Вариант текущей промежуточной аттестации в 6 классе по теме «Старославянские слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Работа по составлению проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант  текущей промежуточной аттестации в 6 классе

по  теме «Старославянские слова»

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________

1этап. Целеполагание.

– Прочитайте  строки из стихотворения  русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. На какие слова вы обратили внимание?

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

(Фёдор  Тютчев «Весенние воды»)

– Можете ли вы назвать лексическое значение этих слов?

– Я утверждаю, что это  старославянские слова. Докажите моё утверждение? Подтвердите его примерами.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

– Прочитайте текст и сформулируйте тему и цель проекта.

Профессор Иван Калинович. Я слышал, вы сегодня говорили о том, что в нашей лексике, кроме исконно русских слов, есть еще и заимствованные. Среди них особое место занимают старославянизмы. 
Почемучка. Посему «особое»? Ведь, наверное, старославянизмы – это просто «старые славянские слова». 
Книжонок Прохор. Heт. Старославянизмы – это слова, которые заимствованы русским языком из старославянского, который хотя и приходится близким родственником восточнославянским языкам, но относится к южнославянской группе. Старославянский язык – это письменная форма одного из южнославянских языков. В XI веке на этот язык были переведены греческие религиозные книги, с помощью которых среди славян распространилось христианство. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием. Сначала старославянский язык распространялся среди западных и южных славян. В Х-ХI веках книги на старославянском языке получили широкое распространение и в Древней Руси, и вместе с ними в русский язык стали проникать старославянские слова- старославянизмы. 
Почемучка. Все это было так давно... А можно ли в наше время отличить старославянские слова от русских? 
Профессор Иван Калинович. Можно. Сравним: враг и ворог. Старославянские слова враг, вражда остались в нашем языке, а исконно русское ворог вышло из активно употребления. Однако от этого слова остались производные слова: ворожея, ворожить. Ворожить – «гадать», «заговаривать». Но заговаривать на зло, наводить порчу, а не просто предсказывать будущее. Современный человек, знающий происхождение этого слова, не захочет иметь дело с ворожбой. У старославянских по происхождению слов есть и другие приметы.

Тема моего проекта –__________________________________________________________________

Я выбрал(а) эту тему, потому что________________________________________________________

Цель моей работы –___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Проектным продуктом будет___________________________________________________________

Этот продукт поможет мне достичь цели проекта, так как________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 этап.  Задачи проекта.

– Определите задачи («шаги для достижения цели»):

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

Выбор темы и уточнение названия_____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сбор информации (где и как искал (а) информацию)_______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изготовление продукта (что и как делал (а)?______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 этап.  Решение задач.

– Найдите в современном русском языке слова, имеющие старославянские корни. Для того чтобы облегчить вам работу, я дам несколько подсказок.

1) После жаркого дня вечером веет чем? ____________________________

2) Министерство, отвечающее за охрану здоровья в стране, проводящее реформы в этой области. ____________________________________________________________________________________

– Приведите свои примеры. При подборе старославянизмов помните, что у большинства из старославянизмов есть аналоги среди русских слов.

____________________________________________________________________________________

– В следующих примерах найдите старославянизмы, укажите их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово.

1)…Раздался звучный глас Петра. 2)И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.

– Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках; старославянизмы подчеркните. С полученными словосочетаниями составьте шесть предложений.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей (страж, сторож). 2)… курс истории, … пиджак (краткий, короткий). 3)… дети, … суждения (здравый, здоровый). 4)Идущий впереди, или …, дозор; жить на … улице города (главный, головной). 5)… каменные глыбы, … турбину (вращать, ворочать). 6)… вещи, … нравы (чуждый, чужой).

Я начал свою работу с того, что_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потом я приступил к______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я завершил работу тем, что________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4 этап. Самооценка.

Закончив свой проект, я могу сказать, что________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я могу закончить предложенные мне высказывания.

1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются___________________________________

2. Если в корне есть сочетания ______________________________, они называются неполногласными.

3. Слова глас и голос – братья, потому что________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточная аттестация, 7 класс, УМК Мордковича

Один вариант итоговой годовой работы по математике за курс 7 класса по УМК Мордковича. Работа дана в формате экзамена ГИА....

КИМы для промежуточной аттестации. 8 класс. А.В. Перышкин

Экзаменационный материал в четырех вариантах для проведения промежуточной аттестации  для учащихся 8 класса по учебнику А.В. Перышкина...

Подготовительные материалы для промежуточной аттестации (5 класс)

Программа "Искусство" разработана творческим коллективом авторов под руководством и редакцией С.И.Гудилиной. В данном документе представлены некоторые теоретические данные и ссылки на сайты, которые п...

Задания для промежуточной аттестации 8 класс

Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С (лексико-грамматический тест, задания на словообразования, задания на чтение)...

Задания для промежуточной аттестации 6 класс (I вариант)

Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С...

Контрольный тест для промежуточной аттестации (8 класс)

Контрольная работа по русскому языку для учащихся 8-х классов представляет собой         тест, состоящий из 40 заданий по основным темам курса.Правильный ответ...

Тесты для промежуточной аттестации 7 класса

Данная работа содержит в себе 4 варианта, предназначенных преимущественно для учеников ниже среднего уровня. Тест содержит темы обязательного изучения.  К работе прелагаются ответы на все вариант...