Разработка урока в 7 классе по теме "Союзы, разряды союзов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Морозова Надежда Валерьевна

Урок изучения нового материала по теме"Союзы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soyuzy_7_klass.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 7 классе.

Подготовила: студентка 4 к. 3гр. Фетисова Н.

Тема: «Союз как часть речи, разряды союзов».

Цели: -обучающая (помочь усвоить новые знания союзах);

          - развивающая ( способствовать развитию связной речи);

          - воспитательная (способствовать развитию интереса к  родному языку).

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Актуализация знаний с помощью сказки. Лингвистическая сказка «Союзы- труженики»

Жили-были на самой окраине страны Морфологии союзы. Их город так и назывался – Союзград. Жили союзы интересно и дружно. Каждый из них исправно ходил на службу.

Вот И, например, ни дня не мог прожить без того, чтобы не соединить однородные члены в каком-нибудь предложении. Он так и просился: возьмите меня и поставьте в предложение! Сколько слов свел он – счету нет! А какие разные слова подчас благодаря ему соединялись! Люблю И ненавижу, лед И пламень, вода И огонь…Какие пламенные чувства вспыхивали! И назвали люди этот союз-помощник соединительным.

Союз НО тоже очень любил соединять слова, да вот эти самые слова его недолюбливали: вечно он чему-то противился – и название-то у него такое – противительный. Вот и жаловался он другим союзам: хорошо, НО мало!

Союз ДА был натурой весьма изменчивой: то под И подделается: ты ДА я приятели, мол! То закапризничает и переметнется поближе к НО: приятели мы, ДА не друзья!

Вот как-то раз, глядя на однородные члены, простые предложения тоже решили соединиться. Станем, мол, одним целым – сложным предложением. А как?

И тут пришли на помощь к простым предложениям союзы: «Кто же, кроме нас, способен помочь соединить вас в одно сложное предложение? Думали союзы, думали и решили, что в сложносочиненные предложения отправятся союзы сочинительные. Обрадовались сложносочиненные предложения, НО надо теперь и сложноподчиненным помочь!

- Ну что ж, на этот случай у нас существуют союзы подчинительные! – откликнулся добрый И. ЧТОБЫ создать сложноподчиненное предложение, существует великое множество союзов – причины, цели, времени, условия….

….Но это уже совсем другая история!

Ответьте на вопросы:

• О какой части речи говорится в сказке?

• Для чего нужны союзы?

• На какие 2 группы делятся союзы?

  1. Объяснение нового материала. По ходу объяснения составляется таблица:

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

Соединительные: и, да, тоже, также, не только…но и , как…так и

Изъяснительные: что, чтобы, будто и др.

Противительные: а, но, да, зато, однако

Обстоятельственные:

Разделительные: или, или…или, ни…ни, либо, то…то, то ли… то ли

- времени: когда, едва, пока, лишь, только, после того как, прежде чем

- цели: чтобы, для того чтобы, затем, ради того чтобы

- сравнения: как, как будто, словно, почти

- причины: потому что, така как. Ибо, оттого что

-условия: если, ежели

-следствия: так что

-уступки: хотя, несмотря на, пусть, пускай.

  1. Задания на закрепление.
  1. «Третий лишний». Найдите лишнее и объясните свой выбор.

- в течение, ввиду, также;

- вследствие, и, да, хотя;

- а, но, зато, что.

    2. Закончите фразы, чтобы получилось сложносочиненное предложение:

1) Беспрерывно шёл дождь,…2) Комната была светлой и уютной,…3) Скоро наступит весна,…4) После обеда все разошлись,…5) Неожиданно набежала туча,…6) Новый фильм мне понравился,… .

    3. Найдите в отрывке из рассказа А.П. Платонова «Неизвестный цветок» предложения с союзами, объясните их назначение в этом тексте.

… Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре… На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка – сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

4. Придумайте предложения с союзами  чтобы, то…то, а, хотя. Составьте их схемы.

6. Подведение итогов урока, выявление затруднений.

7. Домашнее задание: выучить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению"

Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению"...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...