Из опыта работы. Тема: «Виды сложноподчинённых предложений»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок-повторение изученного материала по сложноподчинённым предложениям в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vidy_slozhnopodchinyonnykh_predlozheniy.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Виды сложноподчинённых предложений»
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Цель:
1. Образовательная: повторение и обобщение знаний учащихся о сложноподчиненных предложениях.
2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, их умения и навыков в поиске, обработке, систематизации и передаче информации.
3. Воспитательная: воспитание у школьников уважительного отношения к ратным подвигам защитников Родины; формирование у учащихся чувства долга, патриотизма.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация, учебник
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Постановка темы и целей урока.
Нам предстоит вспомнить сложноподчиненные предложения и их типы. Запишите тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия (ответы учащихся). Следовательно, какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть? (знать виды СПП и виды придаточных предложений; усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения; различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова)
III. ЕГЭ-разминка
1.Расставить ударение в словах:
Лгала, клала, пролила, порвала, на торте, премировать, сверлишь, намерение, принявший, звонишь, поняв, начала, включим, принялась, черпать, заняла.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) с пятидесятью рублями
2) оденьтесь теплее
3) высохла
4) спелых абрикосов
- Перепишите предложение и расставьте знаки препинания, устно охарактеризуйте предложение:
Пригреваемый весенним солнцем (1), князь Андрей сидел в коляске (2), поглядывая на первую траву (3), первые листья берёзы (4) и первые клубы белых (5) весенних облаков(6), разбегавшихся по яркой синеве неба.
IV.Повторение теоретического материала
- Приступим к повторению теоретического материала о СПП.
Раскройте учебник с. 309 - таблица
- Что такое СПП?
- Из чего состоит СПП?
- На какие три группы делятся все придаточные?
- Назовите обстоятельственные придаточные.
- С помощью каких средств связи соединяются придаточные предложения с главным?
Сложноподчинённые предложения - это сложные предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос.
Придаточные предложения | ||
Определительные | Изъяснительные (дополнительные) | Обстоятельственные |
относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д. | отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными | времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; |
места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность); | ||
образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала); | ||
меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться); | ||
причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно) | ||
цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?); | ||
условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); | ||
сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); | ||
уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно]; | ||
следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой); | ||
| [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства] | присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто). |
Вспомним, как отличить союзные слова от союзов. (таблица) Записать
Союзы:
- не являются членами предложения;
- можно заменить другим союзом;
- можно опустить
Союзные слова:
- являются членами предложения;
- возможна замена знаменательной частью речи;
- нельзя убрать
- Кроме союзных слов и союзов есть ещё и указательные слова, которые тоже являются средством синтаксической связи в СПП. Расскажите о них.
(В главном предложении употребляются указательные слова, а в придаточном – союзы и союзные слова)
V.Тест «Подчинительные союзы и союзные слова» (раздаточный материал)
Выберите правильный ответ (можно пользоваться таблицей):
1. Подчинительные союзы бывают:
1.изъяснительные
2.определительные
3.обстоятельственные места
2. Всегда присоединяются союзными словами придаточные предложения:
1) изъяснительные
2) определительные
3) обстоятельственные
3. Укажите союз, не употребляющийся в придаточных уступительных
1) пусть, пускай
2) хотя
3) несмотря на то что
4) с тем чтобы
4. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных условия:
1) В то время как
2) Потому что, ввиду того что
3) Если, раз, если-то
4) Чем-тем
5. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных причины:
1) так что
2) для того чтобы, чтобы
3) вследствие того что, потому что, так как
4) пока, с тех пор как
- А теперь составьте алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
1) найти грамматические основы;
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения;
3) поставить вопрос от главного к придаточному;
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении;
5) по вопросу определить вид придаточного.
VI. Закрепление материала.
1.Синтаксический разбор предложения:
Он не слыхал, как подымался жадный вал, ему подошвы подмывая, как дождь ему в лицо хлестал, как ветер, буйно завывая, с него и шляпу вдруг сорвал.
2.Определить правильную характеристику СПП (провести соответствие): (работа в парах)
1. Первая прибежала трясогузка, чтобы только на нас посмотреть | 1. обстоятельств. сравнения |
2. Все трясогузки помчались за ним, как комары несутся к добыче. | 2.обстоятельств. уступки |
3.Дятел сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. | 3.обстоятельств. цели |
4.С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вставали вместе с нами. | 4.определительное |
5.Утром, когда солнце взошло, я увидел одуванчики, раскрывшие свои «ладошки». | 5.обстоятельств. времени |
6.Сколько я ни ходил, встретить медведя мне в этот раз так и не удалось. | 6. обстоятельств. причины |
Ключ: 1-3, 2-1, 3-4, 4-6, 5-5, 6-2
3. Тестовое задание.
1. Укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.
1) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3) Я давно уже оставил тот край, где цветут луга и чащи.
2. Укажите номер СПП с придаточным определительным.
1) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2) Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.
3) Когда я впервые увидел море, оно взволновало и поразило меня.
3. Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1) Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2) Нет истины, где нет любви.
3) Недаром говорится, что дело мастера боится.
4. Укажите СПП с указательным словом.
1) Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило его.
2) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3) Я давно уже оставил тот край, где цветут луга и чащи.
