Лексика
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лексика*
Урок - путешествие
Цели урока:
- повторить понятие о лексике, как разделе науки о языке;
закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; - продолжить формировать умение определять лексическое
значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями; - воспитывать уважительное отношение к богатству и раз
нообразию словарного запаса русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в трудное, но увлекательное путешествие.
Задача нашего путешествия - побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Это страна Лексика. Компасом будут служить ваши знания.
Перед вами лежат листы контроля. В них вы будете выполнять некоторые задания.
III. Эвристическая беседа
Учитель: Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Лексикой? (Лексика (от греч. «лексис») -слова, выражения, оборот.)
Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый» по словарю.
- Обладающий большим имуществом.
- Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
- Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.
- перен. Содержащий много ценных качеств.
- Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку? (Ответы учащихся.) Чем же богат язык? (Язык богат словами, грамматическими формами для выражения мыслей и их, оттенков.)
- Кто может сказать, сколько всего слов в русском языке? (Количество слов в русском языке постоянно изменяется, поэтому назвать точное число слов невозможно.)
- Где «собраны» все слова? (В словарях.)
- Какие вы знаете словари? (1. Толковый словарь. 2. Орфографический словарь. 3. Словарь антонимов. 4. Словарь синонимов. 5. Фразеологический словарь. 6. Словарь иностранных слов.)
- Выставка словарей
- Учитель: Мы с вами не раз бывали в библиотеке, где нам рассказывали о словарях. Мы знаем, что в них отражается богатство русского языка, но оно создается не только большим количеством слов, а еще и тем, что в русском языке есть многозначные слова, слова с переносным значением, слова, близкие по значению.
- IV. Создание проблемной ситуации
- Учитель: Чем отличаются слова друг от друга? (Слова отличаются лексическим значением, о нем мы узнаем в толковом словаре.) Поскольку мы сегодня с вами путешествуем, попробуем определить значение слова «путешественник» по толковому словарю. (Человек, который путешествует.)
- Всем словам русского языка находится свое место в огромной стране, название которой Лексика. (Показать карту.) Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем лишь некоторые из этих территорий.
- V. Игра с учащимися
- Учитель: Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Мы приближаемся к бухте Однозначные и Многозначные Слова.
- Задание 1
- Учитель: Как называется произведение и кто его автор? Ветер весело шумит, Судно весело бежит
Мимо острова Буяна...
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят. («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.) Как называются слова «судно - корабль»? (Синонимы.) Дайте определение синонимам.
Задание 2
Учитель: И вот перед нами земля.
Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова «земля».
После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем сцасена, землю чувствует она. Земля совершает вращения вокруг Солнца. За землю родную сложил голову буйную.
(1. Почва. 2. Суша. 3. Планета. 4. Страна.)
Как называются такие слова? (Многозначные.)
Задание 3
Учитель: Вот и побывали мы с вами в бухте Многозначной. А теперь новое испытание.
Совершим путешествие по одному из островов. Посмотрите на эти фотографии. Каких животных вы видите? (Жираф, тигр, слон, лев.)
Какие из этих слов многозначные? Однозначные? (Ответы учащихся.)
Так какие же слова называются многозначными? (Слова, которые имеют несколько значений.)
Какие слова называются однозначными? (Слова, которые имеют одно значение.)
Задание 4
Учитель: Мы приплыли в следующую бухту. Записываем в тетрадь:
- Языку учиться - всегда пригодится.
- Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.
- Я больно прикусила язык.
- Так вкусно, что язык проглотишь.
В каком значении употребляется слово «язык» в 3-ем предложении? А в 1, 2 и 4-ом? (Это слово многозначное. В 3-м предложении употреблено в прямом значении, в 1, 2, 4-ом - в переносном.)
Значит, мы в бухте Прямое и Переносное Значение. Что же такое прямое значение? (Это основное лексическое значение слова.) 11среносное? (Это вторичное значение слова.)
Что дает нам знание многозначных и однозначных слов, прямого и переносного значения? (Употребляя слова в различных значениях, мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной.) Какое определение существует для таких слов в литературе? (Метафора.)
VI. Физкультурная минутка
VII. Продолжение игры
Учитель: Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки.
- Какое ушко ничего не слышит? (Иглы.)
- Какой косой нельзя косить? (Девичьей, песчаной.)
- Из какого крана нельзя напиться? (Из подъемного.)
На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии.)
Что это за слова? (Омонимы.)
Мы сделали привал у стен какого-то города. Но попадем мы в этот город, если скажем, о каких ключах говорится в следующих строчках и как называются эти слова.
Там, где нужен ключ обычный, Не поможет ключ скрипичный. И лесным ключом, поверь, Не откроешь эту дверь.
(1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. 2. Музыкальный термин. 3. Родник.) Около какого же города мы находимся? (Города Омонимы.)
• Задание 5
Учитель: Возьмите листы контроля и выпишите из толкового словаря слова-омонимы (по одному). Что же такое омонимы? (Слова, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению.)
Пора двигаться дальше. Впереди новая бухта, ее название ни узнаете после выполнения задания.
Задание 6
Учитель: Закончите предложения.
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен... (антракт).
На время дело прекратив,
Вдруг объявили... (перерыв).
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать ... (передышку).
После урока непременно
нужна ребятам... (перемена).
Как называются такие слова? (Синонимы.) Для чего они служат в речи? (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов.)
Задание 7
Учитель: В листах контроля выполните следующее задание: подберите к данным словам синонимы.
Жизнерадостный, красивый, путь, дом, ребенок.
Так что же называется синонимами? (Слова, близкие по лексическому значению.)
Задание 8
Учитель: Впереди последняя бухта - Антонимы.
Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов. Выполните это задание в листах контроля. (После выполнения этого задания ребята сдают листы контроля.)
Какие же слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением.)
VIII. Итоги урока
Учитель: Наше путешествие закончилось. Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.)
Какие понятия мы повторили?
Ученики: Прямое и переносное значение. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Учитель: Ребята, на карте осталось еще несколько не ис-( исдованных нами сегодня территорий. Об этих понятиях мы пого-иорим на следующем уроке.
IX. Оценки за урок
X. Домашнее задание
Повторить теоретический материал; привести примеры: 5 диалектизмов, 5 профессионализмов, 5 архаизмов, 5 неологизмов, 5 заимствованных слов, 5 фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...
Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)
Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...
Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)
Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...
Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Лексика. Группы слов лексики.
Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся. Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...
Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»
Аннотация к уроку: Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...