Открытый урок в 7 классе по теме: «Местоимение как часть речи.»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Куколева Алина Георгиевна

 Ознакомление с новой частью речи – местоимением,с ролью местоимений в нашей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7   классе   по теме:

«Местоимение как часть речи.»

Цели:

 Познакомить с новой частью речи – местоимением. Познакомить с ролью местоимений в нашей речи.

Задачи: 

1.Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи.
2.Коррекция внимания, фонематического восприятия и словесно-логического мышления в процессе работы над темой урока.
3.Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.


Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: презентация, картины.

Ход урока:

 I.Организационный момент.
-Здравствуйте, начинаем наш урок.

II.Проверка домашнего задания.
-Ребята, скажите, какую часть речи изучали мы на прошлых уроках? (Прилагательное)

-Правильно, давайте вспомним, как согласуются прилагательные с именами существительными? (Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.)

-Верно.  Сегодня, когда я вошла   в класс, я увидела на доске вот эти записи. Их кто-то написал, давайте прочтем, что там написано. (дети читают).  

-Круглая стол;            -Светлый окно;         -Высокий березы.

- А можно ли так говорить? (Нет)

- А как нужно говорить правильно?

-Кто хочет исправить ошибки. (выходят к доске и выводят исправления)

- Молодец, садись.

-Да, прилагательное ставится в том же в роде, числе и падеже. Об этом мы как раз и говорили на прошлых уроках.

Прочитайте прилагательные с существительными из домашнего задания упр.3, на стр.144.

( Алеша и Максим зачитывают д/р. Словосочетания прилагательных с существительными.)

- Молодцы, вы справились с домашней работой  и правильно согласовали прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

III.Работа над темой урока.

1.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
-
Продолжим наш урок,  внимание на  экран:

(Слайд№1)

 - Он нарисовал картину. Она допустила одну ошибку. Они пошли гулять.

-Как вы думаете, о ком идет речь? Да, ребята, непонятно…… Почему же мы не поняли, о ком идет речь? (Написано «он», «она»  и «они»).

-Попробуем разобраться? (да)

-Для этого, мы с вами начнем изучать  новую тему, познакомимся с новой частью речи -Местоимением.  

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Местоимение».

- И так, словом, «он» можно указать на любого мальчика, а словом «она» -на любую девочку,  словом «они»-  несколько человек. В русском языке есть слова, которые не называют предмет, а только указывают на него. И такие слова называются местоимениями. Они используются вместо имен существительных. Например, Коля –он, а девочка – она,  дети- они. И если бы я вам сразу же прочитала: «Коля нарисовал картину.  Девочка допустила одну ошибку. Дети пошли гулять», то вы бы сразу поняли, о ком мы говорим.

 2.Наблюдение над личными местоимениями

-Какие же слова относятся к местоимениям? Прочитайте их.

(Слайд 2) 

«Местоимения».

Я                                                                         Мы

Ты                                                                       Вы

Он  Она Оно                                                      Они

- Давайте мы их в тетрадях запишем.

-Составьте с этими местоимениями любые устные предложения. (привожу пример: «Он пошел гулять, вы  убираете снег»)

Вывод: -  Я думаю, теперь вам понятно, какие слова относятся к местоимениям, давайте  их прочтем хором еще раз. Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, - местоимения.  

 Слайд№ 3

-Итак, сделаем вывод, смотрим на слайд : Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предметы, но не называет их. Местоимение   употребляется в речи вместо имен существительных. 

-Это правило есть в учебнике на странице 148 и это правило вы должны знать.

 (Выключить мульти проектор)

3.Составление предложений (стр. 147 упр. 185).
-А сейчас найдите упражнение 185 на странице 147, прочитайте задание
(читает один ученик, повторно учитель)

Подберите к предложениям из левого столбика предложения в правом столбике. Запишите предложения парами.
В каждой паре предложений подчеркните имя существительное и местоимение, которое его заменяет.
 Давайте разберем первую пару предложений по образцу.

