подготовка к сочинению- описанию памятника в публицистическом стиле
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
1.Работа с типом речи Описание
2.Анализ предложенных текстов.
3.Работа по группам (анализ текстов" Рабочий и колхозница", "Камень с Оки")
4. Анализ текста "Медный всадник" Фальконе
5. Подготовка к домашнему сочинению ( композиция сочинения- описания памятника,план- задание, примерные темы сочинений)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pamyatnika.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА: «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПАМЯТНИКА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ»
ЦЕЛИ: 1.Поторить изученное о деловом и художественном описании, об особенностях художественного описания.
2. Познакомить с особенностями публицистического описания памятника. Подготовить к самостоятельному описанию памятника в публицистическом стиле.
3. Воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.
4. Развивать воображение учащихся, подвижность ассоциативного мышления, монологическую речь, привычку к сотворчеству.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: 1. Презентация
2. Мультимедийный проектор.
3. Компьютер.
4. Раздаточный материал для учащихся.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение мотивации и активности учащихся при работе с текстами произведений.
2. Формирование коммуникативной, информационной компетенции, собственной позиции учащихся.
Навыки, приобретаемые учащимися:
Когнитивные:
1.Умение использовать в процессе анализа произведения такие литературоведческие понятия, как тема, идея, авторская оценка.
2.Знания характерных признаков публицистического стиля.
Информационные:
1.Умение пользоваться ресурсами Интернет сети.
Аналитические:
1.Самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.
2. Определять принадлежность текста к тому или иному стилю.
Нравственный эффект урока предполагает:
1.Формирование любви к родному городу Санкт –Петербургу, гордости называться петербуржцем.
2.Закрепление знаний из истории нашего города.
Формы организации работы учащихся:
1. Работа в группах.
2. Учащиеся выполняют опережающее задание к уроку: знакомятся с памятниками нашего города, их историей.
3. Выписать в тетрадь определение терминов: ПЬЕДЕСТАЛ, ФАСАД,ПИЛОН,ПАМЯТНИК, ПОРТАЛ.
Формы организации работы учителя:
1.Беседа с учащимися.
2.Сопровождение беседы электронной презентацией.
3. Привлечение учащихся к обсуждению произведений.
Используемые Интернет ресурсы:
ХОД УРОКА: Объявляется тема урока и цели. (Слайд №1)
Беседа по вопросам: 1.Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).
2. Что можно описывать?( природу, человека, действия, картину, помещение и др.)
3. Что мы с вами уже описывали? (местность, действия, картину)
4. Что важно определить для себя, начиная любое художественное описание? ( замысел, позицию автора).
II. Чтение и анализ отрывка из повести Б.Лавренёва «Комендант Пушкин».
(Слайд №2)
За низкой чугунной изгородью темнеет гранит постамента. Бронзовая скамья. На ней легко раскинувшееся в отдыхе юношеское тело. Склонённая курчавая голова лежит на ладони правой руки. Левая бессильно свисает со спинки сиденья.
В позе сидящего есть что- то похожее на позу военмора, когда он спал в вагоне. Может быть, даже не в позе, а в тусклом отблеске бронзы, напоминающем блеск кожаной куртки.
Военмор бросает равнодушный взгляд на сидящего.
Ещё шаг. Взгляд сбегает ниже. Цепляется за постамент. Две строчки, вырезанные на постаменте, пригвоздили его к месту.
На полированном граните:
Александр Сергеевич Пушкин.
Сад пуст. Только они вдвоём- бронзовый юноша и военмор в кожаной куртке.
ВОПРОСЫ: 1. Прочитайте часть текста с описанием памятника.
2. С какой целью автор ввёл в текст описание памятника?
3. Какое это описание и почему? (художественное).
4. Можно ли описать памятник в деловом стиле? Когда используется такое описание? (когда надо отметить все существенные признаки, по которым можно отличить этот памятник от других).
5. Встречалось ли вам описание памятника в деловом стиле?
III.Чтение текста Ю.Лукьянова «Цветок жизни». (Слайд № 3)
Солнечным днём 8 августа 1968 года ленинградские ребята вместе со взрослыми пришли на высокий берег реки Луппы. Архитектор развернул на зелёной траве свои чертежи и объяснил:» На этом холме поднимется наш «Каменный цветок». В тот же день, 8 августа, появилась первая запись в специально заведённой книге: «Котлован для памятника вырыт почти наполовину».
С этого и началась летопись создания памятника…
Шли дни упорной, но увлекательной совместной работы строителей и ребят. Пионеры позвали и тех, кто в годы войны, будучи ещё подростками, вложили свои небольшие силы в дело победы над врагом.
