разработка урока по теме"Назывные предложения" в 8 классе.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Темирова Наталья Александровна

Урок построен согласно требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Назывные предложения

Цель: организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и умений о назывных предложениях в рамках раздела «Односоставные предложения».

Задачи:

-образовательные: 

формировать умение нахождения назывных предложений в тексте;

обеспечить формулирование учащимися выводов по изучаемому материалу;

совершенствовать умение лаконично, точно и выразительно строить свою речь;

обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;

-развивающие:

развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

развивать способность к рефлексии своей деятельности, поведения;

развивать коммуникативную культуру учащихся;

-воспитательные:

воспитывать культуру речевого поведения;

воспитывать чуткое отношение к состоянию природы;

воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: учебная мастерская.

Оборудование:  учебник для 8 класса  средней общеобразовательной школы «Русский язык «   Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. под редакцией Шанского  Н.М.. – Просвещение , 2016, презентация Power Point для демонстрации на экране, раздаточные карточки-примеры.

Ход урока

1 Орг.момент. Эмоциональная рефлексия. Работа  со смайликами.

Кто пришел на урок с

--хорошим настроением     --грустный

----равнодушный  ( Дети показывают  смайлики.) Нарисуй улыбку на смайлике.

Учитель  инструктирует  ребят о заполнении бланка « Лист  самооценки.» За каждый этап урока ставим себе объективную оценку 3-5. В конце урока вы оцениваете  свою работу.

2 Мобилизующий этап.

Слайд 1. Светлая  ночь. Приближается ночь.

Прочтите предложения.  Сравните их. Найдите ГО. Ответьте на вопросы:

1) Что общего между этими предложениями?

2) Назовите отличительные черты  предложений?

3) Чем выражено  подлежащее?

Информация учителя. Русский писатель К.Паустовский  написал:  « Имя существительное- хлеб языка ».  Ученые-лингвисты посчитали,  что на 100 слов текста  приходится 60 слов существительных.

Заполняем « Лист самооценки».

  1. Формулирование  темы и цели урока.

Слайд 2.      Значения сущ-х.    

Учитель. Итак, что такое имя существительное ?  Что мы называем с помощью имен существительных? ( Предметы. Лица. Чувства. Явления. События. Действия.)  Что называет наше сущ-е ночь?

Главная функция сущ-х- номинативная ( назывная)..

Сформулируйте тему  и цели нашего урока.

Слайд 3.   Опорные фразы:

  1. Познакомиться с…..предложениями
  2. Учиться отличать ……..от……….
  3. Учиться  находить ….., определять …….предложения.

Слайд 4. Учитель. Смотрим на слайд.  Итак, цели нашего урока :

  1. Познакомиться  с  назывными предложениями
  2. Учиться отличать НП от других односоставных пр.
  3. Учиться  находить ГО и НП , определять вид  односост.  предложения.

Заполняем « Лист самооценки».

4  Изучение нового материала.

1.Откроем тетради и запишем дату, классную работу, тему урока «Назывные предложения»

Как мы называем подлежащее или сказуемое в  односоставном предложении? (Главный   член односоставного предложения)

Слайд 5. Перепишите эти предложения, подчеркнув главные члены.

 В каком пр. главный член выражен сущ-м в И. п.? А в каком  главный член выражен  сочетанием   числительного с  сущ-м?

Злой ветер.

Три   часа ночи.  ( сочетание  числ и  сущ.)

5  Работа с учебником. Чтение правила в учебнике. Параграф 31  стр.101

Формулировка вывода по новой теме. Что такое  НП? ( ответ уч-ся)

Информация учителя.  Назывные предложения  сообщают о том, что какое-то явление или предмет, событие  существует в настоящее время .

Назывные предложения - экспрессивное средство языка. Они создают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, как бы вводят в нее. Вот почему они чаще всего находятся в начале текста, указывают на время, место действия, на лица, на внешность. Будучи выразительным средством языка, назывные предложения чаще всего употребляются в художественном и публицистическом стилях речи.

Физминутка.

  1. Закрепление  изученного материала.
  2. Работа с учебником. Выполнение упр.174.   Работают у доски  по очереди. Выписывают  назывные  ОП , подчеркните  в них главный член, указать,  чем  он выражен.

 Грамматические задания.

А) Отковано ( кр.стр.прич.) —отковать, ковать, подкова. ( у доски)

Б) Синтаксический разбор предложения  Звенят  куранты.(у доски)

Заполняем « Лист самооценки».

5  .Самостоятельная работа. ( на карточках) Определить, на что  указывает предложение.

1 Москва. Царские палаты.

2 Раннее утро.

3 Царь, патриарх и бояре.

4 Вот электростанция.

5 Светлая кожа. Серые глаза.

6 Утро. Сад. Фонтан.

7 Шестнадцать часов дня.

Слайд 5. Проверка самостоятельной работы.

1 Москва. Царские палаты.

Место действия.

2 Раннее утро..

Время действия.

3 Царь, патриарх и бояре.

Герои. Лица.

4 Вот электростанция.

Предмет.

5 Светлая кожа. Серые глаза.

Внешность.

6 Утро. Сад. Фонтан.

Место действия.

7 Шестнадцать часов дня.

Время действия.

Заполняем « Лист самооценки».

6  Работа в парах. Выполняем  задание на листах. Подчеркнуть ГО.  Определить вид  предложения.

Тест.

1 Постепенно гаснут в небе звезды.

2  Люблю тебя, моя Россия!

  1. Зимний скучный день.

  1. От листьев пахнет осенью.

  1. Меня об этом попросили.

  1. Зимой рано темнеет.

7   Век живи,  век учись.

8 Двенадцать  часов дня.

Проверка на листах.

1 Постепенно гаснут в небе звезды.

Двусоставное

2  Люблю тебя, моя Россия!

Односоставное , определенно-личное

  1. Зимний скучный день.

Односоставное, назывное

  1. От листьев пахнет осенью.

Односоставное, безличное

  1. Меня об этом попросили.

Односоставное, неопределенно-личное

  1. Зимой рано темнеет.

Односоставное, безличное

7   Век живи,  век учись.

Односоставное, определенно-личное

8 Двенадцать  часов дня.

Односоставное, назывное

Заполняем « Лист самооценки».

Рефлексия.   Стратегия Светофор.

У каждого ученика имеются карточки 3х цветов. Поднимите  зеленые карточки те, кто все понял. Ваш вопрос: Что вы поняли?

Поднимите  желтые или  красные  карточки те, кто  что-то  понял. Ваш вопрос: Что вы

Не поняли?

Оценивание ответов. Выступление каждого ученика.

Я выполняла…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения"

Опираясь на основную педагогическую задачу, на уроке ставились следующие задачи:1.Познакомить уч-ся с односоставными предложениями , а именно с главным членом -подлежащим, показать значение пред...

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме: Назывные предложения....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Назывные предложения"

Цели:1)    дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления; повторить сведения об односоставных предложениях ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Назывные предложения"

Цели.·         познакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды односоставных предложений друг от друга.·...

Урок русского языка по теме "Назывные предложения" 8 класс

Данный конспект урока и презентацию по русскому зыку можно использовать при изучении темы "Назывные предложения"...