Иновационный продукт. Алгоритм разработки диагностических контрольных работ (ДКР) по русскому языку
статья по русскому языку (7 класс) по теме
Диагностические материалы по русскому языку (ДКР) в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dkr_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse_konets_goda.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по русскому языку в 7 классе
(на конец года).
Предметные задания репродуктивного характера (задания на знание и понимание)
Задание 1.
Цель: определить сформированность умения находить в слове определённую орфограмму.
Вставить пропущенные буквы. Определите, в каком ряду во всех словах пропущена буква а:
А) досух…, влев…, набел…
Б) наскор…, налев…, запрост…
В) изредк…, справ…, дочист…
Г) сначал…, снов…, направ…
Ответ: В.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 12.
За каждый ряд с правильно вставленными буквами – 2 балла; за правильный ответ на вопрос – 4 балла.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения находить в слове корень, приставку, суффикс, умения определять вид орфограммы.
Задание 2.
Цель: определить сформированность умения ориентироваться в разнообразии звуков языка, умения осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.
Выполните словообразовательный разбор слова взволнованно, назовите его способ словообразования.
Ответ: суффиксальный, образовано от слова взволнованный с помощью суффикса –о.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 10.
Верно определён способ словообразования – 5 баллов. Разбор выполнен без ошибок - 5 баллов.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать способы словообразования, выделять морфемы, участвующие в словообразовании, объяснять и понимать лексическое значение слова.
Задание 3.
Цель: определить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль.
Выберите из списка обязательные действия для правильного написания нн – н в наречиях на –о, -е:
А) определить разряд наречия,
Б) определить, от какого слова образовано наречие,
В) выделить суффикс,
Г) определить, сколько н пишется в том слове, от которого образовано наречие,
Д) поставить ударение,
Е) выделить приставку,
Ж) определить часть речи слова, от которого образовано наречие,
З) определить число
Ответ: Б), В), Г), Ж).
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов –8.
Каждый верно названный признак оценивается в 2 балла.
Интерпретация: невыполнение задания говорит о непонимании текста задания, о невнимательном чтении текста задания, об отсутствии знаний о морфологических признаках наречия, о правописании н-нн в наречиях на –о, -е.
Предметные или метапредметные умения продуктивного характера (познавательные УУД).
Задание 4.
Цель: выявить сформированность умения обобщать и перерабатывать полученную информацию, умения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умения владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание.
Выберите правильное написание наречия в составе словосочетания (по)зимнему холодно: а) по зимнему, б) по-зимнему, в) позимнему. Объясните свой выбор (дайте развёрнутый ответ).
Ответ: Б). Наречие по-зимнему пишется слитно, так как оно образовано от прилагательного зимний при помощи приставки по- и суффикса -ему.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 8.
Правильный выбор написания – 4 балла; последовательность, аргументированность, логичность развёрнутого ответа (названы приставка и суффикс) – 4 балла.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения выстраивать развёрнутый ответ, основываясь на понятии, знания теории в решении конкретной орфографической задачи, использовать аргументы в монологическом высказывании, возможно, об отсутствии знания правила.
Задание 5.
Цель: выявить сформированность умения анализировать объект с выделением существенных признаков, умения разбить материал на составляющие.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и запишите словосочетания, распределяя их по двум группам:
1. сочетания слов, в состав которых входят производные предлоги или союзы,
2. сочетания слов, в состав которых входят омонимичные союзам и предлогам части речи.
Поговорить (на)счёт работы, жить (на)против, скакать (в)переди отряда, не посещать (в)следстви.. болезни, иметь (в)виду, проходить мимо, (в)течени.. реки, говорю одно и то(же), (в)течени.. трёх дней; невысокая, за(то) пушистая; собрались, что(бы) обсудить; зайти за(то) здание; мне то(же) хотелось на улицу; выполнять так(же) легко, как и раньше.
