Материалы для подготовки к написанию сочинения 15.1 в формате ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Материалы для подготовки к написанию сочинения 15.1 в формате ОГЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материалы для подготовки к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе в рамках ОГЭ
№ п/п | Тема сочинения | № варианта | Определение термина | Роль и значение |
1. | «Почему в текстах художественного стиля используются простые нераспространённые предложения?» | 1 | По наличию второстепенных членов ПП могут быть распространёнными и нераспространёнными. Нераспространённые - это такие пр-я, в которых отсутствуют второстепенные члены пр-я. Распространёнными и нераспространёнными могут быть и односоставные пр-я. Пр-я, включающие однородные подлежащие и сказуемые, но не имеющие второстепенных членов, не являются распространёнными. | 1. Нераспр. ПП служат для выражения эмоциональной окраски высказывания. |
2. | «Зачем нужны двоеточия и тире в письменной речи?» «Роль тире в предложении». «Функции тире в предложении». «Роль тире в тексте». «Роль тире на письме». | 2 ____ 7 ___ 12 13 ____ 27 | На письме без тире и двоеточий нельзя обойтись. Двоеточие ставится: - перед однородными членами пр-я после обобщающего слова; - в БСП перед пр-ем, обозначающим причину, док-во или раскрывающим содержание предыдущего; - в пр-ях с прямой речью перед словами автора. Тире ставится: - между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено сущ., числительным, н.ф. глагола при нулевой связке; - после однородных членов пр-я перед обобщающим словом; - для выделения вводных слов и пр-й с целью пояснения или дополнения его; - для выражения резких противопоставлений; - в БСП, если а) [условие…] - […]. б) [время…] - […]. в) […] - [вывод, следствие…]. г) […] - [противопоставление]. - быстрая смена событий; - для выделения слов автора, следующих за прямой речью; - на месте пропуска члена пр-я в неполном пр-ии; - перед репликами диалога.
| 1.Имеет хар-р логического определения. 2. На месте распадения ПП на словесные группы. 3. Уточняет или подчёркивает смысловые отношения между членами ПП. 4. Подчёркивает разделительную интонацию. 5. В неполном ПП часто служит средством выделения смыслового центра ответного ПП. |
3. | «Зачем нужны повторы в художественной речи?» «Роль лирического повтора в книжной речи». «Роль повторов в текстах разных стилей». | 3 ____ 5 ____ 17 | Для худ. выразительности писатели используют повторение одного и того же слова или однокоренных слов –повторы. Повторы используют для: - обозначения большого числа предметов, явлений; - усиления признака, степени качества или действия; - указания на длительность действия; - подчёркивания каких-либо деталей, в описании; - создания экспрессивной окраски. | 1. Не только не снижают выразительности, но создают впечатление поэтичности, делают произведение музыкальным, стройным, упорядоченным, красивым. 2. Они помогают передать страстную настойчивость речи. 3.Помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску. |
4. | «Зачем придумываются новые слова?» | 4 | Словарный состав языка тесно связан с жизнью общества. Историческое развитие об-ва, развитие науки и техники, л-ры и ис-ва, изменения в повседневной жизни вызывают и появление новых слов, которые называются неологизмами. Они прочно входят в лексикон и активно употребляются в речи. Очень часто авторы создают свои слова, так называемые авторские, новые. | 1. Писатели придумывают новые слова в тех случаях, когда необходимо выразить своё отношение к рассказанному. 2. Являются ярким выразительным средством в определённых контекстах и не рассчитаны на распространение и закрепление в общем языке. |
5. | «Роль синонимов в художественном тексте». | 6 | Синонимы- слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению . | 1.Синонимы делают речь более точной, яркой и выразительной. 2. Синонимы связывают части текста и позволяют избегать неоправданных повторов одного и того же слова. 3. С их помощью автор передаёт самые тонкие оттенки смысла того, что хочет сказать. |
6. | «Диалог и прямая речь. Их роль в языке». | 8 | Диалог и прямая речь – это способы передачи чужой речи с сохранением её содержания и формы Прямая речь заключается в кавычки. Предложение с прямой речью состоит из прямой речи и слов автора, которые указывают на того, кому принадлежит речь, при каких обстоятельствах она произнесена. Диалог состоит из реплик, причём, часто слова автора опускаются. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то они не заключаются в кавычки и перед ними ставится тире. | 1. С помощью диалога и прямой речи создаётся впечатление подобия точного воспроизведения чужой речи. 2. Прямая речь сохраняет содержание, форму, особенности чужой речи. |
7. | «Почему не всегда ставятся запятые перед союзными словами». | 9 | Придаточные пр-я присоединяются к главному или к другому придаточному пр-ю союзами или союзными словами (относительными местоимениями). Союзные слова являются членами придаточных пр-й, союзное слово опустить нельзя, можно заменить только союзным словом или словом из главного пр-я, к которому относится придаточное. | В СПП перед союзными словами запятая не ставится, если: 1. Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися соединительными или разделительными союзами. [ ], (кто…) и (кто…). 2. На стыке сочинительного и подчинительного союзов, если за придаточным пр-ем следует вторая часть сложного союза. [ ], (что (если…), то…). |
8. | «Разряды и функции частиц в русском языке». | 10 | Частицы – это служебные части речи, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов. Они не являются членами пр-я, но могут входить в состав членов пр-я. По значению частицы делятся на следующие разяды: Вопросительные: неужели, разве, ли (ль) (выражают вопрос). Восклицательные: что за, как (выражают восхищение, удивление, негодование). Указательные: вот, вон (выделяют тот предмет, на который надо обратить внимание). Усилительные: даже, ведь, всё-таки, только, лишь, же (выделяют слова в пр-ии). Отрицательные: не, ни (придают отрицание всему пр-ю или отдельному слову). | 1. Частицы придают различные дополнительные оттенки значений словам и предложениям. 2. Служат для образования форм слов и пр-й: - для образования повелительного наклонения глагола (да, пусть, пускай, давай); - для образования условного наклонения глагола (бы, б); - для образования степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый); - для образования неопределённых местоимений (-то, -либо,- -нибудь, кое-). 2. Для отрицания всего пр-я или отдельного слова (не, ни). |
9. | «Когда мы ставим запятые в предложениях с определениями». | 11 | Определение – это второстепенный член пр-я, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Определения бывают согласованными и несогласованными. Обычно выделяются запятой, т.е обособляются: - распространённые определения, стоящие после определяемого слова; - определения, относящиеся к личному местоимению; - однородные определения; - распространённые определения; - выраженные прилагательным с зависимыми словами; - несколько нераспространённых определений, соединённых союзом или без союза; - перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное (чаще причины) значение; - одиночные и распространённые определения, независимо от положения к определяемому слову, если они отделены от определяемого слова другими словами | Несколько определений, относящихся к одному и тому же члену пр-я, могут быть однородными и неоднородными. Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру), создают целостное единое впечатление о предмете. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и обычно выражены качественными и относительными прилагательными. |
10. | «Роль цитат в речи». | 14 | Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. | 1. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. 2. Чтобы ярче выразить мысль. 3. Придают аргументам весомость, а всему пр-ю добавляют достоверности. |
11. | «Роль архаичных слов в речи». | 15, 29 | Архаизмы – это собственно устаревшие слова. Они исчезли из языка, но имеют синонимы в совр. Рус. Яз., т.к. называют предметы и явления, которые есть и в наше время, т.е. вытеснены в рус.яз. другими словами, обозначающими те же явления. Нередко старые слова возрождаются в языке, но наполняются новым содержанием | 1. Архаизмы употребляются для передачи колорита и воссоздания достоверности эпохи и речи героев. 2. Помогают представить те, предметы, явления, характерные для описываемого времени. 3. Могут придать торжественность стилю. |
12. | «Роль риторических вопросов в тексте». | 19 | Риторический вопрос – это особое средство выразительности, утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. Это оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. | 1. Риторический вопрос служит для привлечения внимания читателей. 2. Вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. |
13. | «Роль вводных слов и предложений в устной и письменной речи». | 20 | Вводными называются слова, словосочетания, грамматически не связанные с пр-ем, могут стоять в начале, середине и конце. На письме вводные сова выделяются запятыми. | Вводные слова выражают: - чувства говорящего и его отношение к высказыванию (к сожалению, к несчастью, к счастью); - оценку реальности сообщаемого: возможность, невозможность, предположение, уверенность, неуверенность (конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверно); - указывают на источник высказывания (говорят, по словам, по-моему); - указывают на последовательность, на связь мыслей (во-первых, итак, значит, наконец, следовательно, главное, кстати, впрочем, в частности); - с целью привлечь внимание собеседника ( видишь ли, допустим, предположим, простите); - указывают на приёмы и способы оформления мыслей (словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, так сказать, как говорится, одним словом); - указывают меру того, о чём говорится (по крайней мере, самое большое); - выражают экспрессивность (честно говоря, смешно сказать, по правде, не в обиду будь сказано); - показывают степень обычности того, о чём говорится (бывало, по обычаю, по обыкновению). |
