Курс внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса"Тайны слова".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся пятого класса"Тайны слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_kurs_po_vyboru_-_tayny_slova.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Школьное методическое объединение Заместитель директора по УВР приказом №____ от «___»______20__г.
учителей________________________ ___________ Латышева С.Г. Директор школы
протокол №______ от «___»_______20__г. «____»_________ 20_______г. __________________ Федотова Н.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Северо – Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»
Программа внеурочной познавательной деятельности
Тайны слова. «Лексика и фразеология русского языка»
_____5_______ класс
Составитель программы:
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Главная цель общения - правильно понимать друг друга. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру. Речевая культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов и предназначен для детей, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.
Актуальность программы.
Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися.
Практическая значимость.
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Цель программы; расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Задачи программы:
- систематизировать знания учащихся в словарном составе языка;
- углубить и расширить знания по лексике и фразеологии;
- развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.
Общая характеристика предмета.
Язык - по своей специфике и социальной значимости- явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, частью духовной культуры русского народа. В системе общего образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Результаты освоения предмета.
- курс будет способствовать развитию познавательного интереса,
- интеллектуальных и творческих способностей,
- анализу и оценке новой информации,
- способствовать поиску информации по новой теме
- поможет учащимся овладеть богатством родного языка,
- сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Планируемые результаты.
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
- общие сведения о культуре речи;
- основные нормы современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов»;
- словарное и фразеологическое богатство русского языка.
должны уметь:
- определять происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.
- определять фразеологизм и его признаки;
- работать с текстами;
- работать со словарями;
- участвовать в беседе.
УУД
Личностные;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные:
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных за¬дач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формы реализации программы
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- работа со словарями,
- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов, презентации и т.д.),
- творческие задания.
Учебный план.
№ п/п | Названия раздела, темы | Всего часов | Из них: | |
теория | практика | |||
1 | Слово как единица языка | 16 | 8 | 8 |
2 | Фразеологизм и его признаки | 8 | 4 | 4 |
3 | Культура общения. Для чего нужна речь | 7 | 3 | 4 |
4 | Обобщение и систематизация изученного | 3 | 1 | 2 |
итого | 34 | 16 | 18 |
Содержание учебного материала.
Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.
Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.
Тема 3. Омонимы. Словари омонимов.
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.
Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.
Тема 6. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.
Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.
Тема 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Тема 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.
Тема 9. Фразеологизм и его признаки.
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники.
Тема 10. Системность фразеологизма русского языка.
Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.
Тема 11. Употребление фразеологизмов в речи.
Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов.
Тема 12. Происхождение фразеологизмов русского языка.
Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.
Тема 13. Культура общения. Для чего нужна речь. Богатство и выразительность русского языка.
Тема 14. Итоговая конференция.
Учебно-тематический план.
п/п | Тема занятия | Всего часов | Из них | Виды деятельности | Форма контроля | |
Теория | Практика | |||||
1,2. | Словарное и фразеологическое богатство русского языка | 2 | 1 | 1 | Беседа. Знакомство со словарями. | Практикум |
3. | Слово как единица языка | 1 | 1 | Лекция. Составление плана. | Практические упражнения | |
4. | Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях | 1 | 1 | Сообщения учеников. Работа с толковым словарем и с текстом художественного произведения | Презентация | |
5. | Омонимы. | 1 | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов | Практические упражнения | |
6 | Словари омонимов | 1 | 1 | Работа со словарем омонимов |
7,8. | Синонимы. Использование синонимов в речи | 2 | 1 | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем синонимов. | Практикум |
9,10. | Антонимы. Словари антонимов | 2 | 1 | 1 | Работа со словарем | Практические упражнения |
11,12. | Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова | 2 | 1 | 1 | Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах. Работа с этимологическим словарем. | Презентация Тренировочные упражнения |
13,14. | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях | 2 | 1 | 1 | Исследовательская работа учащихся. Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем | Практикум |
15,16. | Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях | 1 | 1 | 1 | Работа с учебным пособием. Практическая работа с текстом художественного произведения. Работа со словарем | Практикум |
17,18. | Фразеологизм и его признаки | 2 | 1 | 1 | Работа с текстом. Работа с фразеологическим словарем. | Практические упражнения. |
19,20. | Системность фразеологизма русского языка | 2 | 1 | 1 | Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению. | Практикум |
21,22. | Употребление фразеологизмов в речи | 2 | 1 | 1 | Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения. | Сочинение-миниатюра |
23,24. | Происхождение фразеологизмов русского языка | 2 | 1 | 1 | Лекция. Работа с учебным пособием. | Практикум |
25. | Для чего нужна речь | 1 | 1 | Лекция учителя. Составление тезисов. | Практические упражнения | |
26. | Речь - средство передачи мыслей и чувств | 1 | 1 | Ролевая игра | Представление связного текста | |
27,28. | Значение речи в жизни человека | 2 | 1 | 1 | Лекция учителя. Составление тезисов. | Практикум |
29,30. | Культура общения | 1 | 1 | 1 | Исследовательская работа учащихся. | Творческая работа |
31. | Закрепление изученного о культуре общения. Богатство и выразительность русского языка. | 1 | 1 | Исследовательская работа учащихся. | Творческая работа | |
32,33,34. | Итоговая работа (обобщение и систематизация изученного) | 3 | 1 | 2 | Доклады и рефераты учащихся. | Презентации работ |
Форма организации работы:
- коллективная,
- групповая
- индивидуальная
Теоретические занятия:
- беседы;
- сообщения;
- исследования и решение проблем.
Практические занятия:
-практикум;
- творческая работа;
- презентации.
Дидактическое обеспечение программы:
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 2001.
2. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
3. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 2006.
4. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.
5. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 2007.
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
10. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
11. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
12. Словари русского языка.
13. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 2005.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.
15. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1989.
16. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 2005.
17. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 2001
18. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
Курс внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ» 1 час в неделю (в год 34 часа)
Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «На пути к ОГЭ» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного обр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 10 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русского языка" предназначена для учащихся 10 классов....
технологическая карта фрагмента внеурочной деятельности по русскому языку «Употреби меня со словом» для 8 класса.
урок-квест с применением приёмов игровой технологии, интернет-ресурса learning.apps, квест-технологии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (5 класс)
Занимательная грамматика для 5 класса....