Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Марина Владимировна Ершова

Урок содержит материал для 5 класса по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx18.03 КБ
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.pptx554.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема : Имя прилагательное как часть речи.

Цели:

-  Повторение изученного в  1 – 4 классах об имени прилагательном;

-  Формирование умения определять морфологические признаки прилагательного;

- Расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении;

- Употреблять прилагательные в речи.

Конспект урока:

1.Организационный момент.

Психологический настрой:

- Сегодня мы с вами вспомним многое из того, что знаем уже; продолжим работу над речью; на чуточку станем лучше, чем были еще вчера; почувствуем вкус победы и успеха. Итак, что вы сегодня ожидаете от урока? (опрос 3-4 уч)

Учитель:                    

 -Я хочу, чтобы сегодняшний урок был весёлым, интересным, чтобы можно было поспорить, чтобы вы узнали новое.

 Главное, чтоб ваши ожидания сбылись. Запишем в тетрадях число, классная работа.

I.Объяснение нового материала

1)  Ученик читает сказку на лингвистическую тему «Имя прилагательное» (опережающее творческое задание). Слайд 1- 6

 В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:

« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.

И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Учитель:

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ребята формулируют «Имя прилагательное», записываем). Слайд 7-8

Учитель: 

-Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем, как его задать, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Сценка  слайд 8

Правдин (экзаменующий): Дверь, например, какое имя : существительное или прилагательное ?

 Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Вот эта?

Митрофан: Эта? Прилагательна .

Правдин: Это почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит, так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан : И ведомо.

Учитель:

- А какое определение прилагательному дали бы вы ?

 (Имя прилагательное -это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какое? какая? чей?)

Слайд 9

   (Цель нашего урока: повторить какая часть речи называется прилагательным; уточнить, как изменяется прилагательное, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться использовать имя прилагательное в речи.)

Итак, запишем в тетради вопросы, на которые отвечают прилагательные.

Но те, кто внимательно слушал сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то «приложена».

- К чему же «приложено», от каких слов зависит прилагательное? (Прилагательное прилагается к существительному, оно зависит от него.)

 

3.Упражнение 567.(устно) Прочитать выразительно стихотворение.

-Слова какой части речи помогают автору красиво описать березку? Какие признаки березы были указаны? (цвет,вид, принадлежность, состояние)

Учитель: И опять мы убедились в волшебных свойствах прилагательного.

По цепочке объясните орфограммы - пропуски в словах.

-Выпишите из текста 3 словосочетания: прилагательное с определяемым словом. Слова какой части речи являются определяемыми словами? Определите род, падеж, число.

Вывод:

Итак, мы выяснили, что прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится, т.е. прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.  Слайд 2(изменение по родам, числам и падежам)

Упр.576

- Для более полной характеристики предметов используются разные признаки, это волшебные свойства прилагательных.  Прилагательные могут  распределяться по группам. Например: зеленый – это цвет; большой – это размер, стеклянный – это материал, добрый – свойство.

 Проведем распределительный диктант. Слайд 11-12

Цвет, размер, свойство

Высокий, низкий. Худой, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, голубоглазый, хмурый, злой, веселый, приятный, воспитанный, приветливый, гостеприимный, дружелюбный, прекрасный, отзывчивый.

Задание:

Составьте 2-3 предложения с этими прилагательными на тему «Мой одноклассник».

 Определение роли прилагательных Слайд 13

«Снежная королева».

 «Стойкий оловянный солдатик».

«Гадкий утёнок».

«Дикие лебеди».

        - Какие из названий сказок подчёркивают характер героев?            

        - Какие из прилагательных употреблены для описания внешности?                               Вывод: И опять мы убедились в волшебных свойствах прилагательных. Они способны не только охарактеризовать, но и описать предмет.

 Физминутка

Деревья (какие?) высокие (тянемся вверх)

Травка (какая?) маленькая (тянемся вниз)

Просторы (какие?) необъятные (разводим руки в стороны)

Друзья (какие?) верные (скручиваемся, поворачиваемся к соседу)

Мы (какие?) умные, успешные (наклоны головы вправо, влево)

Глазки (какие?) зоркие (вращение глазами)

Определение синтаксической роли прилагательных

Запишем небольшой текст объясним орфограммы.

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш(?) св…сают длин… сосульки. Радо…но чирикают под ярк… солнцем воробьи. На лесных тропинках снег теперь колюч(?). Скоро покажутся на весен… проталинах первые гости: грачи, жаворонки.

Придет апрель.

- Чтобы узнать или охарактеризовать предмет нам потребовалась особая часть речи – какая? (Прилагательное, слово – волшебник).

- Какими членами предложения являются прилагательные? Слайд 14

 ( синтаксическая роль прилагательных)

Итог урока:

Расскажите об имени прилагательном по плану Слайд 15-17

План.

1.     Что обозначает имя прилагательное?

2.     Как изменяются имена прилагательные?

3.     С какой частью речи согласуются?

4.     Каким членом предложения являются?

   Понравился ли урок?

  Чем полезен?

  (Он научил нас использовать имена прилагательные в речи и тем самым делать свою речь более образной и выразительной.)

Домашнее задание

Правило на стр.228, упр.576.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государство морфология Ершова Марина Владимировна, у читель русского языка и литературы МАОУ лицей п.г.т . Афипского

Слайд 2

Частеречинск

Слайд 3

Частеречинск Какой я? Чей я?

Слайд 5

Глагол Числительное Наречие Царица МОРФОЛОГИЯ

Слайд 6

Существительное Возьму тебя себе в друзья, но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже

Слайд 7

Тема урока: Имя прилагательное.

Слайд 8

Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан . Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан . Эта? Прилагательна . Правдин. Почему же? Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна . Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан . И ведомо. (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Слайд 9

Имя прилагательное Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имена прилагательные могут быть полными и краткими. Полные отвечают на вопросы какой? Чей? Краткие прилагательные отвечают на вопрос каков? Например : красивый - красив

Слайд 10

Цели урока: Познакомиться с именем прилагательным и его ролью в речи. Выявить признаки прилагательных. Познакомиться с ролью имени прилагательного в предложении Учиться использовать имя прилагательное в речи

Слайд 11

Распределительный диктант Цвет Размер Свойство

Слайд 12

Распределительный диктант Цвет Размер Свойство ТЕМНОВОЛОСЫЙ ВЫСОКИЙ ВОСПИТАННЫЙ СВЕТЛОВОЛОСЫЙ НИЗКИЙ ДРУЖЕЛЮБНЫЙ ГОЛУБОГЛАЗЫЙ ХУДОЙ ГОСТЕПРИИМНЫЙ КАРЕГЛАЗЫЙ БОЛЬШОЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ

Слайд 13

Определение роли прилагательных

Слайд 14

Синтаксическая роль прилагательных Полные прилагательные в предложении являются определениями Я вижу( какой?) красивый пейзаж. Краткие прилагательные обычно в предложении являются сказуемыми. Пейзаж ( каков?) красив.

Слайд 15

1. Что такое имя прилагательное? 2. Как изменяются имена прилагательные? 3. С какой частью речи согласуются имена прилагательные? 4. Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные ? 5. ДЛЯ ЧЕГО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В РЕЧИ ?

Слайд 16

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой?, чей?. А в краткой форме- каков? Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам. Имена прилагательное согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. В предложении полные имена прилагательные являются определениями , а краткие – сказуемыми.

Слайд 17

Жан Жак Руссо «Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.» Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...