Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) на тему

Ельцова Марина Сергеевна

Данные задания по русскому языку повышенной сложности помогут учащимся 7-11 классов подготовиться к олимпиадной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Олимпиада71.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые задания№1

1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А) морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля

2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г) синий

3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по) японски
Г) (историко) литературный журнал.

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А) (не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_ раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_ там, н_ здесь его не было.

6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди

7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных

8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г) Прыжок
Д) Рамка

9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик

10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В) Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Вопрос 2
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Вопрос 4
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

Вопрос 5
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

Творческие задания

Задание 1
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Задание 2
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Задание 3
Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 4
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?

Задание 5
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Ответы на тесты№1

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

В

В

А, В, Г

В

А, Г

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

А

Б

Б

Г

В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду)
Ответ на вопрос 2:МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра.
Ответ на вопрос 3:Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
Ответ на вопрос 4:Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами
Ответ на вопрос 5:Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
пошутитель — человек, который шутит (пошутил).
пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин
аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло.
недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.
базарник—человек, работающий на базаре.
приметаллить — припаять.
заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.
Пример ответа на творческое задание №2
1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»
Пример ответа на творческое задание №3
1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.
2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»
3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.
Пример ответа на творческое задание №4
Псинки образовано от «пёс» (псы);
Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.
Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.
Пример ответа на творческое задание №5
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».

                               Олимпиада 11№2

Почему известное правило Жи-ши пиши через «и»в данной формулировке лучше увидеть, чем услышать?

Критерии: За аргументированный ответ 3 балла

  1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычныеэлементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками:

далекозвук, самозаконие, посленаписанное?

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

3.Каким русским фразеологизмам и на каком основании соответствуют следующие

иноязычные:

1) ходить вокруг горшка(tournerautourdupot– франц.);

2) когда окажешься среди ворон, должен каркать, как они(kiedy

wejdzieszmiędzywrony, musiszkraka

jaki one – польск.);

3) таращиться как молодой козлёнок на свежий снег(зверя се като

младо яре на новсняг– болг.)

Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 4 балла.

4.В произведении Ф.Гладкова «Вольница» есть такая фраза:

Как только купцы с рёвом и звоном бубенчиков врывались на базарную

площадь, лавки торопливо закрывались, а лотошники разбегались в разные стороны.

  • Найдите орфографическую ошибку, которая приводит к изменению смысла слова.
  • Почему это слово в том значении, которое имеет в виду автор, должно писаться иначе?
  • Счем связано появление данной ошибки?Критерии: За аргументированное объяснение 10 баллов.

5.Сгруппируйте следующие глаголы в таблицу по одному постоянномуморфологическому признаку. Озаглавьте колонки таблицы (количествоколонок значимо для ответа). Объясните ваше решение.

Решить, разобрать, подходить, подумать, приготовить, уезжать, закрыть,

перемалывать, отскочить, казнить, толкать, телефонировать.

                        Ответы на олимпиаду 11№2

1.Это правило в такой формулировке лучше увидеть (напечатанным или написанным), чем услышать, потому что в сочетании «жи-ши» на месте буквы «и» произносится звук [ы]. Этот же звук обычно звучит и в сочетании «через и» (если оно произносится слитно, без паузы).

Критерии: 1. Указано, что «жи-ши» произносится с [ы] – 1 балл.

2. Указано, что «через и» может произноситься с [ы] – 2 балла. Всего: 3 балла 

  1. Телефон, автономия, постскриптум. За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла 

  1. Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:

1) ходить вокруг горшка (франц.) – ходить вокруг да около;

2) когда окажешься среди ворон, должен каркать, как они (польск.) – с волками жить – по-

волчьи выть;

3) таращиться как молодой козлёнок на свежий снег (болг.) – глядеть как баран на новые

ворота.

Критерии: По 1 баллу за каждую позицию. Всего: 4 балла.

  1. 1. Слово лотошник обозначает игроков в лото, а писатель говорит о продавцах с лотка, то есть о лоточниках. (3 балла)

2. В соответствии с основным принципом русской орфографии одну и ту же

морфему в разных словах следует писать одинаково, однако исторические чередования на

письме передаются (лоток - лоточник - чередование в корне к/ч); лотошник - суффикс -шник-

всегда пишется через ш (домино - доминошник). (4 балла:  за описание принципа,  за

чередование).

