Педагогические технологии. Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Педагогические технологии. Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx60.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

 дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

по курсам повышения квалификации

«Педагогические технологии»

(сроки обучения 20.04.2015 – 26.06.2015 г.)

«Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной  компетенции»

 Авторы проекта:

Пьянова Наталья Васильевна

Учитель русского языка

МБУ СОШ №94

Самарская область

Автозаводский район

г.о. Тольятти

Самара, 2015

Предмет:  русский языка.

 Класс: 9

       Тема урока: «Эссе как жанр литературного произведения»

       (тема рассчитана на два часа).

 Цель урока: Создание условий для развития устной и письменной  речи  обучающихся.

Задачи урока: 

  1. Познакомить с жанром эссе и с его спецификой;
  2. Учить  отличать эссе по жанровым признакам;
  3. Формировать  умения  составлять  эссе;

     4. Формировать речевые умения:  умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста, собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание, строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), править, совершенствовать написанное.

 Планируемые образовательные результаты:

1.Учащиеся узнают, что такое эссе, познакомятся с его жанровыми особенностями, признаками, свойствами формами и видами.

2.Научатся на конкретных примерах определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, характерные для эссе, видеть оригинальность замысла автора.

 

3.Усовершенствуют умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Организационный этап

Проверка  готовности  к  уроку, настрой  на  работу,  правила  работы  на  уроке.  

Проверяют  учебные  принадлежности,  свой  настрой,  проговаривают  правила  работы  на  уроке.      

Определение  темы  урока.    

Целеполагание.

 Задачи  урока.    

        

1.Работа с эпиграфом урока.

«Эссе - это способ рассказать миру
через себя и о себе с помощью мира»
                                           
Владимир Набоков

-Прочитайте эпиграф.

-О чем идет речь в эпиграфе?

- «Эссе как жанр литературного произведения», - именно так звучит тема нашего урока.

- Сегодня вам предстоит познакомиться с новым жанром, с его основными свойствами.

-  Научитесь отличать эссе по жанровым признакам и создавать собственные тексты.

 

 Учащиеся читают эпиграф, выделяют ключевое  слово и формулируют тему урока, его цель и задачи.

Актуализация  знаний

-Как вы думаете, важно ли изучать данную тему?

-Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Открытие  нового  знания.  

1.Знакомство с определением жанра эссе как литературного произведения и с его основными жанрообразующими признаками.

1.1.Работа с эпиграфом.

-Опираясь на слова В. Набокова, попробуйте дать определение эссе.

1.2.Словарная работа.

-Что  же такое эссе?

-Отвечая на этот вопрос, давайте обратимся к различным словарям и учебнику русского языка.

-Познакомьтесь с  определениями жанра.

- Назовите  основные признаки эссе, опираясь на данные определения.

1.3.Работа со словарями.

«Эссе - это очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическим научном виде, а в свободной форме». 
Словарь иноязычных слов Л.П. Крысина 

«Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
Большой энциклопедический словарь 

«Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, та кили иначе, с нею связанные». 
Краткая литературная энциклопедия 

«Эссе - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Авmop эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности, выводов, общепринятости вопроса и т.д. 
Словарь литературоведческих терминов 

«Эссе- разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций... Автор эссе не претендует на анализ произведения, а ограничивается рассуждениями о нём, подчеркивая субъективность своего отношения».
Краткий словарь литературоведческих терминов 

«Эссе - прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному». 
Словарь иностранных слов 

1.4.Работа с учебником.

Эссе (с франц. — попытка, проба, очерк, от лат. — взвешивание,— взвешиваю) — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на  определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

 1.5.Обобщение ответов учащихся.  Слово учителя.

Признаки эссе:
• Наличие конкретной темы либо вопрос: произведение, посвященное анализу
широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе; теме эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер.

• Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления: эссе - жанр
субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения кумиру.

• Небольшой объём: каких-либо жёстких, границ, конечно, не существует, но для хорошего эссе бывает достаточно и одного листа, нескольких ёмких, побуждающих к размышлению фраз.

• Свободная композиция: эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок, оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот!»

