Имена существительные общего рода
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель данного урока:
-Формировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: Дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие.
Задачи урока:
- Образовательные
- формировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и грамматические умения.
- Развивающие:
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
2. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в группах, парах:
- воспитание уважительного отношения уважения друг к другу и критического отношения к себе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, толковые словари
1. Организационный момент. Приветствие
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорки счастья в лучах золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Всем доброго утра! Искорки счастья- это наши с вами улыбки. Если начинать день с улыбки, то он весь пройдет хорошо. И я надеюсь, что мы подарим друг другу улыбки.
Все ли готовы к уроку? Тогда начнем.
Проверка готовности к уроку. Запишем сегодняшнее число 14 декабря, классная работа. И оставьте, пожалуйста, одну строчку для темы. К ней мы вернемся позже.
2. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки) один ученик у доски, остальные в тетради)
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.
Повторение изученного .Послушайте стихотворение
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
-Почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
^ Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.
-Почему они не изменяются? Как мы называем такие слова? Давайте исправим.
^ В русском языке есть заимствованные слова, которые не хотят подчиняться его законам и поэтому называются несклоняемыми.
Скажите, чем будут отличаться слова решето и домино, ведь у обоих в конце –О? У домино–О – часть корня, а в слове решето –О – это окончание.
А вот есть другое стихотворение с несклоняемыми существительными. Послушайте его
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино,
Ни домино,
Ни бюро
И ни метро,
Ни кашне,
И ни пенсне,
Ни шоссе,
Ни шимпанзе.
Ни какао,
Ни депо,
Ни кафе И ни пальто.
-Очень хорошее стихотворение – с его помощью можно запомнить много несклоняемых существительных. А как определять род таких существительных?
^ Большинство несклоняемых неодушевлённых существительных – среднего рода.
Одушевлённые существительные, обозначающие животных или лиц мужского пола, как правило, мужского рода (буржуа, фламинго, шимпанзе).
^ Если они обозначают лиц женского пола, то относятся к женскому роду (толстая мадам, строгая леди
Определить род слова, называющего географический объект, можно по его родовому понятию.
1) Распределить существительные по трём столбикам в зависимости от рода: авеню, кофе, кольраби, какао, салями, путь, чай, созвездие, пятёрка, пенальти, колибри, Тбилиси, Перу, фламинго.
^ 2. Изучение нового материала
1 часть
- Наконец-то разделались с несклоняемыми существительными! Но если этого не знать, можно так и остаться невеждой!!! Или невежей?!! Запуталась что-то я? Как же правильно говорить? Поможет нам в этом с вами словарь и определение лексического значения слова. Чтение словарной статьи
Кстати, какого рода слово НЕВЕЖДА? (Это неграмотный человек, значит, мужского рода) А если невежда – женщина?
Давайте посмотрим, что нам расскажет о таких словах наш словарь (работа со словарем)
Итак, какого же рода существительное НЕВЕЖДА?
Правильно, запишем тему сегодняшнего урока: «Существительные общего рода»
Это существительное общего рода. В русском языке есть такие существительные с окончанием -А (-Я), которые относятся к мужскому роду, если называют лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например:
^ Наш Павлик такой невежда!
Наша Даша такая невежда!
- Откройте учебник на с.145,№45-давайте прочитаем правило
Ребятки, посмотрите, мне в руки попал один документ…
Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух
(расшифрованная шифрограмма)
«Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 «В» класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 6 «В» классе никто не подходит! Староста, Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка. Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа: у него всё из рук валится. Есть в 6 «В» ещё одна растяпа, Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!
Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова - такая плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Вася – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронинов Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора! При этом он ещё такой неряха и невежа, просто ужас!
Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь в самом деле не с кем работать!»
- Как вы думаете, почему выделены данные слова?
Шеф, прочитав донесение, выделил то, что, по его мнению, допустимо для агента. Ваша задача – выписать остальные слова общего рода вместе с определениями, которые к ним относятся (17 слов).
В чем особенность всех выписанных слов? (Они характеризуют человека или с положительной, или с отрицательной стороны)
2 часть
- Скажите мне, пожалуйста, а слово АГЕНТ – какого рода?
^ Слово АГЕНТ было и остается мужского рода, так же, как и многие другие слова, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий. - Давайте прочитаем правило на с.146
Определения при таких существительных тоже употребляются в мужском роде, а вот сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени, будут стоять в женском роде. Например:
^ Умный агент «Буратино» пришел в условленное место.
Красивый агент «Мальвина» пришла в условленное место. - Давайте выполним упражнение 279(Устно)(1 и 4 предложение выписать)
3.Физкультминутка (давайте немножко разомнемся)
- Вы сладкоежка? (Если «да», то встаем, «нет» - крутим головой)
- Вы чистюля?
- Вы непоседа?
- Вы умница?
- Вы тихоня?
- Вы забияка?
- Вы левша?
- Вы молодчина?
- Вы недотрога?
Спасибо, садимся и продолжаем работать.
- Покажу вам еще некоторые предметы и животных. Назовите. Вы прекрасно знаете, как они выглядят. Зачем же я их вам показала?
Шляпа, гадюка (змея), лиса, пила, обезьяна.
- Иногда так называют людей. Приведу примеры:
Наша соседка такая лиса.
Васька – настоящая гадюка.
Ну, Димка, какая же ты шляпа!
-Можно ли эти слова тоже считать существительными общего рода? как вы догадались?
(Нет, они остаются существительными женского рода, на это указывают окончания прилагательных и местоимений)
Проверка усвоения знаний.(Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал)
Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)
Карточка:
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница,шляпа.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.
16 Домашнее задание: Сочинение –описание характера человека с использованием существительных общего рода
15. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Почему они так называются?
-Как определить род этих существительных?
Закончи предложение
-Сегодня я узнал (а)….
-Было трудно…
-Теперь я могу…
-У меня получилось…
Было интересно…
-Мне захотелось…
Мне было с вами очень интересно работать, вы умнички! Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода, 6 класс
Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....

Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)
Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...
Имена существительные общего рода
Материал использова при объяснении нового материала...

Имена существительные общего рода
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...