Презентация к уроку "Корни с чередованием"
презентация к уроку по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Цитцер Светлана Васильевна

Данная презентация разработана к уроку русского языка в 10 классе. Можно использовать материал в качестве консультации к ЕГЭ по русскому языку 11 класс и ОГЭ по русскому языку 9 класс. В начале урока используется "Орфоэпическая разминка", которую можно исползовать на других уроках для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЦЕЛИ Обобщить знания, умения и навыки по написанию корней с чередованием. Отработать навыки решения задания заданий ЕГЭ

Слайд 3

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА аэропорты

Слайд 4

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА аэроп о рты

Слайд 5

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты баловаться

Слайд 6

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты балов а ться

Слайд 7

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться банты

Слайд 8

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться б а нты

Слайд 9

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты бралась

Слайд 10

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты брал а сь

Слайд 11

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь бухгалтеров

Слайд 12

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь бухг а лтеров

Слайд 13

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров вероисповедание

Слайд 14

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров вероиспов е дание

Слайд 15

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание включим

Слайд 16

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание включ и м

Слайд 17

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание Включ и м вручит

Слайд 18

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание Включ и м вруч и т

Слайд 19

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание Включ и м Вруч и т диспансер

Слайд 20

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание Включ и м Вруч и т диспанс е р

Слайд 21

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание Включ и м Вруч и т Диспанс е р доверху

Слайд 22

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Аэроп о рты Балов а ться Б а нты Брал а сь Бухг а лтеров Вероиспов е дание Включ и м Вруч и т Диспанс е р д о верху

Слайд 23

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ Безударная гласная в корне.

Слайд 24

ПОВТОРИМ (ЕГЭ, ОГЭ) 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) елочные укр...шения, ск...кать на лошади, высокое загр...ждение 2) погл...щение влаги, бл...стательный успех, пос...деть от горя 3) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить 4) прик...сновение, несг...раемый, м...тодика

Слайд 25

ПОВТОРИМ (ЕГЭ, ОГЭ) 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) елочные укр...шения, ск...кать на лошади, высокое загр...ждение 2) погл...щение влаги, бл...стательный успех, пос...деть от горя 3) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить 4) прик...сновение, несг...раемый, м...тодика

Слайд 26

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) пл...вучий, гарм...нировать, ч...стота помещения 2) уд...вляться, отв...рить картошку, посв...тить фонариком 3) р...скошный, подр...внять волосы, распол...жение 4) р...систый, прин...мать лекарство, обн...влённый

Слайд 27

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) пл...вучий, гарм...нировать, ч...стота помещения 2) уд...вляться, отв...рить картошку, посв...тить фонариком 3) р...скошный, подр...внять волосы, распол...жение 4) р...систый, прин...мать лекарство, обн...влённый

Слайд 28

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, НЕ проверяемая ударением? 1) разд...валка, сф...рмулированный вопрос, зал...зать на дерево 2) эст...када, прец...дент, ф...номен 3) аб...немент, нагр...вание, настр...ение 4) ч...стота посещений, кл...ёнка, р...сточек

Слайд 29

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, НЕ проверяемая ударением? 1) разд...валка, сф...рмулированный вопрос, зал...зать на дерево 2) эст...када, прец...дент, ф...номен 3) аб...немент, нагр...вание, настр...ение 4) ч...стота посещений, кл...ёнка, р...сточек

Слайд 30

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) к...мплимент, обог...щение, д...льновидный 2) настр...чить, м...ксимальный, проц...дура 3) зав...зировать документ, пол...скать бельё, устр...шать врага 4) к...вычки, воскл...цательный, ск...лолаз

Слайд 31

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) к...мплимент, обог...щение, д...льновидный 2) настр...чить, м...ксимальный, проц...дура 3) зав...зировать документ, пол...скать бельё, устр...шать врага 4) к...вычки, воскл...цательный, ск...лолаз

Слайд 32

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) зан...мательный рассказ, водор...сли, об...жаться 2) ур...вень, нав...вать печаль, непредск...зуемый 3) к...лючий крыжовник, не на кого оп...реться, ад...птация 4) ут...пический, м...рцающий цвет, л...вушка

Слайд 33

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 1) зан...мательный рассказ, водор...сли, об...жаться 2) ур...вень, нав...вать печаль, непредск...зуемый 3) к...лючий крыжовник, не на кого оп...реться, ад...птация 4 ) ут...пический, м...рцающий цвет, л...вушка

Слайд 34

ЧЕРЕДОВАНИЕ - языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении общего лексического значения однокоренных слов. РЕ К А-РЕ Ч НОЙ К//Ч ЗАП Е Р-ОТП И РАТЬ Е//И

Слайд 35

ЧЕРЕДОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Согласные Гласные

Слайд 36

*ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА Чередования согласных и гласных возникли в праславянском языке с падением редуцированных . Действием закона палатализации в праславянскую эпоху обусловлены следующие современные чередования: I палатализация: К//Ч;Г//Ж;Х//Ш ру к а-ру ч ка II палатализация: K //Ц;Г//З;Х//Ц Бо г -в Бо з е III палатализация: K //Ц;Г//З кня з ь-кня г иня IV палатализация: Б//БЛ;В//ВЛ ло в ить-ло вл ю

Слайд 37

УСЛОВИЯ ЧЕРЕДОВАНИЯ: 1. Наличие суффикса –А- 2. Ударение 3. Чередование согласных в корне 4. Лексическое значение 5. Требуется запоминание 6. Слова-исключения

Слайд 38

НАЛИЧИЕ СУФФИКСА -А- Кос-кас А при кос нуться- кас а ние Бер-бир А со бер у-под бир а ть Пер-пир А от пер еть-за пир а ть Дер-дир А за дер ет-при дир а ться Тер-тир А по тер еть-от тир а ть Мер-мир А у мер еть- с за мир а нием Жег-жиг А вы жег -за жиг а ние Чет-чит А вы чет ы-вы чит а ние Стел-стил А по стел ить-рас стил а ться Блест-блист А блест еть- блист а тельный

Слайд 39

УДАРЕНИЕ Зор-зар а//о//а Гор-гар о//а Клон-клан о//а//о Твор-твар о//а//о / / / / / / / О зар ение- зор и- зар ево Об гор еть-за гар По клон иться- клан яться-по клон Со твор ить- тварь - твор чество

Слайд 40

ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ Р а ст-рос-ращ О//А раст ение-вы рос - вз ращ енный Скак-скоч О//А скак ать-в скоч ить Лаг-лож О//А из лаг ать-по лож ение

Слайд 41

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА мак-мок непро мок ающий плащ об мак нуть пельмень в сметану Мак - ЛЗ: обволакивать жидкостью Мок - ЛЗ: пропускать жидкость через себя равн-ровн по равн яться с товарищем вы ровн ить площадку Равн - ЛЗ: стать подобным другому Ровн - ЛЗ: стать гладким, ровным

Слайд 42

НУЖНО ЗАПОМНИТЬ! Плав-плов-плыв По плав ок- плов ец- плыв ун

Слайд 43

СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ: Соч е тать, соч е тание, ч е та, З о ревать, изг а рь, выг а рки, Утв а рь, Пл о вец, пл о вчиха, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, р о сток, отр а сль, Ск а чок, ск а чу, Р а внина, р о весник, пор о вну, ур о вень

Слайд 44

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Перет( И / Е) рать краски Провести к( А / О )сательную Вым( И /Е)рающие животные Отр(А/О)сль промышленности Забл(И/Е)стел на солнце Поск(А/О)чу навстречу другу Подр(А/О)вняться в строю Сотв(А/О)рение мира

Слайд 45

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!!!

Слайд 46

ОШИБКА!!!

Слайд 47

СПИШИТЕ ТЕКСТ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ: А весна, как и прежде, уб рала красой землю. Снег падает, мелькает, вьется, л жится пеленой. Белый пар по лугам расст лается. Там гаснет огонь машины и заж гается другой, огонь очага или камина. Он писал, что ум рает спокойно, потому что жалеть нечего. Встали зори ясные, оз ряя снег. Вчера без толку просидел весь день над попл вками. Кругом далекая р внина да толпы обг релых пней. И И И И А А А О О

Слайд 48

ПРОРЕШАЕМ ЕГЭ

Слайд 49

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §20 – учить теорию Упражнение 106, подготовиться к проверочной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...

Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"

В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с",  "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Презентация к уроку "Позиционные чередования гласных и согласных звуков"

Цель:- познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков;         - правописание корней, на которых отразилось чередование....