Методическая разработка урока русского языка по теме "Петербургский текст"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данная разработка урока может быть использована как в 5-ом, так и в 6-ом классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterb._tekst_moy_urok_2.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №376
Московского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока русского языка
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ»
(для учащихся 5 класса)
Интегрированный урок с использованием технологии диалогового взаимодействия и ТРКМ, с элементом творческой мастерской.
Автор разработки:
учитель русского языка
и литературы
Отрепьева Анна Григорьевна
Санкт-Петербург
2014
УРОК: «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ»
Урок развития речи по теме «Петербургский текст» с элементом творческой мастерской.
Межпредметные связи:
- Русский язык
- Литература
- История и культура Санкт-Петербурга
Использованные технологии
- Технология диалогового взаимодействия
- ТРКМ
- Информационно-коммуникационные технологии
Цели и задачи урока
- Обучающие: познакомить с понятием «Петербургкий текст», продолжить формировать навык правописания, формировать навык комплексного анализа текста, создания собственного текста на заданную тему;
- Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, способствовать повышению познавательного интереса к русскому языку через межпредметные связи, развивать ассоциативное мышление, способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать коммуникативные навыки;
- Воспитательные: способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся, воспитывать любовь к родному городу, русскому языку и литературе.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска
Демонстраионные материалы: презентации к уроку, выставка рисунков учащихся на тему «Мой Санкт-Петербург», распечатка текста из повести А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители» у каждого ученика.
Виды работы:
Самостоятельное формулирование познавательных целей урока;
Анализ текста;
Комментированное письмо;
Творческая мастерская.
Х о д у р о к а.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы коснёмся материала, который изучают сразу три школьных предмета: русский язык, литература и история города (на доске записаны эти предметы, учащиеся определяют, что их объединяет)
Определение учащимися темы и целей урока.
Оформление записи в тетради (число, классная работа, тема).
- Что же такое «Петербургский текст»?
Презентация 1.
Оформление записи в тетради (эпиграф).
Краткая беседа по эпиграфу к уроку.
- Примерные вопросы:
- о чем хотел сказать С.Я.Маршак в этих строчках?
- кто ещё из писателей и поэтов обращался к образу Петербурга в своём творчестве?
- почему Петербург так привлекает писателей?
- в чём особость города, в котором нам с вами посчастливилось жить?
- Беседа по истории города:
- когда был основан Петербург?
- В честь кого назвали наш город?
- Какие ещё святые покровители есть у Петербурга?
Молодцы, ребята. Я уверена , что вы можете ещё многое рассказать о истории и культуре нашего города. Он, действительно, уникален. Также уникален и «Петербургский текст», он представляет собой не просто описание города; любовь и ненависть, честь и предательство, добро и зло – все эти темы нашли своё отражение в произведениях о Петербурге. Но с ними мы познакомимся позже. А сейчас положите перед собой текст, который я вам выдала перед уроком. Этот же текст представлен на интерактивной доске.
- Атрибутирование и анализ текста.
Выразительное чтение текста учителем или учеником.
- Из какого произведения взят этот отрывок?
- Кто автор?
- Можно ли считать этот текст петербургским? Почему?
Орфографическая работа (один ученик у доски, остальные в тетради)
- Докажите, что это текст (тема, лексические средства связи).
- Какое время описывается в тексте, 19 век или современность? Почему?
- Какие ещё художественные средства использует автор в этом тексте?
5. Подготовка к написанию сочинения. Работа ведётся на доске, с параллельной записью в тетрадях.
Чтобы вам было проще работать над собственным Петербургским текстом, давайте попробуем собрать материал для сочинения. Мы проводили с вами подобную работу, когда писали сочинение по теме «Осень». Итак, собираем ассоциации к слову Петербург.
Петербург
- Презентация 2.
Написание сочинения (4 – 5 предложений).
- Прослушивание нескольких сочинений.
- Итоги урока
Сегодня мы с вами познакомились с понятием Петербургский текст, проанализировали один из таких текстов, повторили некоторые правила орфографии, попробовали написать самостоятельно петербургский текст.
Понравился вам урок?
- Выставление оценок тем, кто наиболее активно работал. Все остальные получат оценки после проверки тетрадей.
- Домашнего задания не будет.
- Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».
Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку
Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...
Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"
Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»
Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."
Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста....