Реальность инклюзии. Необычный ребенок в обычной школе.
статья по русскому языку на тему
В статье описывается работа творческой группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realnost_inklyuzii._neobychnyy_rebenok_v_obychnoy_shkole.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая группа:
Игнатенко А.В. ,
учитель начальных классов;
Кускова Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы;
Гаврилова Т.В.,
учитель начальных классов;
Петрова С.А.,
учитель начальных классов
Арсеньева Ю.В.
учитель начальных классов;
Кузьмина О.В,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 29» города Смоленска
Реальность инклюзии. Необычный ребёнок в обычной школе
Законодательство Российской Федерации в области образования предоставляет равные права для всех категорий обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В данный период времени в нашей стране происходит значительная трансформация системы образования. Возникло и вошло в активное употребление такое понятие, как инклюзия. Само слово «инклюзия» (от лат.include – включаю, вовлекаю) описывает характер необходимых преобразований в системе современного отечественного образования, которые сводятся к созданию условий максимальной его доступности для всех категорий обучающихся. Методология современной школы все ещё не рассчитана на детей с особыми потребностями. Более того, многих учителей даже пугает перспектива появления в школе таких учеников. Существует значительный диссонанс между неотвратимостью грядущих преобразований в области инклюзии и реальной неготовностью к ней большинства учителей. На базе МБОУ «СШ №29» города Смоленска была создана творческая группа учителей, неравнодушных к этой проблеме. В данной статье мы поделимся опытом и перспективными планами работы в данном направлении.
В состав нашей творческой группы входят шесть человек: четыре учителя начальных классов и два учителя русского языка и литературы. Главной целью работы является изучение специфики содержания ФГОС обучающихся с ОВЗ. Мы ставим перед собой следующие задачи:
- собирать информацию по разработке федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- изучать и анализировать практический опыт апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- рассматривать образовательный и воспитательный потенциал образовательной области Русский язык для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС;
- способствовать формированию открытой среды профессионального развития по вопросам организации обучения детей с ОВЗ;
Планируемые результаты нашей работы видятся нам такими:
- систематизация полученного материала и создание информационной копилки по теме «Реальность инклюзии: необычный ребёнок в обычной школе»;
- организация на базе школы литературно-музыкального праздника совместно с библиотекой Всероссийского общества слепых, в котором наряду с обучающимися нашей школы будут принимать участие и приглашенные дети из интерната для слабовидящих.
Перспективный план работы нашей творческой группы был разработан на основе основополагающих принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В нашей школе еще нет обучающихся с ОВЗ. Но возможность их появления действительно существует. Как с ними работать? Следует ли педагогам получать дополнительную специальную подготовку для того, чтобы их принять? И ещё немаловажная проблема – насколько готовы наши дети правильно с ними взаимодействовать? Вопросов много. Ответы на них только предстоит найти.
Коллектив нашей творческой группы намерен искусственно создать упрощенную модель инклюзии с тем, чтобы на практике убедиться, что работа в условиях инклюзивного образования должна и может быть плодотворной.
Первым этапом нашего плана является подробное изучение законодательной базы - сбор информации по разработке федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Затем следует изучение и анализ практического опыта апробации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. В некоторых регионах Российской Федерации уже идёт апробация системы инклюзивного образования. Нас в частности очень заинтересовал опыт коллег из Ставропольского края, на территории которого была организована стажировочная площадка по внедрению инклюзивного образования. На одном из заседаний творческой группы мы ознакомились с методическими материалами, включающими региональную модель и опыт лучших общеобразовательных учреждений Ставропольского края по направлению «Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования». В сборнике мы нашли не только теоретические выкладки, но и много полезных практических рекомендаций, основанных на реальном опыте педагогов, работающих в инклюзивных классах.
Далее нами была организована планомерная работа с обучающимися, имеющая цель познакомить ребят с проблемами их сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Мы наладили сотрудничество с библиотекой Всероссийского общества слепых. В течение месяца было организовано несколько познавательных экскурсий, предназначенных для детей разного возраста – со второго по шестой класс. Методист и библиотекарь во время экскурсий познакомили ребят со специальными книгами Брайля, «говорящим» компьютером, специальным увеличителем текста для слабовидящих людей, который способен также менять цвет текста и фона для удобства восприятия ими информации.
