Кроссворд "Средства художественной выразительности"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Васильева Марина Михайловна

Русский язык славится своим богатством и красотой во многом благодаря средствам речевой выразительности. Большое разнообразие изобразительно-выразительных средств, которые присутствуют в нашем языке, делает его многогранным, но в то же время сложным для изучения. Для того чтобы научиться различать тропы и речевые фигуры, необходимо прежде всего знать их определения. Кроссворд содержит 35 наименований, включающих  фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности, тропы и фигуры речи, используемых в заданиях ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Кроссворд и задания к нему59.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Предметный кроссворд педагога»

Кроссворд «Средства художественной выразительности»

Автор: Васильева Марина Михайловна

Полное название образовательного учреждения: МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района г.Казани

Название кроссворда: «Средства художественной выразительности»

Название программного обеспечения, онлайн сервисов (ссылка) для создания кроссворда: Microsoft Word.

Предмет (указать предмет) или внеклассное мероприятие: Русский язык, Литература

Номинация: Традиционный кроссворд

Возрастная группа: 9-11 классы

Цель создания кроссворда:

  1. закрепление изученного материала о средствах выразительности, используемых в речи и художественной литературе,
  2. контроль знания терминов и литературоведческих понятий, необходимых для анализа художественного произведения,
  3. использование кроссворда в качестве дидактического материала как на уроках, так и на факультативных занятиях, спецкурсах при подготовке к олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Краткая аннотация:

Русский язык славится своим богатством и красотой во многом благодаря средствам речевой выразительности. Большое разнообразие изобразительно-выразительных средств, которые присутствуют в нашем языке, делает его многогранным, но в то же время сложным для изучения. Для того чтобы научиться различать тропы и речевые фигуры, необходимо прежде всего знать их определения. Кроссворд содержит 35 наименований, включающих  фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности, тропы и фигуры речи, используемых в заданиях ЕГЭ.

Список используемых информационных источников:

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.А. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006г.
  2. Кузнецова и.А. Русский язык. Сдаем без проблем! М.: Эксмо, 2008г.
  3. Малюшкин А.Б., Л.Н. Иконницкая. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10-11 классы. М.: Творческий центр, 2004г.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: “Просвещение”, 1976г.
  5. Чуфистова Е.В., Чуфистова Ю.В. и др. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. М.: “Экзамен”, 2004г.

Задания к кроссворду

По горизонтали:

2.   Замена однословного наименования явления, лица, предмета, реалии указанием на его характерные признаки, черты. (Петербург –северная столица)

6.  Повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов.

7. Фигура речи, при которой происходит членение предложения.  (И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.)

10.  Одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому). Игра двух значений и создает нужный эффект — насмешку.  (Такой ты умный! (=глупый)

11.  Лексическое средство выразительности: слова, противоположные по смыслу.

13.  Пропуск слова, элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте.  (Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги)

15. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?).

20.  Сочетание противоположных по значению слов (Горячий снег)

22. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений (Читаю Пушкина)

24. Стилистический прием, при котором отсутствуют (опущены) союзы, , вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность. (Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет)

26. Красочное определение (Седое море)

28.  Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. (Буря злится)

30.  Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.  (В сто сорок солнц закат пылал)

31.  Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. (Нос корабля)

33. Устаревшие слова или оборот речи.  (Чело омрачилося думой)

34. Фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

(Но мне ли, мне ль, любимцу государя…

Но смерть… но власть… но бедствия народны….)

По вертикали:

1. Повтор согласных, создающий образ (Чуть слышно бесшумно шуршат камыши)

3. Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы (Бить баклуши)

4. Совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи.

5.  Стилистическая фигура речи: нарастание или ослабление признака или действия. (Закат белел, алел, пылал)

7. Антитеза.

8. Употребление повторяющихся союзов.

9.  Близкие по значению слова  (Победить – одолеть)

12. Речь двух людей.

14.  Преуменьшение  (Мужичок с ноготок)

16.  Повтор гласных звуков (Люблю березку русскую)

17.  Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (Как море бесшумное, волнуется все войско)

18.  Слова или устойчивые словосочетания, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. (Городовой)

19. Противопоставление.

21. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. (Змея – аллегория мудрости, лиса – хитрости)

23. Обратный порядок слов (Белеет парус одинокий в тумане моря голубом)

25.  Передача в тексте чужих высказываний с указанием автора данных слов

27.  Приём, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественных отношений (часть вместо целого).  (Нужна крыша над головой)

29.  Повтор в начале строки (единоначатие).  (Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.)

32. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией

Личностно-ориентированный  урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности.

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»

Дорогой друг!  В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку.  Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...