План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Устаревшие слова».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Устаревшие слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Устаревшие слова».
Тип урока : изучение нового материала
Цели :
Обучающие :
- Знать ,какие слова называют устаревшими ;
- Знать причины появления устаревших слов ;
- Знать понятия «архаизмы» , «историзмы» ;
- Знать, разницу между историзмами и архаизмами;
- Уметь находить устаревшие слова в тексте ;
- Уметь правильно использовать в речи устаревшие слова.
Развивающие :
- Развивать умение находить устаревшие слова в тексте ;
- Развивать умение использовать устаревшие слова в речи ;
- Развивать умение отличать архаизмы от историзмов ;
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Воспитательные:
- Показать красоту и богатство родного языка через многообразие архаизмов и историзмов в русском языке.
Ход урока
- Организационный момент
-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число .
- Проверка домашнего задания
- Дома вы выполняли упражнение 132 .Вам нужно было объяснить лексическое значение слов, а так же составить с любыми словами 4 предложения и сделать их синтаксический разбор.
Сейчас шесть человек выйдут к доске и будут работать самостоятельно . Они запишут предложения , которые они составили , и сделают их синтаксический разбор. Остальные с места будут устно называть предложения , которые они составили с неологизмами ,после мы проверим устно ребят, которые работали самостоятельно у доски.
Учащиеся проверяют домашнее задание. Одни учащиеся работают устно с учителем ,а другие – самостоятельно у доски.
- Объяснение нового материала
На доске написаны слова : лоб , злато ,вещун ,чело ,одеяние , щеки ,золото ,предсказатель, ланиты ,одежда .
- Ребята , давайте попробуем составить пары из слов предложенных на доске .Мне нужен один учащийся для работы у доски ,остальные могут помогать ему с места.
Один учащийся работает у доски с классом .
- Итак давайте посмотрим ,какие пары слов у вас получились :
Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние.
- Почему вы составили такие пары слов ?
- Как вы думаете ,чем отличаются друг от друга первое и второе слова в паре ?( Одно слово общеупотребительное , а другое – нет.)
- А теперь давайте прочитаем на странице 75 нашего учебника теоретический материал о еще одной группе необщеупотребительных слов , с которой мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
Познакомимся со сведениями , данными в параграфе.
Один учащийся вслух читает классу теоретический материал об устаревших словах.
- Фронтальный опрос
- Итак , какие слова называют устаревшими? (Слова ,вышедшие из активного повседневного употребления.)Приведите примеры таких слов.
- На какие две группы делятся устаревшие слова ? ( Историзмы и архаизмы.)
- Что такое историзмы ? ( Слова ,которые выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.) Приведите примеры историзмов.
-Что такое архаизмы ? ( Слова ,которые выходят из употребления , вытесняясь современными синонимами .) Приведите примеры архаизмов.
- Какой пометой обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (Устар.)
- Как вы думаете ,какова тема нашего сегодняшнего урока ? (Устаревшие слова.)
- Закрепление изученного материала
1.Составление схемы
- Давайте представим основные понятия сегодняшнего урока в схеме. Я изображу схему на доске , а вы – в ваших рабочих тетрадях.
Учитель и учащиеся составляют схему.
- С какой группой необщеупотребительных слов вы познакомились ?(Устаревшие слова.)
- На какие группы делятся устаревшие слова?(Историзмы и архаизмы.)
- Приведите примеры историзмов .(Кафтан ,веретено ,треуголка.)
- Приведите примеры архаизмов.(Ветрило , чело ,зеница.)
Схема :
Устаревшие слова
Историзмы Архаизмы
Примеры : Примеры :
кафтан , ветрило (парус),
веретено, чело (лоб) ,
треуголка зеница (глаз)
- Работа с текстом и словарём
- Сейчас вы самостоятельно выполните упражнение 135. Вам нужно будет прочитать отрывок из книги «Юность полководца» об Александре Невском ,озаглавить текст. Выписать устаревшие слова, найти их лексическое значение в толковом словаря и записать его в тетрадь. Три человека , которые выполнят это задание первыми сделают у доски самостоятельно следующие разборы : первый человек – фонетический разбор слова свою , второй – разбор по составу слова морскими , а третий – морфологический разбор слова выводить. Остальные учащиеся будут выполнять разборы в тетрадях. После того ,как все учащиеся закончат работу со словарём , класс проверит и оценит разборы, выполненные у доски .
Целеполагание :
- Какова наша цель при выполнении данного упражнения? (Научиться находить устаревшие слова в тексте ,повторить , как нужно выполнять фонетический ,морфологический разборы и разбор слова по составу.)
- Итак ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться находить устаревшие слова в тексте ,повторить , как нужно выполнять фонетический ,морфологический разборы и разбор слова по составу.
Учащиеся выполняют упражнение 135.
Упражнение 135 :
…С утра оба княжича, Федор и Александр, рано пришли в свою светлицу, где их поджидал иеромонах Варсонофий со старой книгой псалтыри. Усевшись за стол и водя деревянными указками по строкам, оба мальчика стали нараспев читать…
Когда чтение окончилось, Варсонофий положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи и княжичи стали выводить гусиными перьями замысловатые буквы.
( В.Ян. «Юность полководца»)
Вывод :
- Какие слова называют устаревшими?
- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного упражнения?
- Распределительный диктант
- Теперь мы с вами напишем распределительный диктант .Я буду диктовать вам слова ,а вы будете распределять их по столбикам. В первый столбик вы будете записывать историзмы ,а во второй – архаизмы. После написания распределительного диктанта мы устно проверим , правильно ли вы выполнили задание .