3. Появление этой орфографической ошибки объясняется тем, что на месте

буквосочетания чн во многих бытовых словах произносилось и произносится [шн],

поэтому произношение слова лоточник совпало с произношением слова лотошник. Таким

образом, неразличение произношения слов привело к орфографической ошибке. (3 балла)

Критерии: 1. Указано на разное лексическое значение слов лотошник и лоточник (3 балла).

2. Приведено словообразовательное обоснование правил написания данных слов:

(4 балла: 3 балла за описание принципа, 1 балл - за чередование);

3. Объяснены причины появления ошибки: неразличение в произношении слов (3балла).

Всего: 10 баллов.

  1. Как известно, к постоянным морфологическим признакам относятся вид, переходность / непереходность и спряжение глаголов. Глаголы бывают переходные и непереходные, а колонок в таблице – три. Значит, этот признак нам не подходит. Со спряжением тоже не получается: все данные глаголы относятся или к первому, или ко второму спряжению, неправильных или

разноспрягаемых глаголов в данном списке нет. Остаётся вид.

Совершенный вид

Несовершенный вид

Глаголы, вид которых становится ясным из контекста(двувидовые)

решить

разобрать

подумать

приготовить

закрыть

отскочить

подходить

уезжать

перемалывать

толкать

казнить

телефонировать

Критерии: За обоснованное распределение по морфологическому признаку – 2 балла.

За правильное название колонок – 2 балла. За правильное распределение всех глаголов

по колонкам – 6 баллов ( по 0,5 балла за слово). За любую ошибку снимается 1 балл.

Всего: 10 баллов.

  1. 1. Купать – купать-ся (суффиксальный/ постфиксальный) – пере-купаться (приставочный).

2. Купать – пере-купать (приставочный) – перекупать-ся (суффиксальный/ постфиксальный).

3. Купить – пере-купить (приставочный) – перекуп-а-ть (суффиксальный/ постфиксальный) –

перекупать-ся.

Критерии: За каждую полную и правильную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов.

  1. Но пусть она вас больше не тревожит:

Я не хочу печалить вас ничем.

После слова «тревожит» следует поменять точку с запятой на двоеточие. 

Критерии: За правильный ответ – 1 балл.

  1. Спаниель. За правильный ответ - 1 балл. 
  1. 1. Речь идёт об употреблении местоимения Вы при обращении к старшему, уважаемому человеку. Ученик должен составить предложение, в котором использовано обращение к старшему или уважаемому человеку, например: Прошу Вас, Александр Сергеевич.

2. Речь идёт об употреблении авторского мы в научных трудах, которым автор называет сам себя.

Ученик должен составить предложение, в котором под местоимением мы подразумевается сам

автор текста, например: В данной работе мы строго придерживались фактов.

3. Речь идёт об употреблении местоимения мы в царских манифестах – так именует себя царь,

король, князь. Ученик должен составить предложение, в котором царь, король, князь, говоря о

самом себе, употребляет местоимение 1 лица мн.ч., например: Мы, Николай Второй…

4. Речь идёт об употреблении местоимения мы, когда так говорят о ребёнке, близком,

любимом человеке (а также при обращении врача к больному – так называемое

«врачебное мы»). Ученик должен составить предложение, в котором к ребёнку или

близкому человеку шутливо обращаются, используя местоимение 1 лица мн.ч., например: Какие

мы сегодня сердитые! Почему мы плачем? Какой у нас громкий голос! Как мы себя чувствуем

сегодня? 

Критерии: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа ( 1 балл комментарий + 1 балл

предложение). Всего за задание: 8 баллов. 

  1. (Потому что) как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек, когда он много бедствует. Никто ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть; (потому что) всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а о своей не может рассудить. Злато плавится огнём, а человек напастями; (потому что) пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб даёт, а человек в напасти обретает ум зрелый (совершенный). Моль, княже, одежду ест, а печаль – человека; (потому что) печаль человеку кости сушит.

Если кто в печали человеку поможет, (то) как студёной водой его напоит в знойный день.

Слово – злато.

Критерии: 10 баллов за правильно переведённый текст и ответы на вопросы. За каждую ошибку

снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 59 баллов.

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2015- 2016 учебный год №3

11класс

1. В Орфоэпическом словаре русского языка под редакцией Р. И. Аванесова (М., 1983г.) отмечены следующие различия в произношении приставки дез-: в одних оба согласных

приставки мягкие, в других – оба твёрдые, в третьих второй согласный твёрдый, а

первый может произноситься как твёрдо, так и мягко.