• Непринуждённость повествования: автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным.  Он избегает намеренно усложненных неясных излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

• Парадоксальность: эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество; более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при. чтении куши, просмотре кинофильма, в разговоре с другом; отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое; яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.


• Внутреннее смысловое единство: возможно, это один из парадоксов жанра, свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. 

• Открытость: эссе остаётся незавершённым - не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее её раскрытие, на полный, законченный анализ. 

2. Работа с учебником. (Русский язык.  9 кл. М.М Разумовская. 2007г).

Знакомство с основной целью эссе.

Основная цель эссе: «...Главное — заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении»

 (О. Вайнштейн). 

Для чего и для кого писать эссе? Вот главный вопрос.

3.Знакомство с историей возникновения жанра «эссе».

-Обратимся к истории жанра. Слово «историкам».

Слово «эссе» пришло в русский язык с французского и исторически восходит к, латинскому слову «exagium» (взвешивание) французское слово «essai» можно буквально перевести словами опыт, проба,  попытка, набросок, очерку (Родоначальником жанра эссе был французский писатель, философ Мишель Монтенъ (1533-1592).  Он жил в 16 веке  (В 1580 году Монтель написал эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека.  На русский язык, название переведено как «опыт». С этого времени в словесной культуре бытует жанр эссе. Особенно широко термин «эссе» распространён в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» набросок зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях. ф.М. Достоевского, К.Т. Паустовского, Марины Цветаевой, М.М.Пришвина. Авторы эссе - это люди разнообразных интересов и профессий: критики, историки, литературоведы, искусствоведы, писатели, философы, : духовные деятели и многие другие. География жанра также обширна: европейская, латиноамериканская, восточная литература. Почему этот жанр, который насчитывает 420 лет в европейской культуре и имеет почти тысячелетнюю историю в литературе Востока, так, популярен? Секрет его долголетия в уникальных свойствах, позволяющих установить связь между читателем и писателем или писать для себя. Потому что эссе - это обязательно диалог, и, прежде всего, с самим собой. 

Лауреатом Малой Букеровской премии 1999 года стал эссеист Владимир Бибихин («Новый Ренессанс») Победительницей международного конкурс эссеистики в 1999 году стала студентка МТПМО Иветта Герасимчук. Её эссе «Словарь ветров» покорило сердце жюри, несмотря на тексты других претендентов - знаменитых философов и профессиональных писателей. 

4.Знакомство с основными свойствами эссе.

4.1.Работа с заголовками.

- На данном этапе работы вам предстоит проанализировать различные  названия эссе и сформулировать основные свойства этого жанра.

-К какому выводу вы пришли?

- Можно ли, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работ?

-Обратите внимание на то, какой предлог используется?

-Что отражает, на ваш взгляд, данный предлог?

-  Случайно и наличие союзов «как» и «или»?

-Характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного процесса эссеиста? Можно ли, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работ?

«О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень);
«О собеседнике», «О природе слова», «Разговор о Данте» (Осип Мандельштам);
«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков);
«Как читать книгу» (Иосиф Бродский);
«Правда о Набокове, или Бабочки по Фрейду» (Игорь Клех).

5.Знакомство с разновидностями эссе.

-Исходя из названий, попробуйте определить, каким проблемам может быть посвящено эссе?

6.Знакомство с разными  формами эссе.

Слово учителя.

Эссе  может воплощаться в различные литературные формы: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо, и слово, и др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы,  эссе тем не менее сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.
- Прочитайте названия некоторых работ и определите, какие литературные формы используют авторы.


«Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам);
«Похвала скуке» (Речь, которая была произнесена перед выпускниками Дартмутского колледжа в июне 1989 г.) и «Письмо президенту» (Иосиф Бродский);
«Ответ на анкету», «Неотправленное письмо певице» (Герман Гессе);
«Заметки о Стендале» (Марсель Пруст);
«Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер).

7.Подготовка к написанию эссе.

7.1. Обучение учащихся умению отличать эссе по жанровым признакам.  Анализ образцов эссе. Работа с отрывком эссе «После потопа» из книги И. Бражнина «Сумка волшебника» (Приложение 1).

Вопросы и задания.

-Прочитайте отрывок. Определите тему.