14. | «Роль сложных предложений в тексте разных стилей». | 21 | Традиционно считается, что ПП преобладают в разговорном языке, а различные типы СП более свойственны литературному. БСП типичны для разговорного языка и достаточно широко используются в языке худ. л-ры. Союзные пр-я (ССП и СПП) используются в языке худ. л-ры, а типичными они являются для научного и официально-делового стилей. Разговорному стилю более принадлежат ССП, а литературному – СПП. | БСП в разговорном языке, где велика роль интонации, употребляются с целью выражения значения. В языке худ. л-ры чаще других употребляются СПП с придаточными времени и места. В научном стиле - СПП с придаточными причины и условия. Часты также изъяснительные придаточные при ослабленных, близких к вводным словам главных пр-ях, выраженных словами я думаю, считаю, полагаю, мне думается. Вся смысловая нагрузка ложится в таких пр-ях на придаточное пр-е. Во всех стилях распространены СПП с придаточными определеительными и изъяснительными. |
15. | «Роль книжной лексики в текстах разных стилей». | 22 | Книжная лексика – это слова, не свойственные разговорному языку, характерные только для книжного, письменного употребления. К числу книжных относится немало заимствованных слов. В основном книжная лексика употребляется только в книжных стилях: публицистическом, научном (термины), официально-деловом, художественном. | В научном стиле термины – это характерная черта, предназначены для точного обозначения специальных понятий науки, техники, ис-ва, спорта, какой-либо определённой деят-ти. В художественном, публицистическом стилях используется книжная лексика для характеристики изображаемой среды и языка людей, героев пр-й. |
16. | «Роль средств выразительности в речи». | 23 | Главное в понятии «Выразительность» для худ. Речи – это способность худ. Пр-я оказывать на читателя эмоцион., эстетич. воздействие, создавать яркие образы людей, поэтические картины природы. Выразительность усиливает эффективность речи: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. | Выразительность может достигаться разными средствами: фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими. Во многих случаях эти средства выступают комплексно. Выразит. ср-ва используются: 1.Чтобы сделать изображение героя, характера, явления, предмета более выразительным. 2. Чтобы показать авторское отношение к изображаемому. 3. Чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик, сформировать у него определённую оценку того, что изображено. |
17. | «Публицистика как особый стиль речи». | 24 | Публицистический стиль употребляется в сфере политико-мдеологических, общественно-экономических и культурных отношений. Главная функция публицистич. стиля – информировать читателя и воздействовать на его сознание. Это сближает его с научным и даже официально-деловым стилем. Информация предназначена для широких слоёв об-ва и должна доводиться быстро, оперативно. Воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Важная стилевая черта – фактографичность, образность, призывность, злободневность тематики. | 1. Информировать о жизни страны. 2. Сформировать отношение к событиям и фактам. 3. Побудить к каким-либо действиям. 4. Привлечь внимание к важным вопросам. |
18. | «Роль разговорных слов и конструкций в художественной речи». | 25 | Разговорные слова используют тогда, когда хотят рассказать о чём-то, обменяться мыслями, поделиться чувствами в неофициальной обстановке, в дружеском кругу. Их употребляют и в устной беседе, и в письмах. | Разговорные слова служат для выражения мыслей, передачи глубоких чувств, для выражения шутки, для рассказа о самых разных событиях, помогают создать впечатление живой речи. |
