доклад "смысловое чтение на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему

доклад "смысловое чтение на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская основная общеобразовательная школа

Смысловое чтение на уроках русского языка, литературы и истории

Лебедев Р.А., учитель

русского языка и литературы

Село Старый Акульшет

Ноябрь, 2016 год

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

                        К.Д.Ушинский

Тексты вокруг нас. Они повсюду. Как бы сильно в настоящее время не были развиты информационные потоки через видео- и аудиотехнику, считывание глазами буквенной информации остаётся основным средством обучения современности. Чтение как инструмент познания мира играет в жизни людей огромную роль. При этом в условиях мощных потоков информации существует огромное количество избыточных сведений, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно – новые знания. Сделать это можно путём организации чтения, развития способности извлекать значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки.

Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Один из способов овладения навыков смыслового чтения является технология развития критического мышления.

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Это  технология, которая даёт возможность реализовать основные направления модернизации образования:

  • деятельностный характер образования
  • личностная ориентация обучения
  • востребованность результатов образования в жизни, их социализация

Технология «Развитие критического мышления» позволяет  развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

                 ЭТАПЫ урока

ЭТАП 1

ВЫЗОВ

(ликвидация чистого листа)

ЭТАП 2

ОСМЫСЛЕНИЕ

(реализация осмысление)

ЭТАП 3

РЕФЛЕКСИЯ

(размышление)

Каждый этап  предусматривает реализацию определенных задач:

ПЕРВЫЙ ЭТАП – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данной проблеме.  Предлагаю детям работу с вопросами по проблеме. Она может проходить по 2 линиям: «я сам», «мы вместе». На этом этапе у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает и что хочет узнать или что ему необходимо узнать.

ВТОРОЙ ЭТАП -  осмысление - ставит другие задачи:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.

Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания. Дети  отвечают на вопросы, которые сами перед собой поставили на первой стадии (что хочу узнать).

ТРЕТИЙ  ЭТАП – рефлексия (размышление). Здесь основным является: - целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Учитель осуществляю возврат учащихся к стадии вызова, к ключевым словам, к перевёрнутым логическим цепочкам, к кластерам.

Для работы с текстом эффективный метод «опорных слов», который позволяет научить обучающихся выделять главную информацию. Опорные слова можно выделить при помощи соответствующих вопросов.

 Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

 По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. 

Таким образом, при планомерном использовании технологии критического мышления можно эффективно сформировать навыки смыслового чтения текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение выразительному чтению на уроках русского языка"

Обучение выразительному чтению является необхо­димым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивае...

Сообщение на тему «Совершенствование чтения на уроках русского языка» Анпилогова Л.А. – учитель МОУ СОШ №3 2010-2011учебный год

       Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учи­теля считают читательскую подготов­ку. Именно отсюда проистекают часто школьные пробл...

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Виды чтения на уроках русского языка

Как правило, выделяются три вида чтения: просмотровое, ознакомительное и изучающее.     Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содер­жании текста,...