Разработка урока русского языка в 9 классе "Комплексный анализ текста".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок по подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 31.76 КБ |
_kat_9kl.pptx | 396.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Комплексный анализ текста» (подготовка к ГИА по русскому языку).
9 класс.
Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».
2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.
3. Показать учащимся, как КАТ может помочь понять авторский замысел.
4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):
* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).
5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
- Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, ребята!
Ребята, взгляните на экран. Как вы думаете, что объединяет данные понятия? (Разные стороны анализа текста)
? Для чего нам необходимо анализировать текст? (Чтобы лучше понять текст)
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Комплексный анализ текста.
- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь в нынешнем году вам предстоит сдавать основной государственный экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Чтобы успешно справиться с экзаменом по русскому языку, необходимо научиться вдумчиво читать текст, понимать авторский замысел, извлекать из текста ту информацию, которую хотел донести автор. Это касается и 1 задания (изложения), и 15 задания (сочинения-рассуждения).
Так вот, именно вдумчивое чтение – залог понимания текста.
Замечательно высказывание поэта Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
Сотворчество… Разгадывание тайн произведения – это и есть задача читателя.
Давайте приступим!
Для начала определим цели урока. (познакомиться с текстом, произвести его анализ, то есть определить тему, стиль, тип речи, основную мысль, учиться понимать текст, выполнять задания по тексту, продолжить подготовку к ОГЭ)
Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
Текст
Тема текста
Проблема текста
Стиль текста
Тип речи
- Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.
- Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом». Расскажите нам об этом удивительном человеке.
2. Сообщение ученика о В.М.Пескове.
- Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю. Просмотр видеоролика
3. Представление текста «Бескорыстие».
- Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).
- Работа с текстом: комплексный анализ.
- – Докажите, что данный отрывок является текстом.
? Что такое текст?
? Какие основные средства связи П в тексте?
? Каковы основные признаки текста?
( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)
- Предложения в тексте объединены общей темой.
? Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).
- Определите тему данного текста (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)
? Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?
? Что нашли в словарях?
- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).
- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).
- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».
- Какие примеры бескорыстного поведения вы можете привести из жизни? Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.
- Из истории? - Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу.
- Из литературы?
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» повествует о Данко, который своим горящим сердцем осветил путь людям, показывая нам пример истинной любви к человеку, пример бесстрашия и бескорыстия.
Подобные поступки вправе называться подвигом, ведь порой они даже стоят жизни.
? Каков тип речи данного текста? (Повествование и рассуждение. 2 части)
( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.
Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).
3) - Итак, перед нами рассказ об одном случае из детства повествователя и рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).
- Какими примерами из истории эта мысль подтверждается? (Называйте номер П и зачитывайте)
- О каком случае из детства рассказывает повествователь? (Сжатый пересказ)
- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).
- Как связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? В каком предложении переход? (№49. Уверенностью в том, что хороших людей больше).
- В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)
4) - К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический)
Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.
В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).
? Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).
? Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).
? Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).
Подтвердите примерами из текста.
5) – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.
Для этого заполните рабочий лист урока, чтобы в ходе выполнения заданий оценивать себя.
1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
(один ученик)
- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор (56).
2). - Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение.(15).
- Запишите его в тетрадь, составьте схему.
( у доски)
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
Это предложение с двумя придаточными.
3) - Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36) (у доски)
- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).
4) Работа над предложениями.
- Из текста выписаны предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные орфограммы.
Взаимопроверка
- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?
( Просидел – сидя, потерял – потеря – проверяемая безударная гласная в корне; Умирают – чередующиеся гласные в корне; Неопытный – молодой, наивный, незрелый – Не с прилагательными).
- Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. По возможности объясните знаки препинания. (52) (обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения, перед союзом а
- Назовите грамматические основы этого предложения.
- Назовите сложноподчинённое предложение.
5) - Укажите ошибочное суждение:
(по цепочке)
а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;
б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.
г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
6) – Поработаем по вариантам:
1-в. – Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).
2-в. – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).
1-в. - Укажите способ связи в словосочетании обшивка вагона (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (вагонная обшивка).
2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).
6. Итог урока. Оценивание.
- Удалось ли нам добиться цели урока?
- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.
Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
6. Домашнее задание: сочинение-рассуждение
- В завершение урока послушайте стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием предложенного вам текста.
БЕСКОРЫСТИЕ.
Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.
- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.
- Спасибо за урок!
Бескорыстие.
- Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
- Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.
(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.
(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…
(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…
(26) Лётчик обнял меня за плечи.
(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…
(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.
(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…
(33) – Достал?
(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.
(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…
(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»
(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!
(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, прос..дел на чердаке и почти пот..рял человеческий облик. (52) На этот шаг его, (не)опытного и трусливого, толкнула корысть: пусть ум..рают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.
(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.
(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…
(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
(По В. Пескову)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учимся понимать исходный текст 2 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «МОЙ ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ» Комплексный анализ текста (Подготовка к ОГЭ )
А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. М.Цветаева
Из словаря В.Даля: Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Публицистический стиль текста Важная проблема Авторская позиция Выразительные средства
Какое утверждение не соответствует содержанию текста? а) Хороших людей больше, чем плохих; б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего; в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград; г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Взаимопроверка (51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, прос и дел на чердаке и почти пот е рял человеческий облик. (52) На этот шаг его, не опытного и трусливого, толкнула корысть: пусть ум и рают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова.
Предложение с сочинительной и бессоюзной связью (52) На этот шаг его , неопытного и трусливого , толкнула корысть : пусть умирают другие , а я хочу жить.
Укажите ошибочное суждение: а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый; б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [т] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак); в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой; г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
Проверь себя! 1 вариант Исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули Управление, вагонная обшивка 2 вариант Подтвержденная Согласование, облик человека
Домашнее задание 15.3. Как Вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста
Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Петербургский текст"
Данная разработка урока может быть использована как в 5-ом, так и в 6-ом классах....
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста» Лингвистический анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице и ...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."
Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста....
Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»
Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...