Образец: Ребята, сходите в зоопарк. Вы увидите удивительных животных.

-В первом предложении выделено существительное «ребята», во втором предложении- существительное «ребята» заменили местоимением «вы». Выполняем остальные предложения письменно по образцу, приступим.  

 Индивидуальная работа для, Полиенко Д., Николаева М. у доски
 -  Денис и Максим, вы  работаете  у доски. Вам нужно   списать по одному предложению  из  правого столбика, найти местоимения и подчеркнуть  их. Денис –первое  предложение,  Максим пишет пятое предложение.  Рома и Алеша, вы списывает предложения из правого столбца и подчеркиваете местоимения.

-Давайте посмотрим, как справились наши ребята с заданием у доски.

- Денис, прочти свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Она»). Молодец, правильно, садись.

-Максим,  прочти ты свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Оно»). Правильно, здесь местоимение «Оно».

-Алеша, прочти втрое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Вы»)

-Хорошо. Рома, прочти третье предложение, какое местоимение   подчеркнул?(«Я»)

 Проверим остальных, как они справились. Миша, во второй паре предложений, какое сущ. ты подчеркнул? (« солнце»), каким местоимением ты его заменил? («оно»). Ребята, у всех так? (проверяю).

- Паша, в третьем предложении какое сущ. подчеркнул? (« ночь»). Каким местоимением заменил? («Она»). Тоже верно, молодец.

-Коля, назови существительное и местоимение в четвертой паре предложений.

(«внучек-ты»).

-В последней паре предложений существительное и местоимение называет  Паша.

(«мороз- я»).

-Молодцы. Теперь ответьте: место какой части речи заняли   слова местоимения ?( (место существительного)

 - Вывод: Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТО -ИМЕНИЯМИ

  4.Физкульминутка

-Закрепим полученные знания, выполнив физкультминутку.  Если я называю имя существительное- вы приседаете с вытянутыми руками, а если местоимение- поднимаете руки вверх.

Дерево, мальчик, она, дом, вы, я, парта, они, дети, платье, Паша, ты, оно, доска, кошка, оно, мы.  

 5.Работа с загадками (стр. 148 упр.186, первые три загадки).
- Позанимались, продолжим урок,  найдите упражнение 148, на странице 187. Прочитайте задание. (читает один ученик, повторно учитель)

Устно: 

-Слушайте внимательно задание. Прочитайте и отгадайте загадки. Найдите в них местоимения. Определите, вместо каких существительных они употребляются.  

-Давайте попробуем. Первую загадку читает …. (читает загадку один ученик).  Что это? (колокольчики). Правильно, колокольчики. ( прикрепляю на доску рисунок с названием) Найди местоимение.  (вы), какое существительное оно заменяет?   (сущ.«колокольчики»). -Правильно, здесь местоимение  «вы» заменяет сущ. «колокольчики.»;

-Следующую загадку читает….(читает загадку один ученик).Что это?  (Листья)  (прикрепляю на доску рисунок с названием)   Какое слово здесь является местоимением?(«они»). Какое существительное  заменяет?(Листья)    Правильно, здесь местоимение  «0ни» заменяет сущ. «Листья»;

- Кто хочет прочитать третью загадку….(один ученик).Отгадай загадку, что это? (Метель)

( прикрепляю на доску рисунок с названием)

-Верно, это- метель.  Найди местоимение. («Я»). Верно, какое существительное оно заменяет?(Метель).

- Хорошо, отгадали загадки, переходим к письменному выполнению упражнения. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните местоимения.

VI. Домашнее задание.
-Ребята, наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание: стр.148 упр.186, последние три загадки. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните в загадках местоимения, прочитайте правило на странице 147.

V.Итог урока.
1.Выставление оценок.
2.Вопросы:
- С какой частью речи мы сегодня познакомились? (Местоимением)

-Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного)

-Назовите местоимения. (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они)

-Молодцы, на следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.

-На этом наш урок окончен, спасибо ребята за хорошую работую.







Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7   классе   по теме:

«Местоимение как часть речи.»

Цели:

 Познакомить с новой частью речи – местоимением. Познакомить с ролью местоимений в нашей речи.

Задачи: 

1.Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи.
2.Коррекция внимания, фонематического восприятия и словесно-логического мышления в процессе работы над темой урока.
3.Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.


Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: презентация, картины.

Ход урока:

 I.Организационный момент.
-Здравствуйте, начинаем наш урок.

II.Проверка домашнего задания.
-Ребята, скажите, какую часть речи изучали мы на прошлых уроках? (Прилагательное)

-Правильно, давайте вспомним, как согласуются прилагательные с именами существительными? (Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.)

-Верно.  Сегодня, когда я вошла   в класс, я увидела на доске вот эти записи. Их кто-то написал, давайте прочтем, что там написано. (дети читают).  

-Круглая стол;            -Светлый окно;         -Высокий березы.

- А можно ли так говорить? (Нет)

- А как нужно говорить правильно?

-Кто хочет исправить ошибки. (выходят к доске и выводят исправления)

- Молодец, садись.

-Да, прилагательное ставится в том же в роде, числе и падеже. Об этом мы как раз и говорили на прошлых уроках.

Прочитайте прилагательные с существительными из домашнего задания упр.3, на стр.144.

( Алеша и Максим зачитывают д/р. Словосочетания прилагательных с существительными.)

- Молодцы, вы справились с домашней работой  и правильно согласовали прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

III.Работа над темой урока.

1.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
-
Продолжим наш урок,  внимание на  экран:

(Слайд№1)

 - Он нарисовал картину. Она допустила одну ошибку. Они пошли гулять.

-Как вы думаете, о ком идет речь? Да, ребята, непонятно…… Почему же мы не поняли, о ком идет речь? (Написано «он», «она»  и «они»).

-Попробуем разобраться? (да)

-Для этого, мы с вами начнем изучать  новую тему, познакомимся с новой частью речи -Местоимением.  

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Местоимение».

- И так, словом, «он» можно указать на любого мальчика, а словом «она» -на любую девочку,  словом «они»-  несколько человек. В русском языке есть слова, которые не называют предмет, а только указывают на него. И такие слова называются местоимениями. Они используются вместо имен существительных. Например, Коля –он, а девочка – она,  дети- они. И если бы я вам сразу же прочитала: «Коля нарисовал картину.  Девочка допустила одну ошибку. Дети пошли гулять», то вы бы сразу поняли, о ком мы говорим.

 2.Наблюдение над личными местоимениями

-Какие же слова относятся к местоимениям? Прочитайте их.

(Слайд 2) 

«Местоимения».

Я                                                                         Мы

Ты                                                                       Вы

Он  Она Оно                                                      Они

- Давайте мы их в тетрадях запишем.

-Составьте с этими местоимениями любые устные предложения. (привожу пример: «Он пошел гулять, вы  убираете снег»)

Вывод: -  Я думаю, теперь вам понятно, какие слова относятся к местоимениям, давайте  их прочтем хором еще раз. Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, - местоимения.  

 Слайд№ 3

-Итак, сделаем вывод, смотрим на слайд : Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предметы, но не называет их. Местоимение   употребляется в речи вместо имен существительных. 

-Это правило есть в учебнике на странице 148 и это правило вы должны знать.

 (Выключить мульти проектор)

3.Составление предложений (стр. 147 упр. 185).
-А сейчас найдите упражнение 185 на странице 147, прочитайте задание
(читает один ученик, повторно учитель)

Подберите к предложениям из левого столбика предложения в правом столбике. Запишите предложения парами.
В каждой паре предложений подчеркните имя существительное и местоимение, которое его заменяет.
 Давайте разберем первую пару предложений по образцу.

Образец: Ребята, сходите в зоопарк. Вы увидите удивительных животных.

-В первом предложении выделено существительное «ребята», во втором предложении- существительное «ребята» заменили местоимением «вы». Выполняем остальные предложения письменно по образцу, приступим.  

