План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные слова».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheupotrebitelnye_slova.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные слова»
Тип урока : изучение нового материала
Цели :
Образовательные :
- Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;
- Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
- Уметь находить в тексе общеупотребительные слова
Развивающие :
- Развитие навыков отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
- Развитие навыка находить в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные слова ;
- Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- Развитие связной речи ;
- Развитие памяти ,внимания учащихся.
Воспитательные:
1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия общеупотребительных слов в русском языке.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте ,ребята ! Запишите в тетради сегодняшнее число.
- Проверка домашнего задания .
- Дома вы выполняли упражнение 100 , в котором вам нужно было озаглавить текст, выписать из него в тетрадь слова с пропущенными буквами и скобками ,обозначить орфограммы. Итак ,кто как озаглавил текст? ( Ребята озвучивают названия , которые они придумали ). А теперь проверим ,как вы поработали с орфограммами . ( Учитель устно опрашивает учащихся , просит объяснить написание той или иной орфограммы) .
- Слово учителя
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем повторять материал по теме «Лексика».
- Словарная работа
- Сейчас мы с вами вспомним изученный материал и закрепим знания . Вы под диктовку будете записывать словосочетания ,которые я вам продиктую и те ,кого я порошу будут объяснять орфограммы . Вам нужно будет назвать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в коре слова» и подобрать к ним проверочные слова .А так же вы должны выделить безударные е и и в падежных окончаниях имён существительных и объяснить выбор правильной буквы .
Учащиеся под диктовку записывают в тетрадях словосочетания , обозначая орфограммы. Каждую орфограмму в словосочетаниях учащиеся объясняют устно , отвечают те , кого попросит ответить учитель. В это время четверо учеников самостоятельно выполняют у доски морфологические и фонетические разборы .Первый учащийся выполняет морфологический разбор слова делаешь ,второй - морфологический разбор слова топот ,третий – фонетический разбор слова морковь ,четвёртый – фонетический разбор слова вьюга .После диктанта класс проверяет работу учащихся.
Диктант :
Добросовестная работа , опекать малыша ,на современном конвейере , готовиться к интересной экскурсии , загорелся на плантации , на соломенной крыше , новенький велосипед, нажимать на педали , совершенствоваться в кулинарии , добавить растительного масла , яркое солнце.
- Объяснение нового материала
На доске написаны пары слов :
Петух – кочет , повар – кок , дом – хибара , общага – общежитие , руль – баранка.
- Ребята , на доске вы видите пары слов , чем слова в этих парах отличаются друг от друга? (Первое слово в паре является общеупотребительным ,а второе нет ) Все ли из этих слов вам знакомы? Как вы считаете , все слова написанные на доске люди употребляют в равной степени? (Нет)От чего зависит употребление этих слов? ( Употребление вторых слов зависит от местности в которых эти слова употребляются ,от возраста и вида деятельности людей ,употребляющих этих слов). Какие слова понятны всем носителям русского языка? (Общеупотребительные).
- А теперь давайте закрепим наши знания и прочитаем теоретические сведения на странице 58 в учебнике. (Один из учеников в слух читает классу теоретические сведения , написанные в учебнике).
- Фронтальный опрос
- Итак ,какие слова называют общеупотребительными ? ( Общеупотребительными словами называют слова ,известные всем носителям языка) Приведите примеры общеупотребительных слов.
- Какие слова мы отнесем к необщеупотребительным ? ( Слова ,которые не все люди используют в своей речи) . От чего зависит употребление в речи таких слов? ( Необщеупотребительные слова зависят от территории их распространения ,от профессии , возраста говорящих и т.д.) Приведите примеры необщеупотребительных слов.
- На какие группы можно разделить необщеупотребительные слова ? (Диалектизмы и профессионализмы) .Приведите примеры .
- Закрепление изученного материала
1.Работа с учебником
-Сейчас мы с вами обратимся к учебнику и выполним упражнение 107 в котором вам нужно найти общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведённых отрывках. Объясните их значение и уместность употребления.
