своем ребята интеллектуально и эмоционально коммуникабельны.
К общественным поручениям относятся ответственно.
Ребята очень общительные, активные, увлекающиеся. Охотно посещают кружки, секции. Принимают активное участие во внеклассных мероприятиях.
В общественно полезном труде участвуют с интересом и в полном составе.
Учащиеся хорошо развиты физически.
2.Социальная характеристика класса
ФИО учащегося | Дата рождения | ФИО родителей | Место работы | Место жительства и телефон | Характеристика семьи | ||||
Жаворонкин Алексей Петрович | 07. 09. 04 | Жаворонкины Татьяна Евгеньевна, Пётр Алексеевич | Домохозяйка Безработный | с. Пичкиряево 8-920-064-09-17 | Благополучная | ||||
Ковалёв Никита Витальевич | 22. 06. 05 | Ковалёва Лидия Михайловна | Учитель домохозяйка | с. Пичкиряево 8-900-908-66-68 | Благополучная | ||||
Назаров Илья Евгеньевич | 07. 04. 04 | Назаров Евгений Сергеевич | Учитель | с. Пичкиряево 8-962-390-63-74 | Благополучная | ||||
Синицына Ксения Алексеевна | 26. 06. 04 | Синицыны Галина Салаватовна, Алексей Петрович | Домохозяйка Безработный | с. Пичкиряево 8-905-691-26-63 8-905-187-68-42 | Благополучная | ||||
Фалалеева Варвара Владимировна | 10. 11.04 | Фалалеевы Надежда Алексеевна, Владимир Николаевич | Домохозяйка Разнорабочий | с. Пичкиряево 8-900-608-84-26 8-900-608-84-19 | Благополучная | ||||
Храпенко Максим Сергеевич | 01.06.05 | Храпенко Ольга Петровна, Сергей Иванович | Работник ДК Железно- дорожник | с. Пичкиряево 8-951-101-11-28 | Благополучная |
3.Занятость учащихся 5-6 классов во внеурочное время
Фамилия учащегося | Название кружка | |
Жаворонкин Алексей | «Бисеринка», «Шахматы» | |
Ковалёв Никита | «Бисеринка», «Шахматы», «Лыжные гонки» | |
Назаров Илья | «Бисеринка», «Шахматы», «Лыжные гонки» | |
Синицына Ксения | «Бисеринка», «Лыжные гонки» | |
Фалалеева Варвара | «Бисеринка», «Шахматы», «Лыжные гонки» | |
Храпенко Максим | «Бисеринка», «Шахматы», «Лыжные гонки» |
4.Актив класса.
Структура классного коллектива | Ответственный |
| Фалалеева Варвара |
| Назаров Илья, Храпенко Максим |
| Назаров Илья, Жаворонкин Алексей |
| Синицына Ксения |
№ | Фамилия, имя | Конкурсы |
1 | Фалалеева Варвара | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений. «Милой маме посвящаю» «Зимняя фантазия» «Язык наш – древо жизни на земле» Олимпиада «Олимпус» «Мы за здоровый образ жизни» |
2 | Назаров Илья | «Природа глазами души» Мульти марафон |
3 | Синицына Ксения | Мульти марафон |
4 | Жаворонкин Алексей | Мульти марафон «Душа моя масленица» |
5.Участие учащихся в конкурсах
К 5.
«Личный вклад учителя в повышении качества образования»
5.1.Наличие собственной методической разработки, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.
Самсонова Л. В.обобщает и распространяет собственный педагогический опыт: проводит открытые уроки, выступает с докладами перед педагогами школы.
2014 – 2015 уч. год: «Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы»
5.2. Эффективное использование современных образовательных технологий
Самсонова Л. В. владеет новейшими достижениями педагогической науки и практики: информационно-коммуникативными, здоровьесберегающими технологиями, проектной методикой. Постоянно работает над развитием творческих способностей учащихся. Решает практические задачи, направленные на достижение высоких результатов обучения и воспитания обучающихся, развитие их личностных метапредметных, предметных компетенций. Создаёт на уроке проблемные ситуации - удивление, затруднение. Использует разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Применяет методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных способностей. Постоянно отслеживает знания, умения, навыки каждого ученика с целью своевременной помощи и развития способностей.
