Обобщающий урок русского языка в 7 классе на тему "Словечки отношений"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок рассчитан на развитие ключевых компетенций:коммуникативной,языковой и культороведческой; на закрепление и обобщение полученных обучающимися знаний о предлоге и на продолжение вырабатывать навык правописания производных и непроизводных предлогов и правильного их употребления в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме « Словечки отношений» (В.А.Богородицкий)

( Обобщающий урок по теме «Предлог»)

Цели урока:

  1. Образовательная: развитие ключевых компетенций: коммуникативной, языковой и культуроведческой; закрепить и обобщить полученные учащимися знания о предлоге, продолжить вырабатывать навык правильного написания производных и непроизводных предлогов и правильного их употребления в речи.
  1. Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
  1. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.

Оборудование урока:

- индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, презентация « Всё о предлоге».

                        Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок , т.к. на нашем уроке присутствуют гости. Вы постараетесь показать свои знания, которые получили на уроках.  

- А сейчас попробуем отгадать  загадку. О какой части речи мы будем говорить? (Стихотворение читает заранее подготовленная ученица)

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.

2. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Предлог».      

Целью урока будет проверка знаний, умений и навыков грамотного письма. 

 - А что же вы знаете о предлогах? (Сообщение  учащегося)

 (Слово «предлог» по происхождению это калька с греческого языка , что значит «перед словом». Предлогов не так много, около 200. Однако свой незначительный  состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после сущ., глагола , местоимения).36 предлогов входит в общий частотный список, 9 из них (в ,на ,с ,к ,по ,за ,у ,и з, о) включаются в 30 самых частотных слов, причём 2 из них возглавляют  весь частотный список (в – на 1-м месте, на 4-м).

3. - Что называется предлогом? Как предлог изменяется и каким членом предложения является?

 4.  -Какие бывают предлоги по строению? Приведите примеры.

Задание. Распределите предлоги в два столбика.(Слайд №4.)

В, В ТЕЧЕНИЕ, НА, ПО, К, ПО ПРИЧИНЕ, У, НАСЧЁТ, НЕСМОТРЯ  НА, ВВИДУ, НАПОДОБИЕ, В СВЯЗИ  С, СО СТОРОНЫ

5. - Какие бывают предлоги по происхождению?(Слайд №5.)

Задание. Работа с сигнальными карточками (на столах у учащихся)

Карточка П – обозначает производный предлог.

Карточка Н  - обозначает непроизводный предлог.

Учитель  читает предлоги, а учащиеся показывают нужную карточку.

Предлоги: из-за (Н), ввиду (П), благодаря (П), по-над (Н), около (П), спустя (П), вдоль (П), над (Н), при (Н), вокруг (П), с (Н), вблизи (П), по (Н), в течение (П), для (Н).

6. Да, предлог хоть и служебная, но совсем не простая часть речи. Очень часто  предлоги нас вводят в заблуждение. Ведь среди них есть предлоги – антонимы, предлоги – синонимы, у них есть даже приставки-омонимы.

Отгадайте загадку: (Слайд №6) «Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей».

- Откуда же там взялись кости? Во всем виноват корректор, который пропустил в тексте ошибку. Какую?

Задание.(Слайд №8) Записать словосочетания, выделить приставки, предлоги заключить в прямоугольник.

(С) бросить (с) крыши, (ото) двинуть (от) себя, выкатить (из) подворотни, пробился (из) под земли, самая трудная (из) задач, выехал (из) за дач.

7.Учитель. Сейчас я вам покажу ещё один слайд №9-10. На нём вы видите предлоги.

на - с

в - из

  - О чем говорит это соотношение предлогов? (На – антоним предлога с,

в – предлога из. На, в – предлоги для обозначения места, куда кто-то, что-то направляется или находится. С, из – предлоги для обозначения места, от которого кто-то или что-то удаляется, отходит).

