УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Использование сложноподчиненных предложений в речи, определение видов придаточных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_po_teme_dlya_eleny_ivanovny.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Составила: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШДС № 15 Довалева Е.И.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Цели: | а) закрепление, обобщение и систематизация изученного об изъяснительных и определительных видах придаточных в СПП б) развитие общих и специальных умений и навыков грамотного письма, нахождение СПП в речи (письменной и устной), различие типов СПП в) воспитание культуры речи с использованием СПП г) совершенствование пунктуационных навыков |
Вид урока: | Урок усвоения новых знаний |
Оборудование: | Доска, мел, учебники, тетради, тексты, папки с раздаточным материалом, таблицы |
Мотивация деятельности учащихся и учителя: | Использовать полученные знания (информацию) для развития собственных идей и формирования словарного запаса |
ХОД УРОКА
I . Орг.момент
II. Введение Краткое сообщение, предваряющее тему. Вопрос о том, какая тема пройдена. Зачем? С какой целью?
— Сегодня мы продолжаем изучать тему СПП, нам предстоит закрепить имеющиеся знания по данной теме, ознакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными. В ходе урока мы будем учиться находить виды СПП, на примере практической части урока увидим роль СПП в речи. При изучении темы будут использованы схемы, таблицы, с помощью которых, я думаю, тема станет еще более понятной. Итогом темы будет т/а. Каждый этап работы будет соответствовать принципам активного обучения: введению, вовлечению, основной сути, обратной связи. Не забываем, что обратная связь — это основной этап урока.
Итак, первый этап — словарная работа.
Подчинить | Этимология этих слов: «чин» — порядок (русск.) |
Подчинение | |
Подчинительный |
— Какой корень в этих словах? Корень чин мы встречаем в слове «сочинение». Поработаем над лексическим значением слова. Обратимся к словарю Даля.
Сочинение — «вид творческой, письменной или устной работы», но это слово имеет и другое значение.
Сочинение — это соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности.
— Приставка под- употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.)
II этап урока. Основная суть. Диалог с учащимися о СПП в форме устного опроса с помощью схем.
— Переходим к основной сути нашего урока. Суть его в устном опросе, который пройдет с помощью схем.
Вопросы классу:
- Давайте вспомним, что называется сложным предложением? Попытайтесь сформулировать определение, используя определительные придаточные, на какие виды делится сложное предложение? (работа с таблицей в папке)
- Дайте определение, чем отличается ССП от СПП?
- Дайте определение СПП предложению, пример.
- Расскажите о структуре СПП.
- Перечислите средства связи в СПП.
- Назовите виды придаточных, которые мы изучили на предыдущих уроках.
— Закрепим практически усвоенные знания. Изобразите графически 2 вида придаточных ранее изученных.
[ х ], (что) — изъяснительное
[ х ], (какой) — определительное.
Приведите примеры, соответствующие схемам.
Коллективная работа с текстом.
III этап урока. Переходим к 3 этапу нашей работы — вовлечению.
— Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (образа действия и степени, места, времени, причины, условия, цели).
— На какие вопросы они отвечают? Проведем сопоставительный анализ видов обстоятельств и видов обстоятельственных придаточных.
— Обратите внимание на таблицу обстоятельственных придаточных, на вопросы, средства связи главного с придаточным предложением в СПП (при помощи союзов и союзных слов).
— Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств (уступит., следствия, присоединительные).
Вывод: подобно тому, как в простом предложении есть главные и второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства, в СПП могут быть 3 основных вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Они отвечают на те же вопросы, что и соответствующие второстепенные члены предложения в простом.
IV Следующий этап урока — обратная связь.
Переходим к практической части урока. Пользуясь таблицей, мы попробуем определить вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертим их схемы.
Объяснительный диктант
Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
(Когда —— ====), [—— ====] – обст. времени.
Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.
[—— ==== указ. сл.], ( где —— ====) – обст. места.
Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.
[—— ====], ( чтоб ====) – обст. цели.
Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.
[—— ====], (что ====) – обст. степени.
Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.
[—— ====], (словно —— ==== и ====) – обст. сравнит.
— Обратите внимание на средства связи главного с придаточным предложением в диктанте (союз).
— А при помощи еще какого средства соединяется главное с придаточным предложением в СПП? (союзное слово)
— Давайте усложним задание.
По методу Т.Я.Фроловой сделаем сопоставительный анализ записанных предложений.
Задание следующее: начертить схемы, указать различие в строении и в значении этих предложений.
[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город). [—— ==== указ. слово тот + сущ.], когда ( ==== ).
Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.
[—— ====], (когда ==== ) – придат. времени
— Чем отличаются эти предложения? Сделаем вывод.
Вывод: По сути дела, это одинаковые по смыслу предложения, только в одном случае, когда — союзное слово, а во втором — подчинительный союз.
ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Слово учителя. Оценка уровня достижений учащихся.
Сегодня мы продолжали изучать большую и сложную тему. Итогом темы будет т/а. Она важна и интересна. Важность в том, что без таких предложений речь была бы некрасивой, невыразительной, неэмоциональной. Мы в данном случае выглядели бы не лучшим образом.
Домашнее задание: Учебник, стр. 50-51, упр. 107.
3. Как вы думаете, почему именно такие предложения используют для формулировки заданий?
IV Обратная связь.
Возьмите свои учебники по другим предметам. Обращали ли вы внимание, что задания в них формулируются односоставными предложениями?
— Выпишите несколько заданий из разных учебников. Выделите грамматические основы в выписанных предложениях.
— Укажите, какие предложения используют в формулировках заданий по другим предметам?
Таким образом, мы убедились, что односоставные предложения — предложения с точной и лаконичной информацией; увидели на примерах, что они широко используются в алгебре, геометрии, физике, их любят поэты. И тем самым достигли цели урока. А помог нам в этом учебник.
Слово учителя. Книга, лежащая перед вами, необходима не только в школе, она пригодится и в дальнейшем, когда потребуется найти ответ на какой-либо вопрос, связанный с русской речью, русским языком. Берегите эту книгу, ведь она станет вашим добрым другом и советчиком на долгие годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
Урок-исследование, посвященный изучению сложноподчиненных предложений с придаточными обстятельственными....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Урок русского языка 10 класс (II вид) “ Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели».
Урок русского языка для коррекционной школы II вид...
Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"
quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...