  • Распределите слова дезинформировать, дезинтегрировать, дезинфицировать по

этим группам:

оба согласных приставки мягкие: ____________________ ,

оба согласных приставки твёрдые: __________________ ,

второй согласный твёрдый, а первый может произноситься как твёрдо, так и мягко:____.

Критерии: За правильный ответ - 3 балла

  1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные элементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками:

светооборудование, тысячемера, сопроводитель?

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

  1. В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г.,стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры,как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу– кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не поХуану сомбреро.

¬ Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и

дайте толкование значения.

Как о бордюр арахис, аннексировать лаваш (у кого-л.), фрагментировать идиота,

абсорбировать (что-л.) с лактозой матери, не в пони фастфуд, выносить утиль из

офиса, куда Джон муфлонов не экстрадировал.

Схема ответа:

«переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском

языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.

Критерии: по 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование. Всего за задание: 7 баллов

  1. Как можно объяснить правописание О в слове крыжовник? Предложитеверсию, соответствующую правилам современной русской орфографии.

Критерии: За аргументированное объяснение 5 баллов.

  1. Из букв слова валенки составьте слово(-а)-анаграмму(-ы).

Критерии: За правильный ответ – 1 балл.

  1. Укажите все возможные пути словообразования слова перекупаться.

В каждом случае представьте словообразовательную цепочку и укажите способ

словообразования.

Примечание: исходное слово перекупаться может быть однокоренным как со словом

купать, так и со словом купить.

Критерии: За каждую полную и правильную словообразовательную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов

7. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

• В 6-й строке стихотворения с помощью лингвистических средстввыражено особое

соотношение двух состояний (робости и ревности). С одной стороны, они

противопоставляются друг другу, с другой –объединяются как разные проявления

одного и того же чувства любви.

¬Укажите использованные в тексте лингвистические средства, позволяющие как противопоставить, так и объединить эти качества.

Критерии: По 2 балла за каждую позицию в зависимости от полноты и правильностиответа.

Всего: 8 баллов.

8. Даны следующие предложения со словом как:

1. Как ты себя чувствуешь?

2. Мы не знаем, как решать задачу.

3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.

4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

5. Как хорошо в лесу весной!

6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

  • Определите в каждом случае, какой частью речи является словокак и какова его

функция в высказывании.

Критерии: За правильное определение части речи - 1 балл.

За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.

  1. Чем отличаются слова: выкачанный и выкаченный? Критерии: 1 балл за каждый правильный пункт ответа. Всего: 2 балла.

  1. Переведите текст на современный русский язык:

Безумных бо ни сеють, ни орють, ни в житницю сбирают, но сами ся родят.

Как в утел мех лити, так безумнагоучити; псом бо исвиниам не надобезлато, ни сребро,

ни безумному драгии словеса; ни мертвеца росмешити, ни безумнагонаказати. Коли

пожретьсиниця орла, коли камениевъсплавлет по воде, и коли иметь свиниа на белку

лаяти, тогды безумный уму научится.

(Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)

¬ Приведите к слову орютъ однокоренное слово, часто используемое в былинах.

¬ Почему слово житницю написано с ю, а синиця– ся после ц?

¬ Выпишите слово(-а) с неполногласием.

Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопросы – 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 60 баллов

Олимпиада по русскому языку (ответы)№3

11 класс

  1. Оба согласных приставки мягкие: дезинфицировать (1 балл),

оба согласных приставки твёрдые: дезинтегрировать (1 балл),

второй согласный твёрдый, а первый может произноситься как твёрдо, так и мягко:

дезинформировать (1 балл). Всего: 3 балла 

  1. Фотоаппарат, километр, кондуктор. За каждое слово – 1балл. Всего: 3 балла 

  1. 1. Как о бордюр арахис – как об стенку горох – «бесполезно объяснять, никак не воздействует на кого-л. что-л. сказанное».

2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) – отнимать хлеб (у кого-л.) – «отнимать возможность

заработать или заработок».

3. Фрагментировать идиота – ломать дурака – «паясничать, притворяться глупым,

непонимающим».

4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери – впитать что-л. с молоком матери – «усвоить с

раннего возраста, запомнить на всю жизнь».

5. Не в пони фастфуд – не в коня корм – «не идёт впрок, на пользу, не даёт желаемого

результата».

6. Выносить утиль из офиса – выносить сор из избы – «разглашать сведения о неприятностях,

касающихся узкого круга людей».

7. Куда Джон муфлонов не экстрадировал – куда Макар телят не гонял – «очень далеко».

