Словарная работа на уроке русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок направлен на обогащение словарного запаса обучающихся, формирует навыки работы с лингвистическими словарями, приобщает к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sport_sportsport_.docx | 30.82 КБ |
Презентация к уроку "Спорт, спорт, спорт..." | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Спорт, спорт, спорт...» (словарная работа на уроке русского языка в 6 классе)
Цели:
- обучающая: обогащение словарного запаса обучающихся, применение данной группы слов по значению в речевой деятельности, повторение знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами, орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова», способов словообразования;
- развивающая: формирование навыков по работе со словарями, работа по развитию речи обучающихся, умению строить текст-рассуждения;
- воспитательная: воспитание культуры речи, привитие интереса к пополнению словарного запаса;
- здоровьесберегающая: приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, к спорту.
Оборудование: презентация Power Point 2007,
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2001.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986
раздаточный материал.
Ход урока.
- Подготовка к восприятию.
- Слово учителя.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
- Какова цель нашего урока сегодня? Почему после темы стоит многоточие? Как данная тема связана с нашей жизнью?
- Работа со словарными словами.
Я буду давать вам развернутые лексические значения разных видов спорта, а вы должны назвать их. В качестве подсказок также я предлагаю вам и загадки.
- Этой игрой увлекались с незапамятных времен. Она родилась в 1863 году в маленькой таверне на одной из лондонских улиц. Именно тогда там собрались любители игры в ножной мяч и разработали ее основные правила, которые сохранились и по сей день. Иначе соревнования по этому виду спорта называют турниром мастеров кожаного мяча. (футбол)
Работа с «Этимологическим словарем» (foot - «нога, ступня» + ball – «мяч»). К вашему сведению, foot – английская мера длины, которая равна 30,5 см, т.е. примерно длине ступни человека.
- Кто стоит в воротах во время игры в футбол? ( вратарь). Подберите синоним к этому слову (голкипер – goal - «гол» + keeper – «сторож», т.е. буквально «страж ворот».
- В каких видах спорта есть вратарь? (футбол, хоккей, регби, ватерполо).
- Вы узнаете, о каком виде спорта пойдёт речь далее, если отгадаете загадку:
Мчат колёса по дороге,
Над дорогой мчатся ноги.
Это еду я бегом,
Это я бегу верхом!
Я и сидя бегу,
И встаю на бегу,
И колёса кручу,
И качу,
Куда хочу! (велосипедный спорт)
Легенда о создании велосипеда (заранее подготовленный ученик).
Считается, что велосипед сконструировал крепостной крестьянин Артамонов примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил пробег на своём велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву. Это был первый в мире велопробег. За изобретение велосипеда Артамонову была дарована свобода от крепостной зависимости.
- Образуйте суффиксальным способом слова от слова «велосипед» и запишите их (велосипедист, велосипедный, велосипедик)
- Назовите суффиксы, которые помогли нам образовать новые слова, и определите их значение.
Работа с «Этимологическим словарем» (слово заимствовано из французского языка, где оно означало «быстроногий», сложение латинских слов velox «быстрый»+ pedis «нога»).
- Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «к»,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …(хоккей).
Найдите в «Этимологическом словаре» словарную статью о происхождении данного слова (Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада, где в 1866 году состоялся первый официальный матч. И хотя слово пришло из английского языка, восходит оно к старофранцузскому «хокет» - «пастуший посох с крюком»).
- Придумайте и запишите словосочетания с данным словом (играть в хоккей, заниматься хоккеем, настольный хоккей, хоккей на льду).
- А эта спортивная игра появилась в конце XIX века. Её во всем мире называют игрой в «крылатый мяч». О чем идет речь? (о волейболе)
- Можете ли вы, не обращаясь к словарю, сказать, из какого языка пришло это слово? (из английского) Почему? ( от английского ball – мяч)
- А как тогда переводится «volley»? («полёт») Подтвердите свои предположения, обратившись к словарю.
- Какие ещё виды спорта, кроме названных, подарила нам Англия? (баскетбол, теннис, регби, бадминтон).
Если вам сложно ответить на вопрос, я даю вам подсказки.
- Снаряд есть у боксера – груша.
А в этом спорте «фрукт» получше.
Там забивает мяч спортсмен
В ворота в виде буквы «н».
На сливу очень мяч похож.
Вид спорта этот назовешь? (регби)
Если не догадались, то еще подсказка.
Мемориальная доска на стене одного английского колледжа гласит:«Пусть эта доска напоминает о славном деянии Уильяма Вэбба Эллиса, первого, кто осмелился нарушить правила футбола, схватил мяч руками и побежал с ним. Так в 1823 году возникла спортивная игра».
- Турнир идет. Турнир в разгаре.
Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоем,
Ракетками мы мячик бьём.
А против нас – Андрэ и Дэнис.
Во что играем с ними? В …(теннис)
- В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это…(баскетбол)
Давайте рассмотрим, как образовалось это слово. Вторая часть его нам понятна, а что же значит первая часть? Для этого надо вспомнить, как играют в баскетбол (basket – корзина). А придумал эту игру преподаватель анатомии из Англии Джеймс Нейдсмик.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришёл.
