Открытый урок в 7 классе по теме: «Местоимение как часть речи.»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Ознакомление с новой частью речи – местоимением,с ролью местоимений в нашей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с новой частью речи – местоимением , с ролью местоимений в нашей речи. | 21.43 КБ |
otkrytyy_urok_v_7.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе по теме:
«Местоимение как часть речи.»
Цели:
Познакомить с новой частью речи – местоимением. Познакомить с ролью местоимений в нашей речи.
Задачи:
1.Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи.
2.Коррекция внимания, фонематического восприятия и словесно-логического мышления в процессе работы над темой урока.
3.Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: презентация, картины.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, начинаем наш урок.
II.Проверка домашнего задания.
-Ребята, скажите, какую часть речи изучали мы на прошлых уроках? (Прилагательное)
-Правильно, давайте вспомним, как согласуются прилагательные с именами существительными? (Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.)
-Верно. Сегодня, когда я вошла в класс, я увидела на доске вот эти записи. Их кто-то написал, давайте прочтем, что там написано. (дети читают).
-Круглая стол; -Светлый окно; -Высокий березы.
- А можно ли так говорить? (Нет)
- А как нужно говорить правильно?
-Кто хочет исправить ошибки. (выходят к доске и выводят исправления)
- Молодец, садись.
-Да, прилагательное ставится в том же в роде, числе и падеже. Об этом мы как раз и говорили на прошлых уроках.
Прочитайте прилагательные с существительными из домашнего задания упр.3, на стр.144.
( Алеша и Максим зачитывают д/р. Словосочетания прилагательных с существительными.)
- Молодцы, вы справились с домашней работой и правильно согласовали прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
III.Работа над темой урока.
1.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
-Продолжим наш урок, внимание на экран:
(Слайд№1)
- Он нарисовал картину. Она допустила одну ошибку. Они пошли гулять.
-Как вы думаете, о ком идет речь? Да, ребята, непонятно…… Почему же мы не поняли, о ком идет речь? (Написано «он», «она» и «они»).
-Попробуем разобраться? (да)
-Для этого, мы с вами начнем изучать новую тему, познакомимся с новой частью речи -Местоимением.
Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Местоимение».
- И так, словом, «он» можно указать на любого мальчика, а словом «она» -на любую девочку, словом «они»- несколько человек. В русском языке есть слова, которые не называют предмет, а только указывают на него. И такие слова называются местоимениями. Они используются вместо имен существительных. Например, Коля –он, а девочка – она, дети- они. И если бы я вам сразу же прочитала: «Коля нарисовал картину. Девочка допустила одну ошибку. Дети пошли гулять», то вы бы сразу поняли, о ком мы говорим.
2.Наблюдение над личными местоимениями
-Какие же слова относятся к местоимениям? Прочитайте их.
(Слайд 2)
«Местоимения».
Я Мы
Ты Вы
Он Она Оно Они
- Давайте мы их в тетрадях запишем.
-Составьте с этими местоимениями любые устные предложения. (привожу пример: «Он пошел гулять, вы убираете снег»)
Вывод: - Я думаю, теперь вам понятно, какие слова относятся к местоимениям, давайте их прочтем хором еще раз. Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, - местоимения.
Слайд№ 3
-Итак, сделаем вывод, смотрим на слайд : Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предметы, но не называет их. Местоимение употребляется в речи вместо имен существительных.
-Это правило есть в учебнике на странице 148 и это правило вы должны знать.
(Выключить мульти проектор)
3.Составление предложений (стр. 147 упр. 185).
-А сейчас найдите упражнение 185 на странице 147, прочитайте задание (читает один ученик, повторно учитель)
Подберите к предложениям из левого столбика предложения в правом столбике. Запишите предложения парами.
В каждой паре предложений подчеркните имя существительное и местоимение, которое его заменяет. Давайте разберем первую пару предложений по образцу.
Образец: Ребята, сходите в зоопарк. Вы увидите удивительных животных.
-В первом предложении выделено существительное «ребята», во втором предложении- существительное «ребята» заменили местоимением «вы». Выполняем остальные предложения письменно по образцу, приступим.
Индивидуальная работа для, Полиенко Д., Николаева М. у доски
- Денис и Максим, вы работаете у доски. Вам нужно списать по одному предложению из правого столбика, найти местоимения и подчеркнуть их. Денис –первое предложение, Максим пишет пятое предложение. Рома и Алеша, вы списывает предложения из правого столбца и подчеркиваете местоимения.
-Давайте посмотрим, как справились наши ребята с заданием у доски.
- Денис, прочти свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Она»). Молодец, правильно, садись.
-Максим, прочти ты свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Оно»). Правильно, здесь местоимение «Оно».
-Алеша, прочти втрое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Вы»)
-Хорошо. Рома, прочти третье предложение, какое местоимение подчеркнул?(«Я»)
Проверим остальных, как они справились. Миша, во второй паре предложений, какое сущ. ты подчеркнул? (« солнце»), каким местоимением ты его заменил? («оно»). Ребята, у всех так? (проверяю).
- Паша, в третьем предложении какое сущ. подчеркнул? (« ночь»). Каким местоимением заменил? («Она»). Тоже верно, молодец.
-Коля, назови существительное и местоимение в четвертой паре предложений.
(«внучек-ты»).
-В последней паре предложений существительное и местоимение называет Паша.
(«мороз- я»).
-Молодцы. Теперь ответьте: место какой части речи заняли слова местоимения ?( (место существительного)
- Вывод: Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТО -ИМЕНИЯМИ
4.Физкульминутка
-Закрепим полученные знания, выполнив физкультминутку. Если я называю имя существительное- вы приседаете с вытянутыми руками, а если местоимение- поднимаете руки вверх.
Дерево, мальчик, она, дом, вы, я, парта, они, дети, платье, Паша, ты, оно, доска, кошка, оно, мы.
5.Работа с загадками (стр. 148 упр.186, первые три загадки).
- Позанимались, продолжим урок, найдите упражнение 148, на странице 187. Прочитайте задание. (читает один ученик, повторно учитель)
Устно:
-Слушайте внимательно задание. Прочитайте и отгадайте загадки. Найдите в них местоимения. Определите, вместо каких существительных они употребляются.
-Давайте попробуем. Первую загадку читает …. (читает загадку один ученик). Что это? (колокольчики). Правильно, колокольчики. ( прикрепляю на доску рисунок с названием) Найди местоимение. (вы), какое существительное оно заменяет? (сущ.«колокольчики»). -Правильно, здесь местоимение «вы» заменяет сущ. «колокольчики.»;
-Следующую загадку читает….(читает загадку один ученик).Что это? (Листья) (прикрепляю на доску рисунок с названием) Какое слово здесь является местоимением?(«они»). Какое существительное заменяет?(Листья) Правильно, здесь местоимение «0ни» заменяет сущ. «Листья»;
- Кто хочет прочитать третью загадку….(один ученик).Отгадай загадку, что это? (Метель)
( прикрепляю на доску рисунок с названием)
-Верно, это- метель. Найди местоимение. («Я»). Верно, какое существительное оно заменяет?(Метель).
- Хорошо, отгадали загадки, переходим к письменному выполнению упражнения. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните местоимения.
VI. Домашнее задание.
-Ребята, наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание: стр.148 упр.186, последние три загадки. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните в загадках местоимения, прочитайте правило на странице 147.
V.Итог урока.
1.Выставление оценок.
2.Вопросы:
- С какой частью речи мы сегодня познакомились? (Местоимением)
-Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного)
-Назовите местоимения. (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они)
-Молодцы, на следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.
-На этом наш урок окончен, спасибо ребята за хорошую работую.
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе по теме:
«Местоимение как часть речи.»
