Программа элективного курса "Стилистика"
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей.
Как показывает практика, учащиеся, обладающие хорошими знаниями русской орфографии и пунктуации, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Именно поэтому так важно помочь ребенку приобрести необходимый для жизни опыт общения.
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и тоже. Даже если свободно владеешь литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и изложениях становятся главной причиной низких оценок. Поэтому очень важно научиться владеть искусством слова, а для этого необходимо изучать стилистику.
Основная цель данного курса - обучение учащихся коммуникативным умениям и навыкам, необходимым в современной жизни.
Основные задачи данного курса:
-развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся, их коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;
-увеличивать словарный запас учащихся, расширять круг используемых грамматических средств
-развивать потребность в самоусовершенствовании (учить определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления);
-развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников;
-воспитывать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к родному языку.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать/понимать:
-роль языка в жизни современного успешного человека;
-основные признаки современного официально - делового стиля, его использование в речи;
-требования к оформлению деловых бумаг.
Уметь:
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей жизни;
-корректно и грамотно составлять деловые бумаги (заявление, расписка, объяснительная записка);
-составлять тексты рекламного характера (резюме);
-грамотно (с точки зрения употребления языка) пользоваться современными средствами связи (телефоном, сотовой связью, электронной почтой) для осуществления делового общения;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни;
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч.)
Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Задачи стилистики.
Лексическая стилистика (3 ч.)
Поиск нужного слова. Стилистическая окраска многословия. Речевая недостаточность. Полисемия. Паронимы. Антонимы. Синонимы. Стилистическая окраска слов. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, новых слов, заимствованных слов.
Художественные средства языка (3 ч.)
Как простые слова становятся царственными. Употребление художественных средств в речи. Эпитеты, образные сравнения, метафоры, метонимия, гипербола, перифраза.
Стилистика словообразования (3ч.)
Стилистика частей речи. Род, число, падеж имен существительных. Формы имен прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.
Синтаксическая стилистика (5 ч.)
Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определений, приложений. Управление. Причастный оборот, деепричастный оборот. Отглагольные существительные. Сложные предложения (ССП, СПП).
Орфоэпия (2 ч.)
Орфоэпические нормы существительных, прилагательных и глаголов. Работа с орфоэпическим словарем.
Тематическое планирование элективного курса
№п/п | Название темы | Кол-во часов |
1. | Введение. Основные задачи стилистики. | 1 |
2. | Речевая недостаточность. Полисемия. Паронимы | 1 |
3. | Использование в речи синонимов и антонимов | 1 |
4. | Стилистическая окраска слов | 1 |
5. | Эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха | 1 |
6. | Образные сравнения, олицетворения | 1 |
7. | Гипербола, перифраза | 1 |
8. | Стилистика именных частей речи | 2 |
9. | Стилистика глаголов и глагольных форм | 1 |
10. | Порядок слов в предложении. Инверсия | 1 |
11. | Согласование главных и второстепенных членов предложения | 1 |
12. | Управление в предложении | 1 |
13. | Осложненные предложения | 1 |
14. | Сложные предложения | 1 |
15. | Орфоэпические нормы русского языка | 2 |
Список литературы
- Барашков В.Ф. а как у вас говорят? – М., 1986
- Брагона А.А. Неологизмы в русском языке. – М., 1973
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи (Текст)\ Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-н\Д.: Феникс, 2006.
- Власенко А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10-11 класса общеобразоват.учреждений (Текст)\А.И.Власенков. –М.: Просвещение, 2001.
- Власов Л.В. Деловое общение (Текст)\Л.В.Власов, В.К.Сементовская. –Л.:Лениздат, 1980.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет (Текст)\ В.Е.Гольдин. –М., 1983
- Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис, 1998
- Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь – справочник (Текст)\Л.И.Скворцов. –М.: Знание, 1995.
- Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления: учебное пособие для ВУЗов (Текст)\ Ю.В.Щербинина. –М.: Флинта\ Наука, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.
Элективный курс "Visio" по информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...