Критерии: По 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование. Всего: 7 баллов.

  1. Слово заимствовано в XVII в. из польского языка, где krzyzownik — неточная словообразовательная калька с нем. Krisdohre (Kris–«крыж», т.е. крест; Dohre–«тёрн»). В польском, а также и в русском языках оно осмысляется носителями как имеющее суффикс -ОВНИК (по модели тёрн терновник). Работает правило правописания ударного О в суффиксах имён существительных, образованных от имён существительных.

Критерии: 5 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

  1. Великан. Критерии: 1 балл за правильный ответ.

  1. 1. Купать – купать-ся (суффиксальный/ постфиксальный) – пере-купаться (приставочный).

2. Купать – пере-купать (приставочный) – перекупать-ся (суффиксальный/ постфиксальный).

3. Купить – пере-купить (приставочный) – перекуп-а-ть (суффиксальный/ постфиксальный) –

перекупать-ся.

Критерии: За каждую полную и правильную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов.

7) То робостью, то ревностью томим…

1. Включение слов робость и ревность в блок однородных членов объединяет их между собой.

2. При этом блок однородных членов с разделительным союзом то-…то предполагает чередование

состояний, отделяя одно от другого по времени.

3. Лексемы робость и ревность выступают в тексте как контекстные антонимы по признаку

«смелость выражения чувства».

4. При этом оба слова сближены по звучанию: двусложные с ударением на первом слоге, начинаются

с близких звуков ([р], [р’]), одинаково заканчиваются на [ ъс’т’j’у].

Критерии: По 2 балла за каждую позицию в зависимости от полноты и правильности ответа.

Всего: 8 баллов.

  1. 1. В первом предложении как – это вопросительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие), его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

2. Во втором предложении как – относительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие) (союзное слово), его функция – служить средством связи для

придаточного изъяснительного. (или является средством связи в сложноподчиненном

предложении с придаточным изъяснительным и является членом придаточного предложения).

3. В третьем предложении как – подчинительный союз, его функция – служить средством связи

для придаточных изъяснительных, в которых подчёркивается динамический аспект действия

(возможно без указания на динамический аспект).

4. В четвёртом предложении как – союз, близкий по смыслу к соединительному, но с

дополнительным смыслом «в качестве», его функция – присоединять добавление-характеристику

(или приложение) к тому же предмету или лицу (к существительному или местоимению).

5. В пятом предложении как – определительное наречие. Иногда его рассматривают как

усилительную частицу, его функция – служить для усиления смысла сказуемого.

6.В шестом предложении как – сравнительный союз, его функция – служить средством связи в

сравнительных оборотах или придаточных сравнительных.

Критерии: За правильное определение части речи - 1 балл.

За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.

  1. Слово - выкаченный – причастие от глагола выкатить, а выкачанный – причастие от глагола выкачать. Критерии: 1 балл за каждый правильный пункт ответа. Всего: 2 балла. 

  1. Ибо (потому что) глупых не сеют, не жнут, ни в житницу не собирают, но (они) сами себя родят (рождаются / родятся). Как в дырявые меха лить, так и глупого учить, ибо (потому что) псам и свиньям не нужно ни золота, ни серебра, а глупому – мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли (если) пожрёт синица орла, коли (если) поплывёт камень по воде и коли (если) начнёт свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.

Оратай (пахарь).

Звук [ц] был мягким, (отвердел в XV-XVI веке).

Слова – злато, драгии, сребро.

Критерии: 10 баллов за правильно переведённый текст и ответы на вопросы. За каждую ошибку

снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 60 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов. №4

Определите лексическое значение выделенных слов .

А. Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом,людской,с парком.

Б. Увидели ляхи,что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. ( Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»).



В. Швабрин переминился в лице. «Это тебе так не пройдёт,- сказал

он,стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию».

( А.С.Пушкин.»Капитанская дочка»).

Расставьте ударения в следующих словах.



Корысть,соболезнование,квартал,средства,красивее,статуя,бало-

ванный,колледж,втридешева,добела,каталог.

3. Дайте развёрнутое определение терминов ( с примерами).



Неологизмы,лексическое значение,омонимы.



4.Объясните смысл следующих устойчивых выражений.

А. Потёмкинские деревни.

Б. Сказка про белого бычка.

В Куда Макар телят не гонял.

5.Поставьте существительные в форму родительного падежа

множественного числа.