И вот долгожданный день- 28 октября 1968 года. Митинг. Около трёх тысяч человек в торжественной тишине чёткими квадратами стоят на асфальте Дороги жизни.
Почётный караул. Воинские подразделения для салюта.
Выпал первый ранний снег. На белом ковре сильно колышутся красные знамёна.
На большой площадке стоит пятнадцатиметровый мраморно- белый цветок. У него пять больших распустившихся лепестков весом по 17 тонн каждый и четыре малых- весом по 5 тонн.
Там, где была смерть , победила юность. «Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввысь. Из лепестков тянется высокий стебель. Он несёт главную часть цветка- венчик размером в диаметре 4,6 метра. На венчике детским почерком вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце!» И рядом- улыбающаяся рожица мальчугана.
В центре площадки стела. Надпись:
ВО ИМЯ ЖИЗНИ
ПРОТИВ ВОЙНЫ
ДЕТЯМ- ЮНЫМ
ГЕРОЯМ ЛЕНИНГРАДА
1941- 1944 годов
За стелой и по левой стороне белокаменной дорожки нагромождение валунов. Они как бы символизируют трудности военных лет.
Прошли годы, и у «Цветка жизни» появились зелёные посадки: цветы, кустарники, памятные рощи. Территория памятника заново распланирована.
Авторы монумента А.Левенков и П.Мельников разработали проект его дальнейшего расширения. И в 1971 году у «Цветка жизни» вновь началось оживлённое строительство. Школьники возвели холм, на котором были установлены каменные плиты. В центре одной из них высечены слова из дневника Тани Савичевой.
Многое ещё будет благоустроено и украшено на территории «Цветка жизни» ленинградскими ребятами.
IV. Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с описанием памятника в публицистическом стиле. Что это за описание?
1. Вспомним, где чаще всего используется публицистический стиль? (в газетных, журнальных статьях, на митингах, собраниях).
2. Когда необходимо описать памятник в публицистическом стиле? (когда надо рассказать о том или ином человеке, которому поставлен памятник, воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за её героев).
V. Работа по группам. Учащиеся читают, обсуждают отрывки из текстов и отвечают на вопросы. Тексты и вопросы на раздаточном материале.
1,2 группы: «Рабочий и колхозница» В.И.Гапеевой и Э.В.Кузнецовой
3,4 группы: «Камень с Оки» В. Пескова.
«РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА» (Слайд № 4)
Юноша и девушка в неудержимом порыве устремились вперёд. Радостны, одухотворены их лица. Красивые сильные фигуры рассекают воздух, поднимая ввысь эмблему труда- серп и молот. Широкий шаг их уверен и твёрд. Сильным и властным движением отброшенных назад рук люди словно утверждают свою власть над землёй. Встречный ветер обвивает их лица, играет лёгкими прядями волос, струится в складках одежд, скользит по упругим, исполненным жизни телам и уносится вдаль.
Вперёд и вверх направлено это неукротимое движение. Оно подчёркнуто развевающимся шарфом, подхваченным девушкой и повторяющим своим изгибом горизонтали пилона. В ритме волн его движения бьются на ветру и фартук юноши, и лёгкий девичий сарафан. От центра поток складок сбегает к бокам и в бурном вихре крутится сзади.
Каждая новая точка зрения обогащает впечатление. Если с фасада воспринимается главным образом устремлённость вверх, то слева сильнее чувствуется движение вперёд, властная сила, неукротимая энергия, не знающая преград. Но сила эта светлая, чистая и прекрасная. Плечом к плечу идут вместе молодые люди нашей страны, шаг за шагом приближаясь к цели, к осуществлению большой и заветной мечты. Это мечта о счастье. Кажется, что они уже видят его, высокое счастье.
Пафос созидания, утверждения красоты и величия устремлений нашли живое и яркое воплощение в этой группе.
Создание скульптурной группы «Рабочий и колхозница»- своего рода творческий подвиг художника, выдающегося мастера скульптуры Веры Игнатьевны Мухиной.
Творческий подвиг В.И.Мухиной был высоко оценён нашим народом и правительством. Скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени, удостоили Государственной премии.
Статуя «Рабочий и колхозниц3а» установлена перед входом на Выставку достижений народного хозяйства в Москве (ВВЦ). Она символизирует непобедимость свободного труда на мирной земле.
В.И.Гапеева, Э.В.Кузнецова
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ: (Слайд № 5)
- Какая скульптура описывается в тексте?
- Как выразили авторы общее впечатление от скульптуры?
- С помощью каких языковых средств описывается фигура юноши и девушки?
- Какие детали автор выделяет, подчёркивая неукротимое движение вперёд?