-Что является объектом внимания писателя?

- В чем смысл названия? Как заголовок отражает основные свойства жанра?

-Докажите, используя этот текст, что заголовок эссе полностью не исчерпывает его содержание.

-Как вы думаете, почему писатель выбрал такое название? С чем это связано? Стало ли такое название для вас неожиданным?

-Сколько частей в тексте? Проанализируйте композицию эссе.

-Как строится каждая часть данного текста-рассуждения?

-Определите стиль текста, тип речи, стилистические особенности данного текста.

-Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю.

-К какому выводу приходит автор?

- Удалось ли автора доказать основную мысль текста? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Аргументируйте своё мнение.

- Какие размышления писателя  вам показались особенно интересными?

- К какому виду эссе (философскому, литературно-критическому, историческому, художественному, публицистическому или др.) вы бы отнесли каждую из прочитанных работ? Почему?

7.2.. Сравнение эссе на одну и ту же тему, написанных разными авторами: Константина Победина «Музыка» и Елены  Шварц
«Музыка». (Приложение 2)

Вопросы и задания сопоставительного характера.
- Определите тему каждой из представленных миниатюр.

-Каковы объекты внимания писателей?

-Каково резюме каждого из авторов? С чьей точкой зрения вы бы согласились и почему?

-Отражают ли заголовки в полной мере содержание прочитанного?

-Найдите образы, аналогии, ассоциации, к которым прибегают авторы.

-Какие типы речи сочетаются в каждом из текстов?

-Определите их стилистические особенности. Обоснуйте свой ответ.


8.Подготовка  к эссе на тему «О времени и о себе».

8.1. Работа с учебником. (Русский язык.  9 кл. М.М Разумовская. 2007г. Упражнение 287).

Анализ фрагментов сочинений на тему: «О времени и о себе» (Приложение 3).

-Оцените фрагменты из сочинений старшеклассников.

-Можно ли отнести их к жанру эссе?

-Есть ли мысль, которая объединяет позиции авторов? Если есть, то какая?

-Сформулируйте её сами или найдите подходящую формулировку в их текстах.

-Подумайте, какое место в композиции текста вашего сочинения на указанную тему могли бы занять эти фрагменты.

- С чего можно было бы начать сочинение, чем закончить?

-Какие фрагменты уместны в основной части сочинения при раскрытии первой подтемы, второй?

-Какие выразительные средства использованы в данных фрагментах.

8.2.Составление  собственного текста эссе  «О времени и о себе»  с использованием фрагментов сочинений старшеклассников.

-Попробуйте и вы свои силы в жанре эссе.

-Напишите сочинение на ту же тему.

8.3 Знакомство с алгоритмом работы по написанию эссе и с критериями оценивания сочинения.

 Слово учителя.

-Приступая к работе над эссе надо помнить, что качество любого эссе зависит от трёх, взаимосвязанных, составляющих, таких как: 


- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной
 литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося материала (его организация, аргументация и доводы); 

-аргументация (насколько точно соотносится с поднятыми в эссе проблемами). 

Этапы работы над эссе.
- Процесс написания эссе можно разбить на несколько этапов:
- определение темы;
- определение смысла предложения высказывания (Что, по-вашему, мнению хотел сказать автор?)
- осмысление проблемы в контексте базовых наук, (С какими проблемами связана тема? Что вы должны знать, чтобы ее раскрыть?)
- формулирование своего отношения к высказыванию;
- использование определений, терминов, обобщение, теоретическая обоснованность понятий и теорий; 
- использование фактов, примеров из общественной жизни, обосновывающих вашу позицию;
- вывод.

Оценивание эссе.
Общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

Критерии

Требования к учащемуся


Максимальное кол-во баллов


Знание и понимание теоретического материала


- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
 
-
 используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.




2 балла


Анализ и оценка информации


-
 грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое Количество различных, источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; дает личную оценку проблеме.




4 балла


Построение суждений


- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств;
-
 выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка;
- общая форма изложения полученных результатов и их. интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.




3 балла


Оформление работы


- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических грамматических, и стилистических, норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям




1 балл

9.Подведение итогов.

-Наш урок подошел к концу.

