Виды сложноподчинённых предложений
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Науменко Лариса Викторовна

Вводный урок по видам СПП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_spp.docx41.86 КБ
Файл rabochaya_karta_uroka.docx18.92 КБ
Файл vidy_slozhnopodchinyonnyh_predlozheniy.pptx882.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Виды СПП"

Цель: 1. Совершенствовать умения устанавливать смысловые связи между простыми предложениями в составе сложного, составлять схемы СПП;

        2. дать общее представление о признаках определения видов СПП;

        3. формировать умение определять виды СПП;

        4. развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП;

Воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Дата, классная работа.
  2. Готовы ли мы к работе.
  1. Чем отличаются простые предложения от сложных?
  2. Что такое СП?
  3. Виды СП?
  4. Виды союзных СП?
  5. Виды ССП?
  6. Виды СПП?

По мере беседы заполняется схема

  1. Готовы ли мы до конца заполнить схему?
  1. Изучение новой темы.
  1. Перед вами предложения, попробуем определить вид предложений, что для этого нам надо? (Найти ГО, выяснить способ связи, определить вид СП)
  1. Русский язык открывается до конца в своих волшебных свойствах и богатстве лишь  тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ. (К. Паустовский)
  2. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. (Вольтер)
  3. Русский язык – язык, который создан для поэзии. (П. Мериме)
  1. Попробуйте назвать виды СПП (нет знаний).
  2. Тема нашего урока "Виды СПП".
  3. Перед вами предложения, распределите х по группам, почему вы их так распределите.
  1. Я смотрел на реку, по которой плыли островами жёлтые листья.
  2. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
  3. Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
  4. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.
  5. Знаю я, что не цветут там чащи.
  6. Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство.
  1. Как вы думаете, как будут называться такие предложения? (? дополнения – дополнительные, ? определения – определительные, ? обстоятельства - обстоятельственные).
  2. Только дополнительные мы будем называть изъяснительные.
  3. Поработаем с алгоритмом и схемой на ваших рабочих картах.

определительные

изъяснительные

Обстоятельственные

Относятся к существительному, местоимению, определяют их

Относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (сказуемое)

Обозначают место, время, цель, причину и т.д. относятся к глаголам, наречиям, деепричастиям.

Вопросы  какой? чей? который?

Вопросы косвенных падежей

Вопросы обстоятельства

Союзные слова: который, кто, где, что, какой…

Союзные слова: кто, что, чей…

Союзы: что, чтобы

Частица: ли

Союзные слова: где, куда, откуда.

Союзы.

Алгоритм рассуждения

  1. Найти ГО.
  2. Установить смысловые отношения между частями СП.
  3. Задать вопрос.
  4. Чем присоединяется придаточное к главному.
  5. Задать вопрос, определить вид.
  1. Давайте применим наши знания на практике.
  1. Солнце чуть показалось из-за горы, которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи.
  2. Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
  3. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
  4. Звуча у Пушкина так дивно,

Язык наш корчится в тоске,

Когда пошлят богопротивно

На нём, на русском языке.

  1. Закрепление знаний.
  1. Восстановите предложения, составьте схемы, определите вид. Какое из них "лишнее", почему?
  1. И нищий наездник таится в ущелье

1.как осенняя паутина блестит на солнце

  1. Известно

2.что слоны в диковинку у нас

  1. И наступила минута

3.где Терек играет в свирепом ущелье

  1. Солнце ещё не успело подняться

4.и в саду было холодно

  1. В ясный день вы увидите в лесу

5.когда я почувствовал усталость

  1. Графический диктант-тест.
  1. Где труд, там и счастье.
  2. Каждый человек должен найти для себя область деятельности, которая соответствует его интересам.
  3. Избрав любимый вид деятельности, вы должны наметить, как будете развивать себя в этой области.
  4. Результаты труда будут незначительными, если  вы не позаботитесь о его стимулировании.
  1. Итоги урока. Домашнее задание.
  1. Сколько видов СПП существует?
  2. Как нам их определить?
  3. Назовите группы придаточных и вопросы, на которые они отвечают.
  4. Д/з: выучить  алгоритм, таблицу, выполнить упр.

Дополнительное задание:

Составьте предложения по схемам
[       ],(когда   ).
[     ],(если   ).
(Чтобы  ), [  ].
[   ,(который  ),  ].



Предварительный просмотр:

Рабочая карта урока

  1. Перед вами предложения, попробуем определить вид предложений. Что для этого нам надо?
  1. Русский язык открывается до конца в своих волшебных свойствах и богатстве лишь  тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ. (К. Паустовский)
  2. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. (Вольтер)
  3. Русский язык – язык, который создан для поэзии. (П. Мериме)

  1. Перед вами предложения, распределите их по группам, почему вы их так распределите.
  1. Я смотрел на реку, по которой плыли островами жёлтые листья.
  2. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
  3. Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
  4. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.
  5. Знаю я, что не цветут там чащи.
  6. Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство.
  1. Поработаем с алгоритмом и схемой.

Определительные

Изъяснительные

Обстоятельственные

Относятся к существительному, местоимению, определяют их

Относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (сказуемое)

Обозначают место, время, цель, причину и т.д. относятся к глаголам, наречиям, деепричастиям.