- Чем объяснить многообразие глаголов, которые использует автор, описывая позу людей?
- Как новая точка зрения обогащает впечатления?
- Как оценивают авторы текста работу скульптора?
- Какова основная мысль скульптурной группы «Рабочий и колхозница»?
- Удалось ли автору текста выразить её словами?
- Выясните значение слов ПИЛОН, ФАСАД.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: (СЛАЙД № 6)
ПИЛОН- 1. Сооружения в форме усечённой пирамиды, воздвигавшиеся перед египетскими храмами по обе стороны портала.
2. Большие столбы, поддерживающие своды или расположенные по бокам портала здания, въезда на мост.
ПОРТАЛ- 1. Архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.
2. Опорная конструкция, которая передвигается по рельсам, служит для установки на нём крана.
ФАСАД- наружная лицевая сторона здания.
«КАМЕНЬ С ОКИ» (СЛАЙД № 7)
Был день, когда листья уже облетели, а снег ещё не упал. Я шёл по лесу над Окой. Кроме писка синиц и шороха под ногами, никаких звуков в прозрачных дубняках и осинниках не было. Камень, брошенный в бочажок, не булькнул, а покатился. Замёрзшая вода отозвалась глухим замирающим звуком.
Тут у замёрзшей воды я услышал глухой монотонный звук, для леса не свойственный. Где- то недалеко били по железу, и я подумал, что на лесной дороге кто - нибудь чинит машину или повозку. Я пошёл на звук прямиком. Но лес неожиданно кончился, засветилась опушка, показалась деревня дворов в пятнадцать.
Возле одной избы, прямо под окнами, стояла глыба белого камня, а на крылечке сидел человек в свитере и треухе.
Человек тесал камень. Всё, что рельефно выделялось на белой глыбе, было трудом многих дней, было сделано аккуратно, с хорошим чувством меры и вкуса. Я подумал, что тут, в деревенской тиши, поселился приезжий скульптор.
Оказалось, что скульптор работает истопником- слесарем в доме отдыха по соседству, что в деревеньке он родился и вырос; искусству обращения с камнем нигде не учился, но имеет интерес к делу, пробовал тесать кое- что, благо камня в здешних местах на Оке много и камень податливый.
Сейчас мастер ( назвался он Фёдором Куржуковым) взялся за дело, которое, судя по всему ,захватило его и, пожалуй, даже лихорадило. Бородёнка отросла явно не украшения ради, воспалённые глаза на исхудавшем лице, размятый сапогами щебень около глыбы говорили о том, что мастер стучит по камню уже давно и отдыха себе не даёт.
Сейчас Фёдор Куржуков делает памятник людям, погибшим тут, на Оке, в ноябре сорок первого года. «Получилась такая история: хотели в Москве памятник заказать, ну, как это называется? Да, да, стелу. А я возьми да и скажи: «Давайте поставим камень с Оки. Ну, просто вырубим и привезём большую белую глыбу, а всё, что полагается сделать на камне, я сделаю…» Ну вот и рублю, как умею».
На крыльце лежал инструмент, всякого рода молотки и зубильца,а рядом с этим грубоватым железом лежал чеканный орден Отечественной войны. Ребристые золотые лучи вокруг звезды ярко блестели- видно, что мастер часто держал орден побелёнными пальцами.
Орден войны в точности был повторён на камне, но только большим размером. Мастер придирчиво отходил от глыбы на два- три шага и , вернувшись, высекал вокруг ордена белые брызги. На лицевой стороне глыбы, кроме ордена, были строки: «Тут был остановлен враг. Октябрь- ноябрь. 1941 год.»
В. Песков
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ: (СЛАЙД № 8)
1.Определит тему отрывка и его основную мысль.
2.Что отражает заглавие – тему или основную мысль?
3. Определите стиль отрывка.
4.Что вы узнали о герое очерка?
5.Какие факты из биографии Фёдора Куржукова приводит автор?
6.Как они раскрывают внутренний мир героя очерка, его личность?
7.На что обращает внимание писатель, передавая внутреннее состояние мастера во время работы над памятником?
8. Как характеризует Фёдора его рассказ?
9. Что представляет собой памятник, который делает мастер?
10. С помощью каких языковых средств даётся описание памятника?
11. Какую роль в тексте выполняет пейзаж?
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» Э.ФАЛЬКОНЕ» (СЛАЙД № 9)
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сём коне какой огонь!
А.С.Пушкин
На площади Декабристов в Санкт- Петербурге стоит конный памятник Петру I- «Медный всадник», воспетый А.С.Пушкиным.
Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года. Под гром пушечного салюта рухнули декорации в виде дикой скалы, закрывавшие монумент, и взорам десятков тысяч людей, заполнивших площадь, предстала бронзовая фигура Петра, взлетевшего на вздыбленном коне на вершину гранитной скалы.
Автор памятника, скульптор Этьенн Фальконе, создал образ Петра- государственного деятеля, Петра- преобразователя. Он показал царя в момент предельного напряжения, когда сильной рукой он удерживает на краю бездны взвившегося на дыбы коня, под ногами которого извивается змея, символизирующая зависть, косность, злобу- всё то, что мешало Петру в его делах. Пётр облачён не в царские одежды, а в простой, просторный плащ; седлом ему, по древнему обычаю, служит звериная шкура; на голове у него- лавровый венок. Ничто в этом всаднике не напоминает, что перед нами «самодержец всероссийский». Скульптору была важна не внешность Петра, а личность созидателя, законодателя.
Памятник расположен в середине обширной площади, казавшейся ещё больше в 18 веке. При осмотре с любой точки площади «Медный всадник» не теряет своей выразительности, отовсюду он кажется величественным и прекрасным.
На гранитной скале, служащей основанием монумента, надпись: «Петру Первому- Екатерина Вторая. Лета 1782». С другой стороны та же надпись по- латыни. «Медный всадник»- высшее достижение Фальконе. Ни прежде, ни впоследствии ему не удалось создать что- либо, могущее сравниться с монументом Петра.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ: (СЛАЙД № 10)
1.Почему автор выбрал в качестве описания памятник «Медный всадник»?
2. Какие образно- выразительные средства использованы?
3.Что помогает автору сделать нас незримыми свидетелями событий?
4.С помощью каких частей создаётся эффект присутствия?
5. Какое это описание? Почему?
Учитель: У вас было домашнее задание выбрать памятник для описания.
Какой памятник вы выбрали и что интересного можете о нём рассказать?
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ- ОПИСАНИЯ ПАМЯТНИКА. (СЛАЙД № 11)
- Краткие сведения об истории создания и открытия памятника, о его создателях.
- Общий вид памятника.
- Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
- Что окружает памятник? Как он вписывается в окружающую среду?
- Впечатление от памятника. Какие мысли и чувства он вызывает?
ПЛАН- ЗАДАНИЕ ( он поможет при написании сочинения дома) (СЛАЙД № 12)
- Имеет ли памятник название? В память о каких событиях, кому он поставлен?
- Где и когда он сооружён?
- Кто авторы этого памятника? Что вы о них знаете?
- Общая характеристика памятника. Что он собой представляет?
- Детали ( части) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют?
- Какие мысли и чувства стремились выразить авторы памятника?
- Какое впечатление произвёл на вас этот памятник? Чем он нам дорог?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ: (СЛАЙД № 13)
- «О чём рассказал памятник?»
- « У памятника погибшим героям».
- «Памятник любимому писателю».
- «Вечно живые».
- «Родина помнит своих героев».
СЛОВАРЬ
БАРЕЛЬЕФ- изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
МОНУМЕНТ- большой памятник.
ОБЕЛИСК- памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.
ПАМЯТНИК- скульптурное или архитектурное сооружение в память кого- либо, чего- либо.
ПОСТАМЕНТ- основание памятника, колонны, статуи.
ПЬЕДЕСТАЛ- подножие статуи.
ПИЛОН- 1. Сооружение в форме усечённой пирамиды, воздвигавшееся перед египетскими храмами по обе стороны от портала.
2. Большие столбы, поддерживающие своды или расположенные по бокам портала здания, въезда на мост.
ПОРТАЛ- Архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.
ФАСАД- наружная лицевая сторона здания.
Домашнее задание: написать сочинение- описание памятника в публицистическом стиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению- описанию местности в публицистическом стиле
1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов3.Признаки публицистического стиля речи4.Групповая работа с текстами В.Пескова "Брестская крепость", "Бежин луг"5.Подготовка к домашнему сочи...
Конспект интегрированного урока по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника воину-победителю ст. Старокорсунской» в 8 классе
интегрированный урок в рамках регионального компонента по Кубановедению...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры
Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры". Конспект урока представлен в моём портфолио....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры
Презентация к уроку представлена в моём портфолио....
подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Данный материал является лишь одним из уроков из серии подготовки обучающихся к написанию сочинения (блок С) ЕГЭ.Материал представлен разработкой урока и презентацией....
Урок подготовки к сочинению-описанию памятника архитектуры
Материал содержит конспект урока по подготовке к сочинению-описанию памятника архитектуры. Урок подготовлен на региональном материале....
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры....