доклад "смысловое чтение на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему
доклад "смысловое чтение на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад "смысловое чтение на уроках русского языка" | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская основная общеобразовательная школа
Смысловое чтение на уроках русского языка, литературы и истории
Лебедев Р.А., учитель
русского языка и литературы
Село Старый Акульшет
Ноябрь, 2016 год
Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Тексты вокруг нас. Они повсюду. Как бы сильно в настоящее время не были развиты информационные потоки через видео- и аудиотехнику, считывание глазами буквенной информации остаётся основным средством обучения современности. Чтение как инструмент познания мира играет в жизни людей огромную роль. При этом в условиях мощных потоков информации существует огромное количество избыточных сведений, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно – новые знания. Сделать это можно путём организации чтения, развития способности извлекать значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки.
Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.
Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.
Один из способов овладения навыков смыслового чтения является технология развития критического мышления.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Это технология, которая даёт возможность реализовать основные направления модернизации образования:
- деятельностный характер образования
- личностная ориентация обучения
- востребованность результатов образования в жизни, их социализация
Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
ЭТАПЫ урока |
ЭТАП 1 ВЫЗОВ (ликвидация чистого листа) | ЭТАП 2 ОСМЫСЛЕНИЕ (реализация осмысление) | ЭТАП 3 РЕФЛЕКСИЯ (размышление) |
Каждый этап предусматривает реализацию определенных задач:
ПЕРВЫЙ ЭТАП – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данной проблеме. Предлагаю детям работу с вопросами по проблеме. Она может проходить по 2 линиям: «я сам», «мы вместе». На этом этапе у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает и что хочет узнать или что ему необходимо узнать.
ВТОРОЙ ЭТАП - осмысление - ставит другие задачи:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.
Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания. Дети отвечают на вопросы, которые сами перед собой поставили на первой стадии (что хочу узнать).
ТРЕТИЙ ЭТАП – рефлексия (размышление). Здесь основным является: - целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Учитель осуществляю возврат учащихся к стадии вызова, к ключевым словам, к перевёрнутым логическим цепочкам, к кластерам.
Для работы с текстом эффективный метод «опорных слов», который позволяет научить обучающихся выделять главную информацию. Опорные слова можно выделить при помощи соответствующих вопросов.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. |
|
Толстые ? | Тонкие ? |
Дайте 3 объяснения, почему...? | Кто ? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. |
Таким образом, при планомерном использовании технологии критического мышления можно эффективно сформировать навыки смыслового чтения текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Обучение школьников разным видам чтения на уроках русского языка и литературы"
теория вопроса и приложение....
Статья "Обучение выразительному чтению на уроках русского языка"
Обучение выразительному чтению является необходимым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивае...
Сообщение на тему «Совершенствование чтения на уроках русского языка» Анпилогова Л.А. – учитель МОУ СОШ №3 2010-2011учебный год
Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные пробл...
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Виды чтения на уроках русского языка
Как правило, выделяются три вида чтения: просмотровое, ознакомительное и изучающее. Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста,...