Употребление имен прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей г.Зернограда
Конспект урока
по русскому языку в 6 «Б» классе
на тему:
«Употребление имен прилагательных в речи»
Выполнила учитель:
русского языка и литературы
Жидикова Ю.В.
Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Цели:
- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;
- учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;
- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;
- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметнойучебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументыфактами.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока
- Определите тему урока.
– Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
- Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа. (Н.Чернышевский)
- Ребята, в чем смысл высказывания?
- Я – часть речи интересная,
- Широко в миру известная:
- Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- О какой части речи говорится в стихотворении?
- -, Ребята что обозначает прилагательное? На какие вопросы отвечает?
- - Представьте себе что в нашей речи нет прилагательных. Изменился бы наш язык?
- Прочитайте. Озаглавьте текст.
- Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, серую, почти белую. Краски к…зались особенно мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли дожди, мя…кость красок см…нялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…рать вд…ли, как багряные пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
- (К.Паустовский)
- Работа по карточкам
- – На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание
- – К какому типу речи относится текст?
- – Определите стиль текста.
- – Какая главная мысль текста?(1в. – описание осеннего дня
- – Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?
- – Озаглавьте тексты.
- (1 в. – «Красота осеннего дня». )
- – Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.)
- Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»?
- - Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
- - Разберите по составу слова: 1в. – осиновая, 2в. – багряные.
- - В каких прилагательных пишется одна н?
Составьте словосочетание со словом «ласковый» так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем – в переносном.(ласковый человек, ласковый ветер)
- ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ
- Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный ,хмурый)
- Богатый (бедный, нищий)
- Новый (старый, древний, старинный)
- Горячий (ледяной, холодный)
- Близкий (далекий, дальний)
- Безобразный (красивый, прекрасный)
- Высокий (маленький, низенький, низкорослый)
- Грубый (вежливый,деликатный нежный, ласковый)
- Красивый (безобразный, уродливый)
- (Молодойстарый)
- Д. Родари в книге «Какие бывают ошибки» написал: «Учитель Грамматикус решил однажды провести реформу грамматики.
- - Надо кончать, - сказал он, со всеми этими трудностями. Зачем, например, нужно различать прилагательные по всяким там категориям?
- Пусть категорий будет всего две – прилагательные симпатичные и прилагательные несимпатичные. Прилагательные симпатичные: хороший, веселый, искренний, мужественный.
- Прилагательные несимпатичные: жадный, лживый, ». Придумайте словосочетания с этими словами.
- Подведение итогов урока
- Вопрос: Какая же роль имен прилагательных в нашей речи?
Учитель: Имена прилагательные придают речи образность, точность, меткость, выразительность, живописуют слова. Речь становится нарядной, изысканной, неповторимой.
Искусству красивой русской речи учат нас писатели и поэты. - Оценивание учащихся
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...
Употребление имен прилагательных в речи.
Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...
Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....
Урок по сингапурской системе "Употребление имен прилагательных в речи"
Конспект в помощь молодым специалистам...
Употребление имен прилагательных в речи 6 класс
Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление имен прилагательных в речи». С какой целью мы употребляем имена прилагательные? В чем проявляются изобразительные возможности этой части речи? – во...
Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"
Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...
Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".
Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи" (5 класс)...