У экскурсантов была возможность почувствовать себя на месте слабовидящих – им надевали специальную непроницаемую маску для глаз и предлагали распознать изображённый объект только при помощи тактильных ощущений. Это вызывало трудность у многих. Но часто им оказывали помощь более зрячие на тот момент товарищи. Эта игра способствовала пониманию того, что слабовидящий или слепой человек нуждается в помощи окружающих. Такое открытие для детей было очень важным. Оно послужит серьёзным фундаментом для дальнейшего формирования толерантного отношения к любому человеку, в том числе потенциальному однокласснику с ОВЗ. Все дети поучаствовали в мастер-классе «Как помочь слабовидящему человеку в транспорте или на улице города». Детям рассказали, как грамотно задать вопрос слабовидящему или слепому человеку, чтобы корректно выяснить, не нуждается ли он в помощи. Обучающиеся увидели специальные аудиокниги, которые можно взять в библиотеке на абонемент. Поиграли даже в специальные шахматы для слепых. Многие ребята заинтересовались книгами Брайля. Тома тяжёлые, с большим количеством страниц. Обыкновенные книги гораздо компактнее.
Надо сказать, что сотрудничество с библиотекой организовано неслучайно. Работа с книгой подразумевает чтение на родном языке. Язык в целом является средством коммуникации. Затрудненное общение – как раз распространенная тема для детей с ОВЗ. В состав нашей творческой группы входят два учителя русского языка и литературы, которые занимаются конкретно проблемой использования своей образовательной области для решения коммуникативных проблем необычных детей, анализируя еёобразовательный и воспитательный потенциал.
В дальнейшем сотрудничество с библиотекой Всероссийского общества слепых будет продолжено. В планах участие в конкурсе декламации «Смоленский говорок», который будет организован в ноябре 2016 года на базе библиотеки. В конкурсе также предполагается участие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Следующим этапом работы будет являться посещение Краснинской школы-интерната для слабовидящих детей, знакомство с их жизнью, традициями, увлечениями. Возможно, дети познакомятся ближе с обучающимися интерната, обменяются какими-то контактами для дальнейшего общения.
Финальное мероприятие - литературно-музыкальный праздник - будет проходить уже в нашей школе с обязательным участием талантливых слабовидящих детей из Краснинской школы-интерната.
Таким образом, наша творческая группа намерена искусственно создать упрощенную модель процесса включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОВЗ, то есть инклюзии: от знакомства с проблемой, через восприятие и личное принятие к совместной организованной деятельности. Много, на наш взгляд, значит тот факт, что заключительное мероприятие мы хотим провести на базе школы, тем самым символизируя свою готовность с открытым сердцем принимать детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Необычный подход к обычному уроку. Цвет в интерьере жилого дома."
Материал, предложенный в данной статье будет интересе не только преподавателям технологии и рисования, но и всем тем кто когда либо сталкивался проблемами создания интерьера своими руками. А практичес...
Практика чтения для 7-11 классов обычных школ (текст, вопросы, заполнение таблицы)
Текст заимствован из приложения к ИЯШ «Методическая мозаика», автор текста Е.В. Измайлова, школа с углубленным изучением английского языка №1289, г.Москва. Уровень сложности – от 7 класса и выше (обыч...
Мастер-класс по теме: "Необычный букет из обычных конфет"
Классный час на теме: "Правила поведения в коллективе"...
"Что ждет ребенка с аутизмом в обычной школе?"
Кто такой аутист в массовой школе? Как это выглядит на практике?...
Необычный факт об обычном районе
Исследовательский проект по краеведению. Особо охраняемая природная территория Харьковский заказник Октябрьского района Амурской области...
Необычный урок в обычной школе (музыка)
Этот материал не только для учителей, преподающих уроки музыки в школе, но и для родителей. Информация для рассуждения....
Можно ли перевести ребенка из обычной школы в онлайн-гимназию посреди учебного года
Ситуаций, из-за которых семьи решают перевести детей в другую школу, предостаточно. И главный вопрос: можно ли перевести ребенка в онлайн-школу посреди учебного года? Какие организационные моменты уче...