5.Укажите номер СПП с союзным словом.
1) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
2) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.
3) Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.
4. Самостоятельная работа
Вариант 1.
1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё жилище.
2) Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
3) Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.
4) Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.
2. Укажите номер СПП в1-м задании, выпишите его и определите тип придаточного.
1) 2) 3) 4)
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.
2) Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.
3) АДРЕСАТ должен сам прийти на почту за письмом.
4) Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.
4. Укажите номер СПП в 3-м задании, выпишите его и определите вид придаточного.
1) 2) 3) 4)
______________________________________
Ключ: 1-3; 2-1, изъяснительное; 3-2; 4-4, изъяснительное.
Вариант 2
1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре заочно.
2) Защита ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.
3) На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М.Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.
4) Посещение дельфинария помогает получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии.
2. Укажите номер СПП в 1-м задании, выпишите его и укажите вид придаточного предложения.
1) 2) 3) 4)
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
2) При раскатывании теста необходимо СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
3) Главной, ЕДИНИЧНОЙ его страстью была любовь к наукам.
4) После того как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, отправитель получит уведомление о его вручении.
4. Укажите номер СПП в 3-м задании, выпишите его и определите вид придаточного.
1) 2) 3) 4)
______________________________________
Ключ: 1-1; 2-1, определительное; 3-3; 4-4, времени
Поменяйтесь тетрадями, оцените работы друг друга:
4 правильных ответа –«5»
3 правильных ответа – «4»
2 правильных ответа – «3»
4.Работа по учебнику
Из упр. 449 выписать предложения, выделенные курсивом и разобрать.
VII.Рефлексия
Чем помог урок? Какую работу проводили? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?
VIII.Домашнее задание (выбрать любой вариант)
Повторить теоретический материал (для всех)
- выполнить упражнение 451.
- выписать из художественного текста не менее 7 сложноподчиненных предложений, определить вид придаточного и составить схемы.
Разноуровневые задания:
II уровень: (4 балла).
1. Вставьте в сложноподчиненные предложения подходящие подчинительные союзы или союзные слова.
Определите тип придаточных предложений. Составьте их схемы.
Пословицы и поговорки, посвященные Победе Великой Отечественной войны.
1. Мы победили в тот день, … зацветает сирень. (когда)
2. Враги наш покой встревожили, … мы их уничтожили. (зато)
3. … Родину защищаем, победить обещаем. (когда)
4. … фашистов развеем в дым, обязательно победим. (если)
5. … развязывает войны, те презрения достойны. (кто)
6. Нужно так врага бить, … победить. (чтобы)
7. … отсутствует вера, там и нет дела. (где).
2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчиненных предложений.
1. Наступит тот год, когда победит народ.
2. Народ верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.
3. Они считали, что бой ведет группа бойцов.
4. И все были поражены, что солдат сражается один.
5. Нес службу на границе, где трудно было удержаться и не поддаться на провокации.
6. И вооружение было современное, что наши войска и доказали, применив его в дело, и уже намного уверенней они пошли дальше на запад.
7. Но часто в память возникают лица тех, кого спасал.
8. Когда подошли к границе, все безмерно радовались.
9. В Берлин наша Армия пришла достаточно сильной и хорошо вооруженной, так что сумела сломать хребет фашистскому зверью.
10. Бесконечно прекрасные лица тех, кто сохранил для нас нашу страну, наш отчий дом.
11. Это сила – жажда Победы, которая вела их вперед.
Определите тип(виды) и место придаточных предложений.
№ Сложноподчиненные предложения Виды придаточных предложений Место придаточного предложения в исходном варианте.
начало середина конец
1 Когда в ночное время взвилась красная ракета, наши передовые части начали переправляться через Днепр. Придаточное времени +
2 Две звездочки, как два спасательных маяка, сверкали на небосводе. Придаточное сравнения +
3 Ему не пришлось увидеться со своими, так как город захватили гитлеровцы. Придаточное причины +
4 Сколько сёл ни проезжали, его везде встречали одинаково почетно и радостно. Придаточное уступительное. +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление
Открытый урок в 9 классе...
Проверочная работа по теме "Виды сложноподчинённых предложений"
Данная проверочная работа может быть использована для проверки ЗУН по теме "Виды СПП" или для подготовки учащихся к ГИА , ЕГЭ....
Виды сложноподчинённых предложений
Представлено 5 вариантов по 10 предложений в каждом, которые могут быть использованы в 9 классе при закреплении темы "Виды придаточных предложений". Варианты заданий может придумать каждый, исходя из ...
Урок "Виды сложноподчинённых предложений"
Тема: “Виды сложноподчиненных предложений”.Цели: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;Задачи: 1) мотивационная: ...
Конспект урока русского языка в 11 классе в условиях реализации ФГОС по теме "Виды сложноподчинённых предложений"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложноподчинённых предложений (подготовка к ЕГЭ)" рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН.Форма ур...
Виды сложноподчинённых предложений
Цели:- приобретение учащимися знаний и умений классифицировать сложноподчинённые предложения;- формировать умения отличать сложноподчинённые предложения от предложений других видов, разграничивать час...
Виды сложноподчинённых предложений
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 9 классе " Виды сложноподчинёных предложений". На уроке учащиеся научатся отличать СПП от других видов сложных предложений,определять место придаточной...