19. | «Роль обособленных членов предложения в текстах разных стилей». | 26 | Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов пр-я с целью придания им некоторой самостоятельности. Обособляются как одиночные члены пр-я, так и второстепенные члены с зависимыми словами. Чем больше пояснительных слов имеет обособленный второстепенный член пр-я, тем большее значение приобретает обособленный оборот. Место обособленного оборота в пр-ии относительно свободное. Обособленные члены пр-я выделяются запятыми и тире. Обособляются определения: - распространённые определения, стоящие после определяемого слова; - определения, относящиеся к личному местоимению; - однородные определения; - распространённые определения; - выраженные прилагательным с зависимыми словами; - несколько нераспространённых определений, соединённых союзом или без союза; - перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное (чаще причины) значение; - одиночные и распространённые определения, независимо от положения к определяемому слову, если они отделены от определяемого слова другими словами. Обособленные обстоятельства обычно выражаются одиночным деепричастием, деепричастным оборотом. Также обособляются обстоятельства, выраженные именем существительным в косвенных падежах (как правило, с предлогом). Обособленные дополнение – это падежные формы имён существительных с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая. | Придавая речи особую выразительность, обособленные члены пр-я могут стоять как перед определяемым словом, так и после него, тем самым. Также обособляются с целью смыслового выделения обстоятельства, выраженные именем существительным в косвенных падежах (как правило, с предлогом). Обособленные дополнение – это падежные формы имён существительных с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая. Подобные сочетания имеют значение включения, исключения, замещения, т.е. ограничительное или расширительное значение. Обособление этих оборотов зависит от смысловой нагрузки, объёма оборота, желания его выделить с целью подчеркнуть роль в пр-ии. |
20. | «Роль сравнений в текстах разных стилей». | 28 | Средства худ. выразительности помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство. Среди таких средств особое место занимает сравнение. Сравнение – это изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Сравнение выражается несколькими способами: - сравнительным оборотом с союзом как; - придаточным сравнительным в СПП; - сущ. в Т.п.; - сравнительной степенью прилагательного или наречия; - им. сущесвительным в роли именного сказуемого; - фразеологизмом; - параллелизмом; - отрицательным сравнением; - оборотом со словами подобно, похож, кажется, напоминает; - наречием с приставкой по- и суффиксами –ому, -ему, -и. | В худ. пр-ии сравнение помогает наглядно показать существенный признак предмета, нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль, причём в ярком образе. |
21. | «Роль парафразы в речи». | 30 | Парафраза – это описательный оборот, описание, передающее смысл другого выражения или слова. | Заменяет название предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. |
22. | «Зачем нужна орфография». | В рус. языке встречаются такие случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. А в этом поможет о рфография – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. | Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила и уметь их применять. | |
23. | «Зачем нужна пунктуация» | Без пунктуации в рус.яз. обойтись нельзя. Термин «пунктуация» употребляется в двух значениях: совокупность знаков препинания и собрание правил постановки знаков препинания. | - Знаки препинания передают в письменной речи интонацию высказывания. Они выполняют обычно разделительную или выделительную функцию. - Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в пр-ии. - Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выражать мысли и чувства, а читающему понять их. | |
24. | «Роль однородных членов в речи». «Роль однородных членов в текстах разных стилей». | 16 ____ 18 | Члены пр-я, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом, называются однородными. Однородными могут быть любые члены пр-я, могут быть отделены друг от друга другими членами пр-я. Однородные члены пр-я могут быть распространёнными и нераспространёнными. Однородные члены пр-я выражаются словами не только одной части речи, но и словами разных частей речи. В однородный ряд могут входить цельные сл/с и фразеологизмы. В пр-ии может быть несколько рядов однородных членов. | - однородные члены пр-я показывают динамику действий; - дают зарисовку общей картины как единого целого; - создают гамму красок, звуков; - создают ряд эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью; - создают ритмический рисунок; - создают выразительную смысловую соотнесённость и своеобразную симметрию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).
Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...
Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.
Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.
В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Материалы для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ
Материалы для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ содержат практические рекомендации для учителя по обучению навыкам создания текста в формате экзамена. В папке имеется раздаточный материал для уч...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...