5 класс Разделительные Ъ и Ь
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
УМК к уроку. Презентация составлена на основе готового конспекта к уроку из интернет-источников (без претензии на авторство)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_razdelitelnye_i_.zip | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет- источников.
"Разделительные Ъ и Ь"
Цели урока.
- Развивать навыки речевого слуха.
- Осознавать необходимость употребления разделительных знаков.
- Знать условия употребления разделительных Ъ и Ь и верно писать соответствующие слова.
Слайд 2.
Оборудование.
Компьютер, проектор, экспозиционный экран, распечатанная рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” - представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).
— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
П. Матвиенко.
Приложение. Слайд 3.
3. Условия употребления Ъ и Ь.(прочитать правило №6)
Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:
Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:
- после приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд
- в остальных случаях перед теми же буквами и пред буквой И пишется разделительный Ь
4. Игра “Где Ъ и Ь”?
Ученики поднимают правую руку (если в слове Ь), левую руку (если в слове Ъ).
Съездим
Трёхэтажный
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Сэкономить
Объединение
Овечьи
Изъявить
Приложение. Слайд 7.(проверка)
5. В работе над темой нам поможет Рабочая тетрадь, в которой мы выполним ряд заданий.
Задание 1.
Распределите слова по двум столбикам.
Какое из выписанных слов прилагательное?
разделительный Ъ | разделительный Ь. |
подъехать | вьюга |
съёмка | льётся |
разъяснить | бульон |
предъюбилейный | муравьи |
объявить | бурьян |
| барьер |
| воробьи |
Предъюбилейный – прилагательное.
Приложение. Слайд 8,9.
Задание 2. Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.
раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода,
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода,
большой об_ём,
раз_увериться во всём,
с_узить юбку,
под_езд к дому,
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях,
сер_ёзная опасность.
Приложение. Слайд 10.
Задание 3.
Почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется Ъ, а в другом – нет?
Разъяснить – разлить
Съехать – сузить
Предъюбилейный – предложить
Приложение. Слайд 11.
Задание 4.
Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный Ъ, и разделительный Ь. Почему в этом слове количество букв и звуков одинаковое?
Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
Приложение. Слайд 12.
Задание 5.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. В каких словах нужно употребить Ь? Ъ?
За морем веселье, да чужое,
А у нас и горе, да своё.
Горе в чужой земле безъязыкому.
Дома всё споро, а вчуже житьё хуже.
Приложение. Слайд 13.
Задание 6.
Объясните постановку Ъ или Ь.
С необъяснимою печалью
Стою в раздумье сам не свой:
В лугах цветок иван-да-марью
Я не могу косить косой.
Почему нельзя определить часть речи слова КОСОЙ вне контекста?
Подчеркните грамматические основы данного предложения.
Приложение. Слайд 14.
6. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз: сначала “напишем” глазами Ъ, потом Ь. Затем в течение минуты быстро-быстро поморгаем.
Приложение. Слайд 15.
7. Сообщение ученика “Это интересно! Из истории языка”.
Буква “ер” - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.
Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.
Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
Приложение. Слайд 16.
8. Кроссворд “Разделительные Ъ и Ь”.
По горизонтали.
1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах.
3. Непригодный для еды.
6. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
8. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п.
9. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных.
10. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие.
11. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.
По вертикали.
2. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления.
4. Собрание документов по какому-либо вопросу, делу, а также папка с такими документами.
5. Сильная метель, снежная буря.
7. Место, по которому въезжают куда-либо.
8. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы.
Ответы.
По горизонтали. 1. Портьера. 3.Несъедобный. 6.Интервью. 8. Колье. 9. Вольера. 10. Курьёз.11. Отъезд.
По вертикали. 2. Объявление. 4.Досье. 5.Вьюга. 7. Въезд. 8. Карьера.
Приложение. Слайд 17.
Приложение. Слайд 18.
9. Вывод.
Назовите условия, при которых пишется разделительный Ъ.
Когда надо писать разделительный Ь?
Почему в слове СЪЯЗВИТЬ пишется Ъ, а в слове САГИТИРОВАТЬ – нет?
Приложение. Слайд 19.
10. Самостоятельная работа.
1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?
1) под_езд, с_ёмка, об_явление
2) об_ективный, с_экономить, раз_яснить
3) ин_екция, в_елся, б_ётся
2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?
1) ад_ютант, бул_он, лис_и
2) компан_он, шампин_он, интерв_ю
3) почтал_он, павил_он, раз_езд
4) комп_ютерный, медал_он, об_ехать
Приложение. Слайд 20.
11. Мои достижения в изучении темы “Разделительные Ъ и Ь”.
Я знаю условия употребления разделительных Ъ и Ь.
Я умею грамотно писать слова с разделительными Ъ и Ь.
Я знаю, над чем мне надо работать.
Приложение. Слайд 21.
12. Домашнее задание: Правило №6 (записать в «С»), задание на карточках выполнить. Записать в «СТС» слова с.28
Приложение. Слайд 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для 3 класса. Разделительные вопросы.
Урок - ознакомление с новым грамматическим материалом. Разделительные вопросы....
материал для 5 класса. Разделительные вопросы.
Урок - ознакомление с новым грамматическим материалом. Разделительные вопросы....
Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ".
Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Использована игровая технология и работа в парах....
Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса " Разделительный Ь знак"
Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса специальной коррекционной общеобразовательной школы для слабовидящих и слепых детей. ...
Презентация для 5 класса Разделительные вопросы
Яркая презентация для урока в 5 классе по учебнику Биболетова М.З. по теме "Разделительные вопросы". Урок также содержит материал традициях о чаепития в Великобритании...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Разделительный ь"
Данный конспект урока разроботан в сответствии требований ФГОС для учащихся 1 класса....
Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Разделительные Ъи Ь"
Данный конспект урока представляет собой подробную программу на основе технологии модерации. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся я на протяжении урока сформировала малые груп...