- Что нового узнали на уроке?

-Какие умения приобрели?

   Я узнала (л) …

  Я научилась(ся)…

 Мне было интересно…

 Мне пока трудно

-Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по теме: «Эссе как жанр литературного произведения».

10.Проба пера.

- Написать эссе по одной из тем.

«Пушкин для меня...», «О чем задумывается мой сверстник сегодня?», «Мир виртуальной реальности. По лабиринтам компьютерного мира», «Телевидение сегодня», «Наш современный мир», «Книги в моей жизни», «Мир рекламы. Какое он?», «О времени и о себе», «Милосердие и жестокость в современном мире», «Смертная казнь или право на жизнь?»

Следующие уроки необходимо посвятить анализу  ученических сочинений, а затем и редактированию творческих  работ.

 

Учащиеся читают эпиграф, выделяют ключевые слова и формулирую определение понятия «эссе».

Работа со словарями, учебником русского языка. Учащиеся читают и комментируют прочитанное.

Затем на основании данных словарных статей, выделяя ключевые слова,   называют  основные признаки эссе, а затем записывают их  в тетрадь: 
небольшой объем;
конкретная  тема;
личностное ее осмысление;
свободная  композиция; 
парадоксальность, афористичность; 

непринуждённость повествования;

внутреннее смысловое единство;

открытость;
разговорная  интонация  и лексика.

Работа с учебником, чтение словарной статьи. Учащиеся формулируют цель написания эссе, а затем записывают ее в тетрадь.

Группа «историков» рассказывает об истории возникновения жанра.

     

Учащиеся работают в группе над названиями эссе:

-обращают внимание на присутствие в названиях эссе предлога  «О», союзов «КАК», «ИЛИ» («О», «КАК», «ИЛИ»  = отсутствию законченного точного представления мысли)

 -приходят к выводу, что для эссе характерно:

  1. выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе;
  2. свободное владение темой.

Учащиеся анализируют названия и приходят к выводу, что эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству

Учащиеся работают с названиями, выписывают литературные формы и дают определение каждому понятию, обращаясь к толковому словарю.

Учащиеся читают эссе, отвечают на вопросы и выполняют задания.

Учащиеся читают эссе, отвечают на вопросы и выполняют задания.

Учащиеся читают фрагменты  эссе, отвечают на вопросы.

Учащиеся работают над созданием собственных текстов.

Учащиеся проводят анализ своей деятельности на уроке и отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся определяются с темой и создают свои тексты

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

 

Использованные  материалы:

  2.  «Методические  рекомендации  по  написанию  эссе»  

       Государственный Университет, Высшая Школа Экономики, Санкт-Петербургский филиал. Санкт-Петербург, 2005 г.  

  3.  Советы по написанию эссе. Web: www.begin.ru/db2/doc.html.

Приложение.

Приложение 1.

Илья Бражнин. Сумка волшебника.

После потопа.

Я люблю книгу, как люблю человека. Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который, не боясь обвинений в пристрастиях, попытался бы захватить с собой всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собой тысячу книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен сотней. И уже невыносимо трудно было бы мне, если б сотню сократили дотрех-четырех.

И всё-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? Какие десять я стремился бы спасти от всемирного потопа?

Первая книга — это, конечно же, стихи Александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для душевной жизни моей,  для жизни в Прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной — и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём военном багаже.

Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. А посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение, то, что мне всех милей и дороже.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Я не знаю ничего лучшего в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного, человечного, благородного. Это сама Поэзия, само Сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу.

Вторая книга — это «Война и мир» Льва Толстого. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал и широчайшего охвата. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Это «Илиада» и «Одиссея» человеческие, вместе взятые. И потом это свод стольких человеческих и писательских слабостей и ошибок, что уже одним этим отрицает всякое высокомерие. Ничто не может быть уже и безнадёжней высокомерия, которое нам, хвастливым и крикливым, угрожает с особенной очевидностью.

Третья книга — это «Мёртвые души» Николая Гоголя. Гоголь — явление чрезвычайное. Мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «Мёртвых душ» невозможно оспорить. В силу своей исключительности, как мне думается, Гоголь не создал и не мог создать школы. Следовать ему невозможно. Он — гильотина для своих героев, и никто больше во всей литературе не смог быть с созданиями своими столь беспощадным. Страшная сказка, рассказанная в «Мёртвых душах», прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.

Четвёртая книга — это стихи Владимира Маяковского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Путешествовать по неверным хлябям литературной истории запертым в тесном ковчежке на десять персон, постоянно имея под боком того, кого не любишь, неприятно и трудно. Неприятности и трудности этого совместного путешествия усиливаются тяжёлым и неуживчивым характером Маяковского. Он слишком много якает. Он излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиняться.

Он подобен медведю, забравшемуся в посудную лавку. При каждом его неуклюжем движении звенят осколки и летят черепки. Многое из разбитого — штучная дешёвка, которой ничуть не жаль. Но вместе с дрянью, случается, бьётся вдребезги и искусно выделанный редчайший фарфор, и тот магический кристалл, сквозь который только и можно разглядеть «даль свободного романа».

Но прежде не могу не сказать несколько слов о произведённых разрушениях. Их немало, но самые жестокие пришлись на исконно прекрасный русский стих. Хотя Маяковский, гримируясь лестничками, рваными строками и рваными ритмами, и придерживался в основном стародавнего и испытанного ямба, но ямбы его так растрёпаны, развихрены, расшатаны огромным напором, клокочущим темпераментом и бурным движением материала, что их не скоро и узнаешь. Стихи Маяковского — как края пробоины в стальной броне, резкие, рваные, раздирающие нервы, душу и слух. Тебя то мороз по коже продирает, то в жар бросает. Нет с этим поэтом ни минуты покоя, и никакие дольче фарниенто с ним и присниться не могут.

Я глубоко благодарен Маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением рабского культа предков и объявившему однажды, и весьма своевременно, что «время пулям по стенкам музеев тенькать».

Эта ненависть к чинопочитанию, угодничеству, всяческим культам всяческих личностей, и особенно культу литературных предков, у Маяковского понятна, потому что он самый современный из современных писателей. Он бесценно современен. Он современен весь, целиком с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, формой, неуравновешенностью, словарём, отношением к прошлому, настоящему и будущему.  Он, несомненно, наиболее яркий представитель современности в поэзии, наиболее полно выражающий современность.

Маяковский огромен и гремящ. Его революционный темперамент полностью совпадает с эпохой. Он сам эпоха. И сам революция. Он написал про всё. Место его в моём ковчеге весьма почётное и одно из первых. А что я не люблю его, что ж тут поделаешь. Оттого он не меньше.

Приложение 2.

Константин Победин. Эссе  «Музыка».

Бабушка Елена была глухая. Слух она потеряла в середине жизни, но не до такой степени, чтобы быть вовсе отрезанной от мира. Слуховой аппаратик с проводками и динамиком вставлялся в ухо, как пробка. Еще был наушник для пользования радио.

^ Бывало, что-нибудь по хозяйству делает бабушка: гладит, шьет, и в тишине чему-то улыбается. Это значит, хорошую музыку передают.

С музыкой в моей жизни связано не так уж много воспоминаний. Пожалуй, это — самое яркое. Было лето, и я грыз что-то кислое в саду. Из дома донесся страшный, что называется, нечеловеческий вопль. Я подавился и бросился на помощь. Куда? Кому?

В комнате у электроплитки стояла бабушка Елена, что-то помешивала в кастрюльке, в ухе чернел радионаушник. Она стояла в адском, истошном завывании безмятежно, как праведница в костре. Слушая своего Шопена, бабушка не подозревала, что наступила коту Барсику на хвост, да так ловко, что он не мог даже извернуться и укусить хозяйку за ногу. Как он не сошел с ума от такой долгой и жестокой боли? Впрочем, надо уточнить, бывают ли сумасшедшими коты.

Из этого воспоминания для меня совершенно неопровержимо следует вывод: все то, что мы не в состоянии воспринять, потрогать, использовать и посему склонны считать несуществующим, — вполне существует, порою рядом, и, возможно, страдает, глядит с мольбою в наши невидящие глаза.

Елена Шварц. Эссе  «Музыка».

  Еще похожа музыка на то, как бабу пьяную ведут ее два сына, она то в плач, то в смех, то клонится упрямо, они же, опустив глаза, ее ведут — ну, мама, мама...

Тот, кто стыдится больше, — тот ум, а другой — чувство. В книге об инквизиции я видела картинку, как два мужичка ведут под руки одержимую, и это навело меня на мысль о музыке и вообще — о творчестве. Мне во вдохновении часто хочется, чтоб меня поддерживали, чтобы кто-то был рядом, но если б это случилось, оно бы исчезло. Во вдохновении трудно стоять и трудно быть неподвижной, и подвижной трудно, лишаешься всех земных сил, отдаешь их чему-то, потому и хочется, чтобы поддерживали. В творчестве (и в святости тоже) — много женственного, и то и другое — восприятие силы. Да человек и вообще — женщина по отношению к Богу.

Приложение3.

1 фрагмент.

       На каждой газетной полосе можно прочитать много нелестных слов о нашем времени, о нравах. Я согласна, восхищаться особо нечем, а льстить — глупо, но беспрестанно тыкать пальцем в каждый недостаток, не предлагая при этом ничего конкретного, тоже большого ума не надо.

       Заглянув в любую книгу по истории, можно совершенно точно сказать, что ни один историк не оценивал положительно свое время, чаще вообще предпочитал не касаться этой щекотливой темы, остановив свое повествование на событиях, происшедших, как минимум, лет за 50 до времени написания книги. Так, может быть, и нам не стоит оценивать происходящие события однозначно? Не лучше ли будет пустить время на самотек, а самим «нести свой кирпич к алтарю мироздания»? Или, может быть, два кирпича, или целую тележку — это уж кому, что по силам...

2 фрагмент.

      Сложно  жить нашему брату в сегодняшнем мире .  Но жить надо, и не только жить, но и творить, честно трудиться. Если я смогу помочь кому-то в трудную минуту, смогу уберечь  хотя бы одного человека от наркотиков и так сделает каждый, то, возможно, мы что-то изменим в этой жизни.

      Как бы мы не относились сейчас к книгам Н. Островского, А. Фадеева, нужно отдать им должное: у молодежи того времени были свои герои. Их порождала сама жизнь. Писателю только оставалось найти и описать их. Я уверен, что слова Н. Островского остаются правильными для любого поколения: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».  Да, жить стоит, жить стоит всегда, каким бы бесперспективным ни было положение. Ведь после ночи всегда бывает утро, лето сменяет зиму. Так и социальный подъем сменит упадок в нашей стране, тем более что первые шаги уже сделаны, и, возможно, решающие действия  по устранению кризиса будут принадлежать нам.

3 фрагмент.

     Принято говорить о вековечном отставании России, изображать ее страной убогой, забытой и забитой. Этот стереотип сформировался не без помощи средств массовой информации. Воспиталось уже целое поколение этой теории.

     Это поколение – мое поколение, и мне грустно это осознавать. У нас сформировалось определенное мнение о нашей стране.  И уже упреки  в безнравственности мы отвечаем, что вначале нужно создать условия, тогда мы будем моральными, а пока их нет, не требуйте от нас нравственного поведения.

     А по-моему, это оправдание аморальности.

     Как же быть? Нужно не просто осознать, но и остро ощутить, что только при бескомпромиссном признании абсолютных ценностей может существовать нравственное поколение.

4 фрагмент.

     Мне пятнадцать лет. Мы, пятнадцатилетние, считаем, что это самый лучший возраст. В пятнадцать лет – это лето круглый год, солнце в пасмурном небе… В пятнадцать лет ты уже взрослый человек, но еще ребенок. Мы любим играть. Играть в куклы, в прятки, в жизнь.

     А жизнь -  это убегающие вдаль секунды, минуты, часы, дни, года…  В нашем возрасте их не замечаешь. А когда заметишь, оглянешься назад, то можешь обнаружить, что случайно наступил на чью-то жизнь. Хорошо, если только немного задел, а ведь мог наступить крепко, приплюснуть, раздавить. И наша пятнадцатилетняя жестокость – просто ответная реакция на время. Мы не виноваты. Время нас сделало такими.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...