Цели:
Познакомить с новой частью речи – местоимением. Познакомить с ролью местоимений в нашей речи.
Задачи:
1.Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи.
2.Коррекция внимания, фонематического восприятия и словесно-логического мышления в процессе работы над темой урока.
3.Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: презентация, картины.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, начинаем наш урок.
II.Проверка домашнего задания.
-Ребята, скажите, какую часть речи изучали мы на прошлых уроках? (Прилагательное)
-Правильно, давайте вспомним, как согласуются прилагательные с именами существительными? (Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.)
-Верно. Сегодня, когда я вошла в класс, я увидела на доске вот эти записи. Их кто-то написал, давайте прочтем, что там написано. (дети читают).
-Круглая стол; -Светлый окно; -Высокий березы.
- А можно ли так говорить? (Нет)
- А как нужно говорить правильно?
-Кто хочет исправить ошибки. (выходят к доске и выводят исправления)
- Молодец, садись.
-Да, прилагательное ставится в том же в роде, числе и падеже. Об этом мы как раз и говорили на прошлых уроках.
Прочитайте прилагательные с существительными из домашнего задания упр.3, на стр.144.
( Алеша и Максим зачитывают д/р. Словосочетания прилагательных с существительными.)
- Молодцы, вы справились с домашней работой и правильно согласовали прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
III.Работа над темой урока.
1.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
-Продолжим наш урок, внимание на экран:
(Слайд№1)
- Он нарисовал картину. Она допустила одну ошибку. Они пошли гулять.
-Как вы думаете, о ком идет речь? Да, ребята, непонятно…… Почему же мы не поняли, о ком идет речь? (Написано «он», «она» и «они»).
-Попробуем разобраться? (да)
-Для этого, мы с вами начнем изучать новую тему, познакомимся с новой частью речи -Местоимением.
Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Местоимение».
- И так, словом, «он» можно указать на любого мальчика, а словом «она» -на любую девочку, словом «они»- несколько человек. В русском языке есть слова, которые не называют предмет, а только указывают на него. И такие слова называются местоимениями. Они используются вместо имен существительных. Например, Коля –он, а девочка – она, дети- они. И если бы я вам сразу же прочитала: «Коля нарисовал картину. Девочка допустила одну ошибку. Дети пошли гулять», то вы бы сразу поняли, о ком мы говорим.
2.Наблюдение над личными местоимениями
-Какие же слова относятся к местоимениям? Прочитайте их.
(Слайд 2)
«Местоимения».
Я Мы
Ты Вы
Он Она Оно Они
- Давайте мы их в тетрадях запишем.
-Составьте с этими местоимениями любые устные предложения. (привожу пример: «Он пошел гулять, вы убираете снег»)
Вывод: - Я думаю, теперь вам понятно, какие слова относятся к местоимениям, давайте их прочтем хором еще раз. Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, - местоимения.
Слайд№ 3
-Итак, сделаем вывод, смотрим на слайд : Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предметы, но не называет их. Местоимение употребляется в речи вместо имен существительных.
-Это правило есть в учебнике на странице 148 и это правило вы должны знать.
(Выключить мульти проектор)
3.Составление предложений (стр. 147 упр. 185).
-А сейчас найдите упражнение 185 на странице 147, прочитайте задание (читает один ученик, повторно учитель)
Подберите к предложениям из левого столбика предложения в правом столбике. Запишите предложения парами.
В каждой паре предложений подчеркните имя существительное и местоимение, которое его заменяет. Давайте разберем первую пару предложений по образцу.
Образец: Ребята, сходите в зоопарк. Вы увидите удивительных животных.
-В первом предложении выделено существительное «ребята», во втором предложении- существительное «ребята» заменили местоимением «вы». Выполняем остальные предложения письменно по образцу, приступим.
