Вариант текущей промежуточной аттестации в 6 классе по теме «Старославянские слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Работа по составлению проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekushchaya_kontrolnaya_rabota_po_teme_staroslavyanskie_slova.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант текущей промежуточной аттестации в 6 классе
по теме «Старославянские слова»
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________
1этап. Целеполагание.
– Прочитайте строки из стихотворения русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. На какие слова вы обратили внимание?
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
(Фёдор Тютчев «Весенние воды»)
– Можете ли вы назвать лексическое значение этих слов?
– Я утверждаю, что это старославянские слова. Докажите моё утверждение? Подтвердите его примерами.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
– Прочитайте текст и сформулируйте тему и цель проекта.
Профессор Иван Калинович. Я слышал, вы сегодня говорили о том, что в нашей лексике, кроме исконно русских слов, есть еще и заимствованные. Среди них особое место занимают старославянизмы.
Почемучка. Посему «особое»? Ведь, наверное, старославянизмы – это просто «старые славянские слова».
Книжонок Прохор. Heт. Старославянизмы – это слова, которые заимствованы русским языком из старославянского, который хотя и приходится близким родственником восточнославянским языкам, но относится к южнославянской группе. Старославянский язык – это письменная форма одного из южнославянских языков. В XI веке на этот язык были переведены греческие религиозные книги, с помощью которых среди славян распространилось христианство. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием. Сначала старославянский язык распространялся среди западных и южных славян. В Х-ХI веках книги на старославянском языке получили широкое распространение и в Древней Руси, и вместе с ними в русский язык стали проникать старославянские слова- старославянизмы.
Почемучка. Все это было так давно... А можно ли в наше время отличить старославянские слова от русских?
Профессор Иван Калинович. Можно. Сравним: враг и ворог. Старославянские слова враг, вражда остались в нашем языке, а исконно русское ворог вышло из активно употребления. Однако от этого слова остались производные слова: ворожея, ворожить. Ворожить – «гадать», «заговаривать». Но заговаривать на зло, наводить порчу, а не просто предсказывать будущее. Современный человек, знающий происхождение этого слова, не захочет иметь дело с ворожбой. У старославянских по происхождению слов есть и другие приметы.
Тема моего проекта –__________________________________________________________________
Я выбрал(а) эту тему, потому что________________________________________________________
Цель моей работы –___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Проектным продуктом будет___________________________________________________________
Этот продукт поможет мне достичь цели проекта, так как________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 этап. Задачи проекта.
– Определите задачи («шаги для достижения цели»):
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия_____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сбор информации (где и как искал (а) информацию)_______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изготовление продукта (что и как делал (а)?______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 этап. Решение задач.
– Найдите в современном русском языке слова, имеющие старославянские корни. Для того чтобы облегчить вам работу, я дам несколько подсказок.
1) После жаркого дня вечером веет чем? ____________________________
2) Министерство, отвечающее за охрану здоровья в стране, проводящее реформы в этой области. ____________________________________________________________________________________
– Приведите свои примеры. При подборе старославянизмов помните, что у большинства из старославянизмов есть аналоги среди русских слов.
____________________________________________________________________________________
– В следующих примерах найдите старославянизмы, укажите их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.
1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.
– Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните. С полученными словосочетаниями составьте шесть предложений.
1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).
Я начал свою работу с того, что_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Потом я приступил к______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я завершил работу тем, что________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4 этап. Самооценка.
Закончив свой проект, я могу сказать, что________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я могу закончить предложенные мне высказывания.
1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются___________________________________
2. Если в корне есть сочетания ______________________________, они называются неполногласными.
3. Слова глас и голос – братья, потому что________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промежуточная аттестация, 7 класс, УМК Мордковича
Один вариант итоговой годовой работы по математике за курс 7 класса по УМК Мордковича. Работа дана в формате экзамена ГИА....
КИМы для промежуточной аттестации. 8 класс. А.В. Перышкин
Экзаменационный материал в четырех вариантах для проведения промежуточной аттестации для учащихся 8 класса по учебнику А.В. Перышкина...
Подготовительные материалы для промежуточной аттестации (5 класс)
Программа "Искусство" разработана творческим коллективом авторов под руководством и редакцией С.И.Гудилиной. В данном документе представлены некоторые теоретические данные и ссылки на сайты, которые п...
Задания для промежуточной аттестации 8 класс
Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С (лексико-грамматический тест, задания на словообразования, задания на чтение)...
Задания для промежуточной аттестации 6 класс (I вариант)
Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С...
Контрольный тест для промежуточной аттестации (8 класс)
Контрольная работа по русскому языку для учащихся 8-х классов представляет собой тест, состоящий из 40 заданий по основным темам курса.Правильный ответ...
Тесты для промежуточной аттестации 7 класса
Данная работа содержит в себе 4 варианта, предназначенных преимущественно для учеников ниже среднего уровня. Тест содержит темы обязательного изучения. К работе прелагаются ответы на все вариант...