Урок русского языка по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Содержание урока с применением активных методов обучения (технологии модерации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА русского языка на основе технологии модерации

Тема урока

 «Причастие»

Класс

7

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

1 мин

АМО приветствия «Улыбнемся друг

другу»

Цель: создание благоприятной

эмоциональной обстановки в

классе.

Участники: все учащиеся.

Учитель приветствует учащихся. Начнём урок с

хорошего настроения, поделимся им друг

с другом.

(Ученики должны

улыбнуться друг другу)

Вхождение или погружение в тему

4 мин

 АМО «Реши Кроссворд»

Цель: актуализация изученного, формулировка темы урока

Участники: все учащиеся

Необходимые материалы: презентация (на слайде кроссворд)

Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках появится тема урока

Вопросы кроссворда:

1.Знак препинания
2. Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.
3. Слова, различные по значению, но одинаковые или близкие по лексическому значению (в единственном числе).
4. Служебная  часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения
5.Часть речи, обозначающая действие предмета..

6. Служебная часть речи, связывающая члены предложения и части сложных предложений.
7. Знак, использующийся при однородных членах предложения с обобщающим словом.
8. Часть слова
9. Какое общее название носят части слова? 

После разгадывания кроссворда учащиеся формулируют тему урока.

Формирование ожиданий учеников

3 мин

АМО «Дерево ожиданий»

Цель: сформулировать задачи урока

Участники: все ученики

Необходимые материалы: листочки бумаги.

Проведение: учитель предлагает

записать, что вы

ожидаете от урока, чему хотите научиться

 (Учащиеся записывают на

листочках задачи, которые они ставят перед собой на уроке, затем зачитывают (выборочно) их и прикрепляют наиболее интересные на

нарисованное  на доске дерево).

Интерактивная лекция

12 мин

АМО «Творческая лаборатория»

АМО «Интерактивная беседа»

АМО«Кластер»

Цель: определить морфологические признаки причастия

Необходимые материалы: презентация (на слайде эпиграф к уроку- слова В.И.Даля «Причастие- часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»)

Участники: все ученик, поделенные на группы по 5 человек  разного уровня.

Проведение:

Прочитать эпиграф к уроку. Что сказал о причастиях создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль.

-Как вы понимаете эти слова?

Учитель раздает каждой группе задание (раздаточный материал), объясняет порядок действий (записан на слайде). Ученики  заполняют таблицу и делают вывод  о том, что причастие имеет признаки прилагательного и признаки глагола.

 Представитель группы отчитывается о проделанной работе, делает вывод. Остальные, по мере необходимости, дополняют и исправляют.

Цель: сформулировать отличительные признаки причастия как части речи.

Проведение: учитель задает вопросы, ученики отвечают и составляют кластер.

Опираясь на кластеры, дают определение причастию (ученики делают необходимые записи в тетрадях)

Эмоциональная разрядка (разминка)

1 мин

 Под музыкальное сопровождение учитель медленно произносит следующие слова: 

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Если хотите, можете закрыть глазки. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую полянку (пауза). Светит нежное ласковое солнышко. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На полянке много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители  Саши, Даши, Маши  и т.д. (Учитель перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на ручку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердечко любит окружающий мир, Матушку-Природу, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку ручками высоко – высоко к солнышку и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом.  На счет 3 вы вернетесь обратно.

1,2–у вас открываются глаза,

3- вы возвращаетесь к уроку, полные сил и уверенности, что у вас все получится.

Проработка содержания темы

15мин

«Зоркий глаз»

Работа с сигнальными карточками

Работа в парах

Синквейн

Цель: практическое задание

Проведение:

1. Учитель знакомит учащихся с суффиксами причастий (слайд), предлагает ученикам запомнить их и записать по памяти.

2.  Работа с сигнальными карточками (учитель зачитывает словосочетания, ученики поднимают вверх карточки: синие- словосочетания с причастиями

зеленые- словосочетания с прилагательными)

3. Работа в парах: определить признаки глагола и прилагательного у причастий, заполнив при этом таблицу

1вариант- пронизанных (туч),озаривший, гаснувший (луч)

2 вариант- летящий, спешащий (лист)

4. Учитель предлагает ученикам рассказать о причастии в форме синквейна:

1.Причастие

2.Полное, краткое

3.Изменяется, обозначает, отвечает.

4. Имеет признаки глагола и прилагательного.

5. Форма.

Проверка работ учащихся.

Подведение итогов

4 мин

АМО «Бизнес план»

АМО «Светофор»

Метод «Что ты думаешь о…?»

Цель: проанализировать, как выполнены задачи урока.

Участники: все учащиеся

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие из поставленных ими задач выполнены, а какие-нет, достигнута ли цель урока

Что удалось? Что не удалось? Что понравилось? Чему вы научились?

Учитель просит  учеников показать сигнальными карточками, с каким настроением они уходят с урока.

Красный- отличное настроение, все получилось, ошибок практически нет

Желтый-  хорошее настроение, но не все удалось, как хотелось.

Зеленый- есть над чем поработать, повторить, выучить.

Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

 Я узнал, что…

 Я научился…

 Я могу научить…

 Я не понял…

 Я расскажу друзьям…

 Я узнал новое…

 Теперь я могу…

 Я приобрел…

 У меня получилось …

 Я смог…

Я попробую…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...