Лингвистическая игра
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку со студентами 2 курса.
Составитель преподаватель русского языка и литературы Пугачева Надежда Анатольевна.
«Лингвистические штучки»
Внеклассное мероприятие по повторению курса русского языка
Цель:
- Стимулировать интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для демонстрации обучающимися своих знаний и умений;
- Воспитывать уважение к русскому языку.
Оборудование:
-Проектор, интерактивная доска ,стол для жюри
ХОД ИГРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
- Русский язык – удивительное и сложное явление в языкознании. Учить его можно и нужно всю жизнь, только тогда он раскроет все свои тайны и секреты. Запомните это. А сегодня нам хотелось бы выяснить, на каком лингвистическом уровне находится каждый из вас, ктонаделён языковым чутьём? Выясним в ходе мероприятия.
Участвуют в игре две команды …
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Жюри
1 испытание – самое трудное и самое затратное по времени «Рассуждение на заданную тему». Чтобы вы с ним успешно справились, даётся время на подготовку, отдельное рабочее место для «мыслителей»,куда отправляется капитан команды.
«ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!»- писал И. С. Тургенев. Согласны ли вы с этими словами? Подготовьте выступление на 1 минуту, подтверждающее или опровергающее эту мысль .
2 испытание: «Ударяйте правильно!» Команды должны расставить ударения в словах . Неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами в языковом общении. ( Рубен Иванович Аванесов, языковед, составитель орфоэпического словаря – показ). Но ошибки в ударениях и произношениях звуков чаще всего и совершают носители языка.
! комада: Звони'т, свёкла, то'рты, газопрово'д, догово'р, опе'ка, обеспе'чение, опто'вый, , хода'тайство
2 команда: Балова'ть, краси'вее, новорождённый, сре'дства, кварта'л, катало'г, , ту'фля, , танцо'вщица, ба′рмен.
Выступления капитанов команд
3 испытание: «Ох уж эти числительные!» Имена числительные. Мало кто из современных людей употребляет правильно, даже теле- и радиодикторы! Подготовьтесь озвучить текст с числительными.
Самое крупное животное в мире - синий кит. Вес его сердца достигает 600 – 700 кг, языка – 300 кг. Вес самого животного равен весу 30 слонов. Длина тела свыше 30 м. По сравнению с 75 т веса мяса кита, вес его мозга ничтожен: не более 8 кг. Новорождённый китёнок «крошечный»: около 7 м длины и 5-6 т веса. Зато в сутки он выпивает до 200 л молока и прибавляет в весе от 60 до 100 кг.
4 испытание: «Устаревшие слова». Согласитесь, историю своей страны, своего языка знать надо! Объясните, что означают устаревшие названия частей человеческого тела: чело, лани'ты, уста, очи, выя, перси, рамена', десница, шуйца, длань, ( ладонь, лоб, щёки, рот, шея, грудь, плечи, левая рука, правая рука, глаза).
Названия денежных единиц и средств связи : полушка (четверть копейки), грош (полкопейки), семик (2 коп), алтын (3 коп), пятак (5 коп), гривенник (10 коп), полтина (50 коп).дилижанс (многоместная карета для перевозки людей и почты), дрожки (лёгкий экипаж), конка (вагон на конной тяге)
5 испытание: «Пишу грамотно». Ханс Кристиан Андерсен до конца дней писал со страшными ошибками. Особенно тяжко обстояло дело со знаками препинания. Андерсен тратил огромные деньги на девушек, которые переписывали его сказки перед тем, как отнести их в издательство. Грозят ли вам траты на редакторов?
У доски по человеку от команды пишут одну фразу, сразу проверяем:
На дощатой террасе Агриппина Кирилловна под аккомпанемент виолончели потчевала винегретом коллежского асессора Святослава Филипповича.
Слово жюри…
6 испытание. Конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
Время – 1 минута.
7 испытание. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Скажи одним словом
·1 команда: Во весь дух. (Быстро)
·2команда: Рукой подать. ( Близко)
·1 команда Сломя голову. (Быстро)
·2команда Прикусить язык. (Замолчать)
8 испытание «Доскажи фразеологизм»
1 команда. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).
2 команда. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).
1 команда. И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
2 команда. Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
9 испытание. ПОСЛОВИЦЫ.
Ведущий :
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе - не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
Человеческое слово… по полёту.
Видно птицу… острее стрелы.
Речи что мёд, … книга растит человека.
Испокон века… а дела – что полынь.
10 испытание. СЛОВАРИ.
Словари – это вся вселенная в алфавитном
порядке. Если хорошенько подумать,
словарь – это книга книг. Другие книги
надо лишь извлечь из него.
(А. Франс)
Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
На вопросы команды отвечают по очереди.
-1 команда. Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
-2 команда. Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)
-1 команда. Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)
-2 команда. Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)
-1 команда. Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).
-2 команда. Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).
11 испытание. Как называются:
1 команда. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)
2 команда. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)
1 команда. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)
2 команда. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова – паразиты , жаргон)
1 команда. Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение(.(Омонимы)
2 команда. Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но их все равно путают (Паронимы)
12 испытание. ЭТИМОЛОГИЯ
Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).
1 команда. По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).
2 команда Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).
13 испытание. МОРФЕМИКА
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.
КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Задание для всех команд:
1 команда. Корень - в слове СНЕЖИНКА.
2 команда. Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.
1 команда Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
2 команда Окончание – в слове СТОЛ.
1 команда Корень – в слове МОЛОДОЙ.
2 команда Суффикс – в слове КОСЦЫ.
14 испытание.МОРФОЛОГИЯ
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;
2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных;
ОТЕЛ
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
ЛЕТО. Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.
(10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).
15 ИСПЫТАНИЕ. ИМЕНА
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны - нн- , - лл- , - мм -.
Какие имена им можно дать?
Задание: записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.
Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.
ИМЕНА | |
ЖЕНСКИЕ | МУЖСКИЕ |
Алла | Аполлон |
Анна | Аполлинарий |
Бела | Геннадий |
Жанна | Иоанн (устар. от Иван) |
Изабелла | Иннокентий |
Инна | Кирилл |
Марианна |
|
Нонна |
|
Нелли |
|
Римма |
|
| |
Сусанна |
|
Эмма |
|
Элла |
|
16 ИСПЫТАНИЕ. КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )
17 ИСПЫТАНИЕ. ФОНЕТИКА
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ > ЗВУКОВ;
- БУКВ < ЗВУКОВ;
- БУКВ = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
БУКВ > ЗВУКОВ | БУКВ < ЗВУКОВ | БУКВ = ЗВУКАМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда получает 1 балл за правильность.
ОРФОГРАФИЯ
18 задание : Орфография - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов. Сколько в этом тексте букв Ы?
1 командаПопыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь сною порц…ю». (5 букв ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
2 команда Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
М…рковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
19 испытание.
.1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)
4. Именно про неё замечательная русская поэтесса А. А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, не мотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже…
Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое? (Земля)
5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это? (Медведь)
6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)
7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент? (Клубок)
8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое? (Молоко)
9. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это? (Лист)
Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.
Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.
Ведущий
Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
ПРИЛОЖЕНИЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
- 5 баллов
- 0,5 за каждое правильное ударение
- Самое крупное животное в мире - синий кит. Вес его сердца достигает шестисот– семисот килограммов, языка –трехсот килограммов. Вес самого животного равен весу тридцати слонов. Длина тела свыше тридцати метров. По сравнению семьюдесятью тоннами веса мяса кита, вес его мозга ничтожен: не более восьми килограммов. Новорождённый китёнок «крошечный»: около семи метров длины и пяти-шести тонн веса. Зато в сутки он выпивает до двухсот литров молока и прибавляет в весе от шестидесяти до ста килограммов.
17 баллов- 1 балл за каждое правильное слово
4 испытание 0.5 чело-лоб, ланиты-щеки, уста-губы, очи-глаза, выя-шея, перси-грудь, рамена- плечи, десница- правая рука,
шуйца- левая рука -, длань-ладонь,
Названия денежных единиц и средств связи : полушка (четверть копейки), грош (полкопейки), семик (2 коп), алтын (3 коп), пятак (5 коп), гривенник (10 коп), полтина (50 коп).дилижанс (многоместная карета для перевозки людей и почты), дрожки (лёгкий экипаж), конка (вагон на конной тяге
Всего 5 баллов
5 испытание. На дощатой террасе Агриппина Кирилловна под аккомпанемент виолончели потчевала винегретом коллежского асессора Святослава Филипповича.