5.2.1.Краткое описание использования современных образовательных технологий учителем русского языка и литературы Самсоновой Лидией Викторовной.
Наименование технологии | Уровень использования | |
на уровне отдельных элементов | системное использование (в течение нескольких лет) | |
Развивающее обучение |
| Разработано программно-методическое обеспечение |
Проблемное обучение | Отдельные уроки по русского языка и литературы |
|
Технология исследовательского обучения | Разработаны уроки-исследования по литературе | Системная работа с одаренными детьми над исследовательскими проектами Участие школьников в школьных, муниципальных, областных конкурсах исследовательских работ |
Проектные методы обучения |
| Реализация метода проектов на уроках |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр | Разработаны урок-игра, урок-соревнование, урок-путешествие |
|
Здоровьесберегающие технологии |
| Системное использование на всех уроках |
Информационно-коммуникационные технологии |
| Проведение уроков с использованием мультимедиа |
Тестовые технологии |
| Используются тесты по русскому языку и литературе |
5.2.2. Использование ИКТ в образовательном процессе.
Самсонова Л. В. активно использует дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для проведения уроков и во внеурочной деятельности.
Учитель использует презентации учебных материалов, проводит самостоятельную работу учащихся, используя тесты – тренажеры, обучающие программы. Обучающие программы обеспечивают восприятие материала каждым учеником, так как каждый в своем темпе, самостоятельно продвигается по учебному материалу. Учитель корректирует работу ученика, помогает более слабым учащимся. В своей работе учитель использует цифровые образовательные ресурсы по устранению пробелов в знаниях (после пропусков уроков по болезни).
Лицензионные ЭОР, используемые в работе:
№ | Название электронного ресурса | Адрес ресурса |
1 | Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011 | http://school-collection.edu.ru/ |
2 | Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах | http://www.shpl.ru |
3 | Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве. «Словесник» | (http://slovtsnik-oka.narod.ru) |
4 | Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система | |
5 | Портал русского языка «ЯРУС» | |
6 | Культура письменной речи | |
7 | Этимология и история русского языка | |
8 | Русский филологический портал | http://philology.ru/default.htm |
9 | Виртуальная Школа «Кирилла и Мефодия» | http://vip.km.ru |
10 | Энциклопедия «Языкознание» |
Перечень сайтов, используемых в работе при подготовке к урокам географии, внеклассного мероприятия, классного часа.
Название портала | Интернет адрес |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» | |
Российский портал открытого образования | |
Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) | |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | |
Учительский портал | |
Всероссийский учительский портал ЗАВУЧИНФО | |
Образовательный интернет портал МИНОБРОРГ | |
Центр развития мышления и интеллекта | |
Издательство Макмиллан | |
Учительский портал. Банк электронных портфолио учителей. | |
Интернет портал Pro Школу.ru | |
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся | |
Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений | |
Центр продуктивного обучения | |
Центр дополнительного образования «Центр Снейл» | |
Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» | |
Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» | |
Сообщество взаимопомощи учителей | |
Всероссийский интернет педсовет |
Перечень разработанных мультимедийных презентаций:
Презентации PowerPoint:
«Жанр сказа в русской литературе» по произведению Н. С. Лескова
«Вот они нашей дороги строители» по произведению Н. А. Некрасова
«Мой край задумчивый и нежный» по стихам С. А. Есенина
5.2.4. Создание здоровьеосберегающей среды
Лидия Викторовна в своей педагогической деятельности использует здоровьесберегающие технологии, методики и приемы оздоровления детей. Она при проведении уроков и внеклассных мероприятий учитывает:
обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей;
- проводит смену видов учебной деятельности, чередуя опрос учащихся, беседу, чтение, работа с картой, рассматривание пособий, ответы на вопросы, диалоги в норме от 4 до 7, что соответствует установленным нормам смен вида деятельности;
- меняет виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу и т.д., устанавливая среднюю продолжительность 7-10 минут и частоту чередования различных видов учебной деятельности более 4, что соответствует установленным нормам;
- использует в практике методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: свободную беседу, выбор способа взаимодействия, свободу творчества;
- применяет активные методы обучения, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
- использует ТСО в соответствии с гигиеническими нормами, умеет применять их на уроке как возможность инициирования дискуссии, обсуждения;
- следит за правильной позой и посадкой учащихся, чередованием поз;
- проводит физкультминутки и применяет другие оздоровительные моменты на уроке, учитывая их место, содержание и продолжительность с учетом нормы – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3 легких упражнений с 3 повторами каждого;
- обращает внимание на наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности (интереса к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и использует методы повышения этой мотивации;
- создает благоприятный психологический климат на уроке;
Самсонова Лидия Викторовна провела мониторинг по использованию на уроках гимнастики для глаз. Результаты диагностики представлены в таблице:
Цель проведения диагностики: решение проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации образовательного процесса.
