Тест "Культура речи. 11 класс"
тест по русскому языку (11 класс) на тему
Может быть использован как тренировочный тест при продготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_11_klass.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Вариант 1
1. Ударение падает на первый слог в словах:
а) лакомый; б) агент;
в) брюшко; г) (тайная) вечеря;
д) доска.
2. Ударение расставлено верно в словах:
а) ждалО; б) взялА;
в) римлЯне; г) христианИн;
д) новорождённый.
3. Нормы произношения нарушены в словах:
а) ку[п'е]; б) лабо[ла]тория;
в) биз[нэ]с; г) ко[фэ];
д) му[з'е]й.
4. Слово экономный сочетается со словами:
а) закон; б) технология;
в) хозяйка; г) газета;
д) повар.
5. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:
а) гнедая кобыла; б) выполнить согласно договору;
в) управляющий бизнеса; г) баллотироваться в депутаты;
д) положительные достоинства.
6. Лексическое значение слова указано неверно в определениях:
а) аксессуары — вспомогательные детали, сопутствующие
предметы;
б) геральдика — наука, изучающая дворянские гербы;
в) латентный — скрытый, невидимый, внешне не проявляющийся;
г) мегаполис — документ, подтверждающий наличие страховки;
д) ноу-хау — охраняемые законом технические знания, секреты производства.
7. Соотнесите паронимы в левом столбике с их синонимами
в правом.
а) Злой; 1) Сердитый;
б) злостный. 2) злонамеренный;
- лютый;
- свирепый;
- недобросовестный.
8. Укажите, какой фразеологизм вы употребите в ситуации, когда
оказываетесь в грязном, запущенном помещении, которое давно не убиралось:
а) бочка Диогена; б) валтасаров пир;
в) геенна огненная; г) земля обетованная;
д) авгиевы конюшни.
9. Образованы верно падежные формы имён существительных:
а) бухгалтера; б) яслей;
в)торты; г) щупальцев;
д)зятья.
10. Падежные формы имён числительных образованы неверно в словосочетаниях:
а) пятьдесят семь студентов; б) пятидесяти семи студентов;
в) пятидесяти семи студентам; г) пятидесятые семью студентами;
д) о пятидесяти семи студентах.
11. Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) более престижная профессия; б) запечённый кольраби;
в) с обеими подружками; г) напои коня;
д) вышел вместе с ей.
12. Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) уверенность в успех; б) надежда на завтра;
в) держать между пальцами; г) обычная для него поза;
д) ограничить себя едой.
13. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
а) Пробежав три километра, стало очень плохо.
б) Законы природы неумолимы.
в) Он выздоровел, однако тем не менее продолжал сидеть дома.
г) Йодная настойка, именуемая в просторечии «йодом», известна каждому.
д) Самая первая операция чуть не стоила актрисе жизни.
14. Соотнесите слова и понятия в правом и левом столбиках.
а) Биться об заклад — 1) Паронимы;
держать пари; 2) омонимы;
б) полдень — полночь; 3) синонимы;
в) глушь — дебри — чащоба; 4) антонимы.
г) токсический — токсичный;
д) поглотить — проглотить.
15. Укажите, в каких рядах оба слова являются стилистически окрашенными:
а) учебник, книга; б) плакать, ныть;
в) доходяга, умничать; г) коллизия, защитить;
д) смотреть, умный.
Вариант 2
1. Ударение падает на последний слог в словах:
а) дремота; б) кашлянуть;
в) каталог; г) древко;
д) досуг.
2. Ударение расставлено верно в словах:
а) брАла; г) красивЕе;
б) звонИшь; д) ленИшься.
в) влИли;
3. Нормы произношения нарушены в словах:
а) [скур]пулёзный; г) сне[к];
б) нале[х]ке; д) чу[-]ство.
в)бере[х];
4. Слово рыбий сочетается со словами:
а) суп; г) промысел;
б)корм; д) плавник.
в) хозяйство;
5. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:
а) карие глаза; б) самая красивейшая женщина;
в) рецензия о вчерашнем концерте; г) пристально посмотреть;
д) скучать по вас.
