Виды подчинительной связи в словосочетаниях
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Урок с использованием компьютерной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку2.32 МБ
Файл План-конспект урока34.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Тихонравова Ольга Гелиевна «МБОУ СОШ №28»

Слайд 2

Что называется словосочетанием? Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 3

Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 4

В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым. От главного слова к зависимому задается вопрос. главное слово зависимое вопрос

Слайд 5

Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов. Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава. Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Слайд 6

Словосочетаниями не являются : Грамматическая основа предложения Однородные члены предложения Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот

Слайд 7

Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Слайд 8

По главному слову: Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок. Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. По зависимому слову: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Слайд 9

Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Слайд 10

Типы связей слов в словосочетании Согласование Главное слово и зависимое стоят в одинаковых грамматических формах ( род, число, падеж) Это словосочетание типа «деревянный дом» Предмет + его признак Управление От главного слова к зависимому задается вопрос косвенного падежа Дом из дерева, дорога к дому Примыкание Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу. В роли зависимого слова чаще всего употребляются неизменяемые части речи или формы слов: деепричастие, наречие, инфинитив глагола, простая сравнительная степень прилагательного, Быстро бежать, очень красивый

Слайд 11

Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому. Определить часть речи зависимого слова. Изменяется ли зависимое слово? Если нет – примыкание. Если да – изменить главное слово. Изменяется зависимое слово? Если да – согласование. Если нет – управление.

Слайд 12

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Слайд 13

Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении: Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. согласование

Слайд 14

Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения: Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла. управление

Слайд 15

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения: Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. примыкание

Слайд 16

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! такая мама

Слайд 17

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Медленно опускаться на парашюте. медленно опускаться

Слайд 18

Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ. Для России такой путь заказан. заказан для России

Слайд 19

Отметьте «+» все словосочетания. 1 вариант 2 вариант + + + + + + + +

Слайд 20

Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании. Согласование Управление Примыкание + + + + + +

Слайд 21

Отметьте «+» синонимичные словосочетания. 1 вариант 2 вариант + + + +

Слайд 22

Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения. Выполнить задание : упражнение № 72.

Слайд 23

Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Учитель: Тихонравова Ольга Гелиевна

Дата проведения: 24 сентября 2015 года

Тема урока: Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

Образовательные:

  • распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
  • выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
  • группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
  • анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи;
  • производить синтаксический разбор словосочетаний.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова и др. (Просвещение, 2014), «Самостоятельная работа» (по вариантам).

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
  • Соединение двух и более слов.
  • Состоит из главного и зависимого слова.
  • Бывают именные, глагольные и наречные.
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

Ученики. Парная работа.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики. 

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Слайд 4. 

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 5.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики. 

Высказывают своё мнение:

  • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
  • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
  • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
  • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 6.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Слайд 7.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

– Сколько блоков вы получили?

– По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. Слайд 8.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову:
    Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
  • По зависимому слову:
    Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
    Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Учитель:

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
  • Объединение по зависимому слову незнакомо.
  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Ученики.

Формулируют вопросы:

  • Как называется связь с зависимым словом – существительным?
  • Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
  • Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Изучив материал на страницах 36–37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

– Итак, словосочетания могут быть построены на основе подчинительной связи Слайд 9 Ученики. Работа в парах. 

Изучая теоретический материал учебника, обучающиеся составляют план достижения цели и определяют алгоритм Слайд 10:

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.

Слайд 11. 

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

V. Первичное закрепление.

Учитель распределите словосочетания

Слайд 12.

Ученики.

Обучающиеся выходят по одному к доске и распределяют словосочетания по таблице с проговариванием алгоритма вслух.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

Слайды 13-18.

Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно опускаться на парашюте.
  • медленно опускаться

Задание 6.

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России

Ученики. 

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Выполните самостоятельно работу , а затем осуществите самопроверку выполненной работы.

Ученики. Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайды 19-21.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель. Слайд 22.

  1. Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  2. Выполнить задание учебника.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ученики. 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайд 23.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Учитель. Слайд 24.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи в словосочетании

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи в словосочетании

Три вида подчинительной связи представлены в теории и в картинках....

Виды подчинительной связи в словосочетании. Задание В3 ЕГЭ.

В этой презентации разбирается задание В3 ЕГЭ "Виды подчинительной связи". Дается теоретический материал, разбираются трудные случаи, представлены практические задания...

Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.

Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....

Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.

Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Виды подчинительной связи в словосочетаниях (материалы к уроку)....