Контрольные работы 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Представлены контрольные работы по русскому языку в 5 классе, тексты с заданиями на различные темы за курс 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontr_raboty.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому жителю Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена школьников, пренебрегающих опасностью и вступавших в борьбу за хлеб со стихией. Пал на обуглившейся ниве калининский школьник Гена Воронов. Газета, рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из Смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб все село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесенная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке в школьной столовой должно быть бережное отношение».
Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Почему мы должны бережно относиться к хлебу? Что значит «относиться бережно к хлебу»?
4. Как достается хлеб вашим родителям, работающим на полях, выращивающим его?
5. Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу?
(1)Что такое дружба?(2) Это радость! (3)Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. (4)Только ему можно полностью довериться. (5)Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.
(6) Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. (7)Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. (8)Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. (9)И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. (10)И чем старше мы становимся, тем труднее.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Выпишите 2 инфинитива из текста.
4. Найдите в тексте фразеологизм, выпишите.
5. Из предложения 9 выпишите наречия.
(1)А в чем самая большая цель в жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро - это прежде всего счастье всех людей. (3)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (4)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (5)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
- Определите тему текста, озаглавьте текст.
- Из предложения 3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
- Из предложения 4 выпишите слово (а) с приставками.
- Выпишите грамматическую основу предложения 3.
- Сколько грамматических основ в предложении 5, ответ запишите цифрой.
- Выпишите из предложения 4 словосочетание глагол + существительное.
1.Быстро наступа..т вечер в глухом лесу. 2.Темные тени л..жат(?)ся под деревьями. 3.Недвижно высят(?)ся старые сосны, ч..рнеют густые ели. 4.Пахн..т в лесу см..лой, с..сновой хвоей, опавшей л..ствой.
5.Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще (не)спят птицы в лесу. 6.Слышиш(?) торопливый стук дятла. 7.Верт..т(?)ся возле дятла шустрые с..нички, подб..рают жучков и червячков. 8.Скоро наступ..т в лесу темная ночь. 9.Только в полноч(?) замолкнут и заснут дневные птицы.
10. Бе..звучная ноч(?) накрывает землю. 11.Но вот прошуршала под ногами мыш(?). 12.И опять тихо.
- Озаглавьте текст.
- Из предложения 10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
- Из предложения 7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Среди предложений 5-7 выпишите глаголы-исключения 2 спряжения.
- Выпишите по одному глаголу разных времен.
- Среди предложений 1-5 найдите сложное (-ые) предложение (-я), напишите номер (а).
- Сколько грамматических основ в предложении 7, ответ запишите цифрой.
- Среди предложений 8-11 найдите предложение с однородными членами, напишите его номер.
- Выполните морфемный разбор глаголов: удивилась, прилетаешь, повернуться.
(1)Солнце несет людям свет и тепло, так и доброта - качество - очень важное в людях. (2)Проявляя его, люди освещают другим дорогу жизни. (3)Каждое проявление доброты подобно лучику солнца. (4)Чем больше будет в жизни проявлений доброты, тем ярче будет жизнь людей.
- Озаглавьте текст.
- Из предложения 2 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова.
- Из предложения 3 выпишите слово с приставкой.
- Из предложения выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Выпишите из предложения 1 словосочетание глагол +существительное.
- Выпишите из предложения 4 словосочетание глагол + наречие.
(1)Доброта помогает разбудить в человеке его лучшие качества. (2)Чаще всего люди на добро отвечают добром. (3)Таким образом, доброта человека может воспитать другого. (4)Эта мысль вновь подтверждает, что с доброты человек начинается.
- Озаглавьте текст.
- Выпишите из предложения 1 слово с приставкой, правописание которой зависит от последующего согласного.
- Сколько грамматических основ в предложении 4, ответ запишите цифрой.
- Подберите и запишите синонимы к слову доброта.
- В каком предложении есть вводное слово, запишите номер предложения.
- Из предложения 1 выпишите словосочетания глагол
+ существительное, существительное + прилагательное.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
(1) В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. (2)Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. (3)Что такое нравственность? (4) Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. (5) Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил.
Выполните задания по тексту.
- Расположите предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.
- Озаглавьте текст.
- Выпишите из текста антонимы.
- Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
- Выпишите грамматическую основу 5 предложения.
- Выпишите однокоренные слова
- Подберите синонимы к слову доброта.
(1)Опускался веч..р. (2) Скво..ь густые прибрежные зар..сли на воду падали отбл..ски з..ката т..нулись ж..выми струями в глубину. (3) Васютка взгл..нул в воду и замер: около травы копошились рыбы пошевеливали жабрами и хв..стами. (4) Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение он подумал Водор..сли, наверное?
(5) Небо уже пот..мнело в лес опускались сумерки. (6) Сер..дина оз..ра нап..минала сейчас ра..каленную печ(?)ку. (7) Заря догорала. (8) В пот..мневшей с..нев.. неба стыли ре..кие неподвижные обл..ка начали прор..зат(?)ся звезды. (9) Пок..зался маленький, похожий на ноготок, месяц.
(10) Устал Васютка за день но сон (не) ш..л. он подбросил в костер дро.. снова ле.. на спину. (11) Облака и..чезли. (12) Подступила т..мнота.
