Приставки на З и С
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель: Гулимова Татьяна Олеговна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 210
Тема урока: Правописание приставок на З и С
Тип урока: урок открытия нового материала
Цель урока: формирование умения правильно выбирать буквы З и С при написании приставок, правильно писать слова с приставками на З и С
Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Опорные понятия: звонкие и глухие согласные, приставка, морфема
Новые понятия: приставки, оканчивающиеся на З и С
Межпредметные связи: картина Т.Н. Яблонской «Утро», сказки А.С. Пушкина
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык 5 класс» Москва «Просвещение» 2014, http://nsportal.ru, http://shkola23k., http://festival.1september.ru
Результаты:
предметные
- понимать, что такое морфема;
- различать звонкие и глухие согласные
- знать правило написания букв З и С в приставках;
- правильно писать слова с изученной орфограммой;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- составлять предложения со словами в соответствии с заданной речевой ситуацией;
метпредметные
регулятивные
- осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;
- осуществлять взаимопроверку;
познавательные
- анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;
коммуникативные
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;
личностные
- осуществлять целеполагание;
- стремиться к личностному самоопределению;
- стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм речи
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД (зависит от целевой установки, типа и структуры урока) |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. - Найдите и выпишите четвёртое «лишнее». (Полено, портфель, подопытный, портфель) - Объясните свой выбор. - Почему приставку называют значимой морфемой? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Дата, классная работа Слайд В этом слове есть приставка. Она служит для образования однокоренных слов с новым значением. | Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные; логические: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. - Проанализируйте пары слов. Разрезать – растолкать Безводный – бесчисленный Вздрогнуть – всходить Возгордиться – воспротивиться - Какой вывод можно сделать? - О каких приставках будем сегодня говорить? - Какую цель поставим перед собой? | Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. - Есть похожие приставки, оканчивающиеся на З и С. Слайд. Запись темы. Слайд. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения. (Изучение нового материала) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. - Как же выбрать нужную букву? - Проанализируйте данные пары слов. Какую закономерность в согласных после приставок вы заметили? - Каково будет правило правописания приставок на З и С? - Как мы можем проверить себя? - Что нужно повторить, чтобы научиться писать слова с приставками на З и С? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию. Читают правило в п. 83 (стр. 30) Слайд | Личностные: самопределение Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. - Назовите парные звонкие и глухие согласные. - Назовите непарные звонкие и глухие. - Образуйте новое слово, использовав парные согласные. (дом – том, балка – палка, фляга – влага, кости – гости, шалость – жалость, дочка – точка) - Создайте алгоритм применения правила правописания приставок на З и С. - Выполняем упр. 437, проговаривая алгоритм соседу по парте. | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Слайд Слайд Работают в парах постоянного состава | Личностные: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в парах |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний
- Из каких сказок А.С. Пушкина эти строчки? - Выпишите слова с сегодняшней орфограммой, выделите орфограмму.
(жидкость без цвета – бесцветная, дорога без конца – бесконечная, шоколад без вкуса – безвкусный, пустыня без воды – безводная, движение без шума – бесшумное, вход без платы – бесплатный, человек без жалости – безжалостный) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Слайд Выписывают слова, самостоятельно выделяя орфограмму, проверяют по доске. Образуют прилагательные с приставками на З и С, выделяют орфограмму, проверяют в парах. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Физкультминутка | Если я называю слово с приставкой на З, вы встаёте, если с приставкой на С, сидите. Изгиб, расчётливый, избавиться, разгонять, расцвет, бескровный, раздавать, бесхитростный. | Выполняют движения физкультминутки | |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях 1.Работа с текстом. Приложение 1. - Письменно сформулируйте основную мысль текста. - Озаглавьте текст. - Выпишите слова с приставками с сегодняшней орфограммой, объясните приставки. 2.Работа с картиной - Составьте предложения по картине Т.Н. Яблонской «Утро», использовав словосочетания: Утренний ра…свет Бе…мятежное утро Ра…крыла балконную дверь В…дохнула глубоко Ра..вела руки И…гиб пальцев 3.Выполните тест. Приложение 2. 4. Закончите сказку. Приложение 3 | Самостоятельная / групповая работа. Письменно формулируют основную мысль текста, озаглавливают текст, выписывают слова с приставками на З и С, объясняют их правописание Слайд Составляют предложения по картине, работая в группе Выполняют тест самостоятельно Слушают сказку, заканчивают её в соответствии с темой. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушание учителя |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. 1. Какова была тема урока? 2. В чем состояла задача сегодняшнего урока? 3. От чего зависит написание З, С в конце приставок? 4. Какое задание показалось самым трудным? 5. Какой вид деятельности вам показался более интересным? 6. Покажите карточку, соответствующую вашему самоощущению. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Показывают карточки | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся 1. упр. 438 2. сочинить сказку о приставках на З и С 3. выписать из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 6 предложений с приставками на З и С, выделить орфограмму | Анализируют и выявляют степень готовности | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: |
Приложение 1
Каждый человек должен стремиться предельно расширять свой словарный запас. Язык литературы прекрасен и богат! Ты найдёшь в нём слова и выражения, которыми можно передать любую мысль, высказать любое чувство. Читая книги, прислушиваясь к разговору взрослых, старайся запомнить новые для тебя слова. Обращай внимание на их смысл. Замечай, к каким словам писатель прибегает часто, а каких избегает вовсе. Присматривайся, как он строит сложные фразы. Тогда и твой язык будет постепенно становиться богаче и чище. Тебе всё легче будет выражать свои мысли, а собеседники станут быстрее и правильнее тебя понимать. ( по Дорохову)
Приложение 2
1. В каком случае следует писать З?
1) во...хождение 2) во…соединение 3) и...бранник 4) и...следование
2. В каком случае следует писать С?
1) бе..грамотный 2) во..кликнуть 3) и..вергать 4) во..гордиться.
3. В каком случае следует писать З?
1) во..рождение 2) ра…пустить 3) ра..сердить 4) чере..чур
4. В каком случае следует писать С?
1) ра…носить 3) в…дыхать 2) ра..садить 4) бе…водный
5. В каком случае следует писать С?
1) в..лететь 2) во..стание 3) в..громоздиться 4) ра..мельчить
6. В каком случае следует писать З?
1) ра..копал 2) и..калечить 3) во..кликнуть 4) бе..людный.
Приложение 3
Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными.
Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:
- Что вам угодно?
- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.
- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии ...
- Ребята, как вы думаете: что это за условие?
Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понрави-лись принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Орфограммы в приставках"
Правописание приставок...
Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.
Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...
Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...
Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...
Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при
Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....
диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".
использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...
Приставка
Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....