Целеполагание :
- Как вы думаете ,для чего нам нужно выполнить это задание ?(Чтобы научиться различать историзмы и архаизмы .)
Итак ,наша цель при выполнении данного задания – научиться различать историзмы и архаизмы.)
Учащиеся пишут распределительный диктант.
Распределительный диктант :
Рыбарь , лапти , ланиты , выя ,уста , кушак , очи , кокошник , треуголка ,светлица ,ветрило ,длань, десница ,перст ,бры ,княжна , гребёнка ,картуз ,камзол , буки ,вран ,хлад.
Вывод :
- Что такое историзмы?
- Что такое архаизмы?
- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного упражнения?
- Самостоятельная работа (дифференцированное задание)
- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Я дам каждому из вас карточку с заданием ,которое вы должны будете выполнить.
Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Учащиеся , занимающиеся на «5» и «4» работают с текстом №1, они должны раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания , найти историзмы и архаизмы , выписать их, к архаизмам подобрать синонимы и написать в скобочках. Учащиеся ,занимающиеся на «3» работают с текстом №2, им нужно выставить пропущенные орфограммы ,графически обозначить их выбор ,найти историзмы и архаизмы , выписать их, так же обозначив пометами и подобрать синонимы к архаизмам .
Учащиеся выполняют задания самостоятельно ,после выполнения задание проверяется устно ,учитель опрашивает сначала учащихся ,выполнявших текст № 1,а затем учащихся ,работавших с текстом №2.
Текст №1 : В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.
Текст №2 :
Духовной жаждою т..мим,
В пустыне мрачной я вл..чился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц к..снулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.(…)
Как труп в пустыне я л..жал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Гл..голом жги сер(?)ца людей."
- Групповая работа
- Сейчас вы поработаете в группах . Каждая группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд. Ваша задача – описать одного из членов команды , выбирая устаревшие слова, данные в ваших карточках. Учтите ,что не все из слов ,данных в карточке , понадобятся вам при описании товарища ,а только архаизмы, так как историзмы обозначают предметы, вышедшие из употребления. Вам даётся 7 минут на составление текста ,после выполнения задания капитан каждой группы будет зачитывать получившийся текст ,а другие команды должны будут сказать все ли устаревшие слова употреблены правильно.
- Какова наша цель при выполнении данного задания?(Научиться правильно использовать устаревшие слова в речи.)
- Итак ,ваша цель при выполнении данного задания - научиться правильно использовать устаревшие слова в речи.
Учащиеся получают карточки ,работают в группах самостоятельно.
Карточка № 1 :
Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :
Власы ,очи ,кафтан ,ланиты ,лапти ,чело ,уста ,кушак .
Карточка №2 :
Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :
Чело , кафтан , власы ,зеницы , выя ,уста ,кокошник , мундир.
Карточка №3 :
Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :
Бры ,власы ,очи ,треуголка , ланиты ,десница ,картуз ,уста.
Учащиеся проверяют по очереди выслушивают капитанов команд ,проверяют ,правильно ли употреблены устаревшие слова в составленных текстах.
Вывод :
Достигли ли мы поставленной цели при выполнении данного задания? (Да.)
- Итак ,теперь вы научились правильно использовать устаревшие слова в речи.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что было для вас особенно интересным?
- Что было для вас трудным?
- Какие слова называют устаревшими?
- На какие две группы делятся устаревшие слова?
- Что такое историзмы? Приведите примеры.
- Что такое архаизмы? Приведите примеры.
- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на сегодняшнем уроке?
- Домашнее задание.
Дома вы выполните упражнение 134.
- Выпишите значение устаревших слов из толкового словаря , а так же выпишите слова с выделенными буквами и объясните выбор орфограмм. Выполните разбор по составу слова написала.
Упражнение 134 :
Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60—70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.
Вот некоторые из их ответов. Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик — «тот, кто издаёт приказы». Лапотник — «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?
(Ю. Откупщиков.)
Текст №1 : В_р_тился старик ко старухе. | Текст №1 : В_р_тился старик ко старухе. |
Текст №2 : Духовной жаждою т..мим, В пустыне мрачной я вл..чился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц к..снулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.(…) Как труп в пустыне я л..жал, И бога глас ко мне воззвал: "Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Гл..голом жги сер(?)ца людей." | Текст №2 : Духовной жаждою т..мим, В пустыне мрачной я вл..чился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц к..снулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.(…) Как труп в пустыне я л..жал, И бога глас ко мне воззвал: "Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Гл..голом жги сер(?)ца людей." |
Текст №2 : Духовной жаждою т..мим, В пустыне мрачной я вл..чился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц к..снулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.(…) Как труп в пустыне я л..жал, И бога глас ко мне воззвал: "Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Гл..голом жги сер(?)ца людей." | Текст №2 : Духовной жаждою т..мим, В пустыне мрачной я вл..чился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц к..снулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.(…) Как труп в пустыне я л..жал, И бога глас ко мне воззвал: "Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Гл..голом жги сер(?)ца людей." |
Карточка № 1 :
Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :
Власы ,очи ,кафтан ,ланиты ,лапти ,чело ,уста ,кушак .
Карточка №2 :
Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :
Чело , кафтан , власы ,зеницы , выя ,уста ,кокошник , мундир.
Карточка №3 :
Опишите одного из членов команды , использовав некоторые из данных устаревших слов :
Бры ,власы ,очи ,треуголка , ланиты ,десница ,картуз ,уста.
Текст №1 :
В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.
Текст №2 :
Духовной жаждою т..мим,
В пустыне мрачной я вл..чился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц к..снулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.(…)
Как труп в пустыне я л..жал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Гл..голом жги сер(?)ца людей."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...