Словообразовательные средства выразительности русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Конспект урока в 10 классе по теме "Словообразовательные средства выразительности русского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словообразовательные средства выразительности русского языка.
Ход урока
Цели: 1) формировать систему знаний о словообразовательных средствах выразительности русского языка.
2) формировать умение находить, применять знания о словообразовательных средствах выразительности русского языка.
I. Познавательная мотивация
В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одно и то же значение?
- боец, мудрец, характерец;
- испанец, немец, иностранец;
- старец, хлебец, братец;
- морозец, хитрец, борец.
(Верно: 2, т.к. обозначает название лиц по местности, национальности; в остальных случаях суффикс -ЕЦ имеет либо ласкательное значение, либо иронический оттенок.)
II. Слово учителя.
Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е. 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.
Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.
III. Работа по теме урока. Знакомство с основными художественными приёмами.
1. Осложнённое списывание. Демонстрация текста на слайде.
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
Задание к тексту:
– Записать текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)
Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.
– Вот я тебя как высеку…
– Как милости вашей будет завгодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская…Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?
– Объяснить вставленные орфограммы.
– Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское высечь на своё посечь.)
Работа со словарями.
– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка ПО- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка ВЫ- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь).
2. Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.
а). Работа по учебнику, упр. №123 (1, 3). Выписать слова с суффиксами оценки, ответить на вопросы к упражнению.
б). Работа на доске Отработка навыка употребления слов с суффиксами оценки.
– Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ?
Кот|ик, кот׀ ичек, кот|ок, кот|очек (ласковое), кот|яр|а, кот|ищ|е (увеличительно-неодобртельное), кот|ишк|а (ласково-ироничное, снисходительное).
ВЫВОД: слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.
3. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.
А. Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу:
добавим приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия доотрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).
– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?
Б. Работа по учебнику, упр. №124.
Стихотворение посвящено Б.Пастернаку, близкому другу М.Цветаевой, с отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса.
– Чтение стихотворения (учитель).
– Ваше впечатление от стихотворения? (Ощущение неимоверного горя, в то же время сдержанность и мужество в проявлении чувств при разлуке.)
– Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.
– Каково же значение приставки РАЗ(С)-? (Значение потери, утраты.)
Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем— это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.
– Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: ).
Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.
– Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки.
– Найдите глаголы, в которых приставка РАС- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).
– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя?
(Аллитерация – [Р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», « сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)
Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.
4. Приём ложной этимологизации слов. Демонстрация задания на слайде.
а). Творческая работа. Определить значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон» (окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин). Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить - «баранка» - овца, «волнушка» - мама абитуриента и т. д.
Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. (Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? Ученик: Это когда в телегу запряжено трое коней.)
б). Работа с раздаточным материалом.
Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?
– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.
– Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.
– Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.
– А что ты под этим понимаешь?
– Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.
– Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно.
(И. Грекова.)
(Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» – мошенник, негодяй.)
5. Окказионализмы. Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма – «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом.
А. Работа с раздаточным материалом.
– Прочитать подбор примеров под цифрой 4, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.)
- Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев)
- Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница.(Ю. Нагибин)
- Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин)
– По каким словоооразователъным моделям образованы индивидуально-авторские слова? (Хитр\инк\а, со\ бесед\ниц\а, вы\смотр\е\л.)
- Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит: «Инфлюэнца,
Симуленца, притворенца, лодырит»
(С. Маршак)
– С какой целью автор использует окказионализмы? (Окказионализмы используются для создания комического эффекта.)
– Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.
Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.
IV. Итоги урока.
– Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?
– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка? (Вывод записать в тетрадь.)
V. Домашнее задание (всему классу):
а) попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору);
б) если вы подберёте по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо – значит, вы неплохо владеете русским языком;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выразительности русского языка
В данной статье представлен материал о тропах и фигурах речи. Даны определения средств выразительности, примеры, их роль в тексте, задания. Эти задания можно использовать при подготовке к ...
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА.ВИДЫ ТРОПОВ.
Как работать с терминами? Материал может быть полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.....
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы
Презентации по теме "Средства выразительности в языке"...
Средства выразительности русской речи
Презентация содержит теоретический и практический материал по теме "Средства художественной выразительности". Рекомендована к использованию на уроках русского языка как обобщающий материал по данной т...
Рабочая программа факультатива "Средства выразительности русской речи"
Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения худож...
Синонимы как средство выразительности английского языка
Выразительность речи усиливает употребление синонимов -- слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Синонимы (греч. sy...
Средства выразительности русского языка
Сводная таблица основных средств выразительности русского языка (тропы и стилистические фигуры) поможет в случае отсутствия учебника, организации индивидуального задания ученику. Задание на определени...