6. Лексическое значение слова указано неверно в определениях:
а) актуальность — важность, соответствие запросам современности;
б) геноцид — истребление населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;
в) мезальянс — неравный брак с лицом более низкого социального положения;
г) нудизм — стенания, долгие рассуждения зануды.
д) легальный — законный, сообразный с законом.
7. Соотнесите паронимы в левом столбике с их синонимами в правом.
а) Невежа; 1) Неуч;
б) невежда. 2) неучтивый;
- профан;
- бестактный;
5)грубиян.
8. Укажите, какой фразеологизм вы используете для того, чтобы сказать, что на вас обрушились всевозможные бедствия:
а) заиграла иерихонская труба; б)пришёл каменный гость;
в) открылся ящик Пандоры; г) попали в лоно Авраамово;
д) оказались в садах Семирамиды.
9. Образованы верно падежные формы имён существительных:
а) эполет; г) столяров;
б) чукчей,; д) запястьев.
в) шофера;
10. Образованы неверно падежные формы имён числительных:
а) три тысячи семьсот восемьдесят две книги;
б) трёх тысяч семьсот восьмидесяти двух книг;
в) трём тысячам семистам восьмидесяти двум книгам;
г) тремя тысячами семьюстами восьмьюдесятью двумя книгами;
д) о трёх тысячах семьюстах восьмидесяти двух книгах.
11. Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) обязательно уведомьте меня; б) брызжет фонтан;
в) выглядеть более лучше; г) уйдём с ими;
д) изрешеченный пулями автомобиль.
12. Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) обратиться не по адресу; б) выйти на коридор;
в) усталость была виной; г) неудачлив на дела;
д) отправиться в обход озера.
13. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
а) Печально видеть цепенеющих от осеннего холода шмелей и стрекоз.
б) По телевизору, с обложек журналов мелькают лица любимых актрис.
в) Мы подолгу останавливались у картин тех художников,
которые показывают красоты природы.
г) Жарким воскресным днём в Театре белорусской драматургии было необычно многолюдно.
д) Не доезжая до берега, лёд провалился.
14. Соотнесите слова и понятия в правом и левом столбиках.
а) Оговорить — обговорить; 1) Антонимы;
б) яичница-болтунья — 2) синонимы;
девушка-болтунья; 3) паронимы;
в) восход — закат; 4) омонимы.
г) гадание — ворожба;
д) валять дурака — лодыря гонять.
15. Укажите, в каких рядах оба слова заимствованные:
а) квас, тесто; г) юмор, кекс;
б) увлечение, хобби; д) дефиле, аттестат.
в) запястье, устранить;
Вариант 3
1. Ударение падает на предпоследний слог в словах:
а) маркетинг; г) завидно;
б) еретик; д) ломота.
в) генезис;
2. Ударение расставлено неверно в словах:
а) сЕстринский; г) обУглиться;
б) недУг; д) погнУтый.
в) отплЫла;
3. Нормы произношения нарушены в словах:
а) се[в]одня; г) [тэ]рмин;
б) [з']бегать; д) га[з'е]та.
в) резю[мэ];
4. Слово снискать сочетается со словами:
а) уважение; г) деньги;
б) книгу; д) любовь.
в) кольцо;
5. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:
а) смотреть более веселее; б)командующий Северного флота;
в) надеть шапку; г)свойственное ему поведение;
д) советник юстиции.
6. Лексическое значение слова указано неверно в определениях:
а) альтернатива — необходимость выбора между двумя возможностями;
б) генезис — процесс образования и дальнейшего развития чего-либо;
в) летальный (исход) — возможность перемещаться на высоте;
г) менеджер — управленец в промышленности, торговле, сфере услуг;
д) оказия — удобный случай для попутного выполнения какого-либо дела.
7. Укажите, каким паронимам в левом столбике соответствуют
антонимы в правом.
а) Гармонический; 1) Сумбурный;
б) гармоничный. 2) несогласованный;
- какофоничный;
- односторонний;
5)непропорциональный.