Индивидуальная работа для, Полиенко Д., Николаева М. у доски
- Денис и Максим, вы работаете у доски. Вам нужно списать по одному предложению из правого столбика, найти местоимения и подчеркнуть их. Денис –первое предложение, Максим пишет пятое предложение. Рома и Алеша, вы списывает предложения из правого столбца и подчеркиваете местоимения.
-Давайте посмотрим, как справились наши ребята с заданием у доски.
- Денис, прочти свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Она»). Молодец, правильно, садись.
-Максим, прочти ты свое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Оно»). Правильно, здесь местоимение «Оно».
-Алеша, прочти втрое предложение, какое местоимение ты подчеркнул? («Вы»)
-Хорошо. Рома, прочти третье предложение, какое местоимение подчеркнул?(«Я»)
Проверим остальных, как они справились. Миша, во второй паре предложений, какое сущ. ты подчеркнул? (« солнце»), каким местоимением ты его заменил? («оно»). Ребята, у всех так? (проверяю).
- Паша, в третьем предложении какое сущ. подчеркнул? (« ночь»). Каким местоимением заменил? («Она»). Тоже верно, молодец.
-Коля, назови существительное и местоимение в четвертой паре предложений.
(«внучек-ты»).
-В последней паре предложений существительное и местоимение называет Паша.
(«мороз- я»).
-Молодцы. Теперь ответьте: место какой части речи заняли слова местоимения ?( (место существительного)
- Вывод: Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТО -ИМЕНИЯМИ
4.Физкульминутка
-Закрепим полученные знания, выполнив физкультминутку. Если я называю имя существительное- вы приседаете с вытянутыми руками, а если местоимение- поднимаете руки вверх.
Дерево, мальчик, она, дом, вы, я, парта, они, дети, платье, Паша, ты, оно, доска, кошка, оно, мы.
5.Работа с загадками (стр. 148 упр.186, первые три загадки).
- Позанимались, продолжим урок, найдите упражнение 148, на странице 187. Прочитайте задание. (читает один ученик, повторно учитель)
Устно:
-Слушайте внимательно задание. Прочитайте и отгадайте загадки. Найдите в них местоимения. Определите, вместо каких существительных они употребляются.
-Давайте попробуем. Первую загадку читает …. (читает загадку один ученик). Что это? (колокольчики). Правильно, колокольчики. ( прикрепляю на доску рисунок с названием) Найди местоимение. (вы), какое существительное оно заменяет? (сущ.«колокольчики»). -Правильно, здесь местоимение «вы» заменяет сущ. «колокольчики.»;
-Следующую загадку читает….(читает загадку один ученик).Что это? (Листья) (прикрепляю на доску рисунок с названием) Какое слово здесь является местоимением?(«они»). Какое существительное заменяет?(Листья) Правильно, здесь местоимение «0ни» заменяет сущ. «Листья»;
- Кто хочет прочитать третью загадку….(один ученик).Отгадай загадку, что это? (Метель)
( прикрепляю на доску рисунок с названием)
-Верно, это- метель. Найди местоимение. («Я»). Верно, какое существительное оно заменяет?(Метель).
- Хорошо, отгадали загадки, переходим к письменному выполнению упражнения. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните местоимения.
VI. Домашнее задание.
-Ребята, наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание: стр.148 упр.186, последние три загадки. Спишите загадки. Отгадки сделайте заголовками. Подчеркните в загадках местоимения, прочитайте правило на странице 147.
V.Итог урока.
1.Выставление оценок.
2.Вопросы:
- С какой частью речи мы сегодня познакомились? (Местоимением)
-Вместо какой части речи употребляются местоимения? (Вместо существительного)
-Назовите местоимения. (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они)
-Молодцы, на следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.
-На этом наш урок окончен, спасибо ребята за хорошую работую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте....
Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"...
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"
Урок ознакомления с новым материалом, Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"
Методическая разработка построена в полном соответствии с ФГОС ООО. На данном уроке использовались такие приемы, как:- игра "Редактор";- игра "Четвертый лишний";- групповая и индив...
Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс
Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...
Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»
Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для...