Сложноподчинённое предложение (СПП), его грамматические признаки. Схемы СПП.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка в 9 кл по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные виды сложных предложений
Основные виды сложных предложений
Вынесли, комната осветилась БСП Метели не собьют Простое Она играла, я вставал и слушал СПП Было тихо, прохладно; тени лежали ССП Был пруд Простое Вопросы: Определите вид предложений. Выделите грамматическую основу.
Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал . (А.И.Куприн) Вопросы: 1 в.Составьте вертикальную схему предложения. 2в.Составьте горизонтальную схему предложения.
Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал . (А.И.Куприн) . 1 Когда , 2 . , . Вопросы: 1 в.Составьте вертикальную схему предложения. 2в.Составьте горизонтальную схему предложения. 2 1 Когда
Метели, ломящиеся в дверцы, с дороги меня не собьют. Посередине деревни был пруд, густо заросший камышом. Вопросы: Перестройте простые предложения в СПП
Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. Посередине деревни был пруд, который густо зарос камышом. Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал. Вопросы: Сравните предложения. Сделайте вывод о постановке придаточного. Составьте схемы этих предложений: 1в. горизонтальные схемы; 2в. в ертикальные схемы
1. 1 , 2 что , . . , , 2. 1 , 2 который . , . 1 1 2 что 2 Который
Понял всё, готов к проверочной работе; не разобрался в …(продолжите фразу), разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя ; ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем Д.з .
Д.з . Сегодня я узнал… Было интересно… Теперь я могу… Я попробую… Мне захотелось… Работая в паре, я… Р.
Домашнее задание 1) Знать признаки СПП 2 ) № 229 или №230 (на выбор) ИЛИ 3) * № 227 (2) и 228
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №11» города Ростова-на-Дону
Урок русского языка.
9 класс.
Сложноподчинённое предложение (СПП),
его грамматические признаки.
Схемы СПП.
Составила
учитель русского языка и литературы
Медведева Людмила Григорьевна
Сложноподчинённое предложение (СПП), его грамматические признаки. Схемы СПП.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (Ф.И.)____________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Вариант________
- Заполните схему «Виды сложных предложений»
Сложные предложения
- Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Выделите грамматическую основу.
Вид предложения
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою.(А.С.Пушкин)
2. Метели, ломящиеся в дверцы, с дороги меня не собьют. (А.Фатьянов)
3.Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал. (А.И.Куприн)
4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле.(Чехов А.)
5. Посередине деревни был пруд, густо заросший камышом.
ТЕЛЕГРАММА однокласснику__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Оценка учителя
- Произведите морфемный разбор слова
1вар. И С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь 2вар. Т Е О Р Е Т И К
- ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Выполните задание и попробуйте объяснить, какие схемы используют для схематического изображения структуры СПП.
ЗАДАНИЕ:
) Определите вид схем по их расположению.
)Какие схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части с главной, а какие помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении СПП.
) В каких схемах и как обозначается главная часть и придаточная.
)На что бы вы обратили внимание при составлении схем СПП?
4. ТЕОРЕТИКИ
Ответьте на вопросы и составьте рассказ о схемах СПП.
ВОПРОСЫ:
-Какие виды схем представлены в рубрике «Знайте и применяйте» на стр.123?
- В чём отличие вертикальных схем от горизонтальных?
- На что бы вы обратили внимание при составлении схем СПП?
- Составьте схему предложения:
Когда она играла в гостиной на рояле, я вставал и слушал.
1вар. вертикальную схему
2вар. горизонтальную схему.
6.1. Перестройте простые предложения в СПП и запишите получившиеся.
Метели, ломящиеся в дверцы, с дороги меня не собьют.
________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Посередине деревни был пруд, густо заросший камышом.
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
6.2.Составьте схемы этих предложений:
1вар. горизонтальные схемы
2 вар. вертикальные схемы.
Проанализируйте свою работу на данном этапе и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался в _____________________________________________________(продолжите фразу),
разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
- Учебник, стр.107-109. Составьте план рубрики «Теоретические сведения».
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Рассмотрите предложения и определите, в чём отличие союза от союзного слова. Запишите в таблицу признаки союзных слов и союзов.