Всего 10 баллов- за каждое неправильное написание- минус 1 балл
6 испытание
«Краси вее», «Мы так хочем», хотим
«Досу г, шофе р, проце нт, зае м,
Кварта л, портфе ль, бюллете нь»,
«Поверх плана выполняем»,
«Аге нт звони т цельный день».
10 баллов - за каждое неправильное написание- минус 1 балл
7 испытание 1 команда: Во весь дух. (Быстро)
·2команда: Рукой подать. ( Близко)
·1 команда Сломя голову. (Быстро)
·2команда Прикусить язык. (Замолчать)
1 правильный ответ -1 балл
8 испытание «Доскажи фразеологизм»
1 команда. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).
2 команда. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).
1 команда. И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
2 команда. Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)
1 балл за правильный ответ
9. КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
Человеческое слово острее стрелы
Видно птицу по полету
Речи что мёд, а дела- что полынь
Испокон века книга растит человека
1 балл за правильный ответ
10 испытание. СЛОВАРИ.
1 команда. Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
-2 команда. Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)
-1 команда. Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)
-2 команда. Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)
-1 команда. Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).
-2 команда. Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).
1 балл за правильный ответ
11 испытание. Как называются:
1 команда. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)
2 команда. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)
1 команда. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)
2 команда. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова – паразиты , жаргон)
1 команда. Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение(.(Омонимы)
2 команда. Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но их все равно путают (Паронимы)
1 балл за правильный ответ
12 испытание. ЭТИМОЛОГИЯ
Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).
1 команда. По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).
2 команда Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).
13 испытание. 1 команда. Корень - в слове СНЕЖИНКА-снеж
2 команда. Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ- под
1 команда Суффикс – в слове ЛЕСНИК-ик
2 команда Окончание – в слове СТОЛ-нулевое
1 команда Корень – в слове МОЛОДОЙ-молод
2 команда Суффикс – в слове КОСЦЫ -ц
1 балл за правильный ответ
14 испытание ЛЕТО. Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.
(10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).
1 балл за правильный ответ
15 ИСПЫТАНИЕ. ИМЕНА
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны - нн- , - лл- , - мм -.
Какие имена им можно дать?
Задание: записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.
Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.
ИМЕНА | |
ЖЕНСКИЕ | МУЖСКИЕ |
Алла | Аполлон |
Анна | Аполлинарий |
Бела | Геннадий |
Жанна | Иоанн (устар. от Иван) |
Изабелла | Иннокентий |
Инна | Кирилл |
Марианна |
|
Нонна |
|
Нелли |
|
Римма |
|
| |
Сусанна |
|
Эмма |
|
Элла |
|
16 ИСПЫТАНИЕ. КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет
17. Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
БУКВ > ЗВУКОВ | БУКВ < ЗВУКОВ | БУКВ = ЗВУКАМ |
юла | её, | шитье |
уголь | линия, | подъезд |
соловьи | пень | оттаял, |
рассказ |
| мост |
|
| семья. |
Команда получает 1 балл за правильность
ОРФОГРАФИЯ
18 задание : Орфография - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов. Сколько в этом тексте букв Ы?
1 команда Попыхивая цИгаркой, цЫган цЕдил пойло в цИнковое корыто. «ЦЫц, курицЫн сын! – цЫкнул он на подбежавшего цЫплёнка, - ещё получишь сною порцию». (5 букв ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
2 команда ЦЫплёнок в цИрке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцИклее разЪзжал,
И цЫфр он знал немало.
Он из цИлиндра доставал
Морковь и огурцЫ .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
(3 раза)
19. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)
4. Именно про неё замечательная русская поэтесса А. А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, не мотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже…
Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое? (Земля)
5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это? (Медведь)
6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)
7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент? (Клубок)
8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое? (Молоко)
9. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это? (Лист)
Подготовила Пугачева Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы
Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...
Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса
Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....
Лингвистические игры. Конкурс скороговорок
Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....
Лингвистические игры.(Игровые творческие задания)
Пользуясь данным материалом, можно показать ребятам, что кроме трудного сочинительства есть игровое словотворчество, развивая таким образом их речевую изобретательность....
Лингвистическая игра "Полиглот"
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся среднего звена, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению языков, учит внимательному отношению к слову....
Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов
Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...
лингвистическая игра "Русский бой" для 8 класса
Презентация по русскому языку для 8 класса включает в себя задания по следующим разделам: фонетике, лексике, морфологии, стилистике, морфемике, синтаксису. Можно использовать как ...