Ответ:
Поговорить насчёт работы | Жить напротив |
Скакать впереди отряда | Иметь в виду |
Не посещать вследствие болезни | Проходить мимо |
В течение трёх дней | В течении реки |
Невысокая, зато пушистая | Говорю одно и то же |
Собрались, чтобы обсудить | Зайти за то здание |
Мне тоже хотелось на улицу | Выполнять так же легко, как и раньше |
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 14.
За каждый верный ответ – 1 балл.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения определять части речи, применять орфографическое правило, классифицировать слова по определённому признаку.
Метапредметные умения (регулятивные, часть коммуникативных и личностные УДД).
Задание 6 – 9.
Цель: выявить сформированность умения определять тему текста и его основную мысль, умения понимать и обобщать полученную информацию, умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, умения строить монологическое высказывание.
Прочитайте текст.
(1) Бунин признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога. (2) Глядя из окна вагона на тень от паровозного дыма, таявшую в прозрачном воздухе, Бунин сказал: (3) «Какая радость – существовать! (4) Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. (5) Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. (6) Одно нужно – только видеть и дышать...»
- Определите основную мысль текста.
Ответ: Бунин признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 5.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения находить основную мысль текста;
- Определите тип речи текста? Докажите свою позицию.
Ответ: Этот текст – рассуждение, потому что есть тезис(1 предложение) и аргумент (2-6 предложения). Автор текста объясняет, почему И.А. Бунин чувствовал себя прекрасно перед большой дорогой.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов (строение текста (тезис, аргументы), наличие причинно-следственных связей) – 10.
Если говорится об одном каком-то признаке, то задание оценивается в 5 баллов.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать понятия «повествование», «описание» и «рассуждение»; обобщать полученную информацию и на основе этого создавать собственное высказывание.
- Найдите во втором предложении эпитеты.
Ответ: 1)таявшую; 2)прозрачном.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 10.
Каждый правильно выписанный эпитет оценивается в 5 баллов.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии знаний об эпитетах; умения находить эпитеты в тексте, отличать их от других лексических явлений в русском языке.
- Составьте текст - рассуждение. Согласны ли вы с высказыванием И.А. Бунина? Сформулируйте свою позицию, аргументируйте свой ответ, основываясь на знаниях художественной литературы и личном опыте.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов – 17.
Высказывание должно содержать ответ на вопрос (2 балла), два аргумента (по 5 баллов за каждый).
За логичность рассуждения – 5 баллов.
Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения строить своё собственное высказывание, опираясь на прочитанный текст, находить аргументы, возможно, из-за непонимания текста задания, невнимательного чтения текста, из-за неумения использовать информацию из других областей знаний.
Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД).
Задание 10.
Цель: выявить уровень сформированности самооценки у ученика.
Оцените свои ответы.
Пусть длина отрезка – правильное выполнение всего теста. Покажите на отрезке часть правильно выполненных заданий, по вашему мнению.
Оценка выполнения задания:
Максимальное количество баллов –6.
Интерпретация: большое количество ошибок, неполное выполнение заданий или отсутствие аргументации может свидетельствовать о слабом развитии умения давать самооценку своей работе либо о низкой мотивации к выполнению заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для учащихся 7 класса
Диагностическая конрольная работа по теме "Основание Санкт-Петербурга" предназначена для учащихся 7 класса, изучающих предмет "История и культура Санкт-Петербурга. Включает три блока заданий для двух...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
Контрольная работа № 1 по русскому языку по программе Гольцовой в 10-м классе. Планирование МИОО. Базовый уровень. 64 часа
Контрольная работа № 1 (в двух вариантах) по русскому языку проводится после повторения разделов "Лексика" и "Фразеология". Задания построены в формате ЕГЭ по русскому языку. И...
Контрольные работы 6 класс русский язык
Контрольные работы 6 класс русский язык...
Инновационный продукт. Алгоритм разработки диагностических контрольных работ (ДКР) по русскому языку.
Результаты диагностики могут помочь изучить познавательные возможности учащихся, уровень развития познавательного интереса, предметных и метапредметных умений, дать информацию о личностных качествах, ...