Мониторинг по использованию на уроках гимнастики для глаз
Класс | Кол-во уч-ся | Нравится использование гимнастики для глаз на уроках | Не нравится использование гимнастики для глаз на уроках | Положительный результат |
5 | 2 | 2 | - | 2 |
6 | 5 | 5 | - | 5 |
7 | 5 | 5 | - | 5 |
8 | 2 | 2 | - | 2 |
5.3. Участие в экспериментальной, инновационной деятельности.
Лидия Викторовна успешно готовит выпускников 9 классов к ГИА.
Проблема контроля возникает в связи с введением ГИА. В то же время стоит задача, как объективно, не травмируя психику учащихся, осуществить контроль умений и навыков обучающихся. Учитель ставит своей целью не только определение степени усвоения обучающимися знаний и умений в соответствии с поставленной целью, но и усовершенствование механизмов управления познавательной деятельностью учащихся. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества сопровождается изменением способов оценки достижений обучающихся. Все её выпускники с первого раза сдают ГИА.
Критерии системы оценки качества образования:
1)ценностно-смысловая компетентность;
2)общекультурная компетентность;
3)информационная компетенция;
4)коммуникативная компетентность ;
5)социально-трудовая компетентность;
6)компетентность личностного самосовершенствования;
7)учебно-познавательная компетентность.
5.4. Организация образовательного пространства класса
Самсонова Лидия Викторовна имеет кабинет русского языка, литературы и ИЗО. Кабинет не аттестован, но учителем постоянно ведется работа по систематизации средств обучения, разработке дидактического и раздаточного материала по русскому языку и литературе. У неё есть план работы кабинета.
План работы кабинета русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год
Задачи кабинета русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год.
- Обеспечение качественного выполнения программы по русскому языку
и литературе;
- Организация обучения учащихся с использованием ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
- Обеспечение комфортных условий учебного процесса, соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1 | Проводить ежедневную влажную уборку кабинета | Ежедневно после уроков |
2 | Проводить мелкий ремонт оборудования в кабинете | По мере необходимости |
3 | Проветривать кабинет | По мере необходимости |
4 | Проводить генеральную уборку кабинета | 1 раз в четверть |
5 | Соблюдать световой и тепловой режим | Ежедневно |
6 | Озеленение класса | По мере необходимости |
ЗАНЯТОСТЬ КАБИНЕТА на 2015-2016 учебный год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Русский язык 6 класс | ---- | Русский язык 7 класс | Русский язык 6 класс | ---- |
Русский язык 7 класс | ---- | Литература 6 класс | Русский язык 6 класс | ИЗО 7 класс |
Литература 7 класс | ИЗО 5-6 классы | Русский язык 7 класс | Русский язык 7 класс | Русский язык 8 класс |
Русский язык 8 класс | Русский язык 8 класс | Русский язык 8 класс | Русский язык 7 класс | Литература 6 класс |
Русский язык 6 класс | Русский язык 7 класс | ---- | Русский язык 8 класс | Литература 7 класс |
Литература 6 класс | Русский язык 6 класс | ---- | Литература 8 класс | ---- |
Кружок «Бисеринка» 8 класс | ---- | ---- | В/Д «Бисеринка» 5-6 классы | Классный час |
Кружок «Бисеринка» 5-6 классы | ---- | ---- | ---- | ---- |
Оснащение кабинета
№ п/п | Наименование учебного оборудования | Должно быть | Фактически имеется |
| |||
1. | Программы | 1. По русскому языку 6-8 кл. 2. По литературе 6-8 кл. 3. По ИЗО 5-7 кл. | + + + |
2. | Учебники | 1. По русскому языку 6-8 кл. 2. По литературе 6-8 кл.
| + + + |
3. | Методические пособия для учителя | УМК | + |
4. | Тематическое планирование | 5- 8 классы | + |
5. | Поурочное планирование | 5-8 классы | + |
6. | Тестовые задания | 6-8 классы | + |
| |||
1 | Портреты писателей | Литература 5-8 кл. | + |
2 | Картины, таблицы, схемы, аппликации, альбомы | 5-7 кл. | + |
3 | Раздаточные материалы | 5-8 кл. | + |
3. Учебно-практическое оборудование | |||
1 | Классная доска | 1 | + |
2 | Шкафы книжные | 2 | + |
3 | Стол учительский | 1 | + |
4 | Стул учительский | 1 | + |
5 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев | 4 | + |
6 | Карнизы оконные | 2 | + |
7 | Шторы оконные | 2 | + |
8 | Раковина | 1 | + |
9 | Розетки | 2 | + |
10 | Лампы потолочные | 9 | + |
11 | Лампы над доской | 2 | + |
Учителем постоянно ведется работа по систематизации средств обучения, разработке дидактического и раздаточного материала по русскому языку и литературе
5.5.2. Участие в мероприятиях по распространению опыта профессиональной деятельности
Учитель систематически обобщает и распространяет собственный педагогический опыт через открытые уроки. Создав собственном сайте стала публиковать методические разработки.
К 6.
«Непрерывность профессионального развития учителя»
- Своевременное прохождение повышения квалификации
Самсонова Л. В. систематически повышает уровень квалификации в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Сведения о повышении квалификации:
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Регистрационный номер 1121
Удостоверение о повышении квалификации. Регистрационный номер 13682
Удостоверение о повышении квалификации 622404271628. Регистрационный номер 2759 г. Рязань
6.4. Профессиональное развитие учителя
Самсонова Л. В.работает над темой самообразования "Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов"
Разнообразие форм повышения квалификации
Семинары для учителей русского языка и литературы
Вебинары для учителей русского языка и литературы
Дистанционные курсы
Участие в профессиональных конкурсах
1. Участие в заочном региональном конкурсе творческих работ учителей русского языка и литературы «И сердцем я пою Победу!», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
2. Конкурс «Читаем Крылова» (Видеозапись)
Справка дана для предоставления в Главную аттестационную комиссию
Директор школы: ____________ Царапкин В.Ф.
«_____»_________2015 год
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
САСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИДОРОЖНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
(МКОУ «ПРИДОРОЖНАЯ СШ») ИМЕНИ А.С.НОВИКОВА-ПРИБОЯ
ул. Центральная, д.8, п. Придорожный, Сасовский район, Рязанская область, 391461
тел. (49133) 9-64-35, E-mail: terekhinanatalya@yandex.ru
ОГРН 1026201402743, ИНН/КПП 6218003850/621801001
К 6
Справка
6.1 – 6.4 Дана Самсоновой Лидии Викторовне, учителю русского языка и литературы, и подтверждает, что учитель систематически повышает квалификацию и самообразование, участвует в профессиональных конкурсах
Подтверждающие документы:
- план по самообразованию;
- копии удостоверений, сертификатов
Справка дана для предоставления в Главную аттестационную комиссию
Директор школы: ____________ Царапкин В.Ф.
«_____»_________2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории учителей»
Выступление с докладом по аттестации учителей в соответствии с новым порядком....
Портфолио учителя русского языка и литературы на высшую квалификационную категорию
Портфолио содержит материал о работе за последние три года....
Портфолио учителя русского языка и литературы на высшую квалификационную категорию
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника д...
Аттестационный материал на первую квалификационную категорию по должности «учитель» Макаровой Юлии Анатольевны, учителя русского языка и литературы
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деяте...
Аттестационная папка на первую категорию учителя русского языка и литературы
В данном материале представлена папка на первую квалификационную категорию. Структура материала построена в соответствии с критериям оценивания. В папке всё четко, продуманно, объём материала со...
Справка, содержащая информацию о профессиональных достижениях учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Горбатовская основная общеобразовательная школа» Боковского района Яценко Александры Сергеевны
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что...