Вопросы  какой? чей? который?

Вопросы косвенных падежей

Вопросы обстоятельства

Союзные слова: который, кто, где, что, какой…

Союзные слова: кто, что, чей…

Союзы: что, чтобы

Частица: ли

Союзные слова: где, куда, откуда.

Союзы.

Алгоритм рассуждения

  1. Найти ГО.
  2. Установить смысловые отношения между частями СП.
  3. Задать вопрос.
  4. Чем присоединяется придаточное к главному.
  5. Задать вопрос, определить вид.

  1. Давайте применим наши знания на практике.
  1. Солнце чуть показалось из-за горы, которую только привычных глаз мог бы различить от грозовой тучи.
  2. Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
  3. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
  4. Звуча у Пушкина так дивно,

Язык наш корчится в тоске,

Когда пошлят богопротивно

На нём, на русском языке.

  1. Восстановите предложения, составьте схемы, определите вид. Какое из них "лишнее", почему?
  1. И нищий наездник таится в ущелье

1.как осенняя паутина блестит на солнце

  1. Известно

2.что слоны в диковинку у нас

  1. И наступила минута

3.где Терек играет в свирепом ущелье

  1. Солнце ещё не успело подняться

4.и в саду было холодно

  1. В ясный день вы увидите в лесу

5.когда я почувствовал усталость

  1. Составьте предложения по схемам
    [       ], (когда   ).
    [     ], (если   ).
    (Чтобы  ), [  ].
    [   ,(который  ),  ].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды сложноподчинённых предложений Подготовила : Науменко Л.В., учитель ЯОШ № 6

Слайд 2

Восстановите схему

Слайд 4

Анализируем предложения Русский язык открывается до конца в своих волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ. (К. Паустовский) Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. (Вольтер) Русский язык – язык, который создан для поэзии. (П. Мериме)

Слайд 5

Ищем пары 1. Я смотрел на реку, по которой плыли островами жёлтые листья. 2. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. 3. Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. 4. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. 5. Знаю я, что не цветут там чащи. 6. Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство.

Слайд 6

ВИДЫ СПП ОПРЕДЕЛИ ТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИ ТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ СТВЕННЫЕ Относятся к существительному, местоимению, определяют их Относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (сказуемое Обозначают место, время, цель, причину и т.д. относятся к глаголам, наречиям, деепричастиям. Вопросы какой? чей? который? (определение) Вопросы косвенных падежей (дополнение) Вопросы обстоятельства Союзные слова: который, кто, где, что, какой… Союзные слова: кто, что, чей… Союзы: что, чтобы Частица: ли Союзные слова: где, куда, откуда. Союзы.

Слайд 7

Алгоритм рассуждения 1. Найти ГО. 2. Установить смысловые отношения между частями СП. 3. Задать вопрос. 4. Чем присоединяется придаточное к главному . 5. О пределить вид .

Слайд 8

Применяем знания Солнце чуть показалось из-за горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи . Я пришёл к тебе с приветом рассказать что солнце встало.

Слайд 9

Применяем знания Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус . Звуча у Пушкина так дивно Язык наш корчится в тоске Когда пошлят богопротивно На нём на русском языке.

Слайд 10

И нищий наездник таится в ущелье 1.как осенняя паутина блестит на солнце 2. Известно 2.что слоны в диковинку у нас 3. И наступила минута 3.где Терек играет в свирепом ущелье 4. Солнце ещё не успело подняться 4.и в саду было холодно 5. В ясный день вы увидите в лесу 5.когда я почувствовал усталость

Слайд 11

Проверяем 1 – 3 2 – 2 3 – 5 4 – 4 5 - 1

Слайд 12

Графический диктант-тест Где труд, там и счастье . Каждый человек должен найти для себя область деятельности, которая соответствует его интересам.

Слайд 13

Избрав любимый вид деятельности, вы должны наметить, как будете развивать себя в этой области . Результаты труда будут незначительными , если вы не позаботитесь о его стимулировании.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Составьте предложения по схемам [ ],(когда ). [ ],( если ). ( Чтобы ), [ ]. [ ,(который ), ].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Виды сложноподчинённых предложений"

Данная проверочная работа может быть использована для проверки  ЗУН по теме "Виды СПП" или для подготовки учащихся к ГИА , ЕГЭ....

Виды сложноподчинённых предложений

Представлено 5 вариантов по 10 предложений в каждом, которые могут быть использованы в 9 классе при закреплении темы "Виды придаточных предложений". Варианты заданий может придумать каждый, исходя из ...

Урок "Виды сложноподчинённых предложений"

Тема: “Виды сложноподчиненных предложений”.Цели: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;Задачи: 1) мотивационная: ...

Конспект урока русского языка в 11 классе в условиях реализации ФГОС по теме "Виды сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложноподчинённых предложений (подготовка к ЕГЭ)" рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН.Форма ур...

Виды сложноподчинённых предложений

Цели:- приобретение учащимися знаний и умений классифицировать сложноподчинённые предложения;- формировать умения отличать сложноподчинённые предложения от предложений других видов, разграничивать час...

Из опыта работы. Тема: «Виды сложноподчинённых предложений»

Урок-повторение изученного материала по сложноподчинённым предложениям в 11 классе...