Носки,киргизы,апельсины,погоны,томаты,одеяльца,яблоки,

ботинки,кочерги.

Вставьте пропущенные буквы.Употребите выделенное

словосочетание в форме родительного,творительного и предложного падежей.



407 полотня...ых платков; 287 подержа...ых автомобилей;

1306 соломе...ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже...ых ягод;

550 подстрел...ых уток.



Какие из приведённых слов однокоренные?

Впутывать,пучина,запутывание,пушинка,распухший,опутать,ввыпучивать, запутанность,спутник,пущий,пушка,припухать,спутывание,упутать.

Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы.Укажите соответствующие им формы.



А. Дай Бог нашему теляти волка поймати.

Б. Темна вода в облацех.

В. Своя своих не познаша.

Г. Игра не стоит свеч.



9.Найдите среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.

Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка,оплатить проезд, уплатить за проезд,сыскать уважение,буднее платье.







Исправьте неправильное словоупотребление.

А. На ремонт квартиры потребовалось двадцать рулонов

обоев.

Б.На лугу бегали три жирные зайца.



В. Росийский космический корабль направился к планете

Венера.

Г. Этот молодой человек чувствует своё превосходство

перед друзьями.

Д. Журналисты стремились поговорить с певцом с широ-

кой популярностью.

11.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Пол...жение Анны после смерти отца было очень тяж...ло... Она

однако (не) пот...ряла головы и (не)медле(н,нн)о выписала к

себе сестру своей матери злую и чва(н,нн)ую старуху которая

пос...лившись у пл...мя(н,нн)ицы в доме забрала себе все

луч(?)шие комнаты ворчала и брю...жала с утра до вечера и

даже по саду гуляла (н...)иначе как в сопр...в...ждении един-

стве(н,нн)ого своего крепостного человека угрюмого лакея в

и(з,с) ноше(н,нн)ой гороховой ливрее с голубым п...зументом и

в тр...уголке.

12.Восстановите исходную форму цитаты,использованной в газетном заголовке.

Укажите автора и произведение.

А. И скучно,и грустно,и некому «Волгу»продать.

Б. Не хочу учиться, не хочу трудиться.

В. Откуда фисташки?

Г. Маленький фриц.

Д. Размышления у накрытого стола.

Ответы на олимпиаду №4



  1. гЕнезис

    кАмбала

    дивчИна

    обеспЕчение

    диспансЕр

    украИнский

    втрИдорога

    включИшь

    фенОмен

    столЯр

    2.

    Тать – устаревшее слово, когда-то употреблялось в значении - борьба, беспокойство, мятеж.

    3. Заимствованными являются только слова:

    блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;

    галстук – из немецк.;
    шорты – из англ.;
    панама – по названию государства, откуда пришел этот головной убор;

    цилиндр, сандалии – древнегреч.;

    сарафан, тулуп – тюркские;

    шуба, юбка – из арабского.

    4.

    Разводить антимонии – болтать, вести пустые разговоры, пускаться в отвлекающие от чего-либо разговоры.

    Колумбово яйцо – остроумное решение трудной задачи, неожиданно простой и смелый выход из затруднительного положения.

    Закусить удила – действовать не зная удержу, идя напролом, не считаясь с обстоятельствами, со здравым смыслом, распалившись.

    Седлать пегаса – писать стихи;

    Чин чином – так, как нужно, как полагается, как следует;



    5.

    Не хватает двух звеньев: водяной - водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость

    6.

    Предлоги: несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, вдоль, против, согласно, возле, внутри, позади, наперекор, над, после, до, вследствие.

    7.

    восемь тысяч семьсот шестьдесят пять. С восе(ь)мью тысячами семьюстами шестьюдесятью пятью фанатами.

    8.в значении существительного.

    9. Во всех словах, за исключением слова говядина, есть суффикс –ин-, имеющий значение мясо животного, называемого корнем слова.

    10. Повторенье – мать ученья.

    1. Studiorum и ср. студент – обучающийся в студии, усердно занимающийся; студия – мастерская художника; учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов и др.

    Repetitio и ср. репетировать - проводить репетицию; помогать учащемуся приготовлять домашние задания. Репетитор – лицо, помогающее учащемуся приготовлять домашние задания, домашний учитель.

    11. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

    12.Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.

    13. Ропалик – это предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:

    Я Пусть

    бы мечта

    был рыдает

    тебе горестными

    рабом ожиданиями.

    всегда

    любимая.

Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс №5

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку 11 класс №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....