- Выпишите собственное и нарицательное имя существительное.
- Сколько грамматических основ в предложении 3, напишите цифрой.
- Из предложений 5-9 найдите нераспространенное, напишите его номер.
- Среди предложений 5-9 найдите сложные предложения, напишите их номера.
- Из предложения 6 выпишите словосочетаний прилаг.+сущ., глагол + сущ..
- Среди предложений 5-9 выпишите существительное, которое употребляется только во множественном числе и существительное, которое употребляется только в единственном числе.
- Напишите по два существительных разного склонения.
- Выполните морфологический разбор существительных хвостами; (в) синеве
(1)Давным-давно жил на свете мудрец. (2)Самый каверзный вопрос не мог поставить его в тупик. (3)Но однажды недобрый мальчишка задумал посрамить мудреца. (4)Поймали небольшую птичку.(5) Мальчик взял её в руки, спрятал за спину и спросил старца: «Живая у меня птица или неживая?» (6)Расчет был нехитрый, но коварный.(7)Стоит мудрецу сказать, что живая, мальчишка обезглавит её, а если ответит, что мертвая, он тут же выпустит её на волю. (8)Только на секунду задумался мудрец, а потом сказал просто: «Птица в твоих руках.»
(9)Эта легенда пришла к нам с незапамятных времен. (10)Через всю свою историю человек пронес любовь к природе, доброту ко всему живущему.(11) И прежде чем что-либо сделать, замахнуться на что-то, вспомните слова: «Осторожно, жизнь!»
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. В каком значении употреблено слово посрамить (предложение 3)
4. Подберите синонимы к слову доброта.
5. Среди предложения 7-10 найдите предложение с однородными членами, напишите его номер.
6. сколько грамматических основ в предложении 5 , ответ запишите цифрой.
7. Из предложения 7 выпишите словосочетание глагол + существительное.
8. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
(1)Вы любите осеннюю природу? (2)Я всегда радуюсь приближению осени.(3) Меня не пугают дождь и грязь.(4) В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.
(5)Как чудесно в лесу ранним утром!(6) Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. (7)Вот на ветку березки садится дятел и тихонько касается ствола клювом.(8) Я снимаю красавца-дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Какие художественные средства используются в 6 предложении.
4. Подберите синонимы к слову чудесно.
5. Среди предложения 4-7 найдите предложение с однородными членами, напишите его номер.
6. Сколько грамматических основ в предложении 7 , ответ запишите цифрой.
7. Из предложения 6 выпишите словосочетание глагол + существительное, прилагательное + существительное.
8. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.
9. Найдите в тексте сложные предложения, напишите их номера.
10. Из предложения 7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
(1)Жила в лесной сторожке белочка. (2)Ребята решили устроить белочке праздник.(3) Школьники принесли сухих ягод, грибов, орехов.(4) Вешали всю елку на поляне. (5)В скворечнике сделали теплое гнездо. (6)Собирались ребята вокруг елки.(7)Витя открыл дверцу клетки. (8)Белка прыгнула на ветку. (9)Она пробовала то орешки, то ягодки, то грибы.
(10)Наелась белка и спряталась в скворечник. (11)Слетелись к старой ели птички и стали пировать. (12)Белочка сидела в своем теремке, и весело поглядывала на гостей.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. В каком значении употреблено слово сторожка (предложение 1)
4. Подберите синонимы к слову теплое (гнездо).
5. Среди предложения 6-10 найдите предложение с однородными членами, напишите его номер.
6. сколько грамматических основ в предложении 11 , ответ запишите цифрой.
7. Из предложения 7 выпишите словосочетание глагол + существительное.
8. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.
9. Из предложения 6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
10. Из предложения 12 выпишите слово с приставкой.
(1)Самое ценное на Земле – земля, почва.
(2)О земле говорят – плодородная, потому что она родит плоды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. (3)На угле ничего не растет, на железе тоже.(4) Даже на куске золота, на самом дорогом самородке, не вырастет лопух. (5)На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жилье.
(6)Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы.(7) Почва тонким слоем всего в несколько десятков сантиметров покрывает земной шар. (8)Вот этот плодородный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь. (9)Поэтому землю надо беречь.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. В каком значении употреблено слово родит (предложение 2)
4. Подберите синонимы к слову земля.
5. Среди предложения 6-9 найдите сложное предложение, напишите его номер.
6. сколько грамматических основ в предложении 6, ответ запишите цифрой.
7. Из предложения 5 выпишите словосочетание глагол + существительное, прилагтельное + существительное.
8. Из предложения 4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа класс № 6 , 4 класс.
Контроль знаний лексики, грамматического материала (сложные существительные, личные местоимения в Д.п.)...
Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"
Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс" авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...
Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс
Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы"...
Входная контрольная работа класс по предмету «изо» 10/03/18
Входная контрольная работа 6 класс по предмету «изо»...
Входная контрольная работа класс по предмету «изо» 10/08/16
Входная контрольная работа 9 класс по предмету «изо»...
Контрольная работа "Класс Земноводные", Контрольная работа: "Пищеварение"
Контрольные работы, которые я хочу предоставить вашему вниманию, позволяют проверить качество усвоения заявленных тем. Представляют собой комбинированный тест с разными типами заданий. Наличие четырех...