8. Если вам предстоит изнурительная, бесконечная и бесплодная
работа, вы употребите фразеологизмы:
а) совершать подвиги Геракла; б) сизифов труд;
в) разводить турусы на колесах; г) строить башню
из слоновой кости;
д) быть валаамовой ослицей.
9. Образованы верно падежные формы имён существительных:
а) блюдА; г) гУслей;
б) отряд драгУн; д) шоферОв.
в) комарЕй;
10. Образованы неверно падежные формы имён числительных:
а) девятьсот шестьдесят четыре слушателя;
б) девятьсот шестидесяти четырёх слушателей;
в) девятистам шестидесяти четырём слушателям;
г) девятистами шестьюдесятью четырьмя слушателями;
д) о девятистах шестидесяти четырёх слушателях.
11. Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) жесточайшая борьба; б) дикое шимпанзе;
в) жить становилось всё горчее; г) забежи в дом;
д) пятеро зайчат.
12. Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) замечание в наш адрес; г) скучать по детям;
б) перебои в снабжении; д) рад вашими планами.
в) отправить на деревню;
13. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
а) Для своих абонентов компания Уе1сот приготовила по-
настоящему стильный сюрприз.
б) Можно ли свести язык на математические формулы?
в) Разговаривая шёпотом, слух обостряется.
г) В гостях у всемирно известной актрисы она рассказывала о далёком приморском городе и своём отце.
д) Приглашение в Америку пришло спустя три недели.
14. Укажите словосочетания, содержащие антонимы:
а) путеводная звезда — ариаднина нить;
б) женский журнал — женственная походка;
в) высокая нота — дипломатическая нота;
г) вежливо спросить — грубо ответить;
д) тоскливое настроение — весёлые глаза.
а)Парадигма;
б) борода;
в) рожа;
г) пищаль;
д) чело.
15. Соотнесите слова в левом столбике с их характеристикой в правом.
- Архаизм;
- историзм;
- просторечное слово;
- термин;
- исконно русское слово.
Вариант 4
1. Ударение расставлено верно в словах:
а) облегчИть; г) Оптовый;
б) ходАтайствовать; д) фЕтиш.
в) пломбИровать;
2. Ударение падает на последний слог в словах:
а) апостроф; г) осока;
б) досуха; д) пуловер.
в) еретик;
3. Нормы произношения нарушены в словах:
а) видео[тэ]ка; г) не[чт]о;
б) интриган[т]; д) но[к]ти.
в) ю[б]очка;
4. Слово яростный сочетается со словами:
а) приверженец; г) шторм;
б) поклонник; д) возмущение.
в) защитник;
5. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:
а) старинный антиквариат; г) очень умолять;
б) партнёр по бизнесу; д) заслуживает доверия.
в) скрытная обида;
6. Лексическое значение слова указано неверно в определениях:
а) альтруизм — готовность жертвовать для других личными интересами;
б) бомонд — «высший свет», высшие круги общества;
в) гипотеза — предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте;
г) лейбл — ярлык, этикетка, наклейка;
д) одиозный — имеющий отношение к оде как жанру литературы.
7. Укажите, каким паронимам в левом столбике соответствуют
антонимы в правом.
а) Искусный; 1) Натуральный;
б) искусственный. 2) неумелый;
- настоящий;
- аляповатый;
- примитивный.
8. Фразеологизм ахиллесова пята имеет значение:
а) крепкий, мужественный человек;
б) враждебно настроенный человек;
в) пята с незаживающей мозолью;
г) уязвимое, слабое место у человека;
д) человек, который обладает невероятной выносливостью
в ходьбе.
9. Образованы неверно падежные формы имён существительных:
а) абрикосов; б) (встретить) грузин;
в) конструктора; г) таможен;
д) лохмотьев.
10. Образованы неверно падежные формы имён числительных:
а) три тысячи двести сорок пять дней;
б) трёх тысяч двухсот сорока пяти дней;
в) трём тысячам двухстам сорока пяти дням;
г) тремя тысячами двумястами сорока пятью днями;
д) о трёх тысячах двухсот сорока пяти днях.
11. Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) приехать в гости к ней; б) отправить ихнюю сестру;
в) ляг на кровать; г) самый важнейший предмет;
д) с обоими ученицами.
12. Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) скучаем за вами; б) жертвовать свободным временем;
в) исключая прошлой недели; г) губителен для молодого человека;
д) благосклонный ко мне.
13. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
а) Распахнув окно, было очень холодно.
б) Такие произведения всегда производят сильное впечатление.
в) Вскочив на подножку, поезд тронулся.
г) Целебную силу солнечных лучей заметил ещё Гиппократ.
д) В доме на холме Оля прожила два месяца.
14. Укажите пары слов, являющихся паронимами:
а) безответный — безответственный;
б) на склоне лет — на заре туманной юности;
в) поверхностный — глубокий;
г) охладеть — охладить.
д) марионетка — кукла.
15. Соотнесите слова в левом столбике с их характеристикой в правом.
а) Десница; 1) диалектизм;
б) карапузик; 2) заимствованное слово;
в) опричник;
г) арбитраж;
д) гутарить.
- разговорное слово;
- историзм;
5) архаизм.
Вариант 5
1. Ударение расставлено неверно в словах:
а) созЫв; г) сирОты (мн.ч.);
б) сабО; д) подошвА.
в) сливОвый;
2. Ударение падает на первый слог в словах:
а) опрометью; г) выбоина;
б) алкоголь; д) гражданство.
в) бедно;
3. Нормы произношения нарушены в словах:
а) коне[шн]о; г) галиф[э];
б) [полу]вер; д) дро[п'].
в) инци[н]дент;
4. Слово нетерпимый сочетается со словами:
а) духота; г) голод;
б) отношение; д) человек.
в) желание;
5. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:
а) отрицательные недостатки;
б) вменить ему это в обязанность;
в) совестливо улыбнуться;
г) дипломатичный корпус;
д) заведующая детским садом.
6. Лексическое значение слова указано неверно в определениях:
а) амбиция — чрезмерно преувеличенное чувство собственного достоинства;
б) глобальный — всесторонний, масштабный, универсальный;
в) легитимный — законный;
г) менталитет — психология нации;
д) перманентный — временный, нерегулярный, периодически возникающий.
7. Соотнесите паронимы в левом столбике с сочетающимися с ними
словами в правом столбике.
а) Демократичный; 1) Строй;
б) демократический. 2) характер;
3) права;
4)поступок;
5) система.
8. Фразеологизм пир во время чумы является синонимом фразеологизма:
а) валтасаров пир; г) афинские вечера;
б) лукуллов пир; д) манна небесная.
в) воробьиная ночь;
9. Образованы неверно падежные формы имён существительных:
а) башкИров; г) (нет новых) прОстынь;
б) кочерёг, д) учителЯ.
в)слЕсари;
10. Образованы неверно падежные формы имён числительных:
а) пять тысяч сто шестьдесят восемь писем;
б) пяти тысяч ста шестидесяти восьми писем;
в) пяти тысячам ста шестидесяти восьми письмам;
г) пятью тысячами ста шестьюдесятью восьмью письмами;
д) о пяти тысячах сто шестидесяти восьми письмах.
11. Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) выехать отсюдова; г) поезжай в Москву;
б) наилучший способ; д) встретиться с ней.
в) пятеро женщин;
12. Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:
а) поговорить насчёт в) оплатить покупку;
поездки; г) похожий на отца;
б) тосковать по отце; д) отдыхать в .Сицилии.
13. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
а) В классе нас было пятеро.
б) С наслаждением посмотрев фильм, его герои остались в моей
памяти.
в) Вы оставили тетрадь раскрытой.
г) Пушкин изображает уверенность Петра в победу русского оружия.
д) На улице бесконечный дождь.
14. Укажите пары слов, являющихся синонимами:
а) крокодилий — крокодиловый; б) помощник — опора;
в) почёт — позор;
г) на всех парах — еле ноги волочить;
д) что есть силы — семимильными шагами.
15.Соотнесите слова в левом столбике с их характеристикой в правом.
а) жуликоватый;
б) земство;
в) камбуз;
г) авантюра;
д) молодой.
- профессионализм;
- заимствованное слово;
- разговорное слово;
- исконно русское слово;
- историзм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...