Педагогические технологии. Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Педагогические технологии. Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.docx | 60.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования (СИПКРО)
Итоговая работа
по курсам повышения квалификации
«Педагогические технологии»
(сроки обучения 20.04.2015 – 26.06.2015 г.)
«Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции»
Авторы проекта:
Пьянова Наталья Васильевна
Учитель русского языка
МБУ СОШ №94
Самарская область
Автозаводский район
г.о. Тольятти
Самара, 2015
Предмет: русский языка.
Класс: 9
Тема урока: «Эссе как жанр литературного произведения»
(тема рассчитана на два часа).
Цель урока: Создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся.
Задачи урока:
- Познакомить с жанром эссе и с его спецификой;
- Учить отличать эссе по жанровым признакам;
- Формировать умения составлять эссе;
4. Формировать речевые умения: умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста, собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание, строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), править, совершенствовать написанное.
Планируемые образовательные результаты:
1.Учащиеся узнают, что такое эссе, познакомятся с его жанровыми особенностями, признаками, свойствами формами и видами.
2.Научатся на конкретных примерах определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, характерные для эссе, видеть оригинальность замысла автора.
3.Усовершенствуют умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Использованные материалы:
2. «Методические рекомендации по написанию эссе»
Государственный Университет, Высшая Школа Экономики, Санкт-Петербургский филиал. Санкт-Петербург, 2005 г.
3. Советы по написанию эссе. Web: www.begin.ru/db2/doc.html.
Приложение.
Приложение 1.
Илья Бражнин. Сумка волшебника.
После потопа.
Я люблю книгу, как люблю человека. Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который, не боясь обвинений в пристрастиях, попытался бы захватить с собой всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собой тысячу книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен сотней. И уже невыносимо трудно было бы мне, если б сотню сократили дотрех-четырех.
И всё-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? Какие десять я стремился бы спасти от всемирного потопа?
Первая книга — это, конечно же, стихи Александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для душевной жизни моей, для жизни в Прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной — и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём военном багаже.
Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. А посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение, то, что мне всех милей и дороже.
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Я не знаю ничего лучшего в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного, человечного, благородного. Это сама Поэзия, само Сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу.
Вторая книга — это «Война и мир» Льва Толстого. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал и широчайшего охвата. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Это «Илиада» и «Одиссея» человеческие, вместе взятые. И потом это свод стольких человеческих и писательских слабостей и ошибок, что уже одним этим отрицает всякое высокомерие. Ничто не может быть уже и безнадёжней высокомерия, которое нам, хвастливым и крикливым, угрожает с особенной очевидностью.
Третья книга — это «Мёртвые души» Николая Гоголя. Гоголь — явление чрезвычайное. Мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «Мёртвых душ» невозможно оспорить. В силу своей исключительности, как мне думается, Гоголь не создал и не мог создать школы. Следовать ему невозможно. Он — гильотина для своих героев, и никто больше во всей литературе не смог быть с созданиями своими столь беспощадным. Страшная сказка, рассказанная в «Мёртвых душах», прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.
Четвёртая книга — это стихи Владимира Маяковского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Путешествовать по неверным хлябям литературной истории запертым в тесном ковчежке на десять персон, постоянно имея под боком того, кого не любишь, неприятно и трудно. Неприятности и трудности этого совместного путешествия усиливаются тяжёлым и неуживчивым характером Маяковского. Он слишком много якает. Он излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться.
Он подобен медведю, забравшемуся в посудную лавку. При каждом его неуклюжем движении звенят осколки и летят черепки. Многое из разбитого — штучная дешёвка, которой ничуть не жаль. Но вместе с дрянью, случается, бьётся вдребезги и искусно выделанный редчайший фарфор, и тот магический кристалл, сквозь который только и можно разглядеть «даль свободного романа».
Но прежде не могу не сказать несколько слов о произведённых разрушениях. Их немало, но самые жестокие пришлись на исконно прекрасный русский стих. Хотя Маяковский, гримируясь лестничками, рваными строками и рваными ритмами, и придерживался в основном стародавнего и испытанного ямба, но ямбы его так растрёпаны, развихрены, расшатаны огромным напором, клокочущим темпераментом и бурным движением материала, что их не скоро и узнаешь. Стихи Маяковского — как края пробоины в стальной броне, резкие, рваные, раздирающие нервы, душу и слух. Тебя то мороз по коже продирает, то в жар бросает. Нет с этим поэтом ни минуты покоя, и никакие дольче фарниенто с ним и присниться не могут.
Я глубоко благодарен Маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением рабского культа предков и объявившему однажды, и весьма своевременно, что «время пулям по стенкам музеев тенькать».
Эта ненависть к чинопочитанию, угодничеству, всяческим культам всяческих личностей, и особенно культу литературных предков, у Маяковского понятна, потому что он самый современный из современных писателей. Он бесценно современен. Он современен весь, целиком с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, формой, неуравновешенностью, словарём, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он, несомненно, наиболее яркий представитель современности в поэзии, наиболее полно выражающий современность.
Маяковский огромен и гремящ. Его революционный темперамент полностью совпадает с эпохой. Он сам эпоха. И сам революция. Он написал про всё. Место его в моём ковчеге весьма почётное и одно из первых. А что я не люблю его, что ж тут поделаешь. Оттого он не меньше.
Приложение 2.
Константин Победин. Эссе «Музыка».
Бабушка Елена была глухая. Слух она потеряла в середине жизни, но не до такой степени, чтобы быть вовсе отрезанной от мира. Слуховой аппаратик с проводками и динамиком вставлялся в ухо, как пробка. Еще был наушник для пользования радио.
^ Бывало, что-нибудь по хозяйству делает бабушка: гладит, шьет, и в тишине чему-то улыбается. Это значит, хорошую музыку передают.
С музыкой в моей жизни связано не так уж много воспоминаний. Пожалуй, это — самое яркое. Было лето, и я грыз что-то кислое в саду. Из дома донесся страшный, что называется, нечеловеческий вопль. Я подавился и бросился на помощь. Куда? Кому?
В комнате у электроплитки стояла бабушка Елена, что-то помешивала в кастрюльке, в ухе чернел радионаушник. Она стояла в адском, истошном завывании безмятежно, как праведница в костре. Слушая своего Шопена, бабушка не подозревала, что наступила коту Барсику на хвост, да так ловко, что он не мог даже извернуться и укусить хозяйку за ногу. Как он не сошел с ума от такой долгой и жестокой боли? Впрочем, надо уточнить, бывают ли сумасшедшими коты.
Из этого воспоминания для меня совершенно неопровержимо следует вывод: все то, что мы не в состоянии воспринять, потрогать, использовать и посему склонны считать несуществующим, — вполне существует, порою рядом, и, возможно, страдает, глядит с мольбою в наши невидящие глаза.
Елена Шварц. Эссе «Музыка».
Еще похожа музыка на то, как бабу пьяную ведут ее два сына, она то в плач, то в смех, то клонится упрямо, они же, опустив глаза, ее ведут — ну, мама, мама...
Тот, кто стыдится больше, — тот ум, а другой — чувство. В книге об инквизиции я видела картинку, как два мужичка ведут под руки одержимую, и это навело меня на мысль о музыке и вообще — о творчестве. Мне во вдохновении часто хочется, чтоб меня поддерживали, чтобы кто-то был рядом, но если б это случилось, оно бы исчезло. Во вдохновении трудно стоять и трудно быть неподвижной, и подвижной трудно, лишаешься всех земных сил, отдаешь их чему-то, потому и хочется, чтобы поддерживали. В творчестве (и в святости тоже) — много женственного, и то и другое — восприятие силы. Да человек и вообще — женщина по отношению к Богу.
Приложение3.
1 фрагмент.
На каждой газетной полосе можно прочитать много нелестных слов о нашем времени, о нравах. Я согласна, восхищаться особо нечем, а льстить — глупо, но беспрестанно тыкать пальцем в каждый недостаток, не предлагая при этом ничего конкретного, тоже большого ума не надо.
Заглянув в любую книгу по истории, можно совершенно точно сказать, что ни один историк не оценивал положительно свое время, чаще вообще предпочитал не касаться этой щекотливой темы, остановив свое повествование на событиях, происшедших, как минимум, лет за 50 до времени написания книги. Так, может быть, и нам не стоит оценивать происходящие события однозначно? Не лучше ли будет пустить время на самотек, а самим «нести свой кирпич к алтарю мироздания»? Или, может быть, два кирпича, или целую тележку — это уж кому, что по силам...
2 фрагмент.
Сложно жить нашему брату в сегодняшнем мире . Но жить надо, и не только жить, но и творить, честно трудиться. Если я смогу помочь кому-то в трудную минуту, смогу уберечь хотя бы одного человека от наркотиков и так сделает каждый, то, возможно, мы что-то изменим в этой жизни.
Как бы мы не относились сейчас к книгам Н. Островского, А. Фадеева, нужно отдать им должное: у молодежи того времени были свои герои. Их порождала сама жизнь. Писателю только оставалось найти и описать их. Я уверен, что слова Н. Островского остаются правильными для любого поколения: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Да, жить стоит, жить стоит всегда, каким бы бесперспективным ни было положение. Ведь после ночи всегда бывает утро, лето сменяет зиму. Так и социальный подъем сменит упадок в нашей стране, тем более что первые шаги уже сделаны, и, возможно, решающие действия по устранению кризиса будут принадлежать нам.
3 фрагмент.
Принято говорить о вековечном отставании России, изображать ее страной убогой, забытой и забитой. Этот стереотип сформировался не без помощи средств массовой информации. Воспиталось уже целое поколение этой теории.
Это поколение – мое поколение, и мне грустно это осознавать. У нас сформировалось определенное мнение о нашей стране. И уже упреки в безнравственности мы отвечаем, что вначале нужно создать условия, тогда мы будем моральными, а пока их нет, не требуйте от нас нравственного поведения.
А по-моему, это оправдание аморальности.
Как же быть? Нужно не просто осознать, но и остро ощутить, что только при бескомпромиссном признании абсолютных ценностей может существовать нравственное поколение.
4 фрагмент.
Мне пятнадцать лет. Мы, пятнадцатилетние, считаем, что это самый лучший возраст. В пятнадцать лет – это лето круглый год, солнце в пасмурном небе… В пятнадцать лет ты уже взрослый человек, но еще ребенок. Мы любим играть. Играть в куклы, в прятки, в жизнь.
А жизнь - это убегающие вдаль секунды, минуты, часы, дни, года… В нашем возрасте их не замечаешь. А когда заметишь, оглянешься назад, то можешь обнаружить, что случайно наступил на чью-то жизнь. Хорошо, если только немного задел, а ведь мог наступить крепко, приплюснуть, раздавить. И наша пятнадцатилетняя жестокость – просто ответная реакция на время. Мы не виноваты. Время нас сделало такими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции
Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...
Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся". Информация ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...