Вслед за ним пришёл хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
- О каком виде спорта я веду речь?
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (шахматы)
Вашему вниманию я предлагаю посмотреть видеоурок об этимологии данного слова. Ваша задача: внимательно прослушав его, записать в тетради информацию о происхождении слова «шахматы».
4. Видеоурок из цикла передач «Знают ли русские русский?»
5. Орфоэпическая разминка.
Представьте, что мы в спортивном зале, в котором проходит очередной чемпионат страны по баскетболу. Я предлагаю вам прокомментировать данный чемпионат. Но сначала орфоэпическая разминка.
Комментатор [ м']
Комментировать [м’], [н’ т’]
6. Работа с текстом (у каждого ученика текст на парте без знаков препинания).
Баскетбольный матч продолжается. Положение серьёзное, разрыв в очках растёт. Тренер быстро разобравшись в обстановке берет минутный перерыв. Его указания касаются всех игроков находящихся сегодня на площадке. И вот уже игроки расположившись под щитом противника начинают атаку. Болельщики бурно реагирующие на любые действия своих любимцев замирают в ожидании подачи. Сделано несколько касаний, и мяч снова в сетке. Борьба разгорается.
Задание.
1.Расставить недостающие знаки препинания, объяснить их постановку.
2. Найти слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова» и обозначить её.
7. Проверка выполненного задания по слайду 1.
8. Редактирование текста.
- Отредактируйте начало репортажа. Но прежде определите лексическое значение слова «репортаж» по «Толковому словарю русского языка».
Мы находимся в Сочи. Мы находимся на открытии зимней Олимпиады. Мы подошли к центральному стадиону. Мы знакомимся с оригинальным архитектурным ансамблем спортивного сооружения.
9. Работа со стихотворением (слайд 2)
Я на рассвете с солнцем просыпаюсь,
Ногами пола быстренько к…саюсь,
И полуголый снегом обт…раюсь,
Потом в сугроб поглубже заб…раюсь
И хохочу, и жарко мне в снегу,
И кровь г…рит во мне.
Теперь любое дело по плечу,
Здоровым, крепким и выносливым
Я выр…сти хочу.
Задание.
1.Какова тема стихотворения? Как его можно озаглавить?
2. Найдите в стихотворении фразеологический оборот. Объясните его значение.
3. Объясните орфограммы, пропущенные в словах. Над какой орфограммой вы сейчас работали?
10. Устное рассуждение «Как я отношусь к утренней гимнастике».
Не забываем схему рассуждения:
1.Тезис.
2.Аргументы.
3.Вывод.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
11.Комплекс упражнений для глаз «На море» (под медленную спокойную музыку)
И.П. – сидя, голова неподвижна, прямо.
«Горизонт».
1 – 4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева-направо, глазасопровождают движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить линию горизонта справа-налево.
«Лодочка».
1 – 4 – чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить движения счета 1 – 4 в другую сторону.
«Радуга».
1 – 4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить движения счета 1 – 4 в другую сторону.
«Солнышко».
1 – 8 - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем повторить упражнение в другую сторону.
«Пловец плывет к берегу».
1 – 4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5 – 8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а руку поставить вперед.
Повторить упражнение с левой руки.
«Яркое солнышко».
1 – 8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
12. Рефлексия
- Какая задача стояла перед нами ?
- Что было полезным на уроке?
- Чему я научился?
- Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?
Составьте рассказ про себя:
- Я знал(а)…
- Я узнал(а)…
- Я умею…
13. Итоги урока.
14. Домашнее задание.
- Выучить словарные слова, знать их этимологию;
- Прочитайте текст, дополните его рассуждением о том, права ли девочка (каждый ученик получает текст)
Текст.
«Несовременный» вид спорта.
Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения на рапирах не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. К тому же они как собаки на поводке – за ними тянется электрический шнур. Как только один притронется к другому рапирой, у судьи загорается лампочка. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому сейчас придёт в голову защищать себя при помощи шпаги!
Нет, уж если бы я занималась спортом, то я изучала бы бокс или ещё лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.
(По С. Киселеву)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверяем текст. Баскетбольный матч продолжается. По лож ение серьёзное, разрыв в очках раст ёт. Тренер , быстро разобравшись в обстановке , бер ёт минутный перерыв. Его указания кас аются всех игроков , находящихся сегодня на площадке. И вот уже игроки , распо лож ившись под щитом противника , начинают атаку. Болельщики , бурно реагирующие на любые действия своих любимцев , за мир ают в ожидании подачи. Сделано несколько кас аний, и мяч снова в сетке. Борьба раз гор ается.
Какова тема стихотворения? Как его можно озаглавить? Найдите фразеологический оборот. Объясните его значение. Я на рассвете с солнцем просыпаюсь, Ногами пола быстренько к…саюсь И полуголый снегом обт…раюсь, Потом в сугроб поглубже заб…раюсь И хохочу, и жарко мне в снегу, И кровь г…рит во мне. Теперь любое дело по плечу, Здоровым, крепким и выносливым Я выр…сти хочу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
Приемы работы словарной работы на уроках русского языка
Прдназначена для учащихся...
Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка
В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)
laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...