Задание. (Слайд №11) Составьте словосочетания «глагол + существительное с предлогом в или на, с или из» Что обозначают эти предлоги? Уехать ,вернуться ( Одесса, Сибирь, Урал, Москва, Дальний Восток)

8.Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. (Сообщение учащегося) -  Какое? Пример тому – отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав Российской империи, а потом в состав Советского Союза, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины. Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Турцию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины. Но, этот лингвистический и политический вопрос пока так и остался нерешённым.

9. Очень важно уметь правильно употреблять предлоги в речи. Для этого мы должны знать определённые правила.(Слайд №13) Один из героев романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», выступая на митинге, сказал, что трамвай пущен «благодаря всех рабочих,… а еще благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова».

    - Какого правила не знал выступающий?

    Задание. (Слайд №14). Найти ошибки в употреблении предлогов. Записать в исправленном виде.

    Оплатить за проезд. Согласно составленного расписания. Таблетки для головной боли. Благодаря шторму несколько кораблей утонуло. По истечению срока .

  10.  А сейчас мы переедем к повторению правописания производных предлогов.

      - Важно ли знать, где самостоятельная часть речи, а где производный предлог? (Да, потому что от этого часто зависит написание слова).

- Из каких частей речи переходят слова в предлоги?(Слайд №15)

Укажите неверное определение частей речи выделенных слов:

  1. Выйти навстречу гостям – предлог.
  2. Выйти навстречу – предлог.
  3. (В)течени… дня – существительное.
  4. (В)течени… реки – предлог.
  5. Он шел, (не) смотря под ноги – деепричастие.
  6. (Не) смотря на непогоду – предлог.

     - Как пишутся предлоги, образованные на основе наречий?

     - Как пишутся предлоги в течение, в продолжение, вследствие?

   11. Задание. Работа у доски.

Определите части речи. Выберите нужное написание.

 (В) течении (е,и) многих лет; (в) продолжении (е,и) дороги; (в) следствии (е,и) непогоды; шел по тропинке, (не) смотря под ноги; (не) смотря на жару; (в) виду болезни; включить (в) следствии (е,и) новые документы; имей это (в) виду; поговорить (на) счет похода; положить (на) счет в банке.

12. Тест с взаимопроверкой. (Тест прилагается)

13.Выставление оценок.

Тест по теме «Предлог»

       1.Предлог- это:

А) служебная часть речи;   Б) самостоятельная часть речи

2.Предлог служит :

А) для связи слов в предложениях и словосочетаниях;

Б)для связи однородных членов.

    3.Какое значение имеет предлог из-за (туч):

А) временное;  Б) пространственное;    В) причинное.

     4.Вставьте нужную букву в предлог по окончани..  школы:

А) и;     Б)  е;      В) ю.

     5.Предлог через является:

А) производным;    Б) непроизводным.

    6.В каком предложении слово впереди является предлогом:

А) Барабанщики шли впереди.  Б) Барабанщики шли впереди отряда.

     7.С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно:

А) родительный; Б) дательный;   В) винительный;   Г) творительный.

    8. Предлог (не)смотря на пишется:

              А) слитно;     Б) раздельно.

    9.Какой из предлогов пишется слитно:

А) (по)причине;    Б) (в) целях;    В) (на)подобие;    Г) (со)стороны

    10.В предлогах  в течени..  , в продлжени..., вследстви.. на конце пишется:

А) е;     Б) и.

     11.Какой из предлогов пишется раздельно:

А) (в)место;    Б) (в)виду;   В) (в)следствие;     Г) (в)виде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Словечки отношений» ( В.А.Богородецкий ) (Обобщающий урок в 7 классе по теме «Предлог»)

Слайд 2

О какой части речи идёт речь? Он членом предложения не бывает, Но дело этот малый твердо знает. Не изменяется, один не может жить, Но вот с глаголами не захотел дружить. Словам он руки помощи дает. Им помогает, связи бережет. И пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним очень скверно.