Целеполагание :
- Как вы думаете , какой будет наша цель при выполнении данного упражнения? ( Научиться различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте. )
- Итак ,наша цель при выполнении упражнения - научиться различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте.
Учащиеся работают устно , учитель спрашивает учащихся по своему усмотрению .
Упражнение 107
1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие мелким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г. Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных живописным содержанием.
(И. Ермак.)
Вывод :
- Достигли ли мы поставленной нами цели ?(Да).
- Итак , вы научились различать общеупотребительные и необщеупотребительные слова и находить их в тексте.
2. Распределительный диктант
- Итак, устно поработав ,мы закрепили знания , сейчас приступим к распределительному диктанту. Я буду диктовать вам слова ,а вы будете распределять их по столбикам : в первый столбик вы выписываете словосочетания ,в которых встречаются только общеупотребительные слова , а во второй – те словосочетания ,в которых есть необщеупотребительные слова.
Распределительный диктант :
Красивый цветок , палитра художника , проснулся спозаранку , говорить правду , опытный кок , старая хибара , смотрел телек ,интересная книга ,идти быстро , он опечалился ,повязать кушак, осенний лес ,не серчай , не злись ,бабушкины пимы.
Работа с учебником.
- А теперь мы возвращаемся к учебнику и работаем с упражнением 108 . Нам нужно прочитать стихотворение ,объяснить его заглавие , определить основную мысль стихотворения и сказать, встречаются ли в этом стихотворении необщеупотребительные слова ,если встречаются , то заменить их общеупотребительными словами . В тетрадь самостоятельно выпишите выделенные слова и объясните орфограммы , а в это время один из учащихся будет работать с орфограммами у доски и потом мы все вместе проверим ,что у кого получилось .
Целеполагание :
- Какова наша цель при выполнении данного упражнения ? (Научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторить изученные орфограммы).
- Наша цель при выполнении данного упражнения : научиться заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторить изученные орфограммы.)
Учащиеся работают устно ,затем работают с выделенными в тексте стихотворения словами ,один учащийся самостоятельно у доски ,а остальные на местах. После того, как все справятся с заданием ,учащийся ,работавший у доски устно объясняет выбор орфограмм ,а остальные учащиеся проверяют то ,что сделали самостоятельно.
Упражнение 108
Минское шоссе.
Дорога ветру свежему открыта.
И перед нами в утренней росе
Солдатские фигуры из гранита,—
Как много их по Минскому шоссе!
Солдатские фигуры на опушке,
Над речкой возле белого мостка,
У каждой мало-мальской деревушки,
На площади любого городка.
Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо.
И вот они теряются из глаз.
Но в нас, живых, живут они незримо.
Как в них, гранитных, есть частица нас.
(К. Ваншенкин.)
Вывод :
- Достигли ли мы поставленной цели при выполнении упражнения? (Да).
-Итак ,теперь вы научились заменять необщеупотребительные слова их общеупотребительными синонимами и повторили изученные ранее орфограммы ).
- Подведение итогов урока .Рефлексия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что было для вас особенно интересным?
- Какие слова называют общеупотребительными?
- Какие слова называются необщеупотребительными ?
- Какие группы необщеупотребительных слов вы знаете?
- Из каких слов прежде всего строится наша обыденная речь?
- Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
- Домашнее задание
Дома вы выполните упражнение 110 .Вам нужно выбрать из предложенных те глаголы ,которые вы чаще употребляете в своей речи .Обратите внимание на лексическое значение глаголов и составьте предложения с двумя из этих глаголов. Сделайте синтаксический разбор составленных вами предложений и выполните морфологический разбор одного глагола , существительного и прилагательного.
Упражнение 110
Переживать – испытывать горе , радость ,разлуку.
Печалиться – грустить.
Огорчиться – испытывать душевную боль , расстраиваться .
Волноваться – испытывать беспокойство , волнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
- Мне нравится (1)