методический проект Самостоятельная работа как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Самостоятельная работа как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matveeva.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
учитель русского языка и литературы:
МАТВЕЕВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА
2016 г
Ничему нельзя научить –
всему можно только научиться.
В.А.Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ: актуальность данной темы бесспорна, т.к. цель современного урока - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практика показывает: отсутствие навыков самостоятельной работы, низкий уровень мотивации к филологическому образованию ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо на каждом уроке вести планомерную работу по формированию познавательной активности учащихся.
ЦЕЛЬ: организация системы самостоятельной работы учащихся и создание условий ее успешной реализации при изучении русского языка и литературы.
ЗАДАЧИ:
- Спроектировать модель развития самостоятельной деятельности в процессе обучения;
- Адаптировать виды самостоятельной работы на уроках русского языка;
- Организационно-педагогические условия реализации системы самостоятельной работы.
ГИПОТЕЗА: если обеспечить систематическое использование приёмов самостоятельной работы, то это будет способствовать формированию лингвистической компетенции.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА:
Вид проекта - практический
Принципы и подходы, лежащие в основе проекта:
- Личностно-ориентированный подход;
- Доступность;
- Разноуровневый подход;
- Практическая направленность;
- Креативность.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Проект условно отвечает на следующие вопросы: ЧТО? КТО? ЗАЧЕМ? КАК?
Что такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это активная деятельность учащихся, организованная учителем и направленная на выполнение поставленной цели.
Кто выполняет самостоятельную работу? Выполняют учащиеся, а учитель обеспечивает разнообразные виды самостоятельной работы, руководит процессом и создает условия для ее выполнения.
Зачем проводят самостоятельную работу? Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей учащихся, инициативы в принятии решений и творческого мышления.
Как выполняют самостоятельную работу? В связи с тем, что по способу организации самостоятельные работы делятся на групповые и индивидуальные, учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в группах.
Степень самостоятельности, как и степень мотивации в обучении у учащихся разные, поэтому я применяю в практике разноуровневые индивидуальные задания. Для учащихся с высоким уровнем мотивации большая роль отводится индивидуальной самостоятельной работе, учитель отслеживает усвоение знаний, умений, помогает ученику добиться успеха.
Для учащихся с низкой мотивацией дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Например, я наблюдаю за работой таких учеников, даю советы, наводящие вопросы.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока: для усвоения новых знаний и их закрепления, для обобщения и повторения пройденного, для контроля знаний. Главное, чтобы самостоятельная работа соответствовала учебным возможностям ученика.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Самостоятельная работа – неотъемлемая часть процесса обучения, это средство борьбы за глубокие и прочные знания. Существуют четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся:
- Копирующие действия (задания по заданному образцу);
- Репродуктивная деятельность (воспроизведение типовых задач);
- Продуктивная деятельность (решение сложных задач, выходящих за пределы известного образца);
- Самостоятельная деятельность (изложения, сочинения, рефераты).
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Существуют определенные требования к организации самостоятельной работы.
- Самостоятельная работа должна носить целенаправленный и систематический характер.
- Учащиеся обязательно должны быть подготовлены к выполнению заданий.
- Задания должны быть подобраны так, чтобы способствовали пробуждению интереса к их выполнению, т.е. разноуровневыми.
- Самостоятельные работы обязательно должны быть проверены и прокомментированы учителем.
На современном уроке важно, чтобы школьники могли сами добывать знания, потом их применять в практической деятельности, важно научить детей мыслить, так как эти умения лежат в основе метапредметности.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
В своей практике я использую следующие виды самостоятельной работы.
- Работа с книгой (работа с текстом, пересказ, составление плана ответа, конспектирование статьи, заучивание наизусть).
- Упражнения (тренировочные, воспроизводящие по образцу, упражнения, направленные на выработку практических умений).
- Проверочные самостоятельные работы (контрольные диктанты, изложения).
- Подготовка докладов и рефератов.
- Внеклассная работа (подготовка к олимпиадам).
- Творческие самостоятельные работы.
Творческие самостоятельные работы являются венцом самостоятельной деятельности учащихся. Иногда такие работы носят поисково-исследовательский характер. При их выполнении ученики используют полученные на уроке знания, самостоятельно их расширяют и применяют в совершенно новой ситуации. Ярким примером этому могут служить научно-практические конференции, проводимые в районе. Так, в прошлом году моя ученица Дудченко Яна заняла первое место в секции «Литература». Она представляла работу «Рок как яркий представитель современной поэзии». Она исследовала текст песен рок-музыкантов и стихи современных поэтов и пришла к выводу, что многие проблемы волнуют как одних, так и других. А Нургалиева Оксана заняла первое место в районной олимпиаде по литературе. При ее подготовке к олимпиаде как раз огромную роль сыграла самостоятельная индивидуальная работа.
Одним из конечных результатов самостоятельной деятельности учащихся является сдача ЕГЭ, так в прошлом учебном году 22 выпускника 11б класса успешно сдали государственный экзамен по русскому языку. 100-процентная успеваемость, средний балл по классу – 56,5%.
Две ученицы этого же класса сдавали ЕГЭ и по литературе. Результат Дудченко Яна набрала 78 баллов, а Матвеева Екатерина – 74 балла.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В любом проекте можно выделить три этапа.
- Констатирующий (диагностика, формулирование проблемы, цели, задач).
- Преобразующий (планирование практической деятельности, реализация цели и задач проекта).
- Заключительный (диагностика, анализ и обобщение полученных результатов, выводы).
ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
По данной проблеме мною проведено исследование. Я с коллегами наблюдала над организацией самостоятельной деятельности учащихся 5-9 классов. Учителям МОУ СОШ №13 необходимо было распределить учащихся 5-9 классов по четырем уровням самостоятельной деятельности.
Анализ ответов учителей показал такое распределение учащихся по уровням:
на начало проекта на конец проекта
ВЫВОД: на диаграммах видно, что достаточно велико количество учащихся, осуществляющих деятельность на копирующем и репродуктивном уровне. При этом количество учащихся, выполняющих самостоятельную деятельность, хоть и медленно, но все же растет от класса к классу.
Как показало наблюдение, наибольшее затруднение вызывают у учащихся творческие работы. В рамках подготовки учащихся к ГИА в качестве методических рекомендация я предлагаю алгоритм написания сжатого изложения.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА.
Составление плана и опорного конспекта.
В заключение хочу отметить: сегодня плохой урок характеризуется тем, что на нем большинство учеников праздно проводят время. На хорошем уроке значительную часть времени ученики выполняют разнообразную самостоятельную работу. На таком уроке создаются условия для рефлексии учащихся. Хотелось бы вернуться к высказыванию В.А.Сухомлинского «Ничему нельзя научить – всему можно только научиться».
Убеждена, учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы научить учеников учиться.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 2001.
- Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – СПб., 2002.
- Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
Статья....
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся с использованием интернет-энциклопедии "Britannica"
научно-практическая статья...
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии
Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....
Из опыта работы Мясникова А.А.: Условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в 6 -7 классах
Одной из проблемных тем, которые трудно даются учащимся для усвоения является вопрос о систематическом многообразии органического мира. В данной публикации я делюсь опытом своей работы по формированию...
"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...
Опыт работы "Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем"
Физика сформировала свой язык символов, схем, графиков, рисунков, условных обозначений, поэтому нет необходимости поиска новых сокращений. Опорная схеме - это база для творческой работы учителя. Именн...