Слайд 3

Что вы знаете о предлогах? Слово «предлог» по происхождению это калька с греческого языка , что значит «перед словом». Предлогов не так много, около 200. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после сущ., глагола , местоимения).36 предлогов входит в общий частотный список, 9 из них (в ,на ,с ,к ,по ,за ,у ,и з , о) включаются в 30 самых частотных слов, причём 2 из них возглавляют весь частотный список (в – на 1-м месте, на – на 4-м).

Слайд 4

Где простые предлоги , а где составные? В, В ТЕЧЕНИЕ, НА, ПО, К, ПО ПРИЧИНЕ, У, НАСЧЁТ , НЕСМОТРЯ НА, ВВИДУ, НАПОДОБИЕ , В СВЯЗИ С, СО СТОРОНЫ.

Слайд 5

ПРЕДЛОГИ (по строению) ПРОСТЫЕ В, НА, ПО, К, У, НАСЧЁТ, ВВИДУ, НАПОДОБИЕ СОСТАВНЫЕ В ТЕЧЕНИЕ, ПО ПРИЧИНЕ, НЕСМОТРЯ НА, В СВЯЗИ С, СО СТОРОНЫ.

Слайд 6

ПредлогИ (ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ) НЕПРОИЗВОДНЫЕ В, НА, НАД, О, ПОД, У, ИЗ И ДРУГИЕ. ПРОИЗВОДНЫЕ ОКОЛО, НАСЧЁТ, В ТЕЧЕНИЕ, НЕСМОТРЯ НА, ВВИДУ, ПО ПРИЧИНЕ И ДРУГИЕ .

Слайд 7

Отгадайте загадку. Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. - Откуда же там взялись кости?

Слайд 8

Задание. Записать словосочетания, выделить приставки, предлоги заключить в прямоугольник. (С) бросить (с) крыши, (ото) двинуть (от) себя, выкатить (из) подворотни, пробился (из) под земли, самая трудная (из) задач, выехал (из) за дач.

Слайд 9

НА ----- С В ----- ИЗ

Слайд 10

На – антоним предлога с. в –АНТОНИМ предлога из. На, в – предлоги для обозначения места, куда кто-то, что-то направляется или находится С, из – предлоги для обозначения места, от которого кто-то или что-то удаляется, отходит).

Слайд 11

Составьте словосочетания «глагол + сущ. С предлогом в или на , с или из . Уехать ,вернуться ( Одесса, Сибирь, Урал, Москва, Дальний Восток)

Слайд 12

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Уехать из Одессы, уехать из Сибири, уехать с Урала, уехать из Москвы, уехать с Дальнего Востока. Вернуться в Одессу, вернуться в Сибирь, вернуться на Урал, вернуться в Москву, вернуться на Дальний Восток.

Слайд 13

Какого правила не знал выступающий? Один из героев романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», выступая на митинге, сказал, что трамвай пущен «благодаря всех рабочих,… а еще благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова ».

Слайд 14

Найдите ошибки в употреблении предлогов. 1. Оплатить за проезд. 2. Согласно составленного расписания. 3.Таблетки для головной боли. 4.Благодаря шторму несколько кораблей утонуло. 5.По истечению срока .

Слайд 15

Укажите неверное определение частей речи выделенных слов. 1.Ходить вокруг да около– предлог. 2.Находиться около дома– наречие. 3 .(В) продолжени … романа – сущ. с предлогом. 4.( В) прдолжени … дня – предлог. 5.Он шел, (не) смотря под ноги –предлог. 6. (В)виду плохой погоды –сущ. с предлогом .

Слайд 16

Проверьте тест 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 А А Б А Б Б Б А В А Г 11 – «5» 10- 8 --«4» 7- 5 – « 3» 4-1 –«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.

Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...

Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"

Урок обобщения  и систематизации изученного по теме "Предлог"...

Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс

Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...