Приставки на З и С
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Гулимова Татьяна Олеговна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_na_z_i_s.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Гулимова Татьяна Олеговна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 210

Тема урока: Правописание приставок на З и С

Тип урока: урок открытия нового материала

Цель урока: формирование умения правильно выбирать буквы З и С при написании приставок, правильно писать слова с приставками на З и С

Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Опорные понятия: звонкие и глухие согласные, приставка, морфема

Новые понятия: приставки, оканчивающиеся на З и С

Межпредметные связи: картина Т.Н. Яблонской «Утро», сказки А.С. Пушкина

Образовательные ресурсы: учебник  «Русский язык 5 класс» Москва «Просвещение» 2014, http://nsportal.ru, http://shkola23k., http://festival.1september.ru 

Результаты:

предметные

  • понимать, что такое морфема;
  • различать звонкие и глухие согласные
  • знать правило написания букв З и С в приставках;
  • правильно писать слова с изученной орфограммой;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • составлять предложения со словами в соответствии с заданной речевой ситуацией;

метпредметные

регулятивные

  • осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;
  • осуществлять взаимопроверку;

познавательные

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

  • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

личностные

  • осуществлять целеполагание;
  • стремиться к личностному самоопределению;
  • стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм речи

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

(зависит от целевой установки, типа и структуры урока)

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные:

Познавательные: 

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

- Найдите и выпишите  четвёртое «лишнее».

(Полено, портфель, подопытный, портфель)

- Объясните свой выбор.

- Почему приставку называют значимой морфемой?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

Дата, классная работа

Слайд

В этом слове есть приставка.

Она служит для образования однокоренных слов с новым значением.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

- Проанализируйте пары слов.

Разрезать – растолкать

Безводный – бесчисленный

Вздрогнуть – всходить

Возгордиться – воспротивиться

- Какой вывод можно сделать?

- О каких приставках будем сегодня говорить?

- Какую цель поставим перед собой?

Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.

- Есть похожие приставки, оканчивающиеся на З и С.

Слайд. Запись темы.

Слайд.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

(Изучение нового материала)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

- Как же выбрать нужную букву?

- Проанализируйте данные пары слов. Какую закономерность в согласных после приставок вы заметили?

- Каково будет правило правописания приставок на З и С?

- Как мы можем проверить себя?

- Что нужно повторить, чтобы научиться писать слова с приставками на З и С?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.

Читают правило в п. 83 (стр. 30)

Слайд

Личностные: самопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Назовите парные звонкие и глухие согласные.

- Назовите непарные звонкие и глухие.

- Образуйте новое слово, использовав парные согласные.

(дом – том, балка – палка, фляга – влага, кости – гости, шалость – жалость, дочка – точка)

- Создайте алгоритм применения правила правописания приставок на З и С.

- Выполняем упр. 437, проговаривая алгоритм соседу по парте.

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Слайд

Слайд

Работают в парах постоянного состава

Личностные:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение работать в парах

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний

  1. Выборочный диктант

- Из каких сказок А.С. Пушкина эти строчки?

- Выпишите слова с сегодняшней орфограммой, выделите орфограмму.

  1. – Замените сущ. с предлогом прилагательным, чтобы в нём была сегодняшняя орфограмма.

(жидкость без цвета – бесцветная, дорога без конца – бесконечная, шоколад без вкуса – безвкусный, пустыня без воды – безводная, движение без шума – бесшумное, вход без платы – бесплатный, человек без жалости – безжалостный)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Слайд

Выписывают слова, самостоятельно выделяя орфограмму, проверяют по доске.

Образуют прилагательные с приставками на З и С, выделяют орфограмму, проверяют в парах.

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Физкультминутка

Если я называю слово с приставкой на З, вы встаёте, если с приставкой на С, сидите.

Изгиб, расчётливый, избавиться, разгонять, расцвет, бескровный, раздавать, бесхитростный.

Выполняют движения физкультминутки

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях

1.Работа с текстом. Приложение 1.

- Письменно сформулируйте основную мысль текста.

- Озаглавьте текст.

- Выпишите слова с приставками с сегодняшней орфограммой, объясните приставки.

2.Работа с картиной

- Составьте предложения по картине Т.Н. Яблонской «Утро», использовав словосочетания:

Утренний ра…свет

Бе…мятежное утро

Ра…крыла балконную дверь

В…дохнула глубоко

Ра..вела руки

И…гиб пальцев

3.Выполните тест. Приложение 2.

4. Закончите сказку. Приложение 3

Самостоятельная / групповая работа.

Письменно формулируют основную мысль текста, озаглавливают текст, выписывают слова с приставками на З и С, объясняют их правописание

Слайд

Составляют предложения по картине, работая в группе

Выполняют тест самостоятельно

Слушают сказку, заканчивают её в соответствии с темой.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушание учителя

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

1. Какова была тема урока?

2. В чем состояла задача сегодняшнего урока?

3. От чего зависит написание З, С в конце приставок?

4. Какое задание показалось самым трудным?

5. Какой вид деятельности вам показался более интересным?

6. Покажите карточку, соответствующую вашему самоощущению.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Показывают карточки

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся

1. упр. 438

2. сочинить сказку о приставках на З и С

3. выписать из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 6 предложений с приставками на З и С, выделить орфограмму

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: 

Регулятивные: 

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные:

Приложение 1

Каждый человек должен стремиться предельно расширять свой словарный запас. Язык литературы прекрасен и богат! Ты найдёшь в нём слова и выражения, которыми можно передать любую мысль, высказать любое чувство. Читая книги, прислушиваясь к разговору взрослых, старайся запомнить новые для тебя слова. Обращай внимание на их смысл. Замечай, к каким словам писатель прибегает часто, а каких избегает вовсе. Присматривайся, как он строит сложные фразы. Тогда и твой язык будет постепенно становиться богаче и чище. Тебе всё легче будет выражать свои мысли, а собеседники станут быстрее и правильнее тебя понимать.     ( по Дорохову)

Приложение 2

1. В каком случае следует писать З?

1) во...хождение 2) во…соединение 3) и...бранник 4) и...следование

2. В каком случае следует писать С?

1) бе..грамотный 2) во..кликнуть 3) и..вергать 4) во..гордиться.

3. В каком случае следует писать З?

1) во..рождение 2) ра…пустить 3) ра..сердить 4) чере..чур

4. В каком случае следует писать С?

1) ра…носить 3) в…дыхать 2) ра..садить 4) бе…водный

5. В каком случае следует писать С?

1) в..лететь 2) во..стание 3) в..громоздиться 4) ра..мельчить

6. В каком случае следует писать З?

1) ра..копал 2) и..калечить 3) во..кликнуть 4) бе..людный.

Приложение 3

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными.

Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

- Что вам угодно?

- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии ...

- Ребята, как вы думаете: что это за условие?

Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понрави-лись принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при

Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....

диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".

использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...

Приставка

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....