 Индивидуальная работа для, Полиенко Д., Николаева М. у доски
 -  Денис и Максим, вы  работаете  у доски. Вам нужно   списать по одному предложению  из  правого столбика, найти местоимения и подчеркнуть  их. Денис –первое  предложение,  Максим пишет пятое предложение.  Рома и Алеша, вы списывает предложения из правого столбца и подчеркиваете местоимения.

-Давайте посмотрим, как справились наши ребята с заданием у доски.

- Денис, прочти свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Она»). Молодец, правильно, садись.

-Максим,  прочти ты свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Оно»). Правильно, здесь местоимение «Оно».

-Алеша, прочти втрое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Вы»)

-Хорошо. Рома, прочти третье предложение, какое местоимение   подчеркнул?(«Я»)

 Проверим остальных, как они справились. Миша, во второй паре предложений, какое сущ. ты подчеркнул? (« солнце»), каким местоимением ты его заменил? («оно»). Ребята, у всех так? (проверяю).

- Паша, в третьем предложении какое сущ. подчеркнул? (« ночь»). Каким местоимением заменил? («Она»). Тоже верно, молодец.

-Коля, назови существительное и местоимение в четвертой паре предложений.

(«внучек-ты»).

-В последней паре предложений существительное и местоимение называет  Паша.

(«мороз- я»).

-Молодцы. Теперь ответьте: место какой части речи заняли   слова местоимения ?( (место существительного)

 - Вывод: Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТО -ИМЕНИЯМИ

  4.Физкульминутка

-Закрепим полученные знания, выполнив физкультминутку.  Если я называю имя существительное- вы приседаете с вытянутыми руками, а если местоимение- поднимаете руки вверх.

Дерево, мальчик, она, дом, вы, я, парта, они, дети, платье, Паша, ты, оно, доска, кошка, оно, мы.  

 5.Работа с загадками (стр. 148 упр.186, первые три загадки).
- Позанимались, продолжим урок,  найдите упражнение 148, на странице 187. Прочитайте задание. (читает один ученик, повторно учитель)

Устно: 

-Слушайте внимательно задание. Прочитайте и отгадайте загадки. Найдите в них местоимения. Определите, вместо каких существительных они употребляются.  

-Давайте попробуем. Первую загадку читает …. (читает загадку один ученик).  Что это? (колокольчики). Правильно, колокольчики. ( прикрепляю на доску рисунок с названием) Найди местоимение.  (вы), какое существительное оно заменяет?   (сущ.«колокольчики»). -Правильно, здесь местоимение  «вы» заменяет сущ. «колокольчики.»;

-Следующую загадку читает….(читает загадку один ученик).Что это?  (Листья)  (прикрепляю на доску рисунок с названием)   Какое слово здесь является местоимением?(«они»). Какое существительное  заменяет?(Листья)    Правильно, здесь местоимение  «0ни» заменяет сущ. «Листья»;

- Кто хочет прочитать третью загадку….(один ученик).Отгадай загадку, что это? (Метель)

( прикрепляю на доску рисунок с названием)

-Верно, это- метель.  Найди местоимение. («Я»). Верно, какое существительное оно заменяет?(Метель).

- Хорошо, отгадали загадки, переходим к письменному выполнению упражнения. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните местоимения.

VI. Домашнее задание.
-Ребята, наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание: стр.148 упр.186, последние три загадки. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните в загадках местоимения, прочитайте правило на странице 147.

V.Итог урока.
1.Выставление оценок.
2.Вопросы:
- С какой частью речи мы сегодня познакомились? (Местоимением)

-Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного)

-Назовите местоимения. (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они)

-Молодцы, на следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.

-На этом наш урок окончен, спасибо ребята за хорошую работую.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте....

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"

Урок ознакомления с новым материалом, Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Методическая разработка построена в полном соответствии с ФГОС ООО. На данном уроке использовались такие приемы, как:- игра "Редактор";- игра "Четвертый лишний";- групповая и индив...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для...