Примеры | |
В чём отличие союза от союзного слова? | |
Что? Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин) Что = подарок(сущ.) и т.д. КАК? Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. (А.Ахматова) Как= надёжно (нар.) и т.д. | ПРИЗНАКИ СОЮЗНЫХ СЛОВ: 1)_________________________________ ___________________________________ 2)_________________________________ ___________________________________ 3)_________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ПРИЗНАКИ СОЮЗА: 1)________________________________ __________________________________ 2)________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
в чём? Я утром должен быть уверен, с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин) при каком условии? б семейственной картиной пленился я на миг единый, то кроме вас одной невесты не искал. (А.С.Пушкин) = = |
9. Определите, союз или союзное слово употреблено в предложениях. С.сл. подчеркните как член предложения.
1. Знаю, что произошло.– Знаю, что произошло важное событие
2. Не знаю, как пройти к остановке.– Мы видели, как к школе подошли ученики.
Проанализируйте свою работу на данном этапе и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),
разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Вариант 1. Когда мы подошли к дверям,(1) полковник отказывался,(2) говоря,(3) что он разучился танцевать. Но все-таки,(4) улыбаясь,(5) закинув на левую сторону руку,(6) вынул шпагу из портупеи,(7) отдал ее услужливому молодому человеку и,(8) натянув замшевую перчатку на правую руку,(9) улыбаясь,(10) взял руку дочери и стал в четверть оборота,(11) выжидая такт. (Л.Н.Толстой. После бала) ________________
Вариант 2. Танцевал я больше с нею и не видал, (1) как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости подхватывали все тот же мотив мазурки,(2) из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши,(3) ожидая ужина,(4) лакеи чаще забегали,(5) пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее,(6) и мы в сотый раз прошли вдоль залы. (Л.Н.Толстой. После бала)_______________________
Проанализируйте свою работу на уроке и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),
разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
- ТЕОРЕТИКИ. Изучите пункт 2 рубрики «Теоретические сведения» на стр.108 и определите, в чём отличие союза от союзного слова. Запишите в таблицу признаки союзных слов и союзов.
ПРИЗНАКИ СОЮЗНЫХ СЛОВ:
1)_____________________________________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________________________
3)_____________________________________________________________________________________________________
ПРИЗНАКИ СОЮЗА:
1)____________________________________________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________________________________________
3)____________________________________________________________________________________________________
9. Определите, союз или союзное слово употреблено в предложениях. С.сл. подчеркните как член предложения.
1. Знаю, что произошло.– Знаю, что произошло важное событие
2. Незнаю, как пройти к остановке.– Мы видели, как к школе подошли ученики.
Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),
разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Вариант 1. Когда мы подошли к дверям,(1) полковник отказывался,(2) говоря,(3) что он разучился танцевать. Но все-таки,(4) улыбаясь,(5) закинув на левую сторону руку,(6) вынул шпагу из портупеи,(7) отдал ее услужливому молодому человеку и,(8) натянув замшевую перчатку на правую руку,(9) улыбаясь,(10) взял руку дочери и стал в четверть оборота,(11) выжидая такт. (Л.Н.Толстой. После бала) ________________
Вариант 2. Танцевал я больше с нею и не видал, (1) как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости подхватывали все тот же мотив мазурки,(2) из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши,(3) ожидая ужина,(4) лакеи чаще забегали,(5) пронося что-то. Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее,(6) и мы в сотый раз прошли вдоль залы. (Л.Н.Толстой. После бала)_______________________
Проанализируйте свою работу на уроке и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался в __________________________________________________________(продолжите фразу),
разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Схемы СПП»
- , 2. . 3. .
каким образом? где? какого?
. , , ,
каким образом? где? какого?
- 1 , 2 как . 2. 1Куда , 2 . 3. 1 , 2 где , .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление
Открытый урок в 9 классе...
грамматические тесты с ключами "Сложноподчинённое предложение" и "Порядок слов в сложном предложении"
грамматические тесты по немецкому языку для 9-11...
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/01/picture-530957-1420129639.jpg)
Урок-пресс-конференция «Журналисты о…сложноподчинённом предложении». Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»
Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложнопод...
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения». 9 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения». 9 классЦель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме &l...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-1189964-1698